Урок русского языка в 3 классе Тема: «Склонение имен существительных».
методическая разработка по русскому языку по теме
обобщение знаний об основных типах склонения имен существительных;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_sklonenie_imen_sushchestvitelnyh.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Тема: «Склонение имен существительных».
ЦЕЛИ:
Обучающие: а) обобщение знаний об основных типах склонения имен существительных;
б) закрепление умения различать существительные 1,2,3 склонения
Развивающие: a) формирование учебно-познавательной деятельности;
б) формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;
в) развитие интереса к предмету
г) формирование умения выполнять творческие задания;
д) развитие речи, фонематического слуха, умения слушать.
Воспитывающие: а) воспитание навыка самостоятельной работы;
б) воспитание навыка работы в группах.
в) воспитание любви к родному краю
Ход урока:
- Организационный момент. Психологический настрой
- Ребята, посмотрите на облака. Какое из них вам больше нравится?
Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.
2. Чистописание: «Слово рассыпалось»
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Сс Вв Ее Нн Аа
- Какое слово можно составить из этих букв?
-А какой праздник мы отмечали недавно в нашей республике? Что он означает?
- Посмотрите на звуковую «рубашку» этих слов. Какое слово «лишнее»? Почему?
(в’ э с н а ) (с т’ э п’ )( т’ у л’ п а н )(т р а в а )
- Запишите эти слова. Что у них общего? На какие три группы можно разбить эти имена существительные?
3.Постановка целей урока:
- Сегодня мы с вами закрепим знания об основных признаках, по которым распознаются существительные 1,2,3 склонения.
Чтоб в мир природы окунуться
Поможет нам сейчас урок.
И мы отправимся все вместе
В степь в гости на часок.
4.. Обобщение и систематизация знаний учащихся (Актуализация знаний)
1). Словарная работа. Индивидуальные задания
- Урок начинаем со словарной работы.
1 ученик – дополнить каждую группу слов своими примерами (весна, степь, тюльпан)
2 ученик – составить с данными словами (весна, степь, тюльпан) предложение, выделить главные члены.
3 ученик – Подобрать однокоренные слова к слову (трава) Используй суффиксы
- ушк -, - к -, - ин -, - ян-, - ист –
4-6 ученик индивидуальные карточки
- Природа меняется весной. Давайте поможем нашей степи надеть весенний наряд.
Назовите орфограммы в этих словах, определите склонение, и в степи распустится тюльпан.(дети за правильный ответ получают цветок)
Со.нце, лист.я, тра.ка, .алмыкия, ту.ка, ц.рк, за.ц, гра..атика, оз.ро, внуч.та, об.явление, пар.ход
2). Воспитательный момент
- Посмотрите, степь преобразилась. Тюльпаны – символ весны. Ребята, а если вы пойдете в степь за тюльпанами, вы знаете правила поведения в степи? Степные тюльпаны занесены в Красную книгу. Любите степь, берегите сами и учите других беречь природу родного края.
3).Склонение имени существительного
- Что такое склонение? Посмотрите на солнышко. Сколько у него лучей? Верно, столько же падежей у имени существительного. При помощи вопросов падежей слово изменяет свое окончание.
(работа у доски)
а) Работа «цепочкой»: Соотнесите вопросы и падежи.
И.п кого? Чего?
Р.п кому? Чему?
Д.п кто? Что?
В.п. кого? Что?
Т.п. о ком? О чем?
П.п кем? Чем?
б) Просклоняйте слово (весна, степь, тюльпан) по рядам
-Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям?
4) Упражнение в нахождении имен существительных 2 склонения в тексте
Посмотрите, солнышко тучки закрыли и дождик идет. Дождь для степи, конечно, хорошо, но и солнышко жалко. Вам хочется, чтобы оно засветило нам? Тогда поможем капелькам упасть на землю.
В. Шуграева:
Солнце, солнышко, скорей
Выгляни из тучки,
Теплым лучиком согрей
Мне лицо и ручки!
Ну, а ты, мой дождик, ты
Уходи обратно.
Оросил ты все цветы,
Напоил ты все кусты,
А теперь ты отдохни, Милый дождик, ладно?
Выпишите из текста имена существительные 2 склонения в начальной форме. Укажите род.
Проблемная ситуация Как определить склонение имен существительных во множественном числе?
- Молодцы, ребята, солнышко засветило и улыбается нам всем. Даже цветочки стали ярче.
5. Физминутка
Наши нежные цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
Зарядка для глаз по офтальмотренажеру
6). Творческое задание. Работа по группам.
- Наступила весна. Все вокруг ожило. Мир наполнился звуками. Подберите подходящие по смыслу имена существительные, определите склонение.
Журчит________
Зеленеет_______
Распускаются________
Тает____________
Звенит___________
7. Самостоятельная работапо вариантам. Тест
- Мы активно поработали вместе, а теперь выполним самостоятельную работу на оценку.
Тема: Имя существительное. Основные типы склонения имён существительных.
Что проверяет тест:
- Представление о трех типах склонения имен существительных.
- Умение различать существительные 1, 2, 3 склонения
- Умение определять тип склонения существительных, данных в начальной форме
1 вариант
1. Выбери и подчеркни правильный ответ.
Тип склонения существительных определяют
а) по роду существительного;
б) по окончанию существительного в начальной форме;
в) по роду существительного и его окончанию в начальной форме;
2.Определи тип склонения по его признакам.
Ж.р., нулевое окончание - ________скл
Ж.р., м.р.,-а,-я - _______скл
М.р., нулевое окончание; ср.р., -о,-е - ____скл
3. Определи тип склонения существительных. Стрелками укажи правильный ответ.
Земля
Лень 1 склонение
Овца
Дуб 2 склонение
Дедушка
Мышь 3 склонение
4. Прочитай. Определи тип склонения существительных.
На сосне (____) веселый дятел(____) белке (____)домик (____)конопатил.
2вариант
1. Выбери и подчеркни правильный ответ.
Тип склонения существительных определяют
а) по окончанию существительного в начальной форме;
б) по роду существительного и его окончанию в начальной форме
в) по роду существительного;
2.Определи тип склонения по его признакам.
М.р., нулевое окончание; ср.р., -о,-е - ____скл
Ж.р., нулевое окончание - ________скл
Ж.р., м.р.,-а,-я - _______скл
3. Определи тип склонения существительных. Стрелками укажи правильный ответ.
роща
окно 1 склонение
Овца
ведро 2 склонение
дядя
степь 3 склонение
4. Прочитай. Определи тип склонения существительных.
И днем (____), и ночью(____) кот(____)ученый все ходит по цепи(____)кругом.
8. Упражнение по развитию речи.
С наступлением весны в степь вернулась жизнь. И жаворонок вернулся из дальних стран в родную степь. Как вы думаете, о чем его песня?
Заслушиваются ответы детей.
9. Итог урока.
- Ребята, а как вы думаете, почему так много сложено песен, написано стихотворений о нашей степи?
Послушайте,с чем сравнивает степь Д.Кугультинов:
Д. Кугультинов
Как ты прекрасна, степь моя в апреле!
Хрустально – звонкий воздух, и простор,
И колокольчик – жаворонка трели!
Ты – музыка, чьи звуки с давних пор
Какой – то гений, в неизвестность канув,
Переложил на живопись тюльпанов.
И в подтверждение этих слов, является народная мудрость
( на калмыцком языке:
Степь – моя бабушка,
Степь – мое богатство,
Степь – моя радость,
Степь – моя жизнь! )
Существительные какого склонения здесь использованы?
А я узнала, что в калмыцком языке слова, заканчивающиеся на согласный, кроме «н», относятся ко 2 склонению.
10. Оценивание учащихся. Домашнее задание
Составить рассказ «Весна в степи», нарисовать рисунок
11. Рефлексия
- Ребята, посмотрите на облачка. Какое из них вам больше нравится?
Урок закончен. Спасибо
Тройченко Светлана Серафимовна
учитель начальных классов Городовиковской средней школы №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс "Три склонения имени существительного"
Урок по развивающей системе Л.В. Занкова 3 класс "Три склонения имени существительного"...
Урок русского языка.3 класс. Тема"Склонение имен существительных".УМК "Начальная школа XXI века".
Урок русского языка составлен в соответствии с требованиями ФГОС.На этом уроке использовались элементы разноуровневой дифференциации.Тип и форма урока оптимальны для данного возраста учащихся да...
урок русского языка, 3 класс. Третье склонение имен существительных
урок русского языка в 3 классе....
Урок русского языка 4 класс 3 склонения имени существительного
Конспект урока русского языка "3 склонения имени существительного" 4 класс по "Школе России"...
Технологическая карта открытого урока русского языка 4 класс. Тема "Склонение имён существительных множественного числа"
Окрытый урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа России" Тема урока: "Склонение имён существительных множественного числа"Технологическая карта урокаПриложение к уроку...
Технологическая карта урока русского языка 4 класс "3-склонение имен существительных"
Технологическая карта урока русского языка 4 класс "3-склонение имен существительных" Школа России...
Презентация- нетрадиционная форма контроля. К уроку русского языка 4 класс. Тема: "Склонение имён существительных"
Одним из важнейших элементов занятия является контроль знаний, умений и навыков. С его помощью устанавливается обратная связь, с легкостью можно пронаблюдать за уровнем усвоения материала.Следует отме...