Русский язык
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме

Копейкина Алла Владимировна

Урок по теме "Род имен существительных", 2 класс

Презентация, 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx21.04 КБ
Файл rod_imen_sushch07.pptx1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Род имён существительных.

2 класс.

Тип урока: урок введения новых знаний.

Тема:  Род имён существительных.

Цели: научить определять род имён существительных.

Задачи:

познакомить  с категорией рода имён существительных и  приемами распознавания рода имен существительных;

развивать и обогащать речь учащихся;

развивать интеллектуальные и коммуникативные   навыки;

воспитывать заботливое отношение к птицам.

Оборудование: в проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации .

                                                                       ХОД УРОКА.

I. Организация класса.

Приветствие. Настрой на работу. (Слайд № 1 по щелчку)

II. Актуализация знаний.

  1. Игра на внимание «Муха» (1кл. вправо, 1кл. вверх, 1кл. влево, 2кл. вниз, 2кл.вправо). Появится буква с. (Слайд № 2,3)
  2. Минутка чистописания. Записывают букву с. По вариантам: с гласными, показывающими твердость предыдущего согласного – 1 вариант, с гласными, показывающими мягкость предыдущего согласного – 2 вариант.
  3. Какая часть речи начинается на букву с? (имя существительное)
  4.  Игра «Да – нет»

Имя  существительное – это часть речи? (Да!)

Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Нет!)

Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)

Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!)

Имена  существительные  обозначают  предмет? (Да!)

Самостоятельно придумайте свой вопрос к игре.  (Имена  существительные  могут  быть одушевлёнными или  неодушевлёнными?)

III.  Словарная работа (кроссворд)

Дети записывают отгадки к загадкам.

  1. Осенним и зимним бывает оно.В шкафу есть местечко всегда для него. (пальто)
  2. Замечательный художник

У окошка побывал.

Отгадайте-ка, ребята,

Кто окно разрисовал? (мороз)

  1. Сильный ветер со снегом. (метель)
  2. Арбуз – большая сочная _____. (ягода)
  3. Столовая для птиц. (кормушка)

Воспитательная беседа «Помоги птицам». (Слайд№4)

  1. Скатерть бела все поле одела. (снег)
  2. О ком писал А.Пушкин _____! «Ты могуч, ты гоняешь стаи туч». (ветер)

Фразеологизм «Бросать слова на ветер»

Какой частью речи являются данные слова? Докажите.

IV. Подводящий диалог к формулированию новой темы.

Совместное открытие новых знаний.

  1. Дети устно составляют предложения с одним из слов кроссворда.
  2. Учитель от имени Незнайки предлагает варианты предложений. (Слайд № 5)
  3. Ударил сильный мороз. Оно сковал все реки льдом. (он)

Вечером поднялась метель. Он замела все дорожки в саду. (она)

Мне купили новое пальто. Она очень теплое. (оно)

Дети ищут ошибки, заменяют существительные соответствующими местоимениями.(Слайд№6)

По своим наблюдениям дети объединяют слова в группы (мороз,ветер,снег; метель,ягода,кормушка;пальто).

  1. Вывод: существительные имеют категорию рода. (Слайд№7)

V. Сообщение темы и задач урока.

Тема: «Род имен существительных». (Слайд№8)

Как вы понимаете слово род? (Это семья, родня).Работа с толковым словарём.

Какова наша учебная задача на этом уроке? (Научиться определять род имён существительных)

Правило. (Слайд №9)

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он - мой».

Средний род – оно, моё!

Это правило твоё!

Памятка (Слайд №10  ). Вывешиваем памятку на доску.

   м.р.            ж.р.           ср.р.

он, мой        она, моя        оно, моё

  дом           книга          солнце

VI. Оздоровительная минутка

Зрительная гимнастика.

Учащиеся следят за траекторией движения мяча. (Слайд № 11 )

Определите род предмета, который двигался по экрану. (Мяч, он мой – м.р)

VII. Первичное закрепление.

  1. Мотивация: ученики сами определяют алгоритм определения рода имен существительных

 Имёна существительные, к которым можно поставить слова он, мой – мужского рода, имёна существительные, к которым можно поставить слова она, моя – женского рода, имёна существительные, к которым можно поставить слова оно, моё – среднего рода.

  1. Сейчас попробуем полученные  знания применить на практике. (слайд №12-17  )

Картинный диктант. Имена существительные даны в ед.ч.

К какому роду относятся? Вывод (Слайд№18)

  1. Проблемный вопрос.

Как определить род им. существительного во мн.ч.?

Дети сами находят ответ на данный вопрос. ( им. сущ. во мн.ч. ставим в ед.ч., далее по алгоритму). (Слайд№19)

  1. Сейчас попробуем полученные  знания применить на практике (Слайд № 20 )

Картинный диктант. Имена существительные даны во мн.ч.

К какому роду относятся?

VIII. Физкультминутка.

Игра « Найди лишнее». (Слайд №21  ). Дети могут объединиться в группы.3 карточки.

  • цветок, арбуз, дядя, автобус, книга, дом, муравей
  • белка, мышь, машина, озеро, семья, игра, стрекоза
  • платье, дерево, поле, окно, дверь, сердце, крыльцо

IX. Повторение и систематизация изученного материала.

  1. Дифференцированные задания.

3 ученика получают индивидуальные карточки. (Оценки)

Карточка.

  • Запиши предложения, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Наступила з*ма выпал пуш*стый сне* оз*ро покрылось л*дом.

  • Определи род выделенных слов.

  1. Самостоятельная работа учащихся. (Слайд №22 )

  • Составьте и запишите предложения, вставив пропущенные буквы.

л*сной, тихо, на, полянке, з*мой

пуш*стый, накрыл, д*ревья, сне*

  • Найдите имена существительные и определите их род.

  1. Проверка (Слайд №23 )

X. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.

1. Что нового узнали об имени существительном?

Какого рода они бывают? Как определить род?

2. Тест (перфокарты)

Слова: вьюга, снегирь, небо, лед, перо, снежинки.

3.  Самопроверка (Слайд №24 )

4. Домашнее задание. (Слайд №25 )

Придумать и записать им. существительные мужского, женского и среднего рода в 3 столбика по 5 слов в каждый столбик.

5. Проанализируйте свою деятельность. Если на уроке было интересно и легко, нарисуйте солнышко, если какие-либо задания вызывали у вас затруднения – снежинку, если было трудно на уроке – тучку. (Слайд№26)

6. Учитель благодарит ребят за работу на уроке. (Слайд №27 )


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 2 класс

Слайд 2

1 4 7 . 2 5 8 3 6 9 Игра «Муха»

Слайд 3

1 4 7 2 5 8 3 6 С 9 Игра «Муха»

Слайд 5

Позаботьтесь о птицах!

Слайд 6

Ударил сильный мороз. Оно сковал все реки льдом. Вечером поднялась метель. Он замела все дорожки в саду. Мне купили новое пальто. Она очень теплое. Помоги Незнайке

Слайд 7

Ударил сильный мороз. Он сковал все реки льдом. Вечером поднялась метель. Она замела все дорожки в саду. Мне купили новое пальто. Оно очень теплое.

Слайд 8

мужского рода женского рода среднего рода Имена существительные бывают

Слайд 9

Цель урока: научиться определять род имён существительных. Род – семья, родня Тема: Род имен существительных.

Слайд 10

Женский род запомню я И скажу: «Она – моя». И запомню род мужской И опять скажу: «Он - мой». Средний род – оно, моё! Это правило твоё!

Слайд 11

М. р. он мой род Ср. р. оно моё Ж.р. она моя

Слайд 20

Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе , надо поставить его в единственном числе : Ср. р Ж.р. Имена – имя, фамилии - фамилия МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

Слайд 21

Определи род имени существительных бананы – арбузы - орехи – яблоки - огурцы – груши - лимоны - вишни -

Слайд 22

цветок, арбуз, дядя, автобус, книга, дом, муравей белка, мышь, машина, озеро, семья, игра, стрекоза платье, дерево, поле, окно, дверь, сердце, крыльцо Найди «лишнее»

Слайд 23

л* сной , тихо, на, полянке, з *мой пуш * стый , накрыл, д * ревья , сне * Найдите имена существительные и определите их род. Составьте и запишите предложения, вставив пропущенные буквы.

Слайд 24

ж.р. ж.р. Тихо з и мой на л е сной полянке. м.р. ср.р. Пуш и стый сне г накрыл д е ревья.

Слайд 26

м.р. ж. р. ср.р. 1 2 3 4 5 6

Слайд 27

м.р. ж. р. ср.р. 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 +

Слайд 28

Придумать и записать им. существительные мужского, женского и среднего рода в 3 столбика по 5 слов в каждый столбик. м.р. ж.р. ср.р. Домашнее задание

Слайд 29

Как чувствовали себя на уроке Хорошо Были затруднения Трудно

Слайд 30

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...