Рабочая программа по русскому языку. 1 класс.
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Вольская Ольга Анатольевна

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  УМК «Школа России»,  авторской программы «Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко, сборника рабочих программ «Школа России». Включает развёрнутое тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yaz_1kl_shk_rossii_.doc254.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18 г. Иркутска

Рассмотрено на заседании МО

____________________________

Протокол № ____ от __________

Руководитель МО ___________

Согласовано ______________

Заместитель директора по УВР

Утверждаю ____________________

Директор МОУ СОШ № 18

Кадникова М.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

По русскому языку в 1 б классе

 

Составитель:

Вольская О.А.,

учитель нач. классов,

высшая квалиф. категория

 


Пояснительная записка

          Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  УМК «Школа России»,  авторской программы «Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко, сборника рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.

     Специфика предмета «Русский язык» состоит в том, что образование младших школьников в области родного языка является определяющим в процессе личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития ребенка, формирования его индивидуальности, становления всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения, познания окружающего мира и самого себя.

     Цель изучения курса «Русский язык» для обучаемых 1 класса – открыть первоклассникам русский язык как предмет изучения. При введении русского языка как учебного предмета речь идет не только о систематизации знаний учащихся, полученных ими в букварный период, но и о принципиально новых целях, формах и содержании работы. Так, если в области фонетики и графики в букварный период задача   состоит в том, чтобы научить детей переводить слово звучащее в слово написанное.  

    Работа со словом на уроках русского языка, кроме анализа его лексического содержания и употребления в речи, имеет целью:

– показать детям отношение двух реальностей: окружающего мира (предметов, их действий и признаков) и слова, способного отразить этот мир во всем его многообразии;

– представить учащимся слово как предмет изучения, пробудить интерес детей к анализу различных его сторон и узнаванию закономерностей, по которым оно живет.

   Одна из задач работы над словом в 1 классе – подготовить учащихся к изучению в последующих классах начальной школы различных лексико-грамматических категорий слов русского языка (частей речи).

   Особое место на уроках русского языка в 1 классе занимает знакомство с основными признаками предложения. В процессе анализа составленных или готовых текстов важно подвести первоклассников к пониманию того, что:

– предложение высказывается с определенной целью – сообщение, побуждение к действию, постановка вопроса – и может произноситься с различной интонацией;

– в устной речи именно интонация придает законченность мысли, высказанной в предложении;

– в письменной речи интонация передается специальными знаками, которые называются знаками препинания.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Программа ориентирована:

– на формирование у младших школьников представления о русском языке как целостной системе;

– на освоение детьми первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка, о его лексико-грамматическом и синтаксическом строе;

– на знакомство с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания, с особенностями двух форм речи – устной и письменной;

– осознание (различение) детьми двух реальностей – окружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мир во всем его многообразии;

– поддержание и развитие чувства языка, свойственного детям;

– овладение ведущими методами лингвистического анализа – действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха.

 Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмическими предписаниями, словарями и т. д.), способность к самооценке и самоконтролю.

 Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребенком цели предстоящей работы, необходимых для ее выполнения познавательных действий и выбор соответствующих учебных средств, установление последовательности учебной работы и распределение ее во времени.

 Самооценка и самоконтроль, тесно связанные с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируются как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебнику, тетради и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешного выполнения задания.

Курс включает систему понятий, относящихся:

– к фонетике (звуки речи, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиция звуков в слове; звуковой, звукослоговой анализ слова);

 графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками речи и буквами, их обозначающими);

слову (морфемный состав слова; лексическое богатство языка, прямое и переносное значение слова, синонимы и антонимы, многозначность слова; части речи, их лексико-грамматические признаки);

предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении; словосочетание как распространенное слово; виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонации; распространенные и нераспространенные предложения);

Основной языковой единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка.

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

         Линии, общие с курсом литературного чтения:

-овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

-овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

-овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

         Линии, специфические для курса «Русский язык»:

-приобретение и систематизация знаний о языке;

-овладение орфографией и пунктуацией;

-раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

-развитие чувства языка.

 

              2. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается в 1 классе 5 часов в неделю, 165 часов в год.  Из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

 3. Содержание учебного предмета «Русский язык»  

        Наша речь – 2 ч.   Язык и речь.

       Текст, предложение, диалог – 3 ч.  Текст и предложение. Диалог.

       Слова, слова, слова… - 4 ч.  Слово.

       Слово и слог. Ударение – 6 ч.  Слово и слог. Перенос слов. Ударение.

        Звуки и буквы – 35 ч.  Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Согласные звуки. Буквы Й и И. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак (Ь). Глухие и звонкие согласные звуки. Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Заглавная буква в словах.

       

          Проверка и оценка усвоения программы.

        Уровень усвоения материала проверяется с помощью написания диктантов, тестов, контрольного списывания, которые включают базовый и повышенный уровни.

Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 учащимся 1 классов оценка (отметка) не выставляется. 

Данные изучения предмета занесены в портфолио ученика.

Контрольно-измерительные материалы

№ урока

Дата

Вид работы

По теме

8

Контрольное списывание  

Предложение.

27

 

Проверочный диктант

Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

39

 

Контрольное списывание  

Предложение. Звуки и буквы.

44

 

Тест  

Мои достижения

41

 

Проверочный диктант

Звонкие и глухие согласные звуки.

46

 

Проверочный диктант

Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу.

48

 

Контрольный диктант  

За год

Календарно – тематическое планирование

по  русскому языку

Класс  

Учитель Вольская О.А.

Количество часов

Всего  50  час; в неделю  5   час.

Плановых контрольных уроков  7,  из них проверочных диктантов  3, контрольных диктантов 1, контрольного списывания 2,  тестов  1 

Планирование составлено на основе   УМК «Школа России», авторской программы «Русский язык» авторов В.П.Канакиной,    

                                                В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной и др.,  сборника рабочих программ «Школа России». 1–4 классы:

                                                пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011

Учебник   Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе / В.П. Канакина,

                 В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2011.     

      Дополнительная литература  Канакина В.П.  Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных      

                                                            учреждений.  – М.: Просвещение, 2011.

№ п/п

Тема урока

Кол-во ча-сов

Обучающая цель

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Сроки

понятия

предметные результаты

универсальные учебные действия (УУД)

личностные
результаты

план

факт

Наша речь (2 ч.)

1

 Наша речь. Её значение в жизни людей.

1

Знакомство с учебником «Русский язык». Знакомство с видами речи. Различение устной и письменной речи.

Речь,  слушание, говорение, чтение, письмо, русский язык

 Научится  различать устную и письменную речь, писать без ошибок слова язык и русский язык

 Получит возможность научиться строить высказывания о значении языка и речи  

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Проявлять уважение к языкам других народов.

2

Устная и письменная речь.

Русский язык — родной язык русского народа

1

Различение устной и письменной речи.

Построение высказываний о значении языка и речи. Познакомить с методами работы со словарными словами

Речь,  слушание, говорение, чтение, письмо, русский язык

  Научится  различать устную и письменную речь, писать   слова язык и русский язык

 Получит возможность научиться строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека.

Регулятивные:  оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя»

Познавательные:  находить информацию (текстовую, графич.) в учебнике  

Коммуникативные:  сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

Проявлять уважение к языкам других народов

ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ДИАЛОГ – 3 ч.

3

Текст и предложение (общее представление)

1

Установление смы-словой связи  между предложениями в тексте. Выбор подходящего заголовка.

Текст и предложение

Научатся:  отличать текст от предложения, выделять предложения из речи  

 Получат возможность научиться озаглавливать текст, составлять текст из деформированных предложений

Регулятивные: уметь действовать по плану.

Познавательные: умение распознавать объекты, выделяя существенные признаки. Коммуникативные: умение работать в парах, обучение сотрудничеству

Начальные навыки адаптации
в динамично

изменяющемся мире

4

Предложение.

Предложение как группа слов, выражающая закончен-ную мысль.

1

Выделение предложений из речи. Установление связи слов в предложении.

Прописная буква в начале предложения

Научатся:    правильно оформлять предложения на письме  

 Получат возможность научиться   составлять небольшие тексты по рисунку

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять  установленные правила  

Познавательные:  находить информацию в учебнике, анализировать ее содержание.

Коммуникативные: обращаться за помощью

Проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию

5

Диалог.

   

1

Выразительное чтение текста по ролям. Наблюдение за постановкой знаков препинания в предложении и диалоге.

Предложения
с разной интонацией

Научатся:    распознавать диалог в письменной речи.

 Получат возможность научиться  составлять предложения по заданной схеме.

Регулятивные:  оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя»  

Познавательные:  находить информацию   в учебнике, анализировать ее содержание.

Коммуникативные:  распределять роли при чтении диалога.

Принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе.

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… - 4 ч.

6

Роль слов в речи.

Р.р. Составление текста по рисунку и опорным словам.

1

Что такое слово?

Что такое название предмета?

Цели: уточнить знания о роли слов в речи; обогащать лексический запас учащихся

Слово – название предмета

Узнают, что названия предметов – это слова.

Научатся:   

определять количество слов в предложении; составлять текст по рисунку и опорным словам

Регулятивные: самостоятельность и личная ответственность за  поступки

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Проявлять

чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника

7

Слова-названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов.

Классификация и объединение слов в тематические группы

1

На какие вопросы отвечают слова – названия предметов, …?

Цели:  сформировать умение различать слова, называющие предмет и явлений, признаков предметов, действий предметов.

Вопросы кто?
и что?

какой?

что делать? что сделать?

Узнают, что слова-предметы отвечают
на вопросы
кто? или что?..

Научатся: различать слова, называющие предмет и явлений, признаков предметов, действий предметов.

Регулятивные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

8

Вежливые слова.

Тематические группы слов.

Контрольное списывание  

1

 Цель: учить  использовать в речи «вежливые слова».

Вопросы    пенал, здравствуйте, благодарю.

 Научатся: выделять слова действия в речи, составлять предложения с заданным словом, составлять и записывать предложения по рисункам

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

 Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

9

Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова.

 

 

1

Как различать слова – действия предметов?

Цели: продолжить работу над понятием  Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова.

 

Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

Научатся:  классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы.

Регулятивные: преобразовать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:  работать со словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове.

Коммуникативные:  сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

Проявлять познавательный интерес к происхождению слов.

СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ. – 6 Ч.

10-11

Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).

Деление слов на слоги.

  

2

Как правильно разделить слово на слоги?

Цели:  конкретизировать представления о том, что слог образует гласный звук; совершенствовать навыки в делении слов на слоги, в фонетическом разборе слов

Деление слов  на слоги

лисица.

Узнают, что слог образует гласный звук.

Научатся: делить слова на слоги, распознавать односложные, двусложные и трёхсложные слова, писать изученные слова с непроверяемыми написаниями

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять  установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

12-13

Перенос слов

Правила переноса слов   

Р.р. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

2

Как переносить слова с одной строки на другую?

Цели: познакомить с правилом переноса слов с одной строки на другую, отработать умение делить слова на слоги

Перенос слов, правила  переноса

Узнают  правила переноса слов с одной строки на другую.

Научатся:  делить слова на слоги,  переносить слова с одной строки на другую, выполнять фонетич. разбор

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

14

Ударение (общее представление) Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения.  

1

Что значит «ударный» или «безударный» гласный?

Цели: познакомить с понятиями «ударный гласный» и «безударный гласный»; совершенствовать умение уч-ся определять ударный гласный в слове.

«Ударный» или «безударный» гласный

Научатся: различать ударные и безударные гласные, определять ударный гласный в слове, выделять ударные
и безударные гласные.

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять  установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

    Принятие образа «хорошего ученика»

15

Ударные и безударные слоги

Зависимость значения слова от ударения.

Р.р. Коллективное составление содержания основной части сказки.

1

Почему во многих словах произношение слова  расходится с его написанием?

Цели: познакомить со случаями расхождения написания и произношения безударных гласных; развивать навык в определении различий в написании и произношении безударных гласных.

Орфоэпический словарь

Научатся: различать написание и произношение безударных гласных,   применять на практике правило о проверке слов с безударной гласной, соблюдать орфоэпические нормы в наиболее употребительных словах

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Мотивация учебной деятельности

ЗВУКИ И БУКВЫ – 35 ч.

16-17

Звуки и буквы

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

2

Что такое звук? Что такое буква?

Цели: уточнить знания учащихся о звуках и буквах; совершенствовать умение различать звуки и буквы; развивать речевой слух; обогащать словарный состав речи

Звук и буква

Узнают отличительные признаки звуков и букв.

Научатся: различать звуки и буквы, переводить слово звучащее в слово написанное

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета.

Мотивация учебной деятельности

 18-

Русский алфавит, или Азбука

Значение алфавита.

 Контрольное списывание  

2

 Познакомить с русским алфавитом, использование алфавита при работе со словарями.

*Слова с непроверяемым написанием: хорошо, учитель,

Знакомство с этимологией слов алфавит и азбука.

Узнают значение алфавита

Научатся:  правильно называть буквы в алфавитном порядке; располагать заданные слова в алфавитном порядке.

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать умение  находить незнакомые слова в словаре

Коммуникативные: задавать вопросы,  формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

20

Гласные звуки и буквы.

Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сонсын).

1

 Цели: совершенствовать умения правильно произносить звуки в слове и называть буквы; распознавать гласные звуки, а также буквы, которыми обозначаются на письме эти звуки; развивать навыки фонематического анализа слов

Звукобуквенный анализ слов

Узнают отличительные признаки гласных и согласных звуков.

Научатся  правильно называть буквы, распознавать гласные звуки, а также буквы, которыми обозначаются на письме эти звуки

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования   языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

 Принятие образа «хорошего ученика»

21-22

Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах.

Гласные звуки

Слова с буквой э.

Р.р. Составление развёрнутого ответа на вопрос.

2

Что значит понятие «йотированные гласные»?

Цели: систематизировать знания о буквах

е, ё, ю, я
в начале слова

Йотированные гласные

Научатся: распознавать йотированные гласные в начале слова
и обозначать их на письме буквами, формулировать вывод по результатам наблюдений

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать   умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

23-24

Обозначение ударного гласного буквой на письме.

Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах.

2

Почему во многих словах произношение слова  расходится с его написанием?

Цели: познакомить со случаями расхождения написания и произношения безударных гласных; развивать навык в определении различий в написании и произношении безударных гласных

Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах.

Научатся: различать написание и произношение безударных гласных, выделять ударные и безударные гласные, применять на практике правило о проверке слов с безударной гласной, соблюдать орфоэпические нормы  

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Мотивация учебной деятельности

25-26

Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

 

2

 Цели:  познакомить со способами проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова).

Звукобуквенный, или фонетический, разбор

Научатся:  применять на практике правило о проверке слов с безударной гласной, соблюдать орфоэпические нормы в наиболее употребительных словах

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться
за помощью

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

27

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

Проверочный диктант.

1

Развивать навык
в определении различий в написании и произношении безударных гласных; способствовать овладению учащимися орфоэпическими нормами
в наиболее употребительных словах

Словарные слова

 Научатся  соблюдать орфоэпические нормы в наиболее употребительных словах

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

28

Согласные звуки и буквы.

Буквы, обозначающие согласные звуки.

 

1

Какие звуки называют согласными звуками?

Цель: познакомить со Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка — бочка).  

Согласные звуки и буквы.

Научатся: определять звонкие и глухие согласные звуки в словах
и обозначать их на письме буквами, формулировать вывод по результатам наблюдений

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: ставить вопросы,  формулировать собственное мнение и позицию

Мотивация учебной деятельности

29

Слова с удвоенными согласными.

1

 Цели:   Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са).

Деление слов  на слоги

Узнают способ переноса слов с удвоенными согласными

Научатся: делить слова на слоги, распознавать односложные, двусложные и трёхсложные слова, писать изученные слова  

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять  установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

30

Слова с буквами И и Й

Слова со звуком [й’] и

буквой «и краткое».

1

Как правильно разделить слова на слоги?

Цели: познакомить с особенностями звука [й’] и буквы й; совершенствовать умения делить слова на слоги, распознавать гласные  и согласные
звуки, выполнять фонетический анализ слов

Слог, деление слов на слоги

Узнают особенности звука [й’] и буквы й.

Научатся: делить слова со звуком [й’] на слоги, распознавать  гласные и согласные звуки, выполнять фонетический анализ слов

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования  языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

31-33

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

3

Цели: активизировать представления учащихся о различии согласных по твердости – мягкости; обобщить представления о способах обозначения мягкости согласных; сформировать умение обозна-чать мягкость согласных мягким знаком

Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами

Узнают особенности букв  е, ё, ю, я.

Научатся: различать согласные по твёрдости – мягкости, обозначать на письме мягкость согласного звука буквами е, ё, ю, я

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

34-35

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком.

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

2

Цели: активизировать представления учащихся о различии согласных по твердости – мягкости; обобщить представления о способах обозначения мягкости согласных; сформировать умение обозна-чать мягкость согласных мягким знаком

Мягкий знак, мягкость согласных звуков

Узнают о способах обозначения мягкости согласных.

Научатся: различать согласные по твёрдости-мягкос-ти и обозначать мягкость согласных мягким знаком

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования  языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

36

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

Р.р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

1

 Цель:  обобщить представления о способах обозначения мягкости согласных; восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

Изученные понятия

Научатся применять полученные знания
на практике

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

37-39

Звонкие и глухие согласные звуки.

Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слова. Контрольное списывание  

3

Какие звуки называют звонкими и глухими согласными звуками?

Цель: формировать умение
определять звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их на письме буквами

Звук, звонкий и глухой согласный звук

Научатся: определять звонкие и глухие согласные звуки в словах
и обозначать их на письме буквами, формулировать вывод по результатам наблюдений

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: развивать первоначальное умение  исследования языка.

Коммуникативные:  формулировать собственное мнение и позицию

Мотивация учебной деятельности

40-41

Правописание парных согласных звуков на конце слов.

Р.р. Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).

Проверочный диктант.

2

 Цели: познакомить с парными и непарными согласными, с правилом правописания парных звонких – глухих согласных; развивать умение различать парные и непарные согласные, звонкие и глухие согласные, навык правописания слов с парными звонкими – глухими согласными

Парные

согласные звуки

Узнают  парные и непарные согласные, звонкие и глухие согласные.

Научатся: различать парные и непарные согласные,   применять на практике правило о проверке слов с парными звонкими – глухими согласн. на конце слов

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять  установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

42

Шипящие согласные звуки.

Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ.

Проект «Скороговорки». Составление сборника

«Весёлые скороговорки».

1

Почему жи и ши надо писать с буквой и; ча и ща надо писать
с буквой
 а ?

Цель: уточнить знания детей о правописании сочетаний ча – ща; жи и ши ; сформировать навык написания слов с сочетаниями ча – ща; жи и ши

Сочетания
ча – ща;    жи и ши

Узнают правило правописания сочетаний жи - ши
ча – ща.

Научатся правильно произносить  и писать слова с сочетаниями
ча – ща.

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

43

44

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Итоговый тест.

2

Почему чк, чн, чт, нч надо писать без мягкого знака?

Цели: уточнить знания о правописании сочетаний Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч; сформировать умение правильно писать слова с сочетаниями Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.

Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.

Узнают правило правописания сочетаний
чк, чн, чт, нч.

Научатся правильно произносить  и писать слова с сочетаниями 
чк, чн, чт, нч.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Мотивация учебной деятельности

45-46

Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Проверочный диктант.

2

Почему чу и щу надо писать с буквой у?

Цели: уточнить знания о правописании сочетаний чу – щу; сформировать умение правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Сочетания
жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Узнают правило правописания сочетаний чу – щу.

Научатся правильно произносить  и писать слова с сочетаниями 
жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

47

Заглавная буква в словах.

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление).

1

Что такое имя собственное?

Цель: уточнить представления учащихся об имени собственном и правилах оформления имен при письме

Имя собственное

Научатся: правильно оформлять имена собственные при письме,
выбирать имена собственные, подходящие
по смыслу

Регулятивные: сличать способ действия.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения

Принятие образа «хорошего ученика»

48

Контрольный диктант.

1

Цель: проверить знания по изученным темам  

Изученные понятия

Научатся: писать слова с безударными гласными, парными согласными, буквосочетаниями, правильно оформлять предложения на письме

Регулятивные: применять установленные правила  

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

49

Заглавная буква в словах.

1

Цели: систематизировать знания учащихся об именах собственных; отработать правописание имён собственных

Имя

собственное

Научатся применять полученные знания в письменных работах

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.Познаватель-ные: использовать общие приёмы решения задач.  

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия

Принятие образа «хорошего ученика»

50

Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма).

Повторение

1

Списывать текст, содержащий изученные правила, объяснять изученные орфограммы

Научатся применять изученные правила при списывании и записи под диктовку; оценивать уровень достижений

Регулятивные: применять установленные правила  

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Проявлять на основе содержания текстов учебника гражданскую гуманистическую позицию

Требования к уровню подготовки уч-ся к концу 1-го года обучения

Обучающиеся должны:

знать / понимать:

      - название букв русского алфавита;

- признаки гласных и согласных звуков;                                                                                                                                                                                             - гласные ударные и безударные;                                                                                                                                                                                                    - согласные твердые, мягкие, звонкие, глухие;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  - правила переноса;                                                                                                                                                                                                                                              - правило написания сочетаний – жи, ши, ча, ща, чу, щу.

иметь представление:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     - о различии предложений по цели высказывания;                                                                                                                                                                                            - о признаках текста и его оформлении;                                                                                                                                                                                                     - об основных признаках согласных звуков и букв.

должны уметь:                                                                                                                                                                                                                                                - вычленять звуки из слова, правильно их произносить;                                                                                                                                                                              - различать гласные и согласные звуки и буквы;                                                                                                                                                                                - правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова;                                                                                                                                          - обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, ю, я, и и мягким знаком;                                                                                                   - делить слово на слоги, переносить слово по слогам;                                                                                                                                                                  - выделять в слове ударный слог;                                                                                                                                                                                                 - вычленять слова из предложений; четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;                                                         - правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;                                                                                          - писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов;                                                                                                                                                          - употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;

УУД:

  -  Находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  - Учиться определять цель работы на уроке с помощью учителя.

  - Учиться работать по предложенному плану; учатся высказывать свои версии, предположения.

  - В предложенных ситуациях выделять конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие и плохие.

  - Уметь объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебные пособия

  1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др.  Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений. Предметная линия учебников Л. М. Зелениной и Т. Е. Хохловой / В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2011.
  2. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 1 класс / Сост. И.В.Позолотина, Е.А.Тихонова. – М.: ВАКО, 2012.
  3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе.  – М.: Просвещение, 2011.     
  4. Канакина В.П.  Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.  – М.: Просвещение, 2011.

Печатные пособия

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, образцы письменных букв).

Касса букв и сочетаний.

Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный.

Технические средства обучения

Компьютерная техника, телевизор, DVD-проигрыватель, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

Информационно-коммуникативные средства:

1. Электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В.Г.Горецкого т др. и «Русский язык» В.П. Канакиной (СД)

2. Начальная школа. Русский язык. Демонстрационные таблицы (СД)

3. Рабочие программы. УМК «Школа России». 1 класс (СД)

Таблицы

1. Повествовательное. Вопросительное. Восклицательное.

2. Жи – ши. Ча – ща. Чу – щу.

3. Переноси правильно.

4. Безударные гласные в корне слов.

5. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

6. Фонетический разбор слова.

7. Признак. Имя прилагательное.

8. Предмет. Имя прилагательное.

9. Действие. Глагол.

10. Члены предложения.

11. Алфавит.

12. Разбор предложения по членам предложения.

13. Порядок разбора состава слова.

Карточки для самостоятельной работы.

 

 

Литература

  1. Гимпель И.А., Минкевич Н.И. Сборник изложений по русскому языку для начальной школы. / Гимпель И.А., Минкевич Н.И. – Минск, ЮНИПРЕСС, 2000. -  144 с.
  2. Зверева М.В. Изучение результативности обучения в начальных классах (система Л.В. Занкова) – Москва: «ЦОР 1», 2001, - 176 с.
  3. Канакина В. П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 классы.
  4. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 1 класс / Сост. И.В.Позолотина, Е.А.Тихонова. – М.: ВАКО, 2012
  5. Кузнецова М.И.  Учимся писать без ошибок: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся  общеобразовательных учреждений/ М.И. Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 96с.
  6. Первое сентября: Начальная школа: Мет. газ. для уч. нач. шк. – 2007. - №1-28.
  7. Первое сентября: Начальная школа: Мет. газ. для уч. нач. шк. – 2008. - №1-28.
  8. Тикунова Л.И. Контрольные работу по русскому языку: 1-4 кл. – Т.: «Родничок:, М.: «Астрель», АСТ, 2001.
  9. Узорова О.В. 500 контрольных диктантов по русскому языку: 1-3 класс.- ЗАО «Премьера» ГИППВ, 1999. – 187 с.
  10. Фёдорова Т.Л. Все виды диктантов для 1-4 классов с правилами и объяснениями. – М.: «ЛадКом», 2008. – 247 с.
  11. Чуракова Р.Г. Сборник контрольных и проверочных работ для 1-х – 4-х классов. – Москва 2003. – 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...