Урок русского языка 3 класс
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
Урок русского языка по теме: Средства связи слов в предложении. Учебник Нечаевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka.docx | 305.76 КБ |
sredstva_svyazi_slov_v_predlozhenii.pptx | 281.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
в 3 классе
по системе Л. В. Занкова
Локтина Любовь Васильевна
учитель начальных классов
МОУ «лицей №9» г. Белгорода
Тема: Средства связи слов в предложении (формы, порядок слов, служебные слова, интонация).
Первый урок русского языка (3 класс) в разделе «Как из слов образуются предложения» (ноябрь)
уместно посвятить первый урок этой темы наблюдению всех средств построения предложения, а на втором уроке уже акцентировать внимание на средствах связи слов в предложении и работе со словосочетанием.
1- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.
2- устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами
в словосочетании и предложении;
Характеризуют средства связи слов в предложении (формы, порядок слов, служебные слова, интонация). Разбирают словосочетания.
Методическое обеспечение: Н.В.Нечаева, С.Г.Яковлева «Русский язык» учебник для 3 класса, 2007г.(1 часть)
Цели:
- создать условия для наблюдения, исследования и применения обучающимися средств построения предложения;
- содействовать развитию речи, творческих способностей учащихся;
- способствовать формированию коммуникативных компетенций учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация учебного материала, карты исследования.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Проверочная работа «Дополни высказывания»
А) - В начале урока предлагаю вам проверить свои знания. Возьмите листочки. Предположите, какое задание нужно выполнить.
- Предложения по цели высказывания:
1)__________________________
2)___________________________
3) __________________________.
- Предложения по интонации:
1)_________________________
2) __________________________.
- Грамматическая основа предложения это ___________________________________________.
- Нераспростаненное предложение – это ______________________________________________.
- Распространённое предложение – это _______________________________________________ .
Б) Проверку проведем в парах. Обменяйтесь листочками. Проверьте правильность выполнения задания и за каждое веерное высказывание поставьте 1 балл.
(За каждый правильный ответ – 1 балл.)
СЛАЙД 1
III. Актуализация знаний учащихся. Подготовка к восприятию нового материала
- Какая тема объединяет все эти высказывания? Предположите, о чем мы будем вести разговор на уроке.
СЛАЙД 2
- Какое задание можем выполнить?
- Вы сформулировали тему урока. Какие действия вам пришлось выполнять?
- Итак, продолжите мою мысль: чтобы построить предложение необходимо… (определить порядок слов в предложении)
- Какую цель мы перед собой поставим? ( Будем учиться строить предложения).
- Можно сказать, что мы будем наблюдать удобные средства для построения предложений.
- Какие умения нам понадобятся?
СЛАЙД 3
III.Работа над основной темой урока
- Обратимся к учебнику, откройте страницу 95, найдите упражнение 172.
- Какое задание предлагают авторы?
Составь предложение из данных слов:
небо падать
снежинки лёгкий голубой
- Какие действия тебе пришлось выполнять, чтобы получилось предложение?
Учитель дает возможность детям прочитать записи и подумать. Ребята замечают, что необходимо изменить порядок слов, форму некоторых слов, добавить предлоги (обратить внимание, что это служебные слова).
- Запишите данное предложение.
- Чтобы рассмотреть и другие средства построения предложений предлагаю работу в группах.
Каждая группа получает карту исследования
I группе предлагается изменить форму слов, II – заменить слова родственными, III – изменить цель высказывания, IV- дополнить предложение новыми частями речи.
СЛАЙД 4
- Группа. С серого неба падает лёгкая снежинка.
- Группа. С серого неба падает лёгкий снег.
С серого неба падают лёгкие снежиночки.
- Группа. С серого неба падают лёгкие снежинки?
- Группа. С тёмного неба летят резные снежинки.
Обобщенный вывод из высказываний детей следующий: совершая предложенные изменения, мы изменяем смысл высказывания, а значит, получаем новое предложение.
- Какой вывод можно сделать?
(Совершая изменения, мы получаем новое предложение.)
IV. Физ. пауза.
V. Работа с учебником. (продолжение)
-Прочитайте задание б) к упражнению.
- Что необходимо выполнить?
Выполните взаимопроверку, поставьте 1 балл за нахождение грамматической основы и 1 балл, если правильно указаны части речи.
СЛАЙД 5
VI. Самостоятельная работа. УПР.173
- Как связаны между собой слова в предложении? (по смыслу)
- Что помогает установить связь слов в предложении? (вопросы)
Выполните самопроверку.
СЛАЙД 6
1 балл если нет ошибок
IV. Применение полученных знаний. Работа в парах.
- Для чего нужно уметь пользоваться средствами связи слов в предложении?
Эту работу можно продолжить в парах, а можно предложить, как самостоятельную.
Ваня Иванов написал для нашей школьной газеты небольшое сочинение, но что-то в нём не так. Помогите, пожалуйста, его отредактировать.
СЛАЙД 7
Подул лёгкий ласковый ветер. Закачается тонкая берёзка. Зашумела листва. Песня её прекрасна.
Дети предлагают приблизительно следующий вариант:
СЛАЙД 8
Подул легкий ласковый ветерок. Закачалась тонкая березка. Зашумела нежная листва. Песня ее прекрасна!
Учитель: Какие средства помогли отредактировать этот отрывок художественного текста?
Ученики: Изменение формы слова (закачалась), замена слова родственным (ветерок), дополнение самостоятельной частью речи (нежная), изменение интонации (последнее предложение).
V.Подведение итогов
СЛАЙД 9, 10
Сосчитайте баллы по карточке и по тетради (6-7 знания устойчивые) (9-10 знания устойчивые)
(4-5- нужно доработать) (7-8 нужно доработать)
(2-3 – требуется помощь ) (5-6 – требуется помощь)
VI. Рефлексия предметная
- Накую тему мы рассматривали на уроке?
- Назовите средства связи слов в предложении которые вы запомнили.
- Если вам понятно как работает данное средство, вы поднимаете зелёный сигнал, а если испытываете затруднения – красный.
СЛАЙД 11
Рефлексия эмоциональная
- Подведем итог.
-Какая деятельность для вас была более полезной?.
- Прикрепите флажок к соответствующей карточке.
VII. Домашнее задание
СЛАЙД 12
Упражнение №174, стр.88 учебника «Русский язык»- авторы Н.В.Нечаева, С.Г.Яковлева.
Авторы предлагают распространить предложение с условием, что во всех предложениях основа должна быть одинаковой: медведь мечтает.В каждом следующем предложении должно быть на одно слово больше.
Литература
1. Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009.
2. Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык. 3 класс». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009.
Выбирай: подбирать родственные слова, изменять форму слов, определять цель высказывания, интонацию, добавлять слова самостоятельных частей речи, добавлять служебные слова, определять порядок слов, оформлять предложение
Учитель: Как же их сделать распространенными?
Ученики: Добавить второстепенные члены.
Учитель: Сейчас я это быстренько сделаю.
На новом слайде следующие варианты:
Снежинка небо легкий падает голубой.
Тихий спускается вечер город спокойный.
Сон убаюкивает сладкий.
Учитель: Какие предложения у вас получились?
Ученики: На спокойный город спускается тихий вечер.
Убаюкивает сладкий сон.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. С серого неба падает лёгкая снежинка. 2. С серого неба падает лёгкий снег. С серого неба падают лёгкие снежиночки . 3. С серого неба падают лёгкие снежинки? 4. С тёмного неба летят резные снежинки.
С серого неба падают лёгкие снежинки. Пр. Прил. Сущ. Гл. Прил. Сущ.
снежинки (какие?) лёгкие падают (откуда? с чего?) с неба
Подул лёгкий ласковый ветер. Закачается тонкая берёзка. Зашумела листва. Песня её прекрасна.
Подул лёгкий ласковый ветерок. Закачалась тонкая берёзка. Зашумела нежная листва. Песня её прекрасна!
6-7 баллов - знания устойчивые 4-5 баллов - нужно доработать 2-3 балла - требуется помощь
9-10 баллов - знания устойчивые 7-8 баллов - нужно доработать 5-6 баллов - требуется помощь
Определять порядок слов. Изменять форму слов. Добавлять слова самостоятельных частей речи. Подбирать родственные слова. Определять цель высказывания, интонацию. Добавлять служебные слова Оформлять предложение
Упр. 174, стр.88
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...