I этап. Организационный момент. Цель - активизация учащихся.
| Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. | Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. | I этап. Организационный момент. Долгожданный дан звонок, Начинается урок, К нам без опоздания Приходи старание, Мы пришли сюда учиться, Помоги нам потрудиться.
| I этап. Организационный момент. - Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас? Коммуникативные УУД Личностные УУД |
II этап. Актуализация знаний. Цель – показать способ проверки слов с парным согласным на конце слова. ПР: Знать способы проверки слов с парным согласным на конце. | Работать с информацией, данной на доске.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать фронтальную работу по написанию букв, слов, поговорки. показать учащимся способ проверки с парным согласным на конце, включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
| II этап. Актуализация знаний. Чистописание. ЗСА зс ссс ззз
Сказка сказочка сказочник
Сказка – мёд, так и течёт.
Я взмахну палочкой и вот мы в сказке. - Жила – была девочка Мальвина. Умная, способная и любознательная. Она любила заниматься с Буратино. Мальвина говорит: «У домика парных согласных есть пруд». А Буратино ей в ответ: «Да, прут, тоненький такой берёзовый! Как шлёпнешь им…» - «Да нет же, нет! Чистый, голубой, прозрачный пруд!» - «Ничего не понимаю!» - сказал Буратино.
| II этап. Актуализация знаний. - Начнём урок с чистописания. - Почему в чистописании мы написали эти буквы, как вы думаете? (Они обозначают парные согласные звуки и составляют одну пару по глухости /звонкости. Буква з –всегда звонкий звук, а с – всегда глухой) -Как называются эти слова? Что общего, что их объединяет? (Однокоренные, родственные, у них общий корень) - Какое из слов является проверочным? А какое проверяемым? -Как понять поговорку? ( Сказка, как мёд, - сладкая, любимая, так и течёт как речка) - Как проверить согласный в конце слова мёд? (медок) - Как вы подбирали проверочное слово? (Изменяли слово, чтобы после согласного стоял гласный звук) Познавательные УУД - Ребята, вы знаете, почему произошла эта путаница? (Прежде чем написать слово нужно выяснить его смысл) Мы отправились на пруд, На тропе валялся прут. Вот пруды, а это прутик, И не путайте их люди! Как же нам проверить их? (Нужно чтобы рядом с парным согласным оказался гласный) Запишите эти слова с проверочными: пруд – пруды, прут – прутик.
|
III этап. Изучение нового материала.
Цель – Познакомить учащихся со способом проверки парных согласных в корне слова. ПР: Уметь подбирать проверочные слова с парным согласным в корне слова. | Участвовать в исследовательской практической работе по изучению способа проверки парных согласных в корне слова.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).
Оценивать правильность выполнения заданий.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать практическую исследовательскую работу по изучению способа проверки парных согласных в корне слова.
Организовать работу в парах обеспечить контроль за выполнением задания.
Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | III этап. Изучение нового материала. - Ребята, вы знаете как проверить слова с парным согласным на конце слова. А как же проверить слова с парной согласной в корне слова? Учитель открывает запись темы на доске. - Чтобы ответить на поставленный вопрос, предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда найдем правильный ответ. - Как узнать, какие буквы пропущены в словах: погру.ка, ша.ка, закла.ка ? Что для этого нужно сделать? Напиши проверочное слово, выдели корень, подчеркни букву, которую нужно было проверить. Напиши проверяемое слово, выдели в нём корень, подчеркни букву, которую проверяли: погрузить –погрузка, шапочка – шапка, закладочка – закладка. Вывешивается на доске. Алгоритм проверки парного согласного в корне слова: - Подберу однокоренное слово, в котором после проверяемого согласного слышится гласный звук или звук [н].
- Выделю корень в словах.
- Сравню написание корней.
- Вставлю пропущенную букву в проверяемое слово.
Отработка алгоритма проверки парного согласного в корне слова. Выполнение упражнения 191 стр. 85 (с проговариванием алгоритма)
Вопрос Почемучки стр. 84. Работа с правилом по учебнику стр. 85
Физкультминутка. Лёгкие прыжки. Мягкие шажки. Вот и вся зарядка. Тихая посадка.
- Какие слова из этой физкультминутки на нужную нам орфограмму вы услышали? Докажите. -Лёгкие – лёгок, лёгенький; -Прыжки – прыжок; -Мягкие – мягок, мягенький; - Шажки – шажок; -Зарядка – зарядочка; -Посадка – посадить.
| III этап. Изучение нового материала.
Практическая работа в парах: Игра «Какие буквы убежали»? Каждая пара получает стихотворный текст с пропущенными парными согласными: Я и круглый, я и гла.кий, И на вкус приятно-сла.кий, Знает каждый карапу., Что зовут меня арбу. .
На ушах его серё.ки, А на но.ках есть сапо.ки. На голо.ке гребешок. Вот какой наш петушок!
Кто сидит на крепкой но.ке? В бурых листьях у доро.ки? Встала ша.ка из травы – Нет под ша.кой головы!
Сла.кие кро.ки На короткой но.ке. Кто проходит бли.ко, Кланяется ни.ко.
Участники игры читают текст, говорят какая буква «убежала», доказывают проверочным словом свой ответ.
Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
IV этап. Закрепление изученного.
Цель – Научиться распознавать слова с парным согласным в корне слова. ПР: уметь правильно писать слова с парным согласным в корне слова. | Работать с информацией, представленной виде пары слов, которые называет учитель.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать работу в группе, обеспечить контроль за выполнением задания.
Организовать фронтальную работу по учебнику. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
| IV этап. Закрепление изученного. 1.Самостоятельная работа в группах. Поймай своё слово! Команда девочек записывает слова, в которых написание парных согласных не совпадает с произношением, а команда мальчиков – слова с парными согласными, написание которых совпадает с произношением: Коляска – повязка, гибкий – липкий, кружка – игрушка, год – кот, молотки – городки, веский – резкий, рыбки – репки, суп- зуб, грядки – прятки, принёс – привёз, ходьба – молотьба. Все записывают в тетрадях слова, после чего работа проверяется. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.
2. Работа по учебнику стр. 86 упражнение 193 (самостоятельно) | IV этап. Закрепление изученного.
Работа в тетради (самостоятельная работа)
Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
Контролирующее задание | 2. Работа с карточками для проверки написания слов с парными согласными .
| б | п | в | ф | г | к | д | т | ж | ш | з | с | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
| 3 |
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 | + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 | + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
| 8 |
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
| 9 | + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель диктует слова, дети устно подбирают проверочное, определяют парную согласную в корне и ставят + в столбике с данной буквой ( первое слово в первой строке, второе во второй и т.д.): Варежка, сапожки, головка, трубка, рыбка, лодка, мороз, пирог, ошибка. |
|
|
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. | VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. -Чему вы научились на уроке? знаю Расскажите по схеме: Я запомнил смог Не говори чему учился, а говори что узнал. - Что же помогло сегодня на уроке вам так хорошо подбирать проверочные слова с парными согласными в кроне слова? (Практическая работа) - Назови ещё раз алгоритм проверки слов с парным согласным в корне слова. | Домашнее задание: упражнение 194 стр.86, слова из словаря. |
|
|