КВН по русскому языку
методическая разработка (русский язык, 1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «Новопетровская СОШ»
Знатоки
русского
языка
Внеклассное занятие по русскому языку
Провела учитель
начальных классов
Твердохлебова О.П.
Цель: организовать и провести игру по русскому языку, позволяющую увлечь детей предметом, возможность учащимся показать свои знания по русскому языку, словарный запас; способствовать воспитанию коллективизма, доброжелательности, уважения друг к другу.
Оборудование: презентация, карточки для команд, фишки.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Учитель:
Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.
Наш язык - язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
2. Представление команд
- название
- девиз
- капитан
3. Разминка.
а) -Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ во множественном числе. Отвечайте хором.
Нога - …(ноги)
Рука – …(руки)
Дуга - … (дуги)
Мука - … (сущ. мука не имеет множественного числа)
Ведро - … (ведра)
Бедро - …(бедра)
Метро - …(сущ. метро не имеет множественного числа)
День - …(дни)
Пень - …(пни)
Лень - …(сущ. лень не имеет множественного числа)
Цыпленок -…(цыплята)
Козленок - …(козлята)
Бочонок - … (бочонки)
б) - Поиграли, а теперь приступим к серьезным испытаниям. Теперь вы будете работать в командах. Внимательно слушайте и отвечайте на вопросы. За правильный ответ вы будете получать фишки.
- Кого, согласно русской поговорке, ноги корят? (волка)
- Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло? (рак)
- Какие берега обычно бывают у молочной реки? (кисельные)
- Какая хищная рыба стала героиней русской народной сказки? (щука)
- Кого в сказках называют Топтыгиным? (медведя)
- На чем приносит новости сорока? (на хвосте)
- Два каких гуся жили у бабуси? (веселых)
- От чего яблоко падает недалеко? (от яблони)
4. Задание командам (презентация)
- Кто больше знает признаков предмета?
Команды по очереди называют признаки предмета. Побеждает команда, которая назовет признак последней.
- Какой частью речи являются эти слова?
5. Задание командам (презентация)
- Выпишите родственные слова, выделите корень.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
6. Задание командам (презентация)
- Угадайте слова.
Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый.
Мы содержим букву А
Трижды или дважды.
Иногда всего одну-
Только не в начале.
Но сегодня - ну и ну!
Все они сбежали.
Брбн, стрт, сткн, рссд, мрк, прт, схр, крндш
(барабан, старт, стакан, рассада, марка, парта, сахар, карандащ)
7. Задание командам (презентация)
- Без букв и грамматики не обходятся и математики!
Грамматическая арифметика
Нота «до»+ зарытые в земле ценности = доклад
До + рожки у улитки = дорожки
До + участок земли, засаженный фруктовыми деревьями + а = досада
До + термин игры в шашки, шахматы = доход
С + мелкое место поперек реки = сброд
С + спрятанные ценности = склад
Чудеса – а + ный = чудесный
Часть – ушко – о +а = частушка
Кабан – ан + лук = каблук
8. Задание командам (на карточках)
Учитель: Существует очень много пословиц и поговорок на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и развивает память.
Закончи пословицу по ее началу.
В гостях хорошо, …(а дома лучше)
Один- за всех …(все- за одного)
Не имей сто рублей …(а имей сто друзей)
Без труда не вынешь …(рыбку из пруда)
Терпение и труд …(все перетрут)
Семь раз отмерь …(один отрежь)
За двумя зайцами погонишься …(ни одного не поймаешь)
Поспешишь …- (людей насмешишь)
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему- то поучают
И от беды нас берегут.
9. Задание командам (на карточках)
Как называется место, где …
1 команда
- Продают хлеб –
- Стригут –
- Продают конфеты –
- Принимают в стирку бельё –
- Шьют одежду –
- Вас лечат –
(Булочная, парикмахерская, кондитерская, прачечная, ателье, больница.)
2 команда
- Дают на время книги –
- Зимой выращивают овощи –
- Хранят автомобили –
- Учат детей –
- Дома готовят еду –
- Работают клоуны –
(Библиотека, теплица, гараж, школа, кухня
10.Задание по карточкам
Назвать слова противоположного значения
1 команда
- Верх –
- Конец –
- День –
- Утро –
- Свет –
- Старт –
- Продавец –
- Малыш –
2 команда
- Лето –
- Жара –
- Восход –
- Добро –
- Глупец –
- Зима –
- Враг –
- Горе –
11 . Конкурс загадок.
Написать правильно отгадку.
1 команда
1. Был ребенок - не знал пеленок,
Стал стариком - сто пеленок на нем.
2. Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой
Не с конфетной фабрики -
Из далекой Африки.
Чок - чок - чок - чок!
3. Рос на ветке сундучок.
Сундучок не простой,
Сундучок костяной.
2 команда
1. Нашумела, нагремела,
Вся промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округе полила.
2. В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
3. Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные.
А возьмёшь - вода в руке.
12. Задание командам.-презентация
Учитель: В современном русском языке очень часто встречаются устаревшие или мало употребляемые слова, значение которых необходимо знать. А насколько хорошо вы их понимаете, мы узнаем из следующего конкурса. Объясни значение.
Бирюк – волк, голос, крестьянин
Сорога – дорога, рыба, сорока.
Тупица – глупый человек, затупленный топор, волшебница.
Шаньга – род ватрушки, мера 1/100 ведра. Деньги.
13. Подведение итогов. Награждение команд.
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье.
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу выше, выше.
Березовая роща, свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....