КВН по русскому языку
методическая разработка (русский язык, 1 класс) по теме

Твердохлебова Ольга Петровна

Внеклассное мероприятие для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn_po_russkomu_yazyku.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Новопетровская СОШ»

Знатоки

русского

языка

Внеклассное занятие по русскому языку

                                                                            Провела учитель                  

                                                                        начальных классов

                                                                                       Твердохлебова О.П.

Цель: организовать и провести игру по русскому языку, позволяющую увлечь детей предметом, возможность учащимся показать  свои знания по русскому языку, словарный запас; способствовать воспитанию коллективизма, доброжелательности, уважения друг к другу.

Оборудование: презентация, карточки для команд, фишки.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Учитель:

Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.

Наш язык - язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
 

2. Представление команд

  • название
  • девиз
  • капитан

3. Разминка.

а) -Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ во множественном числе. Отвечайте хором.

Нога - …(ноги)

Рука – …(руки)

Дуга - … (дуги)

Мука - … (сущ. мука не имеет множественного числа)

Ведро - … (ведра)

Бедро - …(бедра)

Метро - …(сущ. метро не имеет множественного числа)

День - …(дни)

Пень - …(пни)

Лень - …(сущ. лень не имеет множественного числа)

Цыпленок -…(цыплята)

Козленок - …(козлята)

Бочонок - … (бочонки)

б) - Поиграли, а теперь приступим к серьезным испытаниям. Теперь вы будете работать в командах. Внимательно слушайте и отвечайте на вопросы. За правильный ответ вы будете получать фишки.

  1. Кого, согласно русской поговорке, ноги корят? (волка)
  2. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло? (рак)
  3. Какие берега обычно бывают у молочной реки? (кисельные)
  4. Какая хищная рыба стала героиней русской народной сказки? (щука)
  5.  Кого в сказках называют Топтыгиным? (медведя)
  6. На чем приносит новости сорока? (на хвосте)
  7. Два каких гуся жили у бабуси? (веселых)
  8. От чего яблоко падает недалеко? (от яблони)

4. Задание командам (презентация)

- Кто больше знает признаков предмета?

Команды по очереди называют признаки предмета. Побеждает команда, которая назовет признак последней.

- Какой частью речи являются эти слова?

5. Задание командам (презентация)

- Выпишите родственные слова, выделите корень.

Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.

6. Задание командам (презентация)

- Угадайте слова.

Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый.
Мы содержим букву А
Трижды или дважды.
Иногда всего одну-
Только не в начале.
Но сегодня - ну и ну!
Все они сбежали.

Брбн, стрт, сткн, рссд, мрк, прт, схр, крндш

(барабан, старт, стакан, рассада, марка, парта, сахар, карандащ)

7. Задание командам (презентация)

- Без букв и грамматики не обходятся и математики!

Грамматическая арифметика

Нота «до»+ зарытые в земле ценности = доклад

До + рожки у улитки = дорожки

До + участок земли, засаженный фруктовыми деревьями + а = досада

До + термин игры в шашки, шахматы = доход

С + мелкое место поперек реки = сброд

С + спрятанные ценности = склад

Чудеса – а + ный = чудесный

Часть – ушко – о +а = частушка

Кабан – ан + лук = каблук

8. Задание командам (на карточках)

Учитель: Существует очень много пословиц и поговорок на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и развивает память.

Закончи пословицу по ее началу.

В гостях хорошо, …(а дома лучше)

Один- за всех …(все- за одного)

Не имей сто рублей …(а имей сто друзей)

Без труда не вынешь …(рыбку из пруда)

Терпение и труд …(все перетрут)

Семь раз отмерь …(один отрежь)

За двумя зайцами погонишься …(ни одного не поймаешь)

Поспешишь …- (людей насмешишь)

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему- то поучают
И от беды нас берегут.

9. Задание командам (на карточках)

 Как называется место, где …

1 команда

  • Продают хлеб –
  • Стригут –
  • Продают конфеты –
  • Принимают в стирку бельё –
  • Шьют одежду –
  • Вас лечат –

(Булочная, парикмахерская, кондитерская, прачечная, ателье, больница.)

2 команда

  • Дают на время книги –
  • Зимой выращивают овощи –
  • Хранят автомобили –
  • Учат детей –
  • Дома готовят еду –
  • Работают клоуны –

(Библиотека, теплица, гараж, школа, кухня

10.Задание по карточкам

Назвать слова противоположного значения

1 команда

  • Верх –
  • Конец –
  • День –
  • Утро –
  • Свет –
  • Старт –
  • Продавец –
  • Малыш –

2 команда

  • Лето –
  • Жара –
  • Восход –
  • Добро –
  • Глупец –
  • Зима –
  • Враг –
  • Горе –

11 . Конкурс загадок.

Написать правильно отгадку.

1 команда

1. Был ребенок - не знал пеленок,
Стал стариком - сто пеленок на нем.

2. Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой
Не с конфетной фабрики -
Из далекой Африки.
Чок - чок - чок - чок!

3. Рос на ветке сундучок.
Сундучок не простой,
Сундучок костяной.

2 команда

1. Нашумела, нагремела,
Вся промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округе полила.

2. В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.

3. Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные.
А возьмёшь - вода в руке.

12. Задание командам.-презентация

Учитель: В современном русском языке очень часто встречаются устаревшие или мало употребляемые слова, значение которых необходимо знать. А насколько хорошо вы их понимаете, мы узнаем из следующего конкурса. Объясни значение.

Бирюк – волк, голос, крестьянин

Сорога – дорога, рыба, сорока.

Тупица – глупый человек, затупленный топор, волшебница.

Шаньга – род ватрушки, мера 1/100 ведра. Деньги.

13. Подведение итогов. Награждение команд.

Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье.
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу выше, выше.
Березовая роща, свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...