Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок-закрепление по теме "Состав слова" разработан в виде конкурса для знатоков русского языка, содержит различные задания по теме, способствует развитию познавательной активности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostav_slova_urok_3_kl.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-конкурс в 3 классе по теме «Состав слова»

Цель урока: Развивать умения образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, правильно писать корень и приставки.

                        Ход урока

  1. Организационный момент

-   Я в школе на уроке.

     Сейчас я начну учиться.

    Я радуюсь этому.

   Внимание мое растет.

   Я, как разведчик, все замечу.

   Память моя крепка.

   Голова мыслит ясно.

   Я хочу учиться.

   Я готов к работе.

   Работаю.

2.Постановка задачи

- Сегодня у нас  урок- конкурс, который определит знатоков изученного нами раздела «Состав слова». В лингвистике этот раздел называется «Словообразование». Как вы думаете, почему так назвали этот раздел? Что он изучает?

- Какие части слова словообразование помогли ответить на этот вопрос?

- Из чего же состоят слова? (корня, приставки, суффикса и окончания)

- А какая часть слова самая главная? Почему?

( Корень. Это обязательная часть слова, которая сохраняется во всех родственных словах)

- Вот мы и попали в гости к главной части слова

(на доске открывается рисунок)

- Определите значение слова корень?

( Корень- это то, без чего растение не может жить, без него оно погибнет)

- А почему ученые использовали это слово для названия главной части слова?

( Из корня появляются слова)

- Послушайте историю о маленьком мудром корне Уч.

Жил- был корень Уч. Надоело ему одному жить на свете, и призвал он приставки и суффиксы объединиться с ним. Прошло время, и превратился маленький-премаленький корень-корешок Уч. в огромное семейство слов.

Попробуйте назвать все его семейство.

Да, его родственниками стали слова: учитель,

 ученик, обучение, ученый, переучивать, заучивать, учебный, учительская, завуч, научить, учеба и т. д.

- Как найти в слове корень?

(Нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть)

           Послушайте рассказ.

                           Родственники.

- Вы кто такие?

- Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?

- А я ваша тетя Гусеница.

- Есть ли в этом рассказе однокоренные слова? Назовите их.

- А слово Гусеница?

( Это не однокоренное слово со словом гусь)

  1. Упражнение в различении приставок, их смысла и в подборе слов с различными приставками.

- Что вы знаете о приставке, как части слова? Какую работу выполняют приставки?

( Приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем. При помощи приставок образуются новые слова.)

Следующее задание заключается в том, чтобы как можно больше слов записать за 3 минуты. При помощи приставок от корня ход образовать и записать новые слова. Приставки выделить. (вывешивается рисунок дерева)

- А сейчас для закрепления назовите, одним словом.

- Присоединить при помощи веревки (привязать)

- Присоединить с помощью нитки и иголки (пришить)

- Очень добрый (предобрый)

-  Как называли Кощея в русских сказках? (Бессмертный)

- А царевну Елену? (Прекрасная)

4.Физкультминутка

«Не ошибись, пожалуйста»

- Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу волшебное слово «пожалуйста»

1. Встаньте, пожалуйста

2. Поднимите руки

3. Будьте добры, похлопайте

4. Потопайте, попрыгайте, пожалуйста

5. Тихонько сядьте

6. Тихонько сядьте, пожалуйста

5. Упражнение в различении и образовании слов с различными суффиксами

От заданных слов при помощи суффиксов образовать и записать новые слова. Суффиксы выделить.

( На доске вывешивается рисунок)

- Что общего и чем различаются приставка и суффикс?

( И суффикс и приставка служат для образования слов, приставка стоит перед корнем, а суффикс после корня)  

-Назовите детенышей

Козы (козленок)

Утки (утенок)

Лося (лосенок)

Оленя (олененок)

Тигра (тигренок)

Льва (львенок)

 Гуся (гусенок)

Кошки (котенок)

Курицы (цыпленок)

Слона (слоненок)

Собаки (щенок)

Аиста (аистенок)

6. Упражнение в определении роли окончаний в слове

С чего начнем , друзья, сейчас?

Нас приглашает окончание,

И у него для нас задание.

А что такое окончание?

( Окончание- изменяемая часть слова)

- В каждом ли слове есть окончание?

( У некоторых слов есть нулевое окончание, когда в слове на месте окончания нет ни звука, ни буквы)

Когда вы будете постарше, окончание расскажет вам все свои секреты. У него еще много тайн. А для чего нам нужно окончание?

( Окончания служат для связи слов в предложении)

На доске

Сам, товарищ, погибай, а, выручай

-Прочитайте. Получилась ли у вас пословица? Какая часть слова необходима нам, чтобы связать слова в предложении?

(У нас не получилась пословица, потому что слова стоят в неправильном порядке и для связи слов мы должны изменить окончание в слове товарищ на товарища)

- Запишите себе эту пословицу.

- А как вы понимаете эту пословицу?

Вывод:

Окончанием называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

7. Заключение

- Мы повторили все, что вы знаете о частях слова. А сейчас попробуем сами составить слова из частей разных слов

( детям раздаются карточки со словами)

8. Выставление оценок

- Ну, кто же сейчас получит то, что вы услышите в стихотворении

        Корень мой находится в цене.

        В очерке найди приставку мне.

        Суффикс мой в тетрадке все встречали,

        Вся же в дневнике я и в журнале (оценка)

9. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс "Образование сложных слов"

Урок - исследования нового материала. Обучающие работают в группах, выполняя  различные задания под руководством учителя....

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....

Конспект урока русского языка. 2 класс . Тема "Состав слова. Корень"

Урок разработан по ФГОС. Цель урока: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов...

Конспект урока русского языка 2 класс (Канакина) "Какие слова пишутся с заглавной буквы"

Дидактическая цель: создать условия для осознания и систематизации знаний, осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.Тип урока: Урок обобщения и систематизаци...

Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Правописание частей слова.

Конспект урока подготовлен с использованием учебника по Русскому языку 2 класс ч. 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012 – 160 с....

Конспект урока русского языка 2 класс ПНШ "Состав слова"

УМК «Перспективная начальная школа     Русский язык 2 класс    Тема :  Состав слова     Тип урока: урок обобщения знаний.Дидактическая...

Конспект урока русского языка 4 класс. Тема: "Сложные слова"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Простые и сложные предложения» Цели деятельности учителя: Формирование представления о простых и сложных предложениях; развитие умения различать про...