Урок по русскому языку в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по «открытию» способа определения написания гласных о, ё после шипящих в корне слова, на основе анализа и сравнения слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.urok_3_kl_russ.yaz_.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Учимся писать буквы о ,ё после шипящих в корне слова.
Результаты деятельности:
Личностные (ЛР):
ЛУУД:_Ценностное отношение к умению определять гласный после шипящего в корне слова. Осознание значимости данного умения для грамотного письма. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.
Метапредметные (МПР):
РУУД: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи;
ПУУД:строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, обобщение, сравнение, классификация.
КУУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы.
Предметные результаты: умение применять правило правописания гласных о ,ё после шипящих в корне слова; получит возможность научиться подбирать примеры с орфограммой «Правописания гласных о ,ё после шипящих в корне слова».
Цель: Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по «открытию» способа определения написания гласных о, ё после шипящих в корне слова, на основе анализа и сравнения слов
Тип урока: открытие новых знаний.
Этап урока/ учебная ситуация | Результаты этапа | Цель этапа | Достижение планируемых результатов: | |
действия педагога | действия обучающихся | |||
1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент | Самоопределение к учебной деятельности («Я готов к уроку») | Формирование умений самоорга-низации и самооценки готовности к предстоящей учебной деятельности. | Здравствуйте. Сейчас урок русского языка. Для успешной работы на уроке нам необходимы: учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, ручка и карандаш. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Оцените готовность к уроку. | Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, пра-вильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок. |
2. Актуализация знаний, мотивация | Актуализированы знания и способы действий, необходимые и достаточные для освоения содержания новой темы. Определена граница между знанием и незнанием. Очевидна недос-таточность имеющихся знаний для решения практических задач. | Формирование и развитие учебно-познавательного интереса к получению новых знаний. | Задание.1 -У вас на столах лежат карточки с записанными на них словами, из двух слов составьте одно, и объясните правописание. Работаете в парах, (друг другу проговариваете правило выбора соединительной гласной в слове) Устное представление результатов. | Устное представление результатов. - У нас получилось слово снегопад, соединительная гласная о, т.к. после твердого согласного. - У нас получилось слово пылесос, соединительная гласная е, т.к. после мягкого согласного. |
Задание. 2 (работа в группах). Вставьте пропущенные буквы, обозначьте часть слова, в которой пропущена буква, объясните правописание. | ||||
Как поняли задание, что получите в результате выполнения задания? Карточка 2. Н-чной ш-пот б-жит в л-су ж-луди | Будут вставлены буквы, выделены морфемы, устно мы объясним, почему вставили эту букву Вписывают в карточку пропущенные буквы, объясняют правописание. | |||
Предъявление результата. (использование ИА доски). | Предъявляют результаты выполнения задания: ) обучающиеся вписывают на ИА доске буквы, обозначают морфемы, объясняют правописание) | |||
Создает ситуацию затруднения и управляет действиями обучающихся при выявлении затруднений ,. (определении границы «знания-незнания) -Почему в словах желудь и шепот вы вставили разные буквы? - Почему? Ведь это орфограмма-гласная в корне слова? -Ребята, давайте точно определим, что мы можем сделать, а что нет. | - Мы думаем , пишется о. - Мы думаем , пишется е. -Мы не можем проверить тем же способом. -Да, но этим способом нельзя проверить, т.к.гласная под ударением, но мы все равно не можем определить о или ё. -Можем проверить безударную гласную в корне слова, знаем правило. Не можем точно определить о или ё нужно писать в корне слова. |
3. Постановка учебной задачи. | Осознана необходимость новых знаний. Осознана проблема («Я не знаю…»). Определена цель («Я хочу узнать»). Поставлена учебная задача («Я должен узнать…, научиться…»). Спланированы действия по достижению результатов («Я должен определить и выполнить действия…»). Сформулирована тема («Я изучаю тему…») | Формирование и развитие умений определять и формулировать учебную задачу, планиро-вать (предпола-гать) действия по решению учебной задачи. | Но может быть таких слов только два и их нужно просто запомнить? | -Да. -Нет, еще есть слово…..шел… |
На ИА доске появляется список слов: желтый, шелк шорты, челн, черный…..и др. -Итак, мы не знаем как определить, какую букву о или ё писать в корне слова, под ударением, и обратите внимание на то, после каких звуков стоят о,ё | Читают слова. -Таких слов много. -После шипящих. | |||
Значит, какая перед нами стоит задача? Итак, наша учебная задача –научиться писать буквы о,ё после шипящих в корне слова. | -Выяснить, «Открыть» способ определения гласной о-ё после шипящих в корне слова. («Я должен узнать какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих…, научиться определять какую букву писать….…»). | |||
-Откройте учебник Урок 45,с. 92. Какой блок? Прочитайте тему урока. -Запишите число и тему урока. | -Правописание. Читают. Записывают тему «Учимся писать буквы о,ё после шипящих в корне». | |||
4. Решение учебной задачи | ЛР: ценностная ориентация на решение учебной задачи, достижение планируемых результатов; МПР: успешность УУД при решении учебной задачи и достижении планируемых результатов. ПР: успешность действий с предметным содержанием («Я узнал…», «Я умею…», «Я знаю как… (способ)» и т.п.) | Формирование и развитие УУД и действий с предметным содержанием, необходимых для решения учебно-познавательной задачи и достижения запланированных результатов. | Давайте подумаем, как будем решать учебную задачу. Какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих. Задание. -Мы все точно знаем все шипящие? -Тогда выполните задание №2 с.92. прочитайте задание, что будете делать? | -Да. -Классифицировать звуки. -Мы выпишем только шипящие. Выполняют задание. |
-Проверим, у вас должно получиться так (на ИД результаты) Задание «Давай подумаем» Языковой материал для наблюдения -Можно ли сказать, что под ударением звук о после шипящих всегда записывается одной и той же буквой. Задание с. 92 (учебник). Работая в группах, попробуйте определить закономерность выбора буквы о или ё. Представление результатов. Организует обсуждение результатов. -Как можем проверить наши предположения? -Читайте, с. 92. -Наши предположения верны? Давайте определим, как мы будем действовать, выбирая для написания букву о или ё в словах: Ш-пот ж-луди Проверяем работу алгоритма. Ч-рный. -Итак, мы решили учебную задачу? Вы теперь знаете, какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих…, Что нужно сделать, чтобы определить, о или е? | Контроль по результату, если необходимо, корректируют -Нет. Может записываться буквой о и буквой ё -Во всех словах о,ё в корне слова, после шипящих, в левом столбике в словах пишется ё, к этим словам подобраны слова, где в корне звук о не слышится. Мы предположили, что в подобных случаях нужно писать ё. Мы попробовали изменить слова левого столбика так, чтобы звук о не слышался. У нас не получилось. Думаем, что такие слова пишутся с буквой о Прочитаем в учебнике. -Да. -1.Подбираем родственные слова, выделяем корень. 2.Орфограмма в корне после шипящего. 3Подбираем родственные слова и формы слова, где звук о не слышится. 4.Такое слово есть- пишу ё. 5.Такого слова нет- пишу о. -Да. -Да. Я узнал какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих… «Я умею…», «Я знаю как Воспроизводят алгоритм. Те, кто не запомнил, не может воспроизвести, читают алгоритм. |
5. Первичное закрепление (Применение полученных знаний на практике) | ПР: успешность действий с предметным содержанием ( «У меня получилось определить о или ё писать в слове», «Я знаю алгоритм и теперь могу выполнить первое задание без ошибок и самостоя-тельно» и т.п. | Формирование и развитие УУД и действий с предметным содержанием, необходимых для первичного закрепления полученных знаний и способов действий. | Упр.№ 1. -Прочитайте задание. -Что необходимо сделать? -Что получите в результате выполнения задания. -Какой шаг алгоритма уже сделан? Наблюдает как учащиеся действуют по алгоритму.. Представьте результаты. | -Списать ,вставить буквы. -Будут списаны слова, вставлены буквы, обозначены морфемы, в которых пропущены буквы. -Первый. Выполняют Упр. №1. Представляют результаты с проговариванием алгоритма: шепот – шептать орфограмма в корне, После шипящего Есть слово, где звук о не слышится- шептать. Пишу ё. и т. д. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. | МПР: формулирование аргументированного высказывания, сравнение, обобщение, классификация. ПР: успешность применения нового алгоритма, правила при решении учебно-практических задач. | Формирование и развитие УУД и действий с предметным содержанием, необходимых для решения учебно-практических задач. | Упр. №2. (с.94 учебник) -Прочитайте задание. -Как поняли задание? -Как вы определите что это слово лишнее? -Что получите в результате выполнения задания. Самопроверка по результату. -Почему вы выделили такие группы слов? -Выполняя упражнение, какие действия вы производили? | -Мы должны найти лишнее слово. -Оно будет писаться по- другому. Или это будет другая орфограмма. -Будут выписаны группы слов. Выполняют задания учебника Упр №2). -В первую группу я выписал слова, в которых в корне после шипящих пишется о, во вторую-ё. -Мы сравнивали, выделяли общее, классифицировали. |
7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов. | ЛР: ценностная ориентация на решение орфографических задач МПР: сохранение учебной задачи, успешность УУД (классификация) при выполнении заданий, предпо-лагающих приме-нение «нового зна-ния» (алгоритма, ) в системе ранее усвоенных ЗУНов; самоконтроль, самооценка;. ПР: успешность применения правил, алгоритмов при решении орфографических задач. | Формирование и развитие УУД и действий с пред-метным содержа-нием, необходи-мых для решения учебно-практи-ческих задач, предполагающих применение «нового знания» (алгоритма, правила) в системе ранее усвоенных ЗУНов. | Упр. №3. . (с.94 учебник) -Прочитайте задание. -Как поняли задание? Что получите в результате выполнения задания Что получите в результате выполнения задания. Самопроверка по результату). | -Запишем слова, вставим пропущенные буквы. Вспомним правила для написания слов. |
8. Итог занятий. Рефлексия деятельности. | ЛР: осознание ценности достиг-нутых результатов, проявление ценностного отно-шения к результа-там и способам действий по их достижению (УУД и ПД); рефлексивные умения, смысло-образование. МПР: выводы обучающихся о достигнутых ре-зультатах, способах действий (УУД и ПД) и условиях их достижения. Представление о возможностях для дальнейшего ис-следования темы, перспективах развития (творческий подход к решению задач и т.п.). ПР: понимание условий применения новых способов действий с предметным содержанием при решении проблем и задач в реальных жизненных ситуациях. | Формирование способов рефлек-сивных действий (умения анализи-ровать и осмысли-вать свои дости-жения,). | -Какое возникло затруднение в начале урока? -О чем мы договаривались узнать на уроке, какие знания получить? -Чему научиться? -Какие знания получили? Чему научились? -Раньше об этом знали? -Умели? Вы стали грамотнее, чем раньше? Мы достигли цели урока? Получили запланированные результаты? -Какие ваши действия помогли получить эти знания и умения? Вам понравилась исследовательская работа в группе, в паре? Чем? Грамотному человеку необходимы эти знания? Вам были необходимы эти знания? Какое значение имеют для вас полученные знания? | -Не знали какую букву о или ё вставить в слова. - Какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих…, -Научились определять Какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих -Нет. -Да, такие слова встречаются часто теперь мы знаем как их писать. -Мы наблюдали за словами, сравнивали их, делали предположения, выводы, строили алгоритм деятельности, действовали по алгоритму, классифицировали слова. Ответы детей……. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")
Цели урока: - формировать умение применять и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"
Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...