Открытый урок по теме:"Заглавная буква В".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Васильева А.Г., учитель начальных классов
МБОУ "Карачуринская ООШ" Чебоксарского района ЧР
Тема: Заглавная буква В. Упражнения в чтении и письме. Продолжение знакомства с суффиксами и корнем.
Цели:
– формируем умение различать гласные и согласные звуки;
– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;
– формируем умение выделять звук в слове;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
– формируем умение писать предложения;
– формируем умение анализировать текст.
Оборудование: чистый лист бумаги у каждого ученика, карандаши или фломастеры.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний | Работа с именами людей по слайду Работа в «Букваре». – Откройте свои «Буквари» на с. 98. – Как вы думаете, какая будет тема урока? – Давайте составим план сегодняшнего урока. Составление плана урока. План (примерный) 3 2 Знакомство с заглавной буквой. Звуко-буквенный анализ слов. Знакомство с написанием буквы В. Чтение слогов. Чтение предложений и текстов. Письмо слов и предложений. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) – Каким кружком обозначаем такие действия? | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания | 1. Работа в «Букваре». 1) Наблюдение над однокоренными словами. 2 3 4 – Давно это было. На одной волшебной полянке поселились корни слов. Они обладали удивительной способностью «разрастаться». Когда корень «разрастался», из него появлялись новые слова-веточки. Дети рисуют сказочную полянку, на которой постепенно будут появляться корни -вод-, -трав-, -слов-, -сов-. – Прочитайте слова первого столбика про себя, выделите корень. – Из какого корня выросли эти слова на вашей полянке? Нарисуйте, как вы себе это представили. – Прочитайте слова второго столбика. – Выделите корень. Зарисуйте. – Прочитайте слова третьего столбика. – Какой корень? – Зарисуйте. – Сколько веточек у каждого корня? – Прочитайте ещё раз слова. – А какие слова ещё могут вырасти на каждом дереве? Приведите примеры. 2) – Позовите слова к себе в гости, поставьте ударение. – Прочитайте корни с ударным гласным. – Найдите и прочитайте слоги с безударным гласным в корне. – Какой гласный в них безударный? – Что заметили? – Какой вывод можете сделать? (Вывод: корни однокоренных слов под ударением и без ударения пишутся одинаково.) 3) – В каких словах увидели суффиксы? – Подчеркните суффиксы. – Прочитайте группы однокоренных слов. – Найдите среди всех этих слов слова, в которых два слога. 4) Чтение слов, обозначающих имена собственные. – Прочитайте про себя имена. – Прочитайте вслух имена девочек. – Прочитайте имена мальчиков. – С какой буквы пишем имена? – Подчеркните её. – Какой вывод можно сделать? Правило: имена людей, названия городов, рек пишем с большой буквы. – Какая заглавная буква понадобилась для этих слов? – Что мы сейчас с вами делали? – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.) 2. Работа в прописи. 2 5
1) – Откройте прописи на с. 20. Посмотрите на табло. – Из каких элементов состоит буква? – В каких буквах эти элементы встречаются? (К, З.) Учитель соединяет на доске элементы буквы В. 2) – Напишите элементы буквы В разными цветными ручками. 3) Гимнастика для пальцев: постукивание, сжимание, разжимание, поглаживание. 4) Написание слогов с заглавной буквой В. – Прочитайте слоги и буквосочетания. – Дополните их до полных слов. – Обведите те из них, из которых у нас получились имена. Пользуйтесь ручками двух цветов, обращая внимание на соединения. | |
ΙΙΙ. Применение нового знания | 1. Работа в «Букваре». 5 6 2 1) Наблюдение над образованием новых слов. – А теперь давайте посмотрим, как можно образовать новые слова. Рассмотрите, что записано в рамке. – Как большой дом превратить в маленький? (Дом – домик.) – Как ласково назвать сына? (Сын – сынок.) – Какая часть слова помогала вам? (Суффиксы -ок-, -ик-.) – Объедините в группы слова с разными суффиксами. 1-я группа 2-я группа дом – домик сын – сынок сад – садик сыр – сырок плот – плотик дым – дымок – Что заметили? (Слово становится больше, длиннее, а предмет меньше.) – Почему? – Какой вывод можно сделать? – Для чего нужно уметь образовывать слова? 4 2) Морфемная разминка. Учитель называет слово, дети образуют при помощи суффикса новое слово и пытаются назвать суффикс. ЭТО ПРОПЕДЕВТИКА! Если не получается, то называет учитель. ком – ком-ок огонь – огон-ёк снег – снеж-ок лист – лист-ок дуб – дуб-ок гриб – гриб-ок глаз – глаз-ок пух – пуш-ок голубь – голуб-ок друг – друж-ок билет – билет-ик жук – жуч-ок мяч – мяч-ик котёл – котел-ок карандаш – карандаш-ик лес – лес-ок... зверь – звер-ёк Можно поменять задание: учитель называет слово с суффиксом, а дети – слово, от которого оно образовалось. 2. Физкультминутка. 3. Работа в «Букваре». Чтение рассказа «Наша выставка» (с. 98). 1 4 7 1 1) Работа с текстом до чтения. – Прочитайте название текста. – Какие экспонаты представлены на выставке? – Кто автор этой выставки? – Как догадались? 2) Работа с текстом во время чтения. Самостоятельное чтение текста про себя и проверка гипотез. Повторное чтение вслух по предложениям. 1-е предложение: – Где расположена выставка? (В классе. Об этом сказано в конце текста.) 2-е предложение: – А что такое водопад? Посмотрите на иллюстрацию: вода падает вниз с большой высоты – водопад. Нашли картину этих ребят на рисунке? 3-е предложение: – Что значит – вышила коврик? – А вигвам – это... (Жилище индейцев.) 5-е предложение: – Наверное, им нравится печь торты и пироги? 6-е предложение: – Интересно, о чём книга у Павлика? – А почему в конце этого предложения поставили восклицательный знак? 7-е предложение: – Какой вопрос хочется задать? – Что можно сказать про Вову? – Почему в конце текста автор поставил многоточие? 3) Работа с текстом после чтения. – Сколько всего ребят принимали участие в выставке? – Что сделали ребята? – А как зовут мальчика, который изображён на картинке? – Какой экспонат выставки вас удивил больше всех? Почему? – Сколько раз в тексте использована красная строка? – Прочитайте все имена. – Какая буква понадобилась для записи этих слов? 4) Творческое задание. – Придумайте продолжение этого рассказа. Останутся ли довольны мамы и папы? А что скажет Вовина мама? Вопросы к ученику, составившему продолжение рассказа (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Какую работу мы сейчас выполняли в «Букваре»? – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией, умение владеть речью.) 4. Работа в прописи. 4 2 1) Повторение написания заглавной буквы Д. – Рассмотрите с. 21 в прописи. Какая работа нам предстоит? – Почему? 2) Написание имён с буквой Д. – Прочитайте слова второй строчки. – Что это? – Как написаны? Почему? – Обведите слова из трёх слогов. – Какое слово осталось? Обведите его. – Как обозначим заглавную букву? Обозначьте. 3) Повторение написания букв В в, запись имён с буквой В. 4) Самостоятельное обведение и запись букв и слов с образца. – Что нужно сделать на следующих трёх строчках? – Как вы это будете делать? – Выполните работу самостоятельно. Взаимопроверка. – Обменяйтесь тетрадями. Оцените работу товарища. – За что вы можете его похвалить? Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 6) Самооценка работы в прописи за сегодняшний урок. – Что у вас на этой странице получилось лучше всего? – В чём испытали затруднения? – В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились с заданиями в прописях на с. 9. – Как оценили свою работу? Почему? | Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. ТООУ ТООУ |
ΙV. Итог | – Какая была тема урока? – Что нового мы узнали об образовании слов в русском языке? 4 4 – Рассмотрите ещё раз рисунок, который мы рисовали в начале урока. Что мы пытались изобразить? – Вспомните однокоренные слова, о которых мы говорили. – А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках? Учитель обращается к кружкам, символизирующим УУД. – Все ли пункты плана выполнили? – Чему научились на уроке? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? – Отметьте своё настроение в дневнике. | ТООУ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова. Продолжение знакомства с суффиксами"
Разработка урока обучения грамоте и письму ОС "Школа 2100" по учебнику «Моя любимая Азбука» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина и прописи «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина....
Открытый урок по теме: «Заглавная буква «В». Упражнения в чтении. Корень, однокоренные слова. Наблюдение над словами с безударной гласной в корне».
Открытый урок по программе "Школа 2100" 1 класс....
Разработка урока по теме: «Заглавная буква «К». Письмо заглавной буквы «К». ОС «Школа 2100», 1 класс
Согласно требованиям ФГОС, урок ориентирован на новые образовательные результаты. Учащиеся получают возможность для формирования положительного мотивированного отношения к процессу обучения, адекватно...
Технологическая карта открытого урока письма "Письмо заглавной буквы Т", 1 класс, УМК "Планета Знаний"
Обучение написанию заглавной буквы Т по методике Илюхиной В.А....
Открытый урок 2 класс "Заглавная буква в именах собственных"
Открытый урок 2 класс "Заглавная буква в именах собственных"...
Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс
Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях».1 класс...