Конспект урока по русскому языку. 3 класс. УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Корень в составе разных частей речи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку. 3 класс. УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: Корень в составе разных частей речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку. 3 класс. УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: Корень в составе разных частей речи.
Цель: формирование орфографической зоркости.
Задачи:
- проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа;
- совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
- развивать умение разбирать слова по составу;
- учить выделять общую часть родственных слов.
- развивать умение образовывать новые слова;
-развивать устную и письменную речь.
- воспитывать активность и аккуратность у учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник, рефлексивные картинки.
Ход урока.
1Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята.
- Давайте сначала проверим
Всё ли у нас на месте?
Всё ли у нас в порядке
Готовы ручки, книжки, тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
-У вас на партах лежат солнышко и облачко, поднимите ту картинку, которая подходит вашему настроению. Я желаю вам всегда быть хорошем настроении и тогда у вас очень многое получится.
-Сегодня мы с вами совершим путешествие по океану Знаний в страну Морфемику, где живут части слова, и узнаем, как корень слова может жить в разных частях речи.(Слайд № 1 )
-На любом корабле есть судовой журнал, куда записываются важные сведения. Нашим судовым журналом будут тетради, откройте их и запишите дату нашего путешествия. (н.д. число. Классная работа. Чистописание. )
- Чтобы отправиться в путешествие нам необходимо приобрести билеты на кораблик. А для этого выполним первое задание.
( словарная работа) (Слайд№ 2 )
-Послушайте внимательно предложение и запишите в тетрадь только словарное слово, в начальной форме.
МЫ СПЕШИЛИ НА ВОКЗАЛ. ПО ДОРОГЕ ПРОЕХАЛ ГРУЗОВИК. МАМА ПРИГОТОВИЛА ВКУСНЫЙ ВИНЕГРЕТ. ДЕТИ ИГРАЛИ В ПЕСКЕ. МЫ ОДЕВАЕМСЯ ПО ПОГОДЕ. Миша прочитал интересный рассказ. В метро много людей. Красивая песня у соловья.
(взаимопроверка, а затем с экрана)
Вокзал, дорога, грузовик, винегрет, песок, погода, рассказ, метро, соловей.
-Кто в словарной работе не допустил ни одной ошибки? Молодцы вы заслуживаете билеты в самых лучших каютах.
- Закройте глаза. Крибле. Крабле. Бумс!
-Мы оказались в сказочной стране, которая называетя «Морфемика» и отправляемся в гости к нашим знакомым- частям слова. (Слайд№ 3 )
Вспомните как они называютя:
1.Меня в окошко обозначат.
Для связи слова я служу.
Какой смысл в каждом предложении,
Я всем и сразу расскажу.
(Окончание)
2.Ну а я частичка.
Обозначусь я как птичка,
Только вот наоборот.
Это каждый разберет.
(Суффикс)
3.Часть я очень главная,
В слове я живу.
Без меня нет смысла
Ни розе, ни ежу.
(Корень)
4.Без окончания, часть слова.
Называюсь я… (основа)
5.Перед корнем я стою
И пишусь я слитно
И при помощи меня
Образуются слова
(приставка)
–Молодцы, мне приятно, что вы знаете как называются части слова.( Слайд№ 4 )
- В гости принято ходить с подарками, а нашим подарком будет правильно выполненное задание.(разбор слов по составу)
(СЛАЙД №5) лесок, соседка, поход, пришкольный.
-(проверка задания) Молодцы.
-Как вы думаете, какая часть слова в стране Морфемике главная? Почему?
-Чтобы попасть в его дворец, вспомните, что называется корнем?(общая часть родственных слов)
-Правильно, теперь можно и во дворец!
(Слайд № 6 )-Что случилось? Из дворца идёт какой-то сигнал.
Ребята, помогите! Я потерял связь со своими родственниками. Они разбрелись по всему свету и я погибаю в одиночестве. Пожалуйста соберите нас вместе в моём дворце. Корень Боль. ( Слайд №7)
-Ребята, поможем? Давайте подберём родственные слова с корнем –боль.
Дети столбиком записывают на доске и в тетрадях однокоренные слова
больной-
больница-
болеть- (указывают общий корень)
- А теперь задайте вопрос к каждому слову. (дети задают вопросы и определяют части речи, а затем рядом со словом записывают название части речи)
-Обратите внимание, что один и тот же корень -боль может жить в разных частях речи.
-Давайте ещё раз вспомним в каких? (сущ-х, прил-х, глаголах)
-Как называются слова с одинаковым корнем? (Однокоренные или родственные)
-Составьте и запишите по одному предложению с каждым словом (работа по рядам).
- В знак благодарности за вашу работу Корень дарит вам игру «Третий лишний».
-Назовите лишнее слово.( Слайд№ 8 )
Дерево, сосна, деревянный
Белый, белить, белка
Горе, горный, горевать,
Крепость, крепкий, прочный.
(дети называют лишнее слово и определяют в составе, каких частей речи живёт корень)
-Как ещё связаны между собой слова? ( по смыслу)
Физминутка.-(раз подняться…..)
- А теперь закрепим наши знания о корне работой в учебнике.
Стр.66 Упр 75.(Слайд №9 ) Проверка выполнения.
-Быстро время летит и нам из сказочной страны пора возвращаться.
-Давайте сделаем подарок этой удивительной стране. Посадим вот такое дерево необычное – словообразовательное. На нём будут вырастать новые слова. (Слайд№ 10 )
-Без чего дерево не может в земле устоять?(без корня)
-У нашего дерева тоже есть корень –уч. (Слайд№10)
-Как с помощью этого корня вас называют? (ученики)
-Почему вас так называют? ( учимся)
-Как называют человека, который вас учит? (учитель)
-Вот какое дерево у нас выросло. Но у него остались ещё пустые ветви. Я предлагаю вам дома продолжить эту работу и придумать свои слова с корнем -уч , так чтобы он был в разных частях речи. А те ребята, которые хотят научиться выделять корень в других родственных словах выполнят не менее интересное упражнение из учебника под №78.
Домашнее задание.
Придумать и записать слова с корнем –уч.
Упр. №78.
-А сейчас давайте подведём итог нашего путешествия.
- В какой стране мы сегодня побывали? (Морфемика)
-Кто живёт в этой стране? (части слова)
- Какая часть слова самая главная? (корень)
-В каких частях речи может жить корень? ( в существительных, прилагательных, глаголах).
-Молодцы! Я вами очень довольна! Но мне хотелось бы отметить самых активных ребят и поставить им пятёрки. (Слайд 11)
-А с каким настроением вы уйдёте с урока?
-Поднимите картинку.( солнышко, облачко)
Всем спасибо за работу. Наш урок окончен. До свидания.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".
Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...
Открытый урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс
Урок русского языка во 2 классе по теме "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставок" УМК ПНШ...
Конспект урока математики во 2 классе УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Увеличение в несколько раз"
Урок объяснения нового материала...
Конспект урока "Крошка Енот" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по литературному чтению на тему: "Л. Муур "Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду" Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Перспективная ...
Конспект урока "Зона пустынь" (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИРТема: Зона пустыньЦели деятельности учителя: организовать учебно-поисковую деятельность по формированию представления о природной зоне пустыни, об особенностях климата и п...
Конспект урока "Великий путь" (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Тема урока: «Великий путь»Тип урока: комбинированный;Цели урока: Формировать представления о развитии промышленности и сети железных дорог в 19 веке, значении достижений России в мир...
Конспект урока "Декоративное панно" (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Тема урока: Декоративное панноИзделие, выполняемое на уроке: декоративное панно из крепированной бумагиЦель урока: (образовательный/развивающий/воспитательный аспекты) -формиро...