Конспект урока "Зона пустынь" (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема: Зона пустынь
Цели деятельности учителя: организовать учебно-поисковую деятельность по формированию представления о природной зоне пустыни, об особенностях климата и поверхности, её растительного и животного мира
Планируемые результаты:
Предметные: уметь называть особенности зоны пустынь, находить зону пустынь на географической карте, уметь приводить примеры растений и животных пустыни, уметь объяснять, как они приспособлены к условиям жизни;
Личностные: уметь оценивать собственную деятельность, уметь вступать в сотрудничество.
Тип урока: комбинированный;
Оборудование: учебник «Окружающий мир», 4 класс, 1 часть, ПНШ, О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, карточки с заданиями, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Зона пустынь" (4класс, УМК "Перспективная начальная школа") | 33.08 КБ |
Книга знаний | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема: Зона пустынь
Цели деятельности учителя: организовать учебно-поисковую деятельность по формированию представления о природной зоне пустыни, об особенностях климата и поверхности, её растительного и животного мира
Планируемые результаты:
Предметные: уметь называть особенности зоны пустынь, находить зону пустынь на географической карте, уметь приводить примеры растений и животных пустыни, уметь объяснять, как они приспособлены к условиям жизни;
Личностные: уметь оценивать собственную деятельность, уметь вступать в сотрудничество.
Тип урока: комбинированный;
Оборудование: учебник «Окружающий мир», 4 класс, 1 часть, ПНШ, О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, карточки с заданиями, презентация.
Этапы урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности | 1 мин. | Здравствуйте, ребята, садитесь. | Проверять готовность к уроку | Самоопределение (Л); |
II.Актуализация знаний и мотивация Практический, упражнение | 5 мин. | Самостоятельная работа, проверка пройденного Перед тем как начать новую тему, давайте повторим уже пройденное. Заполните кроссворд, ответив на вопросы:
| Отвечать на вопросы. Называть полезные свойства лекарственных растений | Контроль (Р); Коррекция(Р); |
III.Постановка учебной задачи Словесный, беседа Наглядный, иллюстрация | 3 мин. | Какое слово мы получили, заполнив кроссворд? (пустыня) О чем мы с вами будем сегодня говорить? (о пустыне) Сегодняшняя тема урока: Зона пустынь. Как вы думаете, какие цели мы сегодня поставим?
| Определять тему урока Ставить цели на урок | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); |
IV.Открытие нового знания Работа с книгой, чтение Наглядный, демонстрация Словесный, рассказ Словесный, беседа Видеометод, просмотр Словесный, беседа Словесный, рассказ Практический, упражнение | 18 мин 2 мин. | Сегодня я каждому из вас предлагаю побыть в роли учителя и научить своих одноклассников чему то новому. Каждая группа получит часть информации о пустыни и небольшое задание по ней. После того, как все группы поработают с информацией. Представители от каждой группы выйдут и расскажут ее всему классу. Но вы будете выполнять не просто задания, вы будете собирать книгу знаний, в которую мы занесем основные сведения о пустыне. Инструктаж Прочитать текст Ответить на вопросы после текста Заполнить страницу книгу знаний и использовать ее при ответе как опору Выбрать тех, кто будет представлять новый материал классу Послушайте мой рассказ о географическом положении пустынь, он будет служить вам примером при ответе. В России полупустыни и пустыни занимают сравнительно небольшую площадь. Пустыня – это огромное, почти безжизненное пространство, расположенное около Каспийского моря и на юге Восточной Сибири и примыкают к степной зоне. Недостаток влаги и песчаная или глинистая поверхность почвы – отличительные особенности этих мест. В пустыне есть прекрасные места, которые носят название Оазис. Это расположенный около водоемы островок растительности в пустыне. Оазисы могут различаться по величине, некоторые из них могут снабжать водой целый город с сельскохозяйственной деятельностью. И только в пустыне можно увидеть барханы – песчаные холмы, наметенные ветром. 1. Где расположена пустыня на территории России; 2. Что такое пустыня; 3. Отличительные особенности пустыни; Обратите внимание, что вопросы служили мне планом при ответе, а страница, которую я заполнила заранее помогала в нем ориентироваться. Работа в группах Материал для самостоятельной работы: Климат В Пустыне Солнце поднимается высоко над горизонтом и почти никогда не закрывается облаками. Пасмурный день – редкое явление. Осадков здесь выпадает очень мало. И, как правило, лишь зимой и весной. Зима в пустыне очень короткая, но холодная, температура достигает -20. Весна еще короче, чем в степи, и очень скоро сменяется летом. Лето жаркое и сухое. Бывает, что за все лето не выпадает ни капли дождя. Поверхность земли днем нагревается до +70, а температура воздуха в тени поднимается выше +45. К вечеру, когда солнце заходит, глина и песок быстро остывают. А вслед за этим охлаждается и воздух. Поэтому ночи в пустыне прохладные. Ваше задание: Заполнить страницу книги знаний, затем использовать ее как опору и рассказать одноклассникам следующее: 1. Количество осадков и основное время года их выпадения 2. Какая зима в пустыне 3. Какое лето в пустыне 4. Почему ночи в пустыне прохладные Растения Растения пустыни приспособились к жизни в условиях недостатка влаги. Некоторые, например саксаул и верблюжья колючка, имеют очень длинные корни и достают воды большой глубины (18-20 м). Чтобы меньше испарять воды, у всех растений пустынь или очень мелкие листья, или листья колючки, или, как у саксаула, в виде мелких бесцветных чешуек или бугорков. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. Растения в пустыне низкорослые и появляются только во время дождей. Ценный растения пустыни – колосняк (1), джузгун(2), саксаул (3). Корни этих растений укрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра. Ваше задание: Заполнить страницу книги знаний, затем использовать ее как опору и рассказать одноклассникам следующее: 1. Как растения приспособились к жизни в пустыне 2. Когда появляются растения в пустыне 3. Как растения помогают укрепить пески Животные и их способы борьбы с жарой Проблема, которая преследует животных в пустынях и полупустынях – палящие лучи солнца. Поэтому многие из них ведут ночной образ жизни. Например, мелкие пустынные зверьки – тушканчики, песчанки, некоторые ящерицы – хорошо видят в сумерках, и это позволяет им кормиться по ночам. А малые размеры и формы тела помогают днем укрыться от жары в самых узких щелях-норках или зарыться в песок. Кожа ящериц, змей и черепах покрыта твердыми щитками, защищающими от жары и испарения. Самые многочисленные животные пустыни – ящерицы, змеи, насекомые (жуки и муравьи). В дневную жару ящерица-круглоголовка прячется на ветках кустарников, где температура ниже, чем в раскаленном песке. Однако в момент опасности это не мешает круглоголовке мгновенно в него зарыться. Песчаный удавчик проникает в глубь песка, во влажный слой. А черепаха впадает в спячку. Ваше задание: Заполнить страницу книги знаний, затем использовать ее как опору и рассказать одноклассникам следующее: 1. Какие животные самые многочисленные в пустыне 2. Какой образ жизни ведут мелкие пустынные зверьки 3. Как защищаются ящерицы, змеи и черепахи 4. Опишите, какими еще способами животные спасаются от жары Животные и их способы борьбы с недостатком воды Одна из проблем животных в полупустынях и пустынях – недостаток воды. По-разному приспособились животные этих зон добывать воду. Некоторые, например верблюды, могут 4-5 дней обходиться без воды. Во время пути по пустыне верблюд не пьет. Зато на привале выпивает сразу до 100 л воды. Скорпионы, черепахи, тушканчики, песчанки, суслики, а также ящерицы и змеи никогда не пьют. Они получают влагу вместе с пищей. Насекомые и грызуны, которых здесь очень много, добывают влагу из семян, листьев и стеблей растений. В свою очередь мелкие животные сами служат источником влаги для хищников. Быстроногие – сайгаки и джейраны – пробегают в поисках воды огромные расстояния от одного водоема к другому. Ваше задание: Заполнить страницу книги знаний, затем использовать ее как опору и рассказать одноклассникам следующее: 1. Как верблюды решают проблему с нехваткой воды 2. Какие животные никогда не пьют и почему 3. Как решают проблему быстроногие животные Жизнь человека в пустыне Пустыни и полупустыни – зоны с недостаточным количеством влаги. Земледелие здесь развито слабо. Оно возможно только при строительстве оросительных каналов или в оазисах. Оазис - это расположенный около водоемы островок растительности в пустыне. На орошаемых землях возделывают поля, сады, виноградники. На полях выращивают хлопчатник, на бахчах – арбузы, а в садах – сочные яблоки и груши. Для получения мяса, молока, шерсти, меха здесь разводят овец и коз. Но главное домашнее животное в пустыне – верблюд. Круглый год верблюдицы дают молоко. Из тонкой и длинной шерсти этих животных ткут ткани для одежды. В еде верблюд неприхотлив. Он ест все, что растет в пустыне, даже колючки. А широкие копыта помогают ему передвигаться в сыпучих песках. Верблюжьи караваны и в наши дни перевозят людей и грузы через огромные пустынные пространства. Ваше задание: Заполнить страницу книги знаний, затем использовать ее как опору и рассказать одноклассникам следующее: 1. Из-за чего слабо развито земледелие 2. Где возможно земледелие 3. Каких животных разводят 4. Почему верблюд главное домашнее животное Последствия жизни человека в пустыне Пустыни и полупустыни – зоны с большим недостатком влаги. Растения и животные этих зон уникальны. Только они смогли приспособиться к жизни в этих засушливых районах. Однако многие живые организмы, как пустынь, так и степей тоже оказались под угрозой исчезновения. Это, например, подземный житель полупустынь гигантский слепыш или хищный зверек. Погибают от рук браконьеров сайгаки. Неумеренное орошение приводит к засолению почв. Минеральные соли выносятся водой на поверхность, вода быстро испаряется, а корка соли остается. На такой почве перестают расти не только культурные растения, но и растения пустынь – верблюжья колючка и саксаул. Ваше задание: Заполнить страницу книги знаний, затем использовать ее как опору и рассказать одноклассникам следующее: 1. Почему уникальны животные и растения пустынь 2. Что угрожает животным 3. Как вредит неумеренное орошение | Читать текст учебника Работать с картой. Слушать объяснение Работать в группах | Извлечение из рассказа необходимой информации (П); Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); |
V.Первичное закрепление во внешней речи Словесный, беседа | 3 мин. | Сейчас я вам придлагаю написать синквейн о пустыне в группе. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). | Составить синквейн | Структурирование знаний (П); Коррекция(Р); Формирование границ «знания» и «незнания»(Л) |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой | 7 мин. | Для того, чтобы проверить, как вы усвоили новую тему, предлагаю вам написать графический диктант Графический диктант: 1. Пустыня – это место, где много солнца и горячего сухого воздуха, но мало воды. (+) 2.У растений ствол длиннее корня.(-) 3.Самая большая драгоценность в пустыне – это пресная вода. (+) 4.Места с довольно пышной растительностью называются барханы. (-) 5.Зимой в пустыне никогда не выпадает снег. (-) 6.Люди селятся вдоль рек и озер, около оазисов. (+) 7.В пустыне только два времени года: зима и лето. (+) 8.Верблюд не может долгое время обходиться без воды и пищи.(-) 9. Растения появляются только когда идут дожди, а затем быстро засыхают. (+) 10. В зоне пустынь выращивают хлопок. (+) Выполним взаимопроверку, обменяйтесь работами с соседом по плечу. Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы, сегодня вы поработали на пять. Встаньте те, у кого одна или две ошибки. Сегодня вы поработали на четыре, дома вам нужно будет еще раз уделить внимание пройденной теме. Остальные, кто сделал три ошибки и больше, сегодня вы поработали недостаточно, дома вам нужно будет усердно поработать над этой темой. Поставьте себе соответствующую оценку. | Работать самостоятельно Выполнять самопроверку | Контроль (Р); Коррекция(Р); |
VII.Включение в систему знаний Словесный, беседа | 1 мин. | О чем мы сегодня с вами говорили? (О зоне пустынь) Какие характерные особенности есть у этой зоны (жаркий климат, недостаток влаги, глинистая или песчаная почва) Ваше домашнее задание на слайде. | Отвечать на вопросы, высказывать свое мнение | Структурирование знаний (П); |
VIII.Рефлексия деятельности Словесный, объяснение | 3 мин. | И в завершении урока проведем небольшой самоанализ работы на уроке. Для этого каждый по цепочке дополняет одно из предложений на слайде: 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… На этом урок окончен. | Формулировать конечный результат своей работы на уроке | Самооценка (Л); Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности (Л). |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ."Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века""
Урок-повторение в форме деловой игры с использованием здоровьесберегающих технологий....
Конспект и презентация к уроку по математике.Тема «Площадь прямоугольника» 2 класс (УМК «Начальная школа 21 века»)
Конспект урока математики по теме "Площадь прямоугольника" 2 класс (УМК "Начальная школа 21 века")...
Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"
План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...
конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕК"
Конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века". Тема: "Наши помощники – органы чувств"....
План-конспект урока по математике (Перспективная начальная школа) в 1, 4 классах малокомплектной школы по теме "Число и цифра 2", "Деление с остатком и вычитание".
Всю жизнь проработала в малокомплектной школе. Предлагаю вам план-конспект урока по математике в 1, 4 классах (УМК "Перспективная начальная школа)....
Конспект урока 1 класс (Перспективная начальная школа) "Слова-помощники"
Конспект урока разработан по развивающей личностно-ориентированной системе обучения "Перспективная начальная школа".В конспекте урока подробно описана цель деятельности педагога на уроке, а так же пла...
Конспект урока. 1 класс УМК Начальная школа 21 век. Математика. Знакомимся с таблицей.
Конспект урока разработан с применением карточек с платформы Учи.ру.1 классУМК Начальная школа 21 век.Математика.Тема : "Знакомимся с таблицей."...