рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК"Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy-2.docx | 82.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «БСОШ »: __________Кулагин И.А.
«___» ______2013г. | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР: _______Кулагина Г.В. «___» ________2013г. | Рассмотрено на МО учителей начальных классов Протокол № 1 от «___» _______2013г. Руководитель МО _________
|
Рабочая программа
по предмету «Русский язык»
во 2 классе
на 2013-2014 учебный год
УМК «Гармония»
Авторы УМК: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М.
Автор-разработчик: Буянкина Н.А., учитель начальных классов первой
квалификационной категории
Пояснительная записка
к тематическому планированию по русскому языку
2 класс
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с:
Требованиями ФГОС от 06.10.2009 №373, определяющего содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования,
на основе Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.(издательство: Москва «Просвещение», 2010г.); авторских программ М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» (издательство: Смоленск «Ассоциация XXI век, 2010 год), утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и обеспечена УМК для 1–4 классов (авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина).
Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Цели начального курса русского языка:
– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
– средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;
– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Предлагаемый курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка», построен на основе деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.
Именно через реализацию деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое. При этом под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием учащихся, во-первых – формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых – совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции. Необходимый компонент развития школьников – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность. Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.
Для построения курса на деятельностной основе принципиально важно учесть тот факт, что на практическом уровне языком, подлежащим изучению, дети уже давно владеют. Этот факт подсказывает путь изучения русского языка в школе: от практики его использования – к осмыслению – и снова к практике, теперь уже на новом уровне. Именно такой путь изучения русского языка и предусмотрен данной программой, чем объясняется название реализующего её комплекта учебников: «К тайнам нашего языка».
Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность. Определяя такой подход, авторы исходили из того, что язык – это основное средство общения людей, а значит, изучение языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства. Вот почему рассмотрение большей части разделов и тем курса, в соответствии с программой, направляется коммуникативным мотивом. Так, обучение орфографии, построению предложений и текстов, становление умения проверять написанное проходят на фоне обсуждения различных ошибок и недочётов, порождающих неясность речи, и последующих вопросов: «Ты хочешь, чтобы тебя понимали? Хочешь как можно лучше донести свою мысль? Хочешь не испортить своё поздравление ошибками?...». Изучение состава слова, частей речи сопровождается пристальным вниманием к значению языковых единиц и их функции в речи, к проблеме выбора более удачного слова, формы слова, суффикса, приставки и т.п. Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности – не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним. Среди других методических решений: обучение созданию не сочинений «вообще», а текстов определённых жанров, востребованных в коммуникативной практике: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т.д.; общение авторов с ребёнком через письменный текст, систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье; организация партнёрства, делового сотрудничества учащихся при выполнении различных заданий.
Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1-го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Работа строится на основе фонемного принципа русской орфографии.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык. М. С. Соловейчик» 2010 года издания.
Изменения внесены не были.
На изучение учебного предмета во 2 классе отводится 170 часов. ( 5 часов в неделю )
Место учебного предмета в базисном учебном плане:
Предмет «Русский язык» входит в инвариантную часть базисного учебного плана для образовательных учреждений Р.Ф. На данный предмет в учебном плане отводится 170 часов (5 ч. в неделю)
Ценностные ориентиры содержания
учебного предмета «Русский язык»
1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.
2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.
3. Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.
4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.
Планируемые предметные результаты
освоения программы 2-го класса
В области речи, речевой деятельности
Ученик научится:
– участвовать в коллективном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения;
понимать вопросы учителя и точно отвечать на них, стараться высказывать и объяснять
свою точку зрения;
– создавать небольшие устные монологические высказывания делового и эмоционального
характера, стремиться соблюдать требования к этим видам речи, к ясности, чёткости про-
изнесения слов;
– соблюдать нормы употребления и произношения слов из числа имеющихся в словаре учебника
«Как правильно говорить?»;
– под руководством учителя «добывать» информацию из текстов и справочных материалов
учебника, использовать её для решения практических задач;
– самостоятельно читать задания учебника и выполнять их;
– понимать (в процессе коллективной работы) информацию учебника, представленную в
схематичной, в том числе алгоритмичной форме, коллективно переводить её в словесную и
использовать в практических целях;
– замечать в тексте слова, значение которых требует уточнения, спрашивать о них, пользоваться
толковым словарём учебника;
– участвовать в коллективных наблюдениях за точностью выбора слов в текстах;
– при создании предложений задумываться о предмете речи (о чём или о ком пойдёт речь?) и
содержании сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?);
– строить и использовать в речи, с учётом ситуации, различные по цели и интонации
предложения;
– понимать в тексте тему (о чём?) и основную мысль (что? – в ясных случаях, при её словесной
выраженности), отражать их в заголовках; наблюдать за развитием мысли и
последовательностью сведений при её раскрытии;
– использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов,
редактировать их;
– подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объёмом 45–55 слов
(после речевой и орфографической подготовки); проверять и стараться улучшать
написанное (с опорой на памятку);
– создавать (после коллективной подготовки) речевые произведения определённых жанров:
записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку;
обдумывать их содержание и языковые средства с учётом жанра, адресата, а после написания
проверять и совершенствовать
текст (с опорой на памятку).
Ученик получит возможность научиться:
– вступать в беседу, начинать её, задавать вопросы;
– слушать речь одноклассников, оценивать её соответствие вопросу или заданию, требованиям к
«хорошей речи»;
– создавать небольшие устные монологические высказывания делового и эмоционального
характера, соблюдая требования к этим видам речи;
– соблюдать нормы употребления и произношения всех слов, имеющихся в словаре учебника
«Как правильно говорить?»;
– самостоятельно получать информацию из текстов и справочных материалов учебника,
использовать её для решения практических задач;
– самостоятельно замечать в речи незнакомые слова и выяснять их значение (спрашивая у
взрослых, обращаясь к словарю);
– отмечать в текстах случаи особо выразительного использования слов;
– создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чём или о ком пойдёт речь?) и содержание
сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?);
– среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы;
строить предложения с этими значениями применительно к различным ситуациям общения и
произносить их с соответствующей интонацией;
– по-разному строить предложения-ответы на вопрос «почему?»;
– редактировать, улучшать собственные тексты.
В области освоения языка:
В области фонетики и графики
Ученик научится:
– различать звуки и буквы, давать характеристику звуков слова, выявлять их соотношение с
буквами; объяснять, если есть, различие в количестве звуков и букв;
– сравнивать, классифицировать звуки по заданным параметрам; анализировать, группировать
слова по указанным характеристикам звуков;
– понимать модельную запись слова «значками звуков»(с помощью элементарной
транскрипции);
– объяснять выбор способа обозначения мягкости согласного звука и звука [й’]; обозначать (или
не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными; использовать разделительные
знаки ь и ъ при обозначении звука [й’] (сначала без их выбора, а потом осуществляя выбор);
– проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок
букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука [й’]), обнаруживать и
исправлять встретившиеся нарушения;
– правильно называть буквы алфавита, использовать его знание для поиска слов в словарях
учебника.
Ученик получит возможность научиться:
– обозначать звуковой состав слов с помощью элементарной транскрипции;
– проводить полный фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов (с использованием
элементарной транскрипции).
В области лексики
Ученик научится:
– понимать необходимость учёта значения слова при его использовании в речи, записи,
выяснении строения;
– объяснять значения слов для решения орфографических задач в корне слова;
– выделять среди предложенных слов слова, близкие и противоположные по значению
(синонимы и антонимы), группировать их.
Ученик получит возможность научиться:
– самостоятельно подбирать к предложенным словам синонимы и антонимы;
– изменять слова-названия по числам и «командам вопросов» (падежам, временам и др. – без
терминов) для решения орфографических задач.
Ученик получит возможность научиться:
– проводить различные изменения слов разных частей речи (практическим путём, без терминов).
В области синтаксиса и пунктуации
Ученик научится:
– отличать предложение от группы слов, обосновывать решение;
– выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие
мысли и интонации её завершения);
– различать два основания классификации предложений: по цели и интонации (эмоциональной
окраске);
– различать предложения, разные по цели (повествовательные, вопросительные и
побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);
– характеризовать предложения по двум основаниям; соотносить характеристику предложений
со знаками на конце при их записи;
– находить в тексте предложения разных видов;
– отличать текст от группы предложений, объяснять различие;
– правильно оформлять границы предложений;
– ставить запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но.
Ученик получит возможность научиться:
– строить предложения разных видов;
– замечать в предложениях-вопросах вопросительные слова и учитывать их при построении
ответов;
– наблюдать за возможностью разного порядка слов в предложении;
– замечать в своей письменной речи обращение и ставить после него восклицательный знак;
ставить в некоторых случаях запятые внутри предложений: перед словами что, чтобы, потому
что и др., выделять запятыми слово «пожалуйста».
В области орфографии
Ученик научится:
– обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы
решения которых известны, соотносить их с изученными правилами;
– осознавать варианты букв (а/о, е/и, д/т и т. п.), из которых осуществляется выбор на месте
орфограмм безударных
гласных и парных по глухости-звонкости согласных;
– применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных
и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте
непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный,
рассказ);
– грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы: по-, под-, на-, за-, до- , об-
, от-, с-, в-; -еньк-, -оньк-, -ник-, -тель-;
– соблюдать изученные правила переноса слов;
– пользоваться орфографическим словарём учебника;
– использовать приём письма с «окошками» для сознательного «ухода» от орфографических
ошибок при затруднении в применении известного правила или при встрече с орфогра-
фической задачей, способ решения которой ещё не изучен;
– проверять написанное;
– списывать и писать под диктовку текст объёмом до 45 слов. Соблюдать при этом правила
каллиграфии, критически оценивать их выполнение;
– правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, указанные в программе.
Ученик получит возможность научиться:
– обнаруживать значительную часть орфограмм текста;
– замечать буквы, на месте которых сочетаются две орфограммы (буква безударного гласного
звука в начале предложения или собственного имени (Олег, Анюта), в безударном слоге жи или
ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если он парный по глухости-
звонкости: лезть, кость);
– оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте всех неосвоенных орфограмм;
– эффективно осуществлять проверку написанного.
Планируемые результаты формирования
универсальных учебных действий
средствами предмета «Русский язык»
на конец 2-го класса
Личностные результаты: представление о русском языке как языке своей страны и о себе как
носителе этого языка; положительное отношение к учению (к урокам русского языка);
появление элементов коммуникативного и социального мотивов изучения русского языка,
элементов контроля за отдельными сторонами своей речи (в частности, за правописанием).
Регулятивные УУД:
– понимать и принимать учебную задачу, сохранять её (с помощью учителя);
– планировать (в сотрудничестве с учителем) свои учебные действия для решения конкретных
языковых и речевых задач;
– действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесной или
схематичной форме (под контролем учителя);
– выполнять учебные действия в материализованной, речевой форме;
– выполнять действия самоконтроля при письме (по ходу и после завершения).
Познавательные УУД:
– слушать учителя, понимать и решать поставленные задачи;
– под руководством учителя читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям;
– находить необходимую информацию в материалах учебника, в том числе словарях, применять
её для решения практических задач;
– находить в предложенных материалах языковые примеры по указанным параметрам, а также
слова, требующие уточнения значения;
– понимать информацию, представленную в изобразительной и освоенной схематичной форме,
использовать её для решения практических задач;
-понимать общий способ решения ряда языковых и речевых задач, ориентироваться на него при
решении конкретных задач (П-1);
– участвовать в коллективных наблюдениях за фактами языка и речи, выполнять действия
анализа, сравнения, аналогии, классификации, группировки, конструирования по указанным
основаниям, делать умозаключения, выводы;
– подводить факты языка под понятия по выявленным существенным признакам (в освоенном
объёме) (П-2).
Коммуникативные УУД:
– участвовать в общей беседе, в диалоге, стараясь соблюдать правила общения;
– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
– высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, пытаться объяснять его; слушать и
стараться понимать выступления других;
– строить небольшие монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) с
ориентацией на партнёра, с учётом конкретных речевых задач;
– создавать небольшие письменные тексты освоенных жанров, ориентируясь на ситуацию и
задачи общения.
Межпредметные связи, раскрытые в ходе изучения курса: изучение русского языка связано с такими предметами, как литературное чтение, математика, окружающий мир.
Содержание курса
Речь, развитие речи, практика речевой деятельности
.
Представление о деловых сообщениях и словесных рисунках как разновидностях речи.
Особенности оформления мыслей (предложений) в устной и письменной форме. Осознание
главных требований к речи (устной и письменной): быть понятной и вежливой.
Практическое овладение диалогической и монологической формами речи в ситуации общения на
уроке: слушать и понимать информацию, воспринятую на слух, участвовать в коллективном
обсуждении разных вопросов, точно отвечать на вопросы и задавать свои, высказывать свою точку
зрения; пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях общения (просьбы,
благодарности и др.), соблюдать основные правила общения (не перебивать, смотреть на
собеседника, стараться понять его и помогать понимать себя).
Практическое овладение умением работать с информацией, содержащейся в заданиях, сообщениях,
справочных материалах учебника, в том числе представленной в виде схем, алгоритмов, осознанно
пользоваться ею для решения учебно-познавательных задач.
Правильность и точность как важные качества хорошей речи. Обучение правильному
использованию, произношению, выбору средств языка с учётом ситуации и задач общения
(в предусмотренном объёме).
Текст: общее знакомство с его признаками; отличие текста от предложения и набора предложений.
Тема и основная мысль как стержень текста; их отражение в заголовке; озаглавливание текста с
учётом темы и (или) основной мысли. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и
улучшения после записи.
Пересказ как способ передачи мыслей, впечатлений автора, изложение как письменный пересказ.
Распределение программного материала по темам, указание на место в курсе и время изучения
представлены далее в тематическом планировании. Вопросы, выносимые на повторение, в
программе, как правило, не указываются. Некоторое исключение составляют первый и последний
разделы (обучение речи и орфографии), в которых многие вопросы на разнообразном
усложняющемся материале рассматриваются на протяжении всех лет обучения.
Практическое освоение различных жанров речи, особенностей их построения, выбора языковых
средств, оформления: письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка.
Фонетика и графика. Различение звуков и букв. Характеристика звуков слова и их соотношения с
буквами; установление соотношения звуков и букв в словах с ь для обозначения мягкости, с
буквами е, ё, ю, я для обозначения звука [й’].
Полный фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слова.
Обозначение мягкости согласного звука в положении перед другим согласным. Освоение
обозначения звука [й’] с помощью разделительных ь и ъ.
Использование знания алфавита при работе со словарями, справочниками.
Лексика
. Осознание важности понимания значения слова (в том числе для правильного его написания).
Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или
толковому словарю. Знакомство со словами, близкими и противоположными по значению
(синонимами и антонимами); наблюдение за использованием синонимов в речи, за выбором
точного слова. Представление о словах, имеющих несколько значений, о происхождении отдель-
ных слов.
Словообразование (морфемика). Овладение понятиями «родственные (однокоренные) слова»,
«корень», «приставка», «суффикс», «окончание»; представление о нулевом окончании.
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки,
суффикса; овладение необходимыми для этого способами действия. Разбор слова по со-
ставу.
Разграничение однокоренных слов, изменений одного и того же слова, синонимов и слов с
омонимичными корнями.
Разграничение приставок и предлогов. Представление о значении некоторых суффиксов и
приставок, наблюдение за использованием этих морфем для повышения точности и
выразительности речи.
Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок, работа над правильностью их
употребления, над соответствием отдельных приставок и предлогов (в… – в, до… – до, за… – за и
др.).
Морфология. Понятие «предмет» как обозначение всех слов, отвечающих на вопросы «кто?» или
«что?». Постановка вопросов к словам-названиям. Изменение слов по числам и по «команде
вопросов».
Синтаксис: предложение. Назначение предложения, его признаки. Оформление границ
предложения в устной и письменной речи.
Виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации
(восклицательные и невосклицательные); их использование и оформление при письме.
Общее представление о диалоге. Правила вежливости при разговоре по телефону. Способы
построения предложений при ответе на вопрос «почему?». Практическое освоение побудительных
предложений с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произ-
несения; оформление предложений со словом пожалуйстав письменной речи.
Орфография и пунктуация
Понятие «орфограмма»: общее представление. Признаки наиболее частотных орфограмм: для
гласных – положение без ударения, для согласных – парность по глухости-звонкости и
положение на конце слова или перед другим согласным, кроме сонорных (без термина) и [в, в’].
Признаки других распространённых орфограмм: гласные в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу под
ударением; наличие двух орфограмм в безударных слогах жи–ши, ча–ща, чу–щу;
первая буква в начале предложения и в собственном имени; граница между словами.
Формирование орфографической зоркости на основе знания опознавательных признаков основной
части орфограмм.
Приём сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмо с «окошками») как способ
самоконтроля в про-цессе письма и «ухода» от орфографических ошибок.
Выбор букв на конце слов, называющих предметы, действия, путём подстановки слов-указателей
«она», «оно», «они».
Понятие «орфографическое правило», применение изученных правил и обращение к
орфографическому словарю как способы решения орфографических задач.
Освоение правил выбора написания на месте следующих орфограмм:
• прописная буква в начале предложения, в собственных именах;
• раздельное написание слов;
• перенос слов (основные случаи);
• сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;
• ь для обозначения мягкости согласного звука в положении перед другим согласным (в сочетаниях
[с’т’, з’д’, н’т’,н’щ’, н’ч’]; чк, чн, чт, щн);
• проверяемые безударные гласные и парные по глухостизвонкости согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные звуки;
• непроверяемые безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные (в пределах
программного списка);
• гласные и согласные в неизменяемых при письме приставках и суффиксах;
• разделительные ь и ъ;
Освоение правильного написания следующих слов с непроверяемыми гласными и согласными:
апельсин, арбуз, береза, билет, вагон, ванна, деревня, диван, дорога, желать, жжёт, жужжит,
завтрак, заяц, здоровье, здравствуй(те), интересно, капуста, картина, касса, кастрюля, кефир,
килограмм, кипеть, кисель, класс, колбаса, комната, компот, конфета, корзина, корова, котлета,
кровать, лапша, лестница, лопата, магазин, макароны, мандарин, машина, медведь, молоко,
морковь, мороз, обед, огурец, печенье, пирог, помидор, праздник, Россия, русский, сахар, сковоро-
да, сметана, сосиска, стакан, суббота, тарелка, ужин, чувство, яблоко, ягода, язык.
Проверка написанного: практическое овладение.
Освоение пунктуационных правил: оформление конца предложения, постановка запятых при
перечислении, перед словами-помощниками а, но, перед некоторыми другими словами (что, чтобы,
потому что и др.). Наблюдение за возможностью запятых и других знаков внутри предло-
жений.
Учебно – методическое обеспечение по русскому языку
2 класс
Основная методическая литература
Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 2 класса общеобразовательных учреждений , в двух частях - 2012г.в.
Авторы: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.
Смоленск: Ассоциация XXI век
Тетрадь– задачник к учебнику«К тайнам нашего языка» для 2 класса в 3частях- 2012г.в.
Авторы: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.
Смоленск: Ассоциация XXI век
Тестовые задания по русскому языку, 2 класс в 2 частях - 2012 г.
Смоленск: Ассоциация XXI век, Корешкова Т.В.
Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам для 2 класса общеобразовательных учреждений, авторы: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012г.
Программа к курсу «Русский язык» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, авторы: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко; Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012г.
М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Оценка достижения планируемых результатов образования: 1-2 классы-2012г.
Электронное сопровождение к учебникам и тетрадям: в свободном доступе на сайте издательства:www/kniga21vek.ru
Дополнительная методическая литература:
Журнал «Начальная школа»
БакулинаГ.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка-М.: Владос,2000.
Петленко Л.В., Романова В.Ю.Краткий справочник по русскому языку - М.:Айрис-Пресс,2005.
Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др.
Материально – техническое обеспечение
учебного предмета «Русский язык»
2 класс
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения:
Репродукции картин.
Учебно-методические комплекты по русскому языку для 2 класса (программа, учебник, рабочая тетрадь 3шт.).
Таблицы к основным разделам грамматического материала.
Наборы сюжетных картинок.
Словари по русскому языку.
Алфавит (письменный и печатный)
Технические средства обучения:
Магнитофон, компьютер, проектор, экспозиционный экран.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.
Экранно-звуковые пособия:
Презентации уроков.
Оборудование класса:
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Тематическое планирование учебного материала
Русский язык 2 класс
5 часов в неделю
Название разделов(тем) | Кол-во часов | ||
всего | базовых | резервных | |
1-я четверть Знаем – повторим, не знаем – узнаем. Главные опасности письма Как писать без ошибок? 2-я четверть Выражаем мысли и чувства (Понятие о предложении) Хочу сказать больше (Понятие о тексте) Размышляем о словах(Знакомство с родственными словами и корнем) 3-я четверть Продолжаем размышлять о словах (Знакомство с изменениями слов, с окончанием) Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова 4-я четверть Как устроены слова? (Продолжение знакомства с составом слова) Перелистаем учебник (Обобщение) | 45 21 24 35 13 12 10 50 6 44 40 29 11 | 36 17 19 27 9 9 9 37 5 32 28 23 5 | 9 4 5 8 4 3 1 13 1 12 12 6 6 |
170 | 128 | 42 |
Календарно-тематическое планирование
Русский язык 2 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
Планируемая | Фактическая | |||||
1 четверть | 45ч |
| ||||
1. | Знаем – повторим, не знаем - узнаем | 20 |
| |||
1.1 | Поговорим об ушедшем лете | Урок повторения | 1 | Работа по учебнику | ||
1.2 | О нашей речи | Урок повторения | 1 | Работа в парах | ||
1.3 | Повторение изученного о группах слов и знакомство с понятием «предмет». («Что ты знаешь о словах?») | Урок повторения | 1 | Работа по учебнику | ||
1.4 | Изменение вопросов кто? что? и названий предметов по этим вопросам. | Урок повторения | 1 | Работа по учебнику | ||
1.5 | Повторение известного о звуках речи. Звуко-буквенный разбор («Будем говорить понятно!») | Урок повторения | 1 | Работа в тетрадях | ||
1.6 | Совершенствование различных умений | Урок повторения | 1 | Работа в тетрадях | ||
1.7 | Повторение способов обозначения твёрдости-мягкости согласных («Может ли быть непонятной письменная речь?) | Урок повторения | 1 | Работа в парах | ||
1.8 | Повторение изученных орфографических правил (написание большой буквы, сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу) | Урок повторения | 1 | Работа по учебнику | ||
1.9 | Знакомство с правописанием ь в положении «мягкий перед твёрдым». Отсутствие ь в сочетаниях чк, чн, чт, щн | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
1.10 | Мягкий согласный перед мягким – «опасное» при письме место | Урок изучения нового материала | 1 | Работа в тетрадях | ||
1.11 | Сочетания, в которых никогда или чаще всего не пишется ь (зд, сн, зн, нч, нщ; ст и нт) | Урок изучения нового материала | 1 | Работа в парах | ||
1.12 | Закрепление правила написания ь между двумя согласными | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику | ||
1.13 | Продолжение закрепления изученного | Закрепление изученного | 1 | Работа с текстом | ||
1.14 | Повторение известных способов обозначения звука [й,] | Закрепление изученного | 1 | Тестирование | ||
1.15 | Знакомство с назначением разделительных знаков (ь и ъ); освоение записи ь/ъ | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику | ||
1.16 | Формирование умения использовать разделительный ь | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с текстом | ||
1.17 | Закрепление изученного о разделительных знаках; тренировка в выборе знака или написании двух: ь/ъ | Закрепление изученного | 1 | Выполнение грамматических заданий | ||
1.18 | Обобщение: три способа обозначения звука [й,] | Закрепление изученного | 1 | Работа в тетрадях | ||
1.19 | Обобщение по теме «Знаем – повторим, не знаем – узнаем» | Комбинированный урок | 1 | Работа в парах | ||
1.20 | Подготовка к контрольной работе | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику | ||
1.21 | Контрольная работа | Контроль знаний и умений | 1 | |||
2. | «Главные «опасности» письма. Как писать без ошибок?» | 24 |
| |||
2.1 | Знакомство с понятием «орфограмма» («Новое научное слово») | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику | ||
2.2 | Орфограммы безударных и ударных гласных | Урок изучения нового материала | 1 | Работа в тетрадях | ||
2.3 | Орфограммы парных по глухости-звонкости согласных | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с текстом | ||
2.4 | Непарные по глухости-звонкости согласные – не орфограммы («Когда согласным можно доверять?) | Урок изучения нового материала | 1 | Работа в тетрадях | ||
2.5 | Парные по глухости-звонкости согласные перед непарными звонкими и [в] [[в,] – не орфограммы | Комбинированный урок | 1 | Тестирование | ||
2.6 | Закрепление изученного. Тренировка орфографической зоркости | Комбинированный урок | 1 | Работа по карточкам | ||
2.7 | Введение письма с «окошками» («Учимся записывать орфографические задачи») | Урок изучения нового материала | 1 |
Работа по учебнику | ||
2.8 | Обучение работе с орфографическим словарём («Обращаемся в орфографическое справочное бюро») | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику | ||
2.9 | Обучение письму с «окошками» на месте всех буквенных орфограмм. Памятка 3 («Учимся писать без ошибок») | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
2.10 | Тренировка в письме с «окошками» на месте всех орфограмм | Закрепление изученного | 1 | Работа в тетрадях | ||
2.11 | Знакомство с некоторыми способами выбора букв: путём подстановки слов она, оно, они и др. («Орфографические задачи, которые легко решать») | Урок изучения нового материала | 1 | Работа в тетрадях | ||
2.12 | Закрепление письма с «окошками» и умения решать орфографические задачи освоенными способами | Закрепление изученного | 1 | Работа с текстом | ||
2.13 | Введение памятки 4: письмо с «окошками» на месте пока не решаемых орфографических задач («Знаю или не знаю? Пишу или …?» | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику | ||
2.14 | Закрепление нового способа письма | Закрепление изученного | 1 | Тестирование | ||
2.15 | Тренировка в письме с «окошками» по памятке 4 | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику | ||
2.16 | Две орфограммы в безударных слогах [жи-ши] («Бывает ли буква одна, а орфограммы две?») | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику | ||
2.17 | Обобщение изученного. Тренировочная проверочная работа. («Проверяем себя») | Закрепление изученного | 1 | Работа в тетрадях | ||
2.18 | Совершенствование умений | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику | ||
2.19 | Проверка и совершенствование умений | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику | ||
2.20 | Контрольная работа | Контроль знаний и умений | 1 | |||
2.21 | Совершенствование приобретённых умений. Работа над ошибками | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику | ||
2.22 | Обучение деловой речи: написание кулинарных рецептов («Научим друг друга») | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
2.23 | Обучение словесному рисованию: сочинение загадок | Комбинированный урок | 1 | Работа в тетрадях | ||
2.24 | Продолжение сочинения загадок и составления рецептов | Комбинированный урок | 1 | Работа в тетрадях | ||
II четверть | 35ч. | |||||
3. | «Выражаем мысли и чувства» (Понятие о предложении) | 13ч. |
| |||
3.1 | Повторение и расширение сведений о предложении. («Как мы строим предложения?») | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику | ||
3.2 | Обучение построению предложений | Комбинированный урок | 1 | Работа по карточкам | ||
3.3 | Деление речи на предложения, их составление и письменное оформление | Закрепление изученного | 1 | Работа в тетрадях | ||
3.4 | Совершенствование умения выделять предложения из потока речи, составлять их и записывать | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
3.5 | Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные («Какие бывают предложения?») | Закрепление изученного | 1 | Работа с текстом | ||
3.6 | Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные | Закрепление изученного | 1 | Работа с текстом | ||
3.7 | Закрепление изученного о видах предложений | Закрепление изученного | 1 | Работа с текстом | ||
3.8 | Обучение построению вопросительных предложений и точному ответу на них («Как спросишь – так и отвечу») | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику | ||
3.9 | Построение ответов на вопрос «почему?» | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику | ||
3.10 | Побудительные предложения со значением просьбы, совета, требования, пожелания («Предлагаем, просим, желаем») | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику | ||
3.11 | Обучение составлению пожеланий | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику | ||
3.12 | Закрепление изученного о предложении. Тренировка в письме с «окошками» | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику | ||
3.13 | Обучающий диктант | Проверка ЗУН | 1 | Работа в тетрадях | ||
4. | «Хочу сказать больше» (Понятие о тексте) | 12ч. |
| |||
4.1 | Знакомство с понятием «Текст» («А если одного предложения мало?») | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по карточкам | ||
4.2 | Тема и основная мысль текста («Как в детской пирамидке») | Урок изучения нового материала | 1 | Работа в тетрадях | ||
4.3 | Требования к хорошему тексту («Как сделать текст хорошим?») | Закрепление изученного | 1 | Выполнение грамматических заданий | ||
4.4 | Обучение обдумыванию и редактированию текста. Знакомство с памятками «Текст» и «Редактор» («От слов к тексту») | Закрепление изученного | 1 | Работа с текстом | ||
4.5 | Упражнение в редактировании текстов | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику | ||
4.6 | Восстановление и запись деформированных текстов («Составляем и пишем диктанты»). | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику | ||
4.7 | Подготовка к диктанту | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику | ||
4.8 | Контрольный диктант | Проверка ЗУН | 1 | |||
4.9 | Учимся письменному пересказу | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику | ||
4.10 | Обучение первым изложениям | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с текстом | ||
4.11 | Составление рассказов на основе прочитанного. (Рассказываем сами и обобщаем) | Комбинированный урок | 1 | Работа с текстом | ||
4.12 | Обобщение изученного о предложении и тексте | Комбинированный урок | 1 | Работа с текстом | ||
5. | «Размышляем о словах» (Знакомство с родственными словами и корнем) |
| 10ч. |
| ||
5.1 | Разговор о значении слова («Что в слове главное?») | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику | ||
5.2 | Знакомство с понятиями «родственные слова», «корень слова» («Собираем родственников») | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с текстом | ||
5.3 | Закрепление введённых понятий; наблюдение за единым написанием корней в родственных словах | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
5.4 | Освоение способа действия для выявления родственных слов и нахождения корня | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
5.5 | Создание текста по готовому началу: совершенствование всех приобретённых умений | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
5.6 | Общее знакомство с понятием «окончание» («Скоро Новый год!») | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
5.7 | Изложение. Написание новогодних поздравлений, пожеланий, воспоминаний, составление планов подготовки к Новому году | Развитие речи | 1 | Работа в тетрадях | ||
5.8 | Изложение. Написание новогодних поздравлений, пожеланий, воспоминаний, составление планов подготовки к Новому году | Развитие речи | 1 | Работа в тетрадях | ||
5.9 | Однажды… Рассказ о предстоящих зимних каникулах | Развитие речи | 1 | Работа в тетрадях | ||
5.10 | Повторение изученного о словах | Комбинированный урок | 1 | Работа в тетрадях | ||
3 четверть | 50ч |
| ||||
6. | «Продолжаем размышлять о словах» (Знакомство с изменениями слов, с окончанием) | 6ч. |
| |||
6.1 | Изменения слов и родственные слова. Введение термина «однокоренные слова» (Вспомним и узнаем новое») | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику | ||
6.2 | Разграничение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Знакомство с синонимами, их отличие от однокоренных слов | Изучение новой темы | 1 | Работа в тетрадях | ||
6.3 | Изменение названий предметов по числам («Наблюдаем за изменениями слов») | Комбинированный урок | 1 | Работа в парах | ||
6.4 | Изменение названий предметов по «командам» вопросов | Закрепление изученного | 1 |
Работа по учебнику | ||
6.5 | Закрепление изученного. Изменения названий признаков предметов и действий | Комбинированный урок | 1 | Работа в тетрадях | ||
6.6 | Повторение освоенных способов выбора букв в словах; постановка новой учебной задачи («Чему учиться дальше?») | Комбинированный урок | 1 | Работа с текстом | ||
7. | «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» | 44ч | ||||
7.1 | Знакомство с понятиями «проверочные» и «проверяемые» слова («Слова-подсказки – какие они?) | Изучение новой темы | 1 | Работа в парах | ||
7.2 | Способы подбора проверочных слов для названий предметов | Изучение новой темы | 1 | Работа по учебнику | ||
7.3 | Обучение подбору проверочных слов для названий предметов | Комбинированный урок | 1 | Работа по карточкам | ||
7.4 | Обучение подбору проверочных слов для названий предметов | Комбинированный урок | 1 | Работа в парах | ||
7.5 | Закрепление умения подбирать проверочные слова для названий предметов | Закрепление изученного | 1 | Тестирование | ||
7.6 | Объяснение значения слова как способ проверки («От значения слова – к правильной букве») | Изучение новой темы | Работа с учебником | |||
7.7 | Способы подбора проверочных слов для названий действий | Изучение новой темы | 1 | Работа в тетрадях | ||
7.8 | Тренировка в подборе проверочных слов для названий действий | Закрепление изученного | 1 | Работа с учебником | ||
7.9 | Закрепление умения подбирать проверочные слова для названий действий | Комбинированный урок | 1 | Работа в парах | ||
7.10 | Способы подбора проверочных слов для названий признаков предметов | Изучение новой темы | 1 | Работа по учебнику | ||
7.11 | Упражнение в подборе проверочных слов для названий признаков предметов | Закрепление изученного | 1 | Работа с текстом | ||
7.12 | Значение слова и его написание («Снова о значении слова») | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику | ||
7.13 | Повторение опознавательных признаков проверочных слов для орфограмм корня; систематизация способов их подбора («Уточняем, как решать орфографические задачи в корне слова) | Закрепление изученного | 1 | Работа по карточкам | ||
7.14 | Знакомство с понятием «орфографическое правило»: уточнение способа действия при выборе букв безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корне слова | Изучение новой темы | 1 | Работа в тетрадях | ||
7.15 | Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных в корнях слов | Изучение новой темы | 1 | Работа в парах | ||
7.16 | Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных в корнях слов | Закрепление изученного | 1 | Работа с текстом | ||
7.17 | Обобщение изученного по орфографии | Закрепление изученного | 1 | Работа с орфограф. словарём | ||
7.18 | Тренировка в разграничении решаемых и пока не решаемых задач. | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику | ||
7.19 | Закрепление освоенных способов действия. Текущие проверочные работы | Контроль знаний и умений | 1 | Выполнение грамматических заданий | ||
7.20 | Изложение с продолжением (Е. Чарушин. «Волчишка») | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
7.21 | Изложение с продолжением (Е. Чарушин. «Волчишка») | Развитие речи | 1 | Работа в тетрадях | ||
7.22 | Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с,н] и способов её решения | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику | ||
7.23 | Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [зн], [з,н,], [ств], [нц], [рц] и способов её решения (в том числе по словарю) | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику | ||
7.24 | Упражнение в постановке орфографических задач на месте «опасных» сочетаний звуков и их решении | Комбинированный урок | 1 | Работа в тетрадях | ||
7.25 | Закрепление изученного | Закрепление изученного | 1 | Тестирование | ||
7.26 | Знакомство с понятием «непроверяемые» написания: обучение пользованию словарём («Когда командует словарь») | Комбинированный урок | 1 | Работа с орфограф. словарём | ||
7.27 | Правописание удвоенных согласных в корне слова («Звук один, а буквы две») | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
7.28 | Закрепление изученного. Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
7.29 | Упражнение в орфографической зоркости и решении задач разными способами | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
7.30 | Совершенствование всех приобретённых детьми умений | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
7.31 | Совершенствование всех приобретённых детьми умений | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
7.32 | Обучающие проверочные работы | Проверка ЗУН | 1 | Работа в тетрадях | ||
7.33 | Обучающие проверочные работы | Проверка ЗУН | 1 | Работа в тетрадях | ||
7.34 | Контрольная работа | Контроль знаний и умений | 1 | |||
7.35 | Работа над ошибками | Комбинированный урок | 1 | Работа в тетрадях | ||
7.36 | Совершенствование орфографических умений | Комбинированный урок | 1 | Работа в тетрадях | ||
7.37 | Изложение «Подарок маме». Подготовка поздравлений к 8 Марта. | Развитие речи | 1 | Работа в тетрадях | ||
7.38 | Изложение «Подарок маме». Подготовка поздравлений к 8 Марта. | Развитие речи | 1 | Работа в тетрадях | ||
7.39 | Изложение с выбором заголовка («Спасён!») | Развитие речи | 1 | Работа в тетрадях | ||
7.40 | Формирование умений связной речи на текстах весенней тематики | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
7.41 | Продолжение работы над текстовыми умениями | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
7.42 | Написание словесных картин «Вот и весна!», деловых текстов и сообщений-телеграмм о признаках весны | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
7.43 | Совершенствование речевых и орфографических умений | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
7.44 | Совершенствование речевых и орфографических умений | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику и ТПО | ||
4 четверть | 40ч. |
| ||||
8. | «Как устроены слова?» (Продолжение знакомства с составом слова) | 29ч |
| |||
8.1 | Повторение изученного о строении слов («Что я знаю о словах?») | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику | ||
8.2 | Повторение изученного об изменении слов. Знакомство с термином «нулевое окончание» | Закрепление изученного | 1 | Работа с текстом | ||
8.3 | Введение понятий «приставка» и «суффикс» (Знакомься: другие части слов!») | Изучение новой темы | 1 | Работа в тетрадях | ||
8.4 | Значение, употребление и написание приставок («Словесный конструктор») | Изучение новой темы | 1 | Работа по учебнику | ||
8.5 | Разграничение приставок и предлогов | Комбинированный урок | 1 | Работа в парах | ||
8.6 | Значение, употребление и написание суффиксов | Закрепление изученного | 1 | Работа в тетрадях | ||
8.7 | Упражнение в использовании и правильном написании различных частей слов | Закрепление изученного | 1 | Работа с карточками | ||
8.8 | Знакомство со способом действия при анализе состава слова («Как узнать строение слова?») | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику | ||
8.9 | Совершенствование умения анализировать состав слов. Знакомство с культурой переноса слов | Комбинированный урок | 1 | Работа с текстом | ||
8.10 | Упражнение в разборе слов по составу. Наблюдения за значениями частей слов | Комбинированный урок | 1 | Работа в парах | ||
8.11 | Расширение знаний о написании удвоенных согласных: двойные согласные на границе частей слов («Новое об известных опасностях письма») | Изучение новой темы | 1 | Работа в тетрадях | ||
8.12 | Повторение изученного о правописании корней, приставок и суффиксов | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику | ||
8.13 | Обучение выбору разделительного знака («ь или ъ?») | Закрепление изученного | 1 | Тестирование | ||
8.14 | Закрепление способа действия при выборе разделительного знака | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику | ||
8.15 | Совершенствование всех освоенных орфографических и других умений | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику | ||
8.16 | Повторяем, готовимся к диктанту | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику | ||
8.17 | Упражнение в решении орфографических задач | Комбинированный урок | 1 | Работа в тетрадях | ||
8.18 | Тренировочные проверочные работы. | Проверка ЗУН | 1 | Работа в тетрадях | ||
8.19 | Совершенствование всех освоенных орфографических и других умений | Комбинированный урок | 1 | Работа с текстом | ||
8.20 | Контрольная работа | Проверка ЗУН | 1 |
| ||
8.21 | Работа над ошибками | Комбинированный урок | 1 | Работа в тетрадях | ||
8.22 | Работа над ошибками диктанта и контрольных заданий | Комбинированный урок | 1 | Работа по учебнику | ||
8.23 | Обобщение и систематизация изученного по орфографии («Теперь я знаю и умею») | Комбинированный урок | 1 | Работа с текстом | ||
8.24 | Упражнение в применении приобретённых знаний | Закрепление изученного | 1 | Работа по карточкам | ||
8.25 | Знакомство с понятиями «правильно» и «точно»; обучение выбору более точного слова («Как сказать лучше?») | Изучение новой темы | 1 | Работа по учебнику | ||
8.26 | Написание словесных картин | Комбинированный урок | 1 | Работа с текстом | ||
8.27 | Продолжение работы над правильностью и точностью речи | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику | ||
8.28 | О значении, строении и происхождении слов («Я размышляю о словах своего языка») | Комбинированный урок | 1 | Работа в тетрадях | ||
8.29 | О значении, строении и происхождении слов («Я размышляю о словах своего языка») | Комбинированный урок | 1 | Работа по карточкам | ||
9. | Перелистаем учебник (Обобщение) | 11ч. |
| |||
9.1 | Обсуждение изученного с опорой на оглавление учебника; возврат к отдельным страницам и заданиям | Комбинированный урок | 1 | Тестирование | ||
9.2 | Обсуждение изученного с опорой на оглавление учебника; возврат к отдельным страницам и заданиям | Комбинированный урок | 1 | Работа с текстом | ||
9.3 | Обсуждение изученного с опорой на оглавление учебника; возврат к отдельным страницам и заданиям | Комбинированный урок | 1 | Работа в тетрадях | ||
9.4 | Обсуждение изученного с опорой на оглавление учебника; возврат к отдельным страницам и заданиям | Комбинированный урок | 1 | Работа в тетрадях | ||
9.5 | Итоговый контрольный диктант | Проверка ЗУН | 1 | Выполнение грамматических заданий | ||
9.6 | Работа над ошибками | Закрепление изученного | 1 | Работа в тетрадях | ||
9.7 | Викторины, игры в слова и со словами | Закрепление изученного | 1 | Работа по учебнику | ||
9.8 | Викторины, игры в слова и со словами | Закрепление изученного | 1 | Работа с текстом | ||
9.9 | Викторины, игры в слова и со словами | Комбинированный урок | 1 | Работа в тетрадях | ||
9.10 | Викторины, игры в слова и со словами | Комбинированный урок | 1 | Работа в тетрадях | ||
9.11 | Викторины, игры в слова и со словами | Закрепление изученного | 1 | Работа по карточкам | ||
Всего: | 170ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...