Урок русского языка во 2 классе по теме "Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Щербакова Татьяна Ивановна

Разработка урока во 2 классе из раздела "Алфавит. Написание большой буквы в словах". Составлен в соответствии с ФГОС НОО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к уроку814.31 КБ
Microsoft Office document icon разработка урока89 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Приложение к уроку русского языка во 2-м классе. Составила учитель МБОУ « А мелинская ООШ» Щербакова Т.И. 2015 г.

Слайд 2

1.Выбери правильный вариант написания. А) пёс Полкан Б) Пёс Полкан В) Пёс полкан

Слайд 3

2 . Вставь пропущенное слово в предложение: Снесла курочка _____________ яичко не простое, а золотое.

Слайд 4

3 . Какое предложение написано неверно: А) Душистая лилия распустилась в утренний час в нашем саду. Б) Душистая Л илия распустилась в утренний час в нашем саду . В) Младшая сестра Лилия гуляла по саду в утренний час.

Слайд 5

4. Найди каждому слову из первого столбика пару из второго. Запиши. п риехал в круглая гордый плодородная Орёл о рёл земля З емля

Слайд 6

Проверь себя. А) Ряба Б) п риехал в Орёл, гордый орёл, плодородная земля, круглая земля



Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка во 2-м классе.

 Раздел: НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ

Тема урока: «Почему одно и то же слово может быть написано и с большой, и с маленькой  буквы?»

Цель для учителя:

создать условия для развития умения писать с большой буквы клички животных  и другие имена собственные, различать и объяснять написания сходных в звучании слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл.

Планируемые результаты.

Предметные:

пишут большую букву в  кличках животных и других именах собственных, ставят  ударение словах, различают ударный и безударный слоги, видят «опасные места».

Метапредметные :

Познавательные УУД

На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

Развиваем умение высказывать своё предположение, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

Развиваем умение слушать и понимать других.

Умение работать в паре.

Личностные результаты

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ι. Актуали-зация знаний.

– Запишите дату, классная работа.

 

-   Что бы вы пожелали сегодня себе и одноклассникам на уроке?

Мини-опрос.

- Какой раздел изучаем?

– Какие вы знаете имена собственные?

– Как они пишутся?

2. Словарная работа.

– Вставьте подходящие слова. Для этого вспомните эти поговорки.

Запишите.

Стреляный _____________, считать ___________, ____________

на хвосте принесла, как ____________ на сене.

– Что означают эти выражения?

– С какой буквы написали эти слова?

– Что они называют?

3. Написание большой буквы в кличках животных.

– Представьте, что все эти животные ручные. Человек даёт им клички. Какую вы бы дали воробью? А вороне? Сороке? Собаке?

– Что такое кличка для животного? Зачем она нужна?

– Как же нужно их писать?

 

 - Запишите придуманные клички животных.

– А теперь сравните их с названиями животных. Что вы заметили?

Сделайте вывод.

– Как выбрать кличку животному?

Учитель читает стихотворение (оно может быть размещено на слайде):

Жили-были

Дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребёнка.

А ещё была у них

Курица Бурёнка.

А ещё у них была

Собачка Мурка,

А ещё – два козла –

Сивка да Бурка!

(Ю.Черных)

– Правильно ли даны клички животным?

- Запишите, кого как надо назвать.

– Любую ли корову можно назвать Бурёнкой? Подберите однокоренные слова и тогда ответите правильно.

 - Сделайте вывод.

– Есть ли у животных имена, фамилии, отчества?

-  А как же кот Матроскин? Это же, как он утверждает, фамилия?

Записывают дату, классная работа.

Ответы детей.

- Написание большой буквы в словах.

- Имена, фамилии, отчества, названия географических объектов, имена сказочных персонажей.

 - С большой буквы.

(Воробей, ворон, сорока, собака.)

- Объяснения детей.

- С заглавной.

- Животных.

- Варианты  детей.

- Это как «имя» для человека, по нему отличают животное, зовут его, разговаривают с ним.

С заглавной буквы.

Дети записывают.

(Названия животных пишутся с маленькой буквы.)

Вывод: клички животных – это тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы. Названия животных пишутся со строчной буквы.

Предположения детей.

-Нет.

-Кошка Мурка, курица Хохлатка, собака Жучка, жеребенок Сивка –Бурка.

- Бурёнка, бурая, т.е. серовато-рыжая окраска.

Вывод: кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям.

- Нет. Это у людей, а у животных – клички.

- Это сказка, а в сказках животные могут иметь имена, отчества и фамилии.

II. Формулирование проблемы,планирование деятельнос-ти.  Открытие нового знания.

Проблемная ситуация.

– Запишите предложение.

У меня есть шарик.

– Все ли одинаково написали?

– А о чём вы подумали?

– Перестройте предложение так, чтобы стало понятно, о каком шарике идёт речь.

- Какая тема  (проблема) сегодняшнего урока?

- Какую цель урока  поставим?

- Начертите на полях оценочные линейки. В конце урока вы отметите, на каком уровне каждый из вас будет находиться, оценив свои новые знания.

– Как же можно написать одинаковые по звучанию слова?

– Составим план урока.

–Составляя план, какие умения мы развивали?

Открытие нового знания.

Упр. 158 – наблюдение над словами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному.

Задание 1.

– Почему одинаковые по звучанию слова написаны по-разному? Предложите свои версии.

Задание 2.

– Составьте в группах по два предложения так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено любое из данных слов.

А из других групп назовут нужную букву в каждом случае.

– Сравните свои выводы с авторским в конце упр. 158.

(Возможные ответы: да или нет.)

(О воздушном шарике/о собаке по кличке Шарик.)

Если в классе только один вариант ответа – все подумали о воздушном или каком-то другом шарике, то учитель может подсказать: о ком ещё можно сказать Шарик? (О собаке.)

-У меня есть воздушный шарик.

У меня есть собака Шарик.

Почему слова, которые звучат одинаково,  пишутся по-разному.

Научиться различать и писать правильно слова, которые звучат одинаково, а пишутся по- разному.

Учащиеся чертят на полях «оценочную линейку»:

С большой и маленькой буквы.

План (примерный)

  1. Почему слова звучат одинаково, а пишутся по-разному?
  2. Составление предложений с этими словами.

-Умения планировать свою деятельность.

Работа проводится в парах.

- Дети делают предположения от пар. Все версии выслушиваются (можно не повторять все, а только добавлять, если есть отличия). Затем делается вывод (обобщение):

– Если слова называют имя (Лилия, Роза, Мишка и др.), кличку животного (Шарик, Рыжик, Уголёк, Пушок), город (Орёл, Клин), планету (Земля), то это имена собственные, они пишутся с большой буквы.

– А если слова называют животное, предмет, цветок, гриб, то они пишутся с маленькой (строчной) буквы.

Составление пар предложений.

Возможные комментарии для отдельных слов.

Орёл и орёл.

Орёл – это название (имя) города, а орёл – название птицы. Одно слово обозначает два разных предмета (понятия), одно из названий (название города) – имя собственное, оно пишется с большой буквы.

– Город Орёл так назвали, наверное, потому, что там было много орлов.

Составим предложения.

В Орле у меня живёт бабушка. Своё гнездо орёл свил высоко в горах.

Сравнение.

ΙΙI. Развитие умений – примене-ние нового знания.

    1. Упр. 135 («Дидактический материал»).

– В каких значениях употребляются выделенные слова?

– Объясните написание первой буквы в них.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

 Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

  1. Самостоятельная работа.

 Задания (на экране с использованием мультимедийного проектора).

(см. приложение)

Самопроверка.

Ответы детей.

Объяснения детей.

- Умение работать с информацией, самооценка.

Дети самостоятельно записывают ответы. Проверяют .

ΙV. Итог урока.

Рефлексия учебной деятельнос-ти.

– Что нового узнали?

– Что поможет правильно написать одинаково звучащие слова?

- Какая цель урока была?

- На каком уровне каждый из вас достиг поставленной нами на сегодняшнем уроке цели? Обозначьте на оценочной линейке крестиком этот уровень.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

- Какие пожелания хотите высказать себе и своим одноклассникам?

Ответы детей.

- Предложение, из которого будет понятно значение слова.        

-Научиться различать и писать правильно слова, которые звучат одинаково, а пишутся по- разному.

Дети работают с оценочными линейками.

Высказывания детей.

V. Домашнее задание.

Упр. 129 «Дидактический материал».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку с презентацией «Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному: с большой буквы и с маленькой буквы» 1 класс "Школа2100"

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа 2100". Тема урока " «Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному:  с большой буквы и с маленькой буквы». Урок р...

урок русского языка 2 класс "Школа 2100" "Слова, к которым нельзя задать вопрос" (междометия)

данная разработка урока может быть полезной  учителям начальной школы, работающим по программе "Школа 2100"...

Конспект урока русского языка 2 класс (Канакина) "Какие слова пишутся с заглавной буквы"

Дидактическая цель: создать условия для осознания и систематизации знаний, осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.Тип урока: Урок обобщения и систематизаци...

Фрагмент урока по русскому языку в 1 классе. Тема "Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с большой и маленькой буквы?"

В данном фрагменте урока представлена работа в группах. Тип урока "открытие нового знания" по программе "Школа 2100"...