Урок русского языка во 2 классе по теме "Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Разработка урока во 2 классе из раздела "Алфавит. Написание большой буквы в словах". Составлен в соответствии с ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 814.31 КБ |
разработка урока | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.Выбери правильный вариант написания. А) пёс Полкан Б) Пёс Полкан В) Пёс полкан
2 . Вставь пропущенное слово в предложение: Снесла курочка _____________ яичко не простое, а золотое.
3 . Какое предложение написано неверно: А) Душистая лилия распустилась в утренний час в нашем саду. Б) Душистая Л илия распустилась в утренний час в нашем саду . В) Младшая сестра Лилия гуляла по саду в утренний час.
4. Найди каждому слову из первого столбика пару из второго. Запиши. п риехал в круглая гордый плодородная Орёл о рёл земля З емля
Проверь себя. А) Ряба Б) п риехал в Орёл, гордый орёл, плодородная земля, круглая земля
Предварительный просмотр:
Разработка урока русского языка во 2-м классе.
Раздел: НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ
Тема урока: «Почему одно и то же слово может быть написано и с большой, и с маленькой буквы?»
Цель для учителя:
создать условия для развития умения писать с большой буквы клички животных и другие имена собственные, различать и объяснять написания сходных в звучании слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл.
Планируемые результаты.
Предметные:
пишут большую букву в кличках животных и других именах собственных, ставят ударение словах, различают ударный и безударный слоги, видят «опасные места».
Метапредметные :
Познавательные УУД
На основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД
Развиваем умение высказывать своё предположение, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
Развиваем умение слушать и понимать других.
Умение работать в паре.
Личностные результаты
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Ι. Актуали-зация знаний. | – Запишите дату, классная работа.
- Что бы вы пожелали сегодня себе и одноклассникам на уроке? Мини-опрос. - Какой раздел изучаем? – Какие вы знаете имена собственные? – Как они пишутся? 2. Словарная работа. – Вставьте подходящие слова. Для этого вспомните эти поговорки. Запишите. Стреляный _____________, считать ___________, ____________ на хвосте принесла, как ____________ на сене. – Что означают эти выражения? – С какой буквы написали эти слова? – Что они называют? 3. Написание большой буквы в кличках животных. – Представьте, что все эти животные ручные. Человек даёт им клички. Какую вы бы дали воробью? А вороне? Сороке? Собаке? – Что такое кличка для животного? Зачем она нужна? – Как же нужно их писать?
- Запишите придуманные клички животных. – А теперь сравните их с названиями животных. Что вы заметили? Сделайте вывод. – Как выбрать кличку животному? Учитель читает стихотворение (оно может быть размещено на слайде): Жили-были Дед да баба С маленькою внучкой. Кошку рыжую свою Называли Жучкой. А Хохлаткою они Звали жеребёнка. А ещё была у них Курица Бурёнка. А ещё у них была Собачка Мурка, А ещё – два козла – Сивка да Бурка! (Ю.Черных) – Правильно ли даны клички животным? - Запишите, кого как надо назвать. – Любую ли корову можно назвать Бурёнкой? Подберите однокоренные слова и тогда ответите правильно. - Сделайте вывод. – Есть ли у животных имена, фамилии, отчества? - А как же кот Матроскин? Это же, как он утверждает, фамилия? | Записывают дату, классная работа. Ответы детей. - Написание большой буквы в словах. - Имена, фамилии, отчества, названия географических объектов, имена сказочных персонажей. - С большой буквы. (Воробей, ворон, сорока, собака.) - Объяснения детей. - С заглавной. - Животных. - Варианты детей. - Это как «имя» для человека, по нему отличают животное, зовут его, разговаривают с ним. С заглавной буквы. Дети записывают. (Названия животных пишутся с маленькой буквы.) Вывод: клички животных – это тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы. Названия животных пишутся со строчной буквы. Предположения детей. -Нет. -Кошка Мурка, курица Хохлатка, собака Жучка, жеребенок Сивка –Бурка. - Бурёнка, бурая, т.е. серовато-рыжая окраска. Вывод: кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям. - Нет. Это у людей, а у животных – клички. - Это сказка, а в сказках животные могут иметь имена, отчества и фамилии. |
II. Формулирование проблемы,планирование деятельнос-ти. Открытие нового знания. | Проблемная ситуация. – Запишите предложение. У меня есть шарик. – Все ли одинаково написали? – А о чём вы подумали? – Перестройте предложение так, чтобы стало понятно, о каком шарике идёт речь. - Какая тема (проблема) сегодняшнего урока? - Какую цель урока поставим? - Начертите на полях оценочные линейки. В конце урока вы отметите, на каком уровне каждый из вас будет находиться, оценив свои новые знания. – Как же можно написать одинаковые по звучанию слова? – Составим план урока. –Составляя план, какие умения мы развивали? Открытие нового знания. Упр. 158 – наблюдение над словами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Задание 1. – Почему одинаковые по звучанию слова написаны по-разному? Предложите свои версии. Задание 2. – Составьте в группах по два предложения так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено любое из данных слов. А из других групп назовут нужную букву в каждом случае. – Сравните свои выводы с авторским в конце упр. 158. | (Возможные ответы: да или нет.) (О воздушном шарике/о собаке по кличке Шарик.) Если в классе только один вариант ответа – все подумали о воздушном или каком-то другом шарике, то учитель может подсказать: о ком ещё можно сказать Шарик? (О собаке.) -У меня есть воздушный шарик. У меня есть собака Шарик. Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному. Научиться различать и писать правильно слова, которые звучат одинаково, а пишутся по- разному. Учащиеся чертят на полях «оценочную линейку»: С большой и маленькой буквы. План (примерный)
-Умения планировать свою деятельность. Работа проводится в парах. - Дети делают предположения от пар. Все версии выслушиваются (можно не повторять все, а только добавлять, если есть отличия). Затем делается вывод (обобщение): – Если слова называют имя (Лилия, Роза, Мишка и др.), кличку животного (Шарик, Рыжик, Уголёк, Пушок), город (Орёл, Клин), планету (Земля), то это имена собственные, они пишутся с большой буквы. – А если слова называют животное, предмет, цветок, гриб, то они пишутся с маленькой (строчной) буквы. Составление пар предложений. Возможные комментарии для отдельных слов. Орёл и орёл. Орёл – это название (имя) города, а орёл – название птицы. Одно слово обозначает два разных предмета (понятия), одно из названий (название города) – имя собственное, оно пишется с большой буквы. – Город Орёл так назвали, наверное, потому, что там было много орлов. Составим предложения. В Орле у меня живёт бабушка. Своё гнездо орёл свил высоко в горах. Сравнение. |
ΙΙI. Развитие умений – примене-ние нового знания. | 1. Упр. 135 («Дидактический материал»). – В каких значениях употребляются выделенные слова? – Объясните написание первой буквы в них. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали?
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Задания (на экране с использованием мультимедийного проектора). (см. приложение) Самопроверка. | Ответы детей. Объяснения детей. - Умение работать с информацией, самооценка. Дети самостоятельно записывают ответы. Проверяют . |
ΙV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельнос-ти. | – Что нового узнали? – Что поможет правильно написать одинаково звучащие слова? - Какая цель урока была? - На каком уровне каждый из вас достиг поставленной нами на сегодняшнем уроке цели? Обозначьте на оценочной линейке крестиком этот уровень. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? - Какие пожелания хотите высказать себе и своим одноклассникам? | Ответы детей. - Предложение, из которого будет понятно значение слова. -Научиться различать и писать правильно слова, которые звучат одинаково, а пишутся по- разному. Дети работают с оценочными линейками. Высказывания детей. |
V. Домашнее задание. | Упр. 129 «Дидактический материал». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 1 класса по теме: «Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по разному: с большой буквы и с маленькой буквы»
Урок изучения нового материала с элементами проблемно-диалогового обучения....
Конспект урока по русскому языку с презентацией «Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному: с большой буквы и с маленькой буквы» 1 класс "Школа2100"
Конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа 2100". Тема урока " «Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному: с большой буквы и с маленькой буквы». Урок р...
Урок русского языка«Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по разному: с большой буквы и с маленькой буквы»
Урок русского языка 1 класс...
урок русского языка 2 класс "Школа 2100" "Слова, к которым нельзя задать вопрос" (междометия)
данная разработка урока может быть полезной учителям начальной школы, работающим по программе "Школа 2100"...
Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Слова, к которым нельзя задать вопрос"
Эта презентация поможет вам в проведении этого урока....
Конспект урока русского языка 2 класс (Канакина) "Какие слова пишутся с заглавной буквы"
Дидактическая цель: создать условия для осознания и систематизации знаний, осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.Тип урока: Урок обобщения и систематизаци...
Фрагмент урока по русскому языку в 1 классе. Тема "Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с большой и маленькой буквы?"
В данном фрагменте урока представлена работа в группах. Тип урока "открытие нового знания" по программе "Школа 2100"...