Урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель урока: Уточнение представлений учащихся о собственных и нарицательных именах.
Задачи урока:
1. Обобщить знания об именах собственных и нарицательных.
2. Развивать речь, внимание, память, воображение, логическое мышление, наблюдательность.
3. Воспитывать уважение к родному краю, интерес к предмету, умение работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imena_sobstvennye_i_naritsatelnye.docx | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Имена собственные и нарицательные» 2-й класс
Цель урока: Уточнение представлений учащихся о собственных и нарицательных именах.
Задачи урока:
1. Обобщить знания об именах собственных и нарицательных.
2. Развивать речь, внимание, память, воображение, логическое мышление, наблюдательность.
3. Воспитывать уважение к родному краю, интерес к предмету, умение работать в коллективе.
Ход урока
- Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Я- маленькая частичка этого мира.
Внутри меня покой и согласие,
Покой и тепло. Своим теплом
Я хочу поделиться с друзьями
Наш лучший друг – Глазастик.
Где же он?
Дети открывают глаза.
- Актуализация знаний.
1.Минута чистописания.
- Откройте тетради. Напишите число, классная работа.
21 декабря.
Классная работа.
Чч Цц Щщ Хх
- Прочитайте буквы. Запишите в тетрадь. Соблюдаем правила посадки при письме.
- Охарактеризуйте звуки, которые они обозначают ( согласные, глухие, непарные по звонкости-глухости)
Иван Ильич Щукин живёт в лесной сторожке.
- Прочитайте предложение.
- Какие орфограммы встретились в этих словах.
2. Словарная работа.
- Я буду загадывать загадки, вы будете их отгадывать.
- Зверь лохматый, неуклюжий, не боится зимней стужи,
Под корягою лесной спит под снежной пеленою.
м..дведь
- Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали-
Не одну нашли, а десять!
Как его названье, дети?
к..ртоф..ль
- Не живая, а идёт,
Не подвижна, а ведёт.
д..рога
- У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
за..ц
- В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
ул..ца
- То он –блин, то он –клин,
Ночью на небе один.
мес..ц
- Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
с..бака
- Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год.
д..кабрь
- Какие буквы мы вставим в слова? (гласные)
- Назовите их. (Е А О Я И)
- Почему эти слова нам надо запомнить?
(Эти слова с безударной гласной непроверяемой ударением.)
- Запишите слова в тетрадь.
III. Физкультминутка.
IV. Работа над темой урока.
Когда я утром вошла в школу, охранник передал мне вот этот конверт:
город казань, |
улица баумана |
от незнайки |
- Так интересно подписан конверт, кому его отдать я не знала, а потом решила принести конверт вам, потому что исправив ошибки, вы сможете назвать тему нашего урока.
-Давайте, исправим ошибки (заклеить карточкой с заглавной буквой.)
город Казань, |
улица Баумана |
от Незнайки |
- Попробуйте назвать тему нашего урока. (Заглавная буква в именах собственных, строчная в именах нарицательных.)
- Как вы думаете, почему имя называется собственным? (Собственно мне принадлежит, чья-то собственность)
- Какие у вас собственные имена? (Дети называют свои имена.)
- Да, у человека это имя. У города, реки, улицы - название. Назовите название нашего города, улиц, реки.
- А как пишутся собственные имена. (ответы детей)
- Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!
- Но, оказывается, у каждого из нас есть ещё имена и называются они нарицательные. Это множество одинаковых предметов, пишутся эти слова со строчной буквы.
-Я подготовила для вас выставку словарей. Посмотрите, какие бывают словари.
-А сегодня мы поработаем с орфографическим словарём.
-А вы знаете, как расположены слова в словарях? (В алфавитном порядке)
- Я предлагаю поработать со словом «город». В каждом словарике есть закладки. Откройте страницу и найдите слово «город». Прочитаем слово правильно и выделим ударение голосом.
-Обратите внимание на написание этого слова. Произнесите, как правильно напишите это слово.
-Слово «город» относится к именам нарицательным и является названием множества одинаковых предметов, пишется со строчной буквы.
- А сейчас помогите решить одну проблему (учитель поворачивается спиной к классу).
Азалия, когда у тебя День рождения?
А почему возникла пауза? (Две Азалии)
Какой выход из этой ситуации? (Назвать фамилию.)
- Давайте рассмотрим следующую ситуацию:
В нашей школе в одном классе учились два Ивановых Михаила и причём они были одной комплекции, одного роста, имели одинаковый цвет глаз и волос. Как к ним обращаться? Учительница нашла выход из данной ситуации, какой же это выход? (Называть мальчиков по имени и отчеству).
- Запишите в тетрадях свою фамилию, своё имя и отчество.
- Какое собственное или нарицательное имя вы записали?
- А теперь запишите два имени нарицательных на тему «Зима»
- Назовите слова, которые вы записали. С какой буквы написали?
- Прочитайте словосочетания, объясните их написание.
Чёрное море – чёрное платье
река Быстрая – быстрая река
девочка Надежда – моя надежда
Игра «Лови ошибку» (работа в парах)
- Сейчас вы получите карточки, в каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, а другое – имя и фамилию. Запишите предложения в тетрадь пользуясь всеми правилами орфографии.
Дети получают карточки:
УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ. ИВАН БЛИНОВ СЪЕЛ МНОГО БЛИНОВ. | ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ. ВОТ МОЯ ПОДРУЖКА РОЗА, А В РУКЕ У РОЗЫ РОЗА. |
НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК. НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА МОРОЗОВ. | У ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ АНДРЕЙ ПАСТУХОВ. САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ТРИ ЯЩИКА АБРИКОСОВ. |
ХОРОШИ ГРУШИ В КОРЗИНЕ У ГРУШИ. КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ ИМЕЕТ ТРОН СЕРЕБРЯНЫЙ. | ПЯТЬ ГОРШКОВ ПРИНЁС ПЕТЯ ГОРШКОВ. КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ШЕСТЬ АРБУЗОВ. |
НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ. ДОМИК ДЛЯ СКВОЦОВ ДЕЛАЛ АЛЁША СКВОРЦОВ. |
|
Проверка работы.
Работа с учебником. С.16,упр.18
V. Итог урока. Обобщение.
- Наш урок подошёл к концу. Что вы вынесли из него?
Расскажите по схеме:
Сегодня на уроке | узнал, открыл для себя… | |
научился, смог… | ||
могу похвалить себя и своих одноклассников за … |
- У вас на партах листы самооценки, оцените себя.
- Спасибо всем за урок. Вы были молодцы!
VI. Домашнее задание.
1.Выполнить упражнение 22.
2. Написать 5 названий улиц нашего города.
3. Составить рассказ о Новом годе, используя имена собственные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "
На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....
Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»
Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется понятие «приставка» и её роль в словообразовании...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...