рабочая программа по русскому языку (система Л.В.Занкова)
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Чуйко Оксана Анатольевна

Программа разработана в сооответствии с требованиями ФГОС второго поколения. В программе представлено подробное календарно-тематическое планирование с предметными и метапредметными УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma_russkiy_yazyk.zip97.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 9»

«Рассмотрено»

на заседании НМО

Протокол № ____ от _______

Руководитель НМО

_________ Л.В.Фёдорова

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________ О.А.Чуйко

«____» _________ 2013г.

«Утверждаю»

Директор

____________ О.И.Шаманская

«____» _________ 2013г.

Рабочая программа учебного предмета

«Русский язык. 3 класс»

(Система развивающего обучения Л.В.Занкова)

Составитель:

учитель начальных классов

Чуйко О.А.

г.Усолье-Сибирское

2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы по русскому языку 2011 года, разработанной Н.В. Нечаевой.

В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи. Курс отличает практическая направленность на пользование системой языка, что возможно при реализации системно-деятельностного и индивидуального подхода в обучении.

Реализация программы помогает достичь двух целей: социокультурной и когнитивно-познавательной.

Социокультурная цель предполагает формирование коммуникативной компетентности учащихся, развитие речи школьников во всех ее формах и функциях и навыков грамотной, безошибочной речи как показателя общей культуры человека.

Когнитивно-познавательная цель связана с формированием у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, с начальным познанием основ науки о языке и формированием на этой основе мышления школьников.

Цели, поставленные перед преподаванием русского языка, достигаются в ходе осознания учениками взаимосвязи между целью речи, ее содержанием и средствами (лексикой, грамматикой, звуками и буквами) в различных речевых ситуациях устного и письменного общения и приобретения необходимых навыков пользования языковыми средствами.

В программе приводятся три взаимосвязанных основных содержательных раздела: «Развитие речи», «Система языка» и «Орфография И пунктуация». Представление о языке и речи как объективно существующем целом создает реальные условия не только для достижения функциональной грамотности обучающихся, но и, что чрезвычайно важно, для духовно-нравственного развития и воспитания школьников, их личностного развития, формирования метапредметных и предметных действий.

Стержневая тема курса - лексическая, грамматическая сочетаемость слов и средства, которые осуществляют эту связь: порядок слов в предложении, формы слов, служебные слова, интонационные средства, местоимения, синонимия. Стержневая тема определяет тот круг связей между речью и языком и между разделами языка, без которых она не может быть раскрыта. В эту область входит базовый минимум знаний и умений, предусмотренный нормативными документами.

Интегрированный характер курса является одним из важных условий достижения планируемых в ФГОС НОО результатов обучения русскому языку:

• сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

• способствовать пониманию обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознанию значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

• сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

• овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

• уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

• овладеть учебными действиями с языковыми единицами, умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

В соответствии с Образовательной программой школы на 2010-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в неделю.

Программа реализуется по следующим учебным пособиям:

1. Нечаева Н.В., Яковлева с.г. Русский язык. Учебник для 3 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

2. Словари, энциклопедии, справочники, художественные альбомы, необходимые для проведения проектно-исследовательских работ, предусмотренных курсом русского языка.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание программного материала

Количество  часов

1. Что нужно для общения

11 ч  

2. Секреты появления слов в русском языке    

1) Заимствованные слова

2) Основа слова

3) Какую работу выполняет в основе слова суффикс

4) Какую работу выполняет в основе слова приставка    

5) Сложные слова        

32 ч  

3 ч

2 ч

10 ч  

8 ч  

9 ч

3. Как из слов образуются предложения        

1) Средства связи слов в предложении        

2) Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы:      

- Роль предлогов в предложении        

- Роль союзов в предложении        

- Роль частиц в предложении. Правописание частицы НЕ с глаголом      

3) Изменение форм глагола: форм времени, числа и рода      

4) Грамматические признаки имени существительного        

- Правописание Ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных      

5) Словосочетание        

- Правописание гласных и, ы после Ц     

6) Изменение имен существительных по падежам      

7) Второстепенный член предложения дополнение        

8) Склонение имен существительных в форме единственного числа      

- Правописание падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа        

- О, е в окончаниях существительных после букв шипящих согласных и Ц       

- Правописание суффиксов имен существительных -ик, -ек     

9) Падежные окончания существительных в форме множественного числа        

10) Грамматические формы имени прилагательного.   Второстепенный член предложения определение        

11) Однородные члены предложения      

106 ч

2 ч

5 ч

4 ч

4 ч

12 ч

10 ч

3 ч

4 ч

4 ч

8 ч

4 ч

8 ч

8 ч

3 ч

3 ч

7 ч

   

8 ч

9 ч

4. Как из предложений образуется текст    

7 ч  

Резерв

14 ч  

ИТОГО      

170 ч

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (170 часов)

        

Блок 1. Развитие речи

Устная речь (слушание, говорение)

Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Выбор адекватных средств: слов, интонации, темпа речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики.

Практическое овладение монологом, диалогом, расширение опыта на новом содержании. Выражение собственного мнения, его обоснование. Использование в монологическом высказывании разных типов речи: описание, повествование, рассуждение. Овладение начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и Т.П.).

Применение речевого этикета в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения. Соответствие речи орфоэпическим нормам, особое внимание к диалектизмам, просторечиям (без введения понятий).

Письменная речь (чтение, письмо)

Представление о типах речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и деловом текстах. Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последовательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного продолжения к началу текста. Изменение стиля текста (об одном и том же по-разному). Способы выражения позиции автора (в течение 3-4 классов).

Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с выбранной автором формой. Сравнение разных способов выражения одной цели высказывания или одной темы высказывания.

Знакомство с особенностями составления рекламы, афиши, инструкции.

Знакомство с различными видами изложений. Сочинения (репродуктивные и творческие) - в течение 3-4 классов. Предварительный отбор материала для сочинения. Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов, Интернета. Анализ учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских работ.

Оформление диалога: реплики, слова автора.

Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении.

Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его сокращении до основы.

Осуществление проекта «Банк заданий» (пояснения см. в учебнике).

Блок 2. Система языка

Фонетика и орфоэпия

Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие. Представление о позиционных и исторических чередованиях звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (см. «Словарь произношения» в учебнике). Звуко-буквенный разбор слова (алгоритм см. в учебнике).

Графика

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными Ь, Ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными.

Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Совершенствование навыков клавиатурного письма.

Лексика

Понимание слова как единства звучания, значения и грамматических признаков. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по текс или уточнение значения с помощью толкового словаря. Расширение представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, многозначности, фразеологизмах: анализ использования в тексте, употребление в собственной речи. Работа на,: словом обогащается иноязычной лексикой, устаревшими словами.

Работа со словарными статьями в учебнике и словарями: орфографическим, произношения, эпитетов, синонимов, этимологическим, толковым, иностранных слов, фразеологическим. Желательный список словарей для работы учеников: словообразовательный, морфемно-орфографический (по алфавиту), обратный, толковый, иностранных слов, орфоэпический, этимологический, сравнений, антонимов, фразеологический, фразеологических синонимов.

Состав слова (морфемика)

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, основы, корня, приставки, суффикса, постфикса - ся (-сь). Образование слов с помощью приставки, с помощью суффикса и сложения основ (сложные слова). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу с опорой на алгоритм, приведенный в учебнике.

Морфология

Части речи. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы). Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Различение 1, 2, 3-го склонения имен существительных в форме единственного числа. Склонение существительных во множественном числе (ознакомление). Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Начальная форма. Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределенной формой глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени родам и числам.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис

Различение предложения и словосочетания. Наблюдение связи слов в словосочетании. Грамматическая основа предложения. Представление о второстепенных членах предложения (определение и дополнение). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Предложения с однородными членами с союзами и (без перечислений), а, но и без союзов. Нахождение предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация при перечислении однородных членов предложения.

Смысловая зависимость содержания предложения от использованных грамматических средств.

Блок 3. Орфография и пунктуация

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.

Применение ранее изученных правил правописания, а также правил:

- непроизносимые согласные;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень слов см. в словаре учебника для 3 класса);

- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

- разделительные Ъ и Ь;

- Ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);

- НЕ с глаголами;

- раздельное написание предлогов с другими словами.

Практическое ознакомление с написанием приставок на з- и с- , гласных в суффиксах -ик, -ек.

Первичное освоение правописания безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин); о, е в падежных окончаниях после шипящих и Ц. Ознакомление с правилом написания и, ы после Ц в разных частях слова, соединительных гласных о, е в сложных словах. Объяснение постановки запятых при однородных членах предложения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия

У третьеклассника будут формироваться:

- ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

- интерес к познанию русского языка;

- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

- осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;

- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

- понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

- понимание чувств одноклассников, учителей;

- понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.

Третьеклассник получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

- выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации учения;

- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

 - способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- сопереживания другим людям;

- следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

- чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку.

  Регулятивные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:  

- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;  

- контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;  

- отбирать адекватные средства достижения   цели деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действия  

на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;    

- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.  

Третьеклассник получит возможность научиться:    

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце     действия с учебным материалом;

- на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых     языковых явлений.              

  Познавательные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:  

- осуществлять поиск нужного иллюстративно-  го и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;  

- осуществлять запись (фиксацию) указанной   учителем информации о русском языке;  

- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в   русском языке с помощью инструментов ИКТ;    

- строить небольшие сообщения в устной и   письменной форме;    

- находить в содружестве с одноклассниками   разные способы решения учебной задачи;  

- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений   разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с   учебной задачей;    

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;        

- осуществлять синтез как составление целого из частей;        

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;      

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;      

- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);      

- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);        

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);        

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Третьеклассник получит возможность научиться:  

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;    

- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;    

- создавать и преобразовывать модели по заданиям учителя;    

- строить сообщения в устной и письменной     форме;    

- находить самостоятельно разные способы     решения учебной задачи;    

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);    

- строить логическое рассуждение как связь     простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия    

Третьеклассник научится:  

- строить сообщение в соответствии с учебной   задачей;          

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;  

- учитывать другое мнение и позицию;      

- договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);  

- контролировать действия партнера;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Третьеклассник получит возможность научиться:    

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;    

- допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- использовать речь для планирования своей деятельности.

Предметные результаты

Развитие речи

Третьеклассник научится:        

- осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях; выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;  

- выражать собственное мнение, обосновывать его;  

- владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);  

- строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный   отчет о выполненной работе;  

- применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;  

- определять последовательность частей текста, составлять план.

Третьеклассник получит возможность научиться:    

- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;

- сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;      

- находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы;      

- составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;      

- создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании;      

- подробно или выборочно пересказывать текст;    

- выполнять проект «Банк заданий», представляя результат проекта в бумажном или электронном виде (набор заданий и презентация, сопровождающая защиту проекта);      

- пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом.

Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика      

Третьеклассник научится:        

- актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие;  

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень;  

в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в  

словах с разделительными Ь, Ъ (вьюга, съел); в   словах с непроизносимыми согласными;  

- использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами.  

Третьеклассник получит возможность научиться:    

- узнавать позиционные чередования звуков;      

- проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;      

- оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов;  

- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме словаря произношения, представленного в учебнике);      

- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);      

  - совершенствовать навык клавиатурного письма.

Лексика

Третьеклассник научится:

- воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;

- выявлять слова, значение которых требует уточнения;

- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);

- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

- подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;

- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

- оценивать уместность использования слов в тексте;

- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;

- различать в тексте омонимы (на практическом уровне);

- понимать значение употребленных в текстах учебника фразеологизмов;

- ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.

Состав слова (морфемика)

Третьеклассник научится:

- различать родственные (однокоренные слова0 и формы слова;

- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

- узнавать образование слов с помощью приставки, с помощью суффикса и сложения основ;

- понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок; - оценивать правильность разбора слов по составу.

Морфология

Третьеклассник научится:

- различать изменяемые и неизменяемые слова;

- находить начальную форму имени существительного;

- определять грамматические признаки имен существительных - род, число, падеж, склонение;

- находить начальную форму имени прилагательного;

- определять грамматические признаки имен прилагательных - род, число, падеж;

- различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», находить начальную (неопределенную) форму глагола;

- определять грамматические признаки глаголов - форму времени; число, род (в прошедшем времени).

Третьеклассник получит возможность научиться:

- выполнять морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;

- оценивать правильность проведения морфологического разбора;

- устанавливать связь между употребленным в тексте местоимением (личным) и существительным, на которое оно указывает;

- определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных;

- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.

Синтаксис

Третьеклассник научится:

- различать предложение, словосочетание и слово;

- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

- находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

- выделять предложения с однородными членами.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- различать второстепенные члены предложения - определение, дополнение;

- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

- устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;

- использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.

Орфография и пунктуация

Третьеклассник научится:

- применять ранее изученные правила правописания, а также:

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника для 3 кл.);

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные Ъ и Ь;

• безударные окончания имен прилагательных;

НЕ с глаголами;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т.ч. по справочнику в учебнике);

- безошибочно списывать текст;

- писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;

- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- применять правила:

Ъ после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);

• гласные в суффиксах -ик, -ек;

• соединительные гласные о, е в сложных словах; • запятые при однородных членах предложения;

- объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

- объяснять правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных;

- осознавать место возможного возникновения орфограммы;

- подбирать примеры с определенной орфограммой;

- при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;

- при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах;

- различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ  ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета (далее система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Оценочная деятельность учителя строится на основе нескольких общих принципов.

1) Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая оценка (отметка) может быть выставлена как обобщенный, усредненный результат всего периода обучения.

2) Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно.

3) Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему научили.

4) Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

5) В оценочной деятельности реализуется заложенный в Стандарте принцип распределения ответственности между участниками образовательного процесса. При выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

Назначение контрольных и проверочных работ - сделать выводы о продвижении детей по отношению к стартовому уровню (результаты выполнения данных работ сравниваются с результатами диагностических заданий в начале и середине учебного года); зафиксировать результаты освоения основных действий с предметным содержанием.

Главное условие проведения проверочных (контрольных) работ - полное исключение стрессовых ситуаций как до проведения работы, так и во время ее проведения. На практике это означает следующее:

- недопустимо до проведения работы нагнетать нервозность в классе - наоборот, следует вселить в детей уверенность в успешном выполнении работы;

- работу должен проводить хорошо знакомый, близкий детям учитель;

- в процессе выполнения работы дети имеют право на общение с учителем, на дополнительные исчерпывающие разъяснения, не носящие характера прямой подсказки;

- важнейшим условием проведения проверочных (контрольных) работ является предоставление каждому ученику возможности работать в своем темпе: только в таком случае можно получить объективную картину (если не учитывать это условие, то на качестве работы могут отразиться медлительность ребенка, нервозность, плохое самочувствие в момент проведения работы, другие причины; главное - чтобы фактор времени не стал травмирующим);

- каждая работа завершается самопроверкой; самостоятельно найденные и аккуратно исправленные ошибки не должны служить причиной снижения отметки, только небрежное и исправление может привести к снижению балла при условии, что в классе проводилась специальная работа по формированию умения вносить исправления;

- недопустимо значительно изменять сроки проведения работ: например, работу, рассчитанную на конец учебного года, нельзя проводить в самом начале следующего учебного года, так как после летних каникул учащиеся оказываются на более низком уровне, чем в конце учебного года;

- недопустимо также проведение работ в сроки, когда материал, включенный в работу, еще недостаточно изучен (в классе, обучающемся по системе Л.В. 3анкова, содержание проверочной работы обязательно должно быть согласовано с программой данного учебного предмета); недопустимо проводить более одной контрольной работы в день;

- если цель проверяющего - сравнить результативность обучения в разных системах сравниваемым классам следует предлагать одинаковые работы, соответствующие изученному программному материалу.

Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения». при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

Система контрольных и поверочных работ

№ урока

Вид работы

Тема

5

Стартовая диагностика

10

Входной контрольный диктант

23

Проверочная работа

«Фонетический анализ, качество освоения орфоэпии и графики»

34

Изложение

Текст-повествование

42

Контрольный диктант

«Состав слова»

64

Проверочная работа

«Проверка орфографической зоркости»

78

Промежуточная диагностика

103

Проверочная работа

«Списывание текста»

132

Проверочная работа

«Понимание лексической сочетаемости слов»

149

Проверь себя

«Орфографический диктант»

157

Итоговая стандартизированная диагностика

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Специфическое оборудование:

• алфавит;

• таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с программой);

• наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;

• классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

• интерактивная доска;

• наборы ролевых игр (по темам инсценировок);

• настольные развивающие игры;

• аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

• видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).

Электронно-программное обеспечение:

1) компьютер;

2) презентационное оборудование;

3) выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся - на уровне ознакомления);

4) целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках;

5) цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через программу «Скайп»), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.еdu.гu/).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (система Л.В.Занкова

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки , календарно тематическое планирование.. ит.д....

Рабочая программа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (УМК Л.В.Занкова, учебник А.В.Поляковой). 1 класс.

Рабочая программа включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (УМК Л.В.Занкова, учебник А.В.Поляковой). 2 класс.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (УМК Л.В.Занкова, учебник А.В.Поляковой). 3 класс.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку (система Л.В.Занкова),3класс

Рабочая программа по русскому языку разработана для учителей, работающих по системе Л.Занкова в 3 классе....

Рабочая программа по русскому языку.Система Занкова .3 класс

Рабочая программа по русскому языку.3класс.Система Занкова...

Рабочая программа по русскому языку (система Л.В. Занкова)

Рабочая программа составлена с учётом требования ФГОС нового поколения....