Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа №8 г. Тулы
«Рекомендовано» Руководитель МО _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г.
| | «Утверждено» Директор МОУСОШ №8 _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
1 класс
Учитель: Позднова Оксана Николаевна
2011- 2012 учебный год
Русский язык
Автор: Полякова А.В.
для УМК системы Л.В. Занкова
Пояснительная записка
Программа по русскому языку является продолжением программы по обучению грамоте и строится на общих концептуальных положениях, изложенных в предыдущей программе.
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного стандарта начального общего образования по русскому языку на основе Примерной программы начального образования по русскому языку, с учетом авторской программы А.В.Поляковой.
Роль и место дисциплины в образовательном процессе. | Обучение русскому языку является базой развития интеллектуальных и творческих способностей, закладывает основы социально – личностного развития младших школьников, влияет на качество обучения всем другим школьным предметам, способствует развитию таких качеств, как коммуникативная компетентность, владение навыками самостоятельной деятельности, владение активными формами познания.
|
Кому адресована программа | Учебный курс «Русский язык» адресован обучающимся 1-х классов четырёхлетней начальной школы. |
Соответствие государственному образовательному стандарту | Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. |
Цели программы | Цель курса – формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формировании на этой основе знаково - символического и логического мышления учеников, а также формирование коммуникативной компетентности учащихся. |
Задачи программы | Задачи курса: - овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге составлять несложные монологические высказывания и письменные тесты – описания и повествования небольшого объема; - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; - формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного безошибочного письма, как показателя общей культуры человека; - развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; - воспитание позитивного эмоционально ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждения познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
|
Специфика программы | Стержневая тема курса русского языка – лексическая, грамматическая сочетаемость слов и средства, которые осуществляют эту связь: формы слов, порядок слов в предложении, служебные слова, местоимения, интонационные средства. Правильность выбора слов и установление правильных связей между ними требует знание законов словообразования, правил выбора буквы, если звук находится в слабой позиции. Стержневая тема определяет тот круг связей между речью и языком и между разделами языка, без которых она не может быть раскрыта. В этот курс входит и обязательный образовательный стандарт, предусмотренный нормативными документами. Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый раздел – «Развитие речевой деятельности», в которой раскрываются линии работы по развитию связной устной и письменной речи, освоение правил поведения и вежливого общения. Второй раздел составляет собственно система языка. Развитие речевой деятельности: Разнообразие отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствует возникновению у школьников опыта устной речи, речи разговорной и научной, воспитывает ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие. На принципиально новый качественный уровень выходит работа учеников над своей и чужой письменной речью. В программе представлена система работы над чужим текстом, которая подводит ребёнка к осознанию признаков текста и умению его анализировать. Особое значение в развитии речевой деятельности учащихся придаётся сочинениям. На первых этапах особенно важно раскрыть творческую инициативу ребёнка, развить интерес к самостоятельной работе над сочинениями, прежде всего на основе его собственных наблюдений, впечатлений, на основе развивающегося содержания образования. На протяжении всего начального обучения систематически проводится лексическая работа. Учащиеся на практике знакомятся с многозначностью слов, омонимией, расширяется их словарь синонимов, антонимов. Лексическое значение слов сопоставляется с грамматическим значением. Система языка: Формирование понятия «безударная гласная» и её правописание проходит за годы обучения в школе множество этапов. Дети с 1 класса сравнивают звуковой и буквенный образ слов, учатся различать звуки: гласные и согласные, ударные и безударные, находить в ряду слов однокоренные слова, выделять корень слова, наблюдают случаи чередования согласных в однокоренных словах, знакомятся с грамматическими группами слов по их значению. Примерно также рассматриваются и другие темы. Понятия в курсе русского языка определяются терминами, принятыми в науке, или по их существенным признакам. При отборе материала учитывалась его актуальность, практическая значимость.
|
Программное и учебно – методическое оснащение
класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты государственной или авторской программы, на основании которой составлена данная рабочая программа | УМК обучающегося | УМК учителя |
|
|
|
| Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент |
|
|
|
| 1 | 5 |
|
| 1. Примерная программа начального общего образования по «Русскому языку». Москва: Просвещение, 2010 г. 2. Авторская программа по русскому языку. А.В.Полякова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011)
| 1.Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 1 класса. – М.: Просвещение, 2011 | 1.Полякова А.В. Методические рекомендации по русскому языку для 1-2 класса.– М.: Просвещение. 2. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку. – М.: ЗАО ЦОР. 3. Полякова А.В. Практикум по русскому языку. 1-2 классы: Методический комментарий. Варианты проверочных и контрольных работ. – Самара: Издательский дом «Федоров». 4. Кувашова Н.Г. Русский язык. 1 класс. Поурочные планы. – Волгоград: Издательство «Учитель» |
|
|
|
Требования к уровню подготовки
| В результате изучения русского языка в 1 классе ученик должен знать: - гласные и согласные звуки и буквы русского алфавита, их основные отличия;
- твёрдые и мягкие согласные, буквы для обозначения мягкости согласных (и, е, ё, ю, я, ь);
- употребление прописной буквы в именах собственных;
- алфавит;
- звонкие и глухие парные и непарные согласные;
- правописание буквосочетаний жи, ши,ча,ща, чу, щу, чк, чн, щн;
иметь представление: - о грамматических группах слов;
- о различии предложений по цели высказывания;
- о признаках текста и его оформлении;
- об основных признаках согласных звуков и букв;
должен уметь: - различать гласные и согласные звуки;
- различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, е, ю, я, и, ь;
- различать твёрдые и глухие согласные звуки;
- находить границы предложения;
- отличать предложение от слова;
- делить слова на слоги;
- определять место ударения в слове;
- применять правило правописания слов с сочетаниями жи, ши,ча,ща, чу, щу, чк, чн, щн;
- находить в предложении главные члены;
- ставить знаки препинания, начинать предложение с большой буквы;
- составлять предложения на заданную тему по рисунку, схеме;
- писать зрительные и слуховые (орфографически проговариваемые) диктанты;
приводить примеры речевого этикета: приветствия, прощания, благодарности, приглашения, поздравления.
|
Педагогические условия и средства реализации стандарта | Формы: урок. Типы уроков: - - урок изучение нового материала;
- - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
- -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- -комбинированный урок;
- -урок-практикум;
- -урок-исследование;
- -урок контроля умений и навыков.
Виды уроков: - урок – беседа
- урок – игра
- выполнение учебного проекта
Учебное оборудование: Тех. средства (проектор, телевизор, компьютер); Учебные (столы, доска). Собственно учебные средства: а) учебные книги, диски, видеокассеты, словари, специальная литература, энциклопедии; б) наглядные пособия (таблицы, учебные картины, плакаты) Информационные материалы (Программное и учебно – методическое оснащение). Дидактические материалы (сборники тестов, сценарии дидактических игр, обучающие программы). Методы обучения: Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: - Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: - Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: - Устного контроля и самоконтроля.
- Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.
Педагогические технологии обучения: 1. Технологии развивающего обучения: - Система развивающего обучения Л.В. Занкова; 2. Традиционные технологии: - Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского) 3.Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса: - Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.); - Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили. 4.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: - Игровые технологии
Принципы обучения: 1. Принцип научности обучения 2. Связи теории с практикой 3. Системности 4. Принцип сознательности и активности в обучении 5. Индивидуальный подход в условиях коллективной работы 6. Принцип наглядности 7. Доступность обучения 8. Принцип прочности усвоения знаний
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс (50 часов)
- Развитие речевой деятельности
Устная речь
Понимание устной речи. Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. Особенности общения в школе, на улице и дома. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и проч. Речевые средства: мелодика речи, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движения (терминологией пользуется учитель).
Речевой этикет: слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Соответствие словаря речевого этикета ситуации и собеседнику.
Использование в общении жизненного опыта детей, ситуаций из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов и фильмов.
Орфоэпические нормы речи. Чистота произношения.
Письменная речь
Текст. Сопоставление набора предложений и текста. Признаки текста: взаимозависимость составляющих его единиц (целостность) и законченность сообщения. Представление о частях научно-популярного текста, записки, поздравительной открытки. Смысловая связь предложений в тексте. Красная строка. Абзац. Восстановление деформированных текстов (нарушен порядок предложений или микротем, предложения простые, короткие).
Наблюдение соответствия стиля письменной речи цели высказывания. Например, описание животного в сказке, в статье энциклопедии или словаря и проч.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме.
Восстановление деформированных предложений.
Практическое ознакомление с синонимами, антонимами, многозначностью (без введения понятий). В работу вводятся словари.
Закладывается умение пользоваться библиотечным каталогом.
- Система языка
Предложение. Сравнение набора слов и предложения. Сравнение слова с предложением из одного слова. Формулирование существенных признаков предложения: законченность мысли и интонация конца. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации: восклицательные и невосклицательные предложения. Оформление предложений (первое слово пишется с большой буквы, в конце ставятся знаки (. ?!). Раздельное написание слов. Наблюдение изменения смысла предложения при замене слова, при распространении другими словами. Диктовка предложений, запись их схемами.
Слово. Номинативная (назывная) функция слов. Представление о лексическом и грамматическом значении слов. Грамматические группы слов: знаменательные (самостоятельные) слова - слова, обозначающие предметы, признаки предмета, действие предмета; служебные слова (без дифференциации). Имена одушевленные и неодушевленные, имена собственные. Употребление заглавной (большой) буквы в именах собственных.
Корень слова, родственные (однокоренные слова) - на уровне ознакомления.
Звуки-буквы. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения.
Звуки гласные, согласные, слог, согласные звуки мягкие, твердые, звонкие, глухие. Вывод об отсутствии специальных букв для обозначения мягких и твердых согласных. Парные звуки: мягкие-твердые, глухие-звонкие. Обобщение случаев указания на мягкость согласных. Отсутствие звукового обозначения у букв ь и ъ.
Их роль в слове.
Ударение в слове. Словообразующая функция ударения. Ударные и безударные гласные.
Функции йотированных гласных. Наблюдение вариантов обозначения звука [й’] буквами.
Непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’]. Написание и после ж и щ; а, у после ч и щ.
Отсутствие ь в сочетаниях ч и щ с другими согласными, кроме л.
Перенос слов.
Определение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов. Понятие орфограммы.
Алфавит. Названия и порядок букв русского алфавита.
1 класс (50 часов)
Слово и предложение 3 ч
Звуки и буквы 6 ч
Перенос слов 2 ч
Ударение 3 ч
Большая буква в именах собственных 3 ч
Русская азбука, или алфавит 2 ч
Твердые и мягкие согласные звуки 3 ч
Шипящие согласные звуки 6 ч
Звонкие и глухие согласные звуки 1ч
Парные согласные звуки в конце слова 2 ч
Части речи 7 ч
Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные 2 ч
Текст 3 ч
Родственные слова. Корень слова 2 ч
Повторение, секреты речи 5 ч
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
Практические работы |
- Составление предложений из слов на тему «Мой город».
- Деление слов на слоги.
- Тренажёр по переносу слов.
- Постановка ударения.
- Определение частей речи.
- Подбор однокоренных слов к слову «Тула».
|
Тематический план учебного курса
Период обучения | Количество часов | Диагностический и практический материал |
3 триместр | 50 часов | Практических работ – 6
|
Итого: | 50 часов (5 часов в неделю) | Практических работ – 6
|