Рабочая программа по русскому языку (система Л.В.Занкова
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки , календарно тематическое планирование.. ит.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.russkiy_yazyk.docx90.41 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ  (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №87 IV ВИДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 «Утверждено»

 Педагогическим советом

 протокол от 28 .08. 2012г. №1

 Введено приказом от 28.08.2012г.№

Директор школы:

 ___________   Т.И. Королькова

Подпись        Ф.И.О.

Рабочая программа

по предметурусский язык

для 4 класса (4 часа в неделю,140 часов в год)

Составитель: Портнова О.Н.  (высшая квалификационная категория)

«Согласовано»

Заместитель директора________ Л.С. Маркова от__25.08._2012г.

Подпись Ф.И.О.

«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол от 24.08.2012г. №__1__

Руководитель МО_________Маринина Т.А.

Подпись Ф.И.О.

Набережные Челны

2012г

«Русский язык»  4 класс

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по русскому языку 4 классасоставлена на основании следующих документов:

- Законы  РФ и РТ «Об образовании»;

- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего образования и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05 марта 2004г. №1089);

-  Примерной программы начального общего образования  по русскому языку;

- Приказа МО и Н РФ от 10 апреля 2002 года № 29 / 2065-п  «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

- Учебного плана ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья   «Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 87 IV  вида для детей с нарушением зрения» города Набережные Челны Республики Татарстан на 2012 - 2013 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (протокол №1, от 28 августа 2012 года);

        - «Сборника программ для начальной школы» ФНМЦ им. Л.В. Занкова  Издательство «Учебная литература» 2009 г.

 Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для специальных (коррекционных)  образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии  Российской Федерации на изучение русского языка в 4 классе отводится 140 часов из расчёта 4 часа в неделю.

Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Материал школьного курса 4 класса располагается следующим образом:

  1. Повторение изученного материала  
  2. Сложное предложение
  3. Местоимение
  4. Глагол
  5. Практическое овладение способами определения спряжения глаголов.
  6. Наречие.
  7. Второстепенный член предложения – обстоятельство.
  8. Склонение имён прилагательных.
  9. Правописание глаголов ( с суффиксами –ся,  -сь; окончаний глаголов  1лица ед. числа; в неопределённой форме и в 3лице)
  10. Предложение (простое и сложное)
  11. Текст
  12. Прямая речь
  13. Повторение изученного материала

  Рабочая программа предполагает систематическое обращение к языковому опыту обучающихся, опору на «чутье языка», обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями. Развитие речи детей связано с характером коммуникативной деятельности и в первую очередь с развитием содержания потребности в общении. Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. По мере развития навыка устных рассказов вводятся письменные творческие работы – сочинения (обучающие). Сочинения играют особую роль в развитии речи школьников. Самое серьезное внимание уделяется анализу сочинений после их написания, разбору стилистических, орфографических и других недостатков.    Большое внимание уделяется написанию диктантов (слуховых и зрительных), которые специально составляются на основе анализа ошибок, допущенных в сочинениях. В подобные диктанты включаются те орфограммы, на которые ученики сделали ошибки в сочинениях.

В течение всего года систематически проводится словарная (лексическая) работа по выявлению значения слов.  В процессе обучения русскому языку обучающиеся учатся пользоваться толковым и орфографическим словарями.

Большое внимание уделяется написанию  диктантов.  

 Курс русского языка  содержит сведения по морфологии и синтаксису, взаимодействующие с другими разделами языка – фонетикой и лексикой, словообразованием, орфоэпией и графикой.  

В 4 классе дается понятие о сложных предложениях (с союзами а, и, но и без союзов); о местоимении, изучаются личные местоимения;  изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам, глаголов прошедшего времени по родам и числам, неопределенная форма глагола, глаголы I и II спряжения; склонение имен прилагательных, некоторые случаи образования прилагательных с помощью суффиксов.

            Обучающиеся на ознакомительном уровне изучают понятие о наречии,обстоятельстве.

            Знания, получаемые в 4 классе, являются основой овладения такими орфографическими и пунктуационными навыками, как правописание безударных окончаний глаголов, мягкого знака после шипящих (-шь) в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе, написание глаголов 3-го лица и неопределенной формы (типа нужно готовиться - он готовится), правописание безударных окончаний прилагательных.

Формы текущего контроля:

•        Контрольные работы

•          Самостоятельные работы

•        Проверочные работы

•        Тестовые работы

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  1. Программа по русскому языку. Автор А.В.Поляковаиз «Сборника программ для начальной школы»

ФНМЦ им. Л.В. ЗанковаИздательство «Учебная литература» 2009 г.

2.        А.В. Полякова «Русский язык» 4 класс,

 Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: «Просвещение», 2010г

УМК соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта основного общего образования, включен в федеральный перечень учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ.

Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Задачи начального курса русского языка:

-обучать чтению, письму;

-обогатить речь учащихся;

-дать знания о языке;

-быть ступенью в преподавании русского языка в средней и старшей школе.

Содержание программы по русскому языку. 4 класс.

(4 часа в неделю,140 часов)

Виды речевой деятельности- 22 часа

         Слушание (аудирование) (изучается во всех разделах курса). Восприятие и понимание звучащей речи.

Говорение (изучается во всех разделах курса) Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической (рассказ-описание, повествование, рассуждение на доступные детям темы) речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение (изучается во всех разделах курса). Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала.

Письмо. ПРИЗНАКИ ТЕКСТА. Списывание текста. Написание под диктовку текста (75 - 80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания. Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания). СОЗДАНИЕ НЕБОЛЬШОГО ТЕКСТА (СОЧИНЕНИЯ) ПО ИНТЕРЕСНОЙ ДЕТЯМ ТЕМАТИКЕ; СОСТАВЛЕНИЕ ПОЗДРАВЛЕНИЙ, ПИСЕМ (В ТОМ ЧИСЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРА).

Система языка (практическое усвоение)

Лексика(изучается во всех разделах курса) Слово и его значение. СЛОВАРНОЕ БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. СЛОВА ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ. СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ. ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. Использование словарей русского языка.

Состав слова- 2часа

Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания).

Морфология- 60 часов

Изменение существительных по числам и падежам. Различение 1-го, 2-го и 3-го склонения существительных.

Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение по родам, числам и падежам. Согласование с именем существительным.

Местоимение, значение и употребление. СКЛОНЕНИЕ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ.

Глагол, значение и употребление. Изменение по временам. Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам и числам в прошедшем времени. Неопределенная форма глагола. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОВЛАДЕНИЕ СПОСОБАМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ (1, 2 СПРЯЖЕНИЕ).

Синтаксис – 18 часов

 Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Однородные члены предложения. РАЗЛИЧЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Орфография- 33часа.

 Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов. Правописание "не" с глаголами.Употребление разделительных Ь и Ъ, Ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ.

Пунктуация – 5 часов

Запятая в предложениях с однородными членами.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвёртого класса.

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать:

- значимые части слова;

- признаки изученных частей речи;

- типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

уметь:

- анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;

- различать произношение и написание слов;

- находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

- без ошибок списывать несложный текст объемом 70 - 90 слов;

- создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

- соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант - текст 75 - 80 слов);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

- работы со словарями;

- соблюдения орфоэпических норм;

- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.

Календарно-тематическое планирование   Портновой О.Н.

По русскому языку на 20012/2013учебный год

План составлен согласно сборнику программ для  начальной школы (система Л.В. Занкова), составители сборника программ  Н.В.Нечаева.-Самара: Издательский дом   «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2009.

Предмет

Класс

Всего кол-во часов

Кол-во часов в неделю

Автор учебника ,год издания

диктантов

Тестовых заданий

Провер

Работ

Самостоятельных работ

словар.

диктантов

Списывание

изложен.

сочинен.

русский

язык

4

140

4

6

3

6

1

11

1

6

1

А.В. Полякова

«Русский язык» 4 класс,

 Учебник

 для общеобразовательных учреждений

Москва: «Просвещение», 2010г

Методическая тема на   2012/ 2013 учебный год

Городская

Муниципальная система образования в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов.

Школьная

Социализация и оздоровление слабовидящих детей в условиях школы полного дня на основе современного менеджмента.

Учителя

Урок развивающего обучения в школе для слабовидящих детей в условиях введения новых стандартов.

РАССМОТРЕНО                                                                                                              СОГЛАСОВАНО

                                                                                                                Заместитель директора:

На заседании МО:

                                                                                                                                     Маркова Л.C.   25 августа 2012 г.

Протокол от24 августа 2012г. №1        

Руководитель МО:                      Маринина Т.А.        

                                                                                                                                

Изучаемый раздел, тема

учебного материала

Количество

Часов

Календарные

Сроки

Фактические

сроки

Планируемые

Результаты

Вид  контроля

Коррекционные

задачи

Знания

Умения

Общие

учебные

умения, навыки

и

способы

Повторение изученного материала -11 часов

Состав слова-1час

Виды речевой деятельности-3часа

Орфография-5 часов

Синтаксис-1час

 Морфология 1час

1

Главные и второстепенные члены предложения.

1

3.09

Главные и второстепенные члены предложения.

Выделять

Главные и второстепенные

члены

предложения.

Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций:

2

Состав слова.

1

4.09

Определение частей слова.

Выделять значимые части слова

3

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

5.09

Правило проверки орфограммы

Проверять безударную гласную в корне

4

Правописание парных согласных в корне слова.

1

6.09

Правило проверки орфограммы

Проверять парную  согласную в корне

5

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

1

10.

09

Правило проверки орфограммы

Проверять непроизносимую согласную

6

Правописание удвоенных согласных.

1

11.

09

Слова с удвоенной согласной

Писать слова с удвоенной согласной

7

Подробное изложение по рассказу Э. Шима «Жук на ниточке»

1

12.

09

Признаки текста

Раскрывать тему и главную мысль при передаче содержания текста

самостоятельно составлять план действий (замысел),

Изложение

8

Редактирование изложений. Словарный диктант.

1

13.

09

Словарные слова

Писать словарные слова

Словарный диктант №1

9

Склонение имён существительных

1

17.

09

Алгоритм определения склонения имён существительных.

Изменятьсуществительные по числам и падежам. Различать 1-е, 2-е и 3-е склонения существительных.

10

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

1

18.

09

Алгоритм проверки написания безударных окончаний

Писать правильнобезударные падежные окончания имен существительных

11  11

Входная  контрольная работа.  

Диктант  «Улетают журавли»

1

19.

09

Изученные орфограммы

Писать под диктовку текств соответствии с изученными нормами правописания.

Диктант

Синтаксис(Сложное предложение) – 5 часов

12

Работа над ошибками

Сложное предложение.

1

20.

09

Признаки сложного предложения

Различать и употреблять в речи простые и сложные предложения

1 а

13

Различение в речипростых и сложных предложений.

1

24.

09

Отличие сложного и простого предложений

Различать и употреблять в речи простые и сложные предложения

Использование простейших логических выражений типа: "...и/или...", "если..., то...", "не только, но и...".

Элементарное обоснование высказанного суждения.

использование соответствующих приборов и инструментов для решения практических задач.

Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;

Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы "Зачем и как это делать?", "Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?").

Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы "Такой ли получен результат?", "Правильно ли это делается?");

определение причин возникающих трудностей, путей их устранения;

предвидение трудностей (ответ на вопрос "Какие трудности могут возникнуть и почему?"),

нахождение ошибок в работе и их исправление.

Учебное сотрудничество: умение договариваться,

распределять работу,

Проведение простейших измерений разными способами;

Работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.

проявлять оригинальность при решении творческой задачи,

создавать творческие работы

Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.

Учебное сотрудничество: оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

14

Употребление в речи простых и сложных предложений.

1

25.

09

Основу предложения, связь слов в предложении по вопросам

Составлять сложные предложения

15

Различение и употребление в речи сложных предложений и предложений с однородными  членами

1

26.

09

Отличия сложного предложения от предложения с однородными членами

Ставить знаки препинания, анализировать логико – смысловые в тексте, его структурные особенности

16

Проверочная работа по теме «Сложное предложение»

1

27.

09

Отличия сложного предложения от предложения с однородными членами

Разбирать предложения разной конструкции по членам предложения,расставлять знаки препинания.

Провер.

работа

Морфология (Местоимение)– 9 часов

17

Работа над ошибками.

Общее представление о местоимении.

1

1.10

Различное употребление местоимений в речи.

Отличать местоимения от других частей речи

6

18

Значение личных местоимений.

1

2.10

Понимать основные значения личных местоимений

определять лицо местоимений

9

19

Употребление в речи личных местоимений.

Словарный диктант

1

3.10

Общее в склонении всех личных местоимений

Изменять личные местоимения по падежам

словар. диктант №2

7

20

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица, единственного и множественного числа.

1

4.10

Изученные орфограммы

СОСТАВЛЯТЬ ПОЗДРАВЛЕНИЯ, ПИСЬМ А(В ТОМ ЧИСЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРА).

15

 21

Склонение личных местоимений

1

8.10

Общее в склонении всех личных местоимений

Использовать местоимения в речи

22

Раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

1

9.10

Иметь представление об изменении местоимений с предлогами

Писать раздельно предлоги с местоимениями.

12

23

Закрепление по теме «Местоимение»

1

10.10

Изученные орфограммы

Находить и исправлять ошибки

15

24

Самостоятельная работа по теме «Местоимение»

1

11.10

Изученные орфограммы

Находить и исправлять ошибки

Сам.работ

25

Работа над ошибками по теме «Местоимение»

1

15.10

Изученные орфограммы

Находить и исправлять ошибки

Морфология (глагол) --- 14 часов

Виды речевой деятельности- 2часа

Орфография-2час

Синтаксис-1час

26

Изменение глаголов по временам. Настоящее время глагола.

1

16.10

Глагол, значение и употребление.

Определять время глаголов

27

Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках.

1

17.10

Правило правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках

Писать правильно приставки в глаголах

28

Контрольный диктант по итогам I четверти «Скворец»

1

18.10

Изученные орфограммы

Писать  под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания.

диктант

29

Работа над ошибками.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем времени. (Спряжение)

1

22.10

Представление об изменении глаголов по лицам и числам

Определять лицо и число глаголов.

4

30

Личные окончания глаголов настоящего времени.

Словарный диктант.

1

23.10

Представление о личных окончаниях глаголов в настоящем времени

Определять лицо и число глагола

Словар.

диктант

№ 3

5

3

31

Изменение глаголов по временам. Будущее простое время глагола.

1

24.10

Представление об изменении глаголов в будущем времени.

Изменять глаголы в будущем простом и настоящем времени по лицам и числам.

32

Изменение глаголов по лицам и числам в будущем времени. (Спряжение)

1

25.10

29.10

Спряжение глаголов  будущего времени.

Писать личные окончания глаголов

33

Изменение глаголов по временам.

Прошедшее время глагола.

1

29.10

30.10

Вопросы глаголов прошедшего времени.

Ставить вопросы к глаголам

34

Изменение глаголов  прошедшего времени по родам.

1

30.10

31.10

Признаки прошедшего времени

Отличать глаголы прошедшего времени от настоящего и будущего

35

Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени.

1

31.10

8.11

36

Обучающее изложение «Бывшие беспризорники»

1

8.11

12.11

Признаки текста

Изложен.

15

37

Работа над ошибками.

Изменение глаголов  прошедшего времени по числам.Словарный диктант

1

12.11

13.11

Изученные орфограммы

Пользоваться словарём, памятками

11

38

Связь слов в глагольных словосочетаниях.

1

13.11

14.11

О глагольном управлении как об одном из видов связи слов в предложении

Устанавливать связь в глагольных словосочетаниях

слов.

 диктант

№ 4

11

39

Неопределённая форма глагола.

1

14.11

15.11

Отличительные признаки неопределённой формы глагола

Распознавать неопределённую форму

7

40

Проверочная работа по теме «Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам, а в прошедшем – по родам и числам».

1

15.11

19.11

Разбор глаголов по составу

Устанавливать связь в глагольных словосочетаниях

провероч.

работа

12

41

Работа над ошибками.Вопросы «что делать? и что сделать?

1

19.11

20.11

Вопросы неопределённой формы глагола

Работать по памятке

15

42

Основа глаголов неопределённой формы.

1

20.11

21.11

Глаголы неопределённой формы

Находить основу глагола неопределённой формы

43

  Основа глаголов неопределённой формы.

1

21.11

22.11

Изученные орфограммы

Работать по памятке

15

44

Правописание «не» с глаголами.

1

22.11

Правило правописания частицы НЕ с глаголами

Писать НЕ с глаголами отдельно.

Морфология (Практическое овладение способами определения спряжения глаголов)-7 часов

Виды речевой деятельности- 4часа

Орфография-5часов

45

I и II спряжение глаголов.

1

26.11

Понятие спряжения

Спрягать глаголы, правильно писать личные окончания

46

Способы определенияI и II спряжения глаголов.

1

27.11

Ударные окончания глаголов

Грамотно писать ударные окончания глаголов

14

47

 Способ определения спряжения глаголов по ударному окончанию

1

28.11

Ударные окончания глаголов

писать ударные окончания глаголов

48

Способ определения спряжения глаголов по неопределённой форме.

 Словарный диктант.

1

29.11

Неопределённую форму глаголов

Писать ударные окончания глаголов

словар. диктант

№5

49

Способы определения спряжения глаголов по ударному окончанию и  по неопределённой форме.

1

3.12

Способы определения спряжения

Определять спряжение глаголов по ударному окончанию и  по неопределённой форме.

50

Правописание безударных личных окончаний глаголов I спряжения.

1

4.12

Спряжение глаголов

Спрягать глаголы с безударными окончаниями

51

Правописание безударных личных окончаний глаголов II спряжения.

1

5.12

Изученные орфограммы

Работать по памятке.

12

52

Глаголы-исключения.

1

6.12

Глаголы-исключения.

Спрягать глаголы - исключения

15

53

Правописание безударных личных окончаний глаголовI и II спряжения.

1

10.12

Изученные орфограммы

Писатьбезударные личные окончания глаголов I и II спряжения.

 54

Подробное изложение с творческим заданием по рассказу Г.Скребицкого «Воришка»

1

11.12

Правила передачи текста

Передавать текст по плану

изложен.

12

55

Работа над ошибками.

Правописание безударных личных окончаний  глаголов.

1

12.12

Алгоритм правильного написания безударных окончаний глаголов.

Писать безударные окончания глаголов.

56

Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь)

1

13.12

Правописание ь после  шипящих на конце глаголов

Писать глаголы  2-ого лица единственного числа (-шь)

57

Контрольный диктант  по итогам 2 четверти. «Медвежья берлога».

1

17.12

Изученные орфограммы

Писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания.

диктант

15

58

Работа над ошибками по теме «Спряжение глаголов»

1

18.12

Изученные орфограммы

Работать по памятке.

11

59

Сочинение по картине В.Г. Перова «Тройка»

1

19.12

Составлять рассказ по картине

Сочинен.

12

60

Редактирование сочинений.

1

20.12

Изученные орфограммы

Работать по памятке.

15

Морфология (Наречие)   -11 часов

61

Общее представление о наречии.

Сл. диктант

1

24.12

Признаки наречий (неизменяемость и примыкание к другим частям речи)

Находить наречие в предложении.

Сл.диктант

№ 6

62

Значение наречий.

1

25.12

Разряды наречий, правописание наречий

Распознавать наречия

63

Употребление в речи наречий.

1

26.12

Наречия, их написание

Составлять предложения с наречиями.

64

Вопросы к наречиям.

1

27.12

Изученные орфограммы.

СОСТАВЛЯТЬ ПОЗДРАВЛЕНИЯ, ПИСЬМ А(В ТОМ ЧИСЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРА).

65

Образование наречий от косвенных падежей существительных.

1

15.01

Изученные орфограммы.

Правила написания наречий

12

66

Образование наречий от прилагательных с помощью суффиксов о и е.

1

16.01

Образование наречий с помощью суффиксов о и е и приставок

Правила написания суффиксов

15

67

Правописание наречий: о и е на конце наречий.

1

17.01

наречия

Находить наречия в тексте

68

Правописание наречий: о и е на конце наречий. Словарный диктант.

1

18.01

Правила написания наречий

Грамотно (под ударением – о,  в безударной позиции и после шипящих – е)писать наречия

Словар.

диктант

№ 7

69

Правописание наречий: а на конце наречий с приставками с-, из-, до-.

1

22.01

Правило правописания

Правильно писать наречия

70

Правописание наречий: о на конце наречий с приставкамив-, на-, за-.

1

23.01

Правильно писать наречия

71

Проверочная работа  по теме «Наречие»

1

24.01

Правописание наречий

Правильно писать наречия

провер.

работа

12

Синтаксис (Второстепенные члены предложения)-6 часов

72

Работа над ошибками. Словарный диктант.

Второстепенный член предложения – обстоятельство.

1

25.01

Второстепенные члены предложения

Работать по памятке

Сл.дикт.

№ 8

4

73

Обстоятельства места, выраженные именами существительными.

1

29.01

Второстепенные члены предложения

Различать

дополнение  и

обстоятельство

7

74

Сравнение дополнений и обстоятельств

1

30.01

Второстепенные члены предложения

4

75

Обстоятельство времени

1

31.01

Второстепенные члены предложения

Находить обстоятельства времени в тексте

76

Обстоятельство образа действия

1

1.02

Второстепенные члены предложения

Находить обстоятельства образа действия в тексте.

77

Проверочная работа по теме «обстоятельство»

1

5.02

Второстепенные члены предложения

Находить обстоятельства в тексте

Провероч

работа

Морфология (склонение имен прилагательных) -10 часов

Виды речевой деятельности- 7часов

Орфография-13часов

78

Работа над ошибками. Основы имён прилагательных

1

6.02

Имя прилагательное, значение и употребление

Определять основы имён прилагательных

7

79

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдым согласным на конце основы.

1

7.02

Изменение имён прилагательныхпо родам, числам и падежам

Склонять имена прилагательные

7

80

Согласование имени прилагательного с именем существительным.

1

8.02

Падежи

Склонять имена прилагательные

Сл.дикт.

№ 8

15

81

Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего родас твёрдым согласным на конце основы.

1

12.02

Падежи

правильно писать окончания прилагательных

82

Правописание безударных окончаний имён прилагательныхмужского и среднего рода в родительном падеже.

1

13.02

Падежи

писать окончания прилагательных

83

Диктант по теме «Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

1

14.02

склонение прилагательных м. и с. рода

Писать  под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания.

диктант

12

84

Работа над ошибками по теме «Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

1

15.02

способ проверки падежных окончаний имён прилагательных с помощью вопросов

определять падеж, число и род имён прилагательных

15

85

Склонение имён прилагательныхженского рода с твёрдым согласным на конце основы.

1

19.02

Падежи

определять род и падеж им. Прилаг.

6

86

Правописание безударных окончаний имён прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы.

1

20.02

правила написания безударных окончаний прилагательных

писать окончания прилагательных

87

Обучающее изложение «Пёс и черепаха»

1

21.02

текст-повествование

правильно составлять текст-повествование

изложение

12

88

Редактирование изложений. Склонение имён прилагательных во множественном числе.

1

22.02

изученные орфограммы

находить способ проверки написания слова

15

89

Правописание безударных окончаний имён прилагательных во множественном числе.

1

26.02

число им. прилагательных

склонять им. прилагательные во мн. числе

11

90

Сжатое изложение « Сказка о невоспитанном мышонке»

1

27.02

сжатое изложение

делать краткий пересказ

изложение

12

91

Работа над ошибками

Словарный диктант

1

28.02

изученные орфограммы

находить способ проверки написания слова

Сл.диктант № 9

15

92

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы.

1

1.03

правила склонения им. прилагательных муж.и ср. рода

писать правильно  окончания прилагательных

93

Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы.

1

5.03

94

Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с  мягким согласным на конце основы в родительном падеже.

1

6.03

правило склонения им. прил – х с основой на мягкий согласный

правильно писать окончания пр- х муж. и ср. рода с основой на мягкий

 согласный в Р.п.

2

95

Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с  мягким согласным на конце основыв дательном  падеже. Тест.

1

7.03

правило

склонения

им. прил – х

 с основой на

 мягкий согласный

правильно писать окончания

прилагат. муж.и ср. рода с основой на мягкий согл-ый в Д.п.

Тест

2

96

Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы в творительном и предложном падеже.

1

8.03

правильно писать окончания прил. муж.и ср. рода с основой на мягкий согл. в Т.п. и П.п.

2

97

Упражнение в написании окончаний имён прилагательныхс мягким согласным на конце основы.

Тест

1

12.03

правило склонения им. прилагательных

правильно писать окончания прил. муж. И ср. рода с основой на мягкий

согласных

тест

98

Склонение имён прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы.

1

13.03

падежи прилагательных

определять падеж прилаг. жен.рода

7

99

Контрольный диктант по итогам 3 четверти

1

14.03

Писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания.

диктант

11

100

Правописание безударных окончаний имён прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы в винительном и творительном падеже.

1

15.03

правила склонения им. прилагательных

писать окончания им. прил-х жен.рода с мягким согласным на конце основы

12

101

Правописание безударных окончаний имен прилагательных. Закрепление.

1

19.03

правила склонения им. прилагательных

определять падежи имён прилагатель.  во множ. числе

102

Правописание безударных окончаний имён прилагательных во множественном числе. Закрепление. Словарный диктант

1

20.03

изученные орфограммы

правильно писать окончания прилагатель.

Сл.дикт. № 10

12

103

Образование имён прилагательных от основ имен существительных при помощи суффикса –ск-.

1

21.03

части речи

делать разбор по составу

12

104

Образование имён прилагательных от основ имен существительных при помощи суффикса–н-.

1

22.03

Состав слова

Писать имена прилагательные с суффиксом –н-

105

Образование имён прилагательных от основ имен существительных при помощи суффикса-ист-

1

2.04

Состав слова

делать разбор по составу

106

Тестирование по теме «Имя прилагательное»

1

3.04

изученные правила и орфограммы

тест

12

107

Работа над ошибками Повторение по теме «имя прилагательное».

1

4.04

орфограммы

работать по памятке

15

Орфография (Правописание  глаголов с суффиксом –ся (-сь) ) -2 часа

Морфология -2 часа

Виды речевой деятельности-2часа

108

Неопределенная форма глаголов-ться

1

5.04

возвратные глаголы

писать возвратные глаголы

109

Неопределенная форма глаголов-ться и 3-е лицо -тся

Словарный диктант.

1

9.04

правило правописания глаголов II лица

 (-шься)

писать воIIлице возвратных глаголов ь после шипящих

Сл.диктант № 11

110

Правописание глаголов в неопределённой форме и в IIIлице.

1

10.04

правописание н.ф. и III лица глаголов с возвратным значением

 писать –ться в н.ф. и –тсявIIIлице глаголов

111

Проверочная работа по теме «Правописание глаголов»

1

11.04

изученные правила

правильно писать окончания глаголов

пров.

работа

12

112

Контрольное изложение.

Г. Скребицкий  «Зайчик»

1

12.04

рассказ - повествование

составлять рассказ, правильно строить предложения

контр.

изложен.

12

113

Редактирование изложений.

1

16.04

орфограммы

находить и исправлять ошибки

15

Синтаксис. (Предложения простое и сложное)-  2 часа

114

Обобщение сведений о видах предложений.(Простые, с однородными членами)

1

17.

04

виды предложений, их отличия.

правильно  писать знаки препинания

115

Обобщение сведений о видах предложений.(простые, сложные)

1

18.

04

Списывать текст

Виды речевой деятельности(Текст)-  3 часа

116

 Текст. Главная мысль текста.

1

19.

04

признаки текста

выделять словосочетания главную  мысль текста.

3

117

Смысловые связи между частями текста.

1

23.

04

признаки текста

Списывать текст

118

Текст. Фразеологизмы.

Контрольное  списывание

1

24.

04

признаки текста, фразеологизмы

 Правильно располагать части текста

Конт.

Списыв.

Пунктуация. (Прямая  речь)  --4 часа

Орфография-1час

Виды речевой деятельности-1час

119

Прямая речь.

1

25.04

прямую речь

расставлять знаки препинания при прямой речи

120

Кавычки перед прямой речью и после неё.

1

26.04

правила постановки знаков при прямой речи

12

121

Написание большой буквы в прямой речи.

1

30.04

122

Проверочная работа по теме «Прямая речь»

1

1.05

провероч.

работа

12

123

Итоговая контрольная работа за 4 класс. Диктант.

1

2.05

Писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания.

диктант

12

124

Работа над ошибками

1

3.05

Изученные орфограммы

находить и исправлять ошибки

15

Повторение изученного материала  -   16часов

Пунктуация-1час

Орфография-5часов

Морфология -6часов

Состав слова-1час

Синтаксис-3часа

125-140

Повторение изученного материала.

1.Состав слова

2.Имя существительное

3.Имя прилагательное

4.Глагол

5.Имя числительное

6.Местоимение

7.Наречие

8.Члены предложения.

9.Запятая в предложениях с однородными членами

10.Сложное предложение

11.Связь слов в предложении.

12.Употребление разделительных ь и   ъ.

13.Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

14. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

15-16 . Правописание безударных личных окончаний глаголов.

16

7.05

8.05

9.05

10.05

14.05

15.05

16.05

17.05

21.05

22.05

23.05

24.05

28.05

29.05

30.05

31.05

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся   4 класса по русскому языку

Диктант.

«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии

«4» – ставится, если не более 2 орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.

«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Ошибкой в диктанте следует считать:

• нарушение правил орфографии при написании слов;

• пропуск и искажение букв в словах;

• замену слов;

• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку не считаются:

• ошибки-  те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;

• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

- два исправления;

- две пунктуационные ошибки;

- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

- повторение одной и той же буквы в слове;

- недописанное слово;

- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

- дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматическое задание.

«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;

Списывание текста.

«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;

«4» – ставится, если в работе 1 ошибка и

1 исправление;

«3» – ставится, если в работе допущены 2 ошибки и 1 исправление;

«2» – ставится, если в работе допущены 3 ошибки;

Контрольный диктант.

1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).

2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);

перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;

3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

4. При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

Оценки за контрольный диктант.

«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;

«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;

«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;

«2» - более 6орфограф. ошибок;

Оценки за грамматические задания.

«5» – всё верно;

«4» – не менее 3/4 верно;

«3» – не менее 1/2 верно;

«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;

Словарный диктант      (оценивается строже контрольного диктанта).    

«5» – нет ошибок;

«4» – 1 – 2 ошибки;

«3» – 3 – 4 ошибки;  

«2» – более 5ошибок;

4 класс – 15-20 слов.

Контрольное списывание.

«5» – нет ошибок;

«4» – 1 ошибка или 1 исправление;

«3» –2 ошибки и 1 исправление;

«2» – более 2 ошибок;

  Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся   4 класса по русскому языку

Контроль за уровнем достижений учащихся по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списывании, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;

- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

- наличие ошибок на изучение правила по орфографии;

- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

- отсутствие "красной" строки;

- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило;

- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Нормы оценок за контрольные работы по русскому языку соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60 % от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов  грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями - пейзажа, портрета и т.п.

Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных  тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку по всем изученным темам.

На проведение контрольных работ, включающих грамматические задания, отводится 35-40 минут.


График   контрольных и проверочных работ по русскому языку

 проверочная           работа

словарный диктант

изложение

диктант

тест

Самостоятельная работа

контрольное

списывание

сочинение

1 четверть

             1

         3

        1

     2

1

2 четверть

           1

         3

       2

     1

1

3 четверть

           2

         4

        2

     2

       2

4 четверть

          2

        1

        1

     1

        1

1

Литература и средства обучения

  1. Полякова А.В. Русский язык: учебник для 4 класса.-Москва ; Просвещение, 2010 г.
  2. Полякова А.В. Методические рекомендации по русскому языку для 4 кл.

М.; Просвещение

      3. А.В.Полякова Творческие учебные задания по русскому языку.

М.;ЗАОЦОР

        4.сайтhhtp: stranamasterov.ru

5.СайтдляучителейначальнойшколыNachalka.com

     6.Сайт для учителей УРОКИ.НЕТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (УМК Л.В.Занкова, учебник А.В.Поляковой). 1 класс.

Рабочая программа включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (УМК Л.В.Занкова, учебник А.В.Поляковой). 2 класс.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (УМК Л.В.Занкова, учебник А.В.Поляковой). 3 класс.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

рабочая программа по русскому языку (система Л.В.Занкова)

Программа разработана в сооответствии с требованиями ФГОС второго поколения. В программе представлено подробное календарно-тематическое планирование с предметными и метапредметными УУД....

Рабочая программа по русскому языку (система Л.В.Занкова),3класс

Рабочая программа по русскому языку разработана для учителей, работающих по системе Л.Занкова в 3 классе....

Рабочая программа по русскому языку.Система Занкова .3 класс

Рабочая программа по русскому языку.3класс.Система Занкова...

Рабочая программа по русскому языку (система Л.В. Занкова)

Рабочая программа составлена с учётом требования ФГОС нового поколения....