открытый урок русского языка в 4 классе по теме Упражнение в написании безударных окончаний имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
урок обобщения знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок обобщения знаний | 36.23 КБ |
konspekt_uroka_uprazhnenie_v_napisanii_bezudarnykh_okonchaniy_imen_sushchestvitelnykh_4klass.docx | 36.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя Общеобразовательная Школа №12»
Конспект урока русского языка в 4 классе, по программе «Школа России»
Тема: «Упражнение в написании безударных окончаний имен существительных»
Разработала учитель начальных классов
Королева Маргарита Алексеевна
г. Ржев
Тверская обл.
Тема: «Упражнение в написании безударных окончаний имен существительных»
Цели:
Образовательные: систематизировать и углубить знания об имени существительном;
контролировать качество усвоенных знаний по данной теме;
Развивающие: продолжать формировать у учащихся способы проверки безударных окончаний имен существительных;
Формулировать несложные выводы, самостоятельно строить рассказ;
Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного;
Ход урок
- Мотивация к учебной деятельности.
Разминка (учащиеся в парах задают вопросы друг другу)
Тема разминки: «имя существительное».
Итог этапа: Дайте определение имени существительного как части речи.
Как изменяется имя существительное?
- Словарная работа.
-По каким признакам можно определить склонение имен существительных?
Класс (работа на доске) | Командир |
-разделите слова на группы, определите склонение каждого слова: тарелка, железо, мебель, посуда, костер, газета, учитель. Поставьте ударение, выделите безударную гласную. | Придумайте слова того же склонения |
Командиры задают дополнительные вопросы, учащийся оценивает свой ответ, выставляет оценку.
-Проверка: командиры обмениваются тетрадями.
- Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Тест (бланк выдается каждому ребенку)
- -Имена существительные изменяются по родам
- Имена существительные не изменяются по родам
- Первое склонение имен существительных зависит от рода и окончания
-- Склонение имен существительных не зависит от рода и окончания
3. - К первому склонению относятся имена существительные мужского и женского рода
- К первому склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -А, -Я
4. -Ко второму склонению относятся имена существительные мужского и среднего рода
-Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -О, -Е
5. –Все существительные с мягким знаком на конце относятся к третьему склонению
- не все существительные с мягким знаком на конце относятся к третьему склонению
6. –У имен существительных первого склонения в дательном и предложном падеже окончание -И
–У имен существительных первого склонения в дательном и предложном падеже окончание -Е
7. -У имен существительных второго склонения в предложном падеже окончание -И
-У имен существительных второго склонения в предложном падеже окончание -Е
8. –Только имена существительные третьего склонения имеют окончания -И
–Не только имена существительные третьего склонения имеют окончания -И
9.–Безударные окончания имен существительных можно проверить ударным
–Безударные окончания имен существительных нельзя проверить ударным
Проверку теста выполняют по эталону. Производят устный анализ работы группы.
- Выявление причины затруднения.
- Какая возникла проблема.
Физкультминутка (упражнение для пальцев)
«В одном чудесном месте протекала река (изображаем реку).
В ней жила маленькая рыбка (изображаем рыбку).
Как-то по реке проплыл маленький пароход (упражнение ПАРОХОД).
Он сильно гудел и рыбка (изображаем рыбку)
испугалась и уплыла.
- Построение проекта выхода из затруднения
Определить тему и цель урока (дети в группах определяют тему и цель урока для каждой группы).
-Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании безударных окончания имен существительных?
- Реализация проекта.
К лис.., без книг.., о сирен.., по дорог…
Работа в группах.
-Давайте установим порядок работы над этой орфограммой
Составление алгоритма.
1 шаг: Какой частью речи является проверочное слово
Существительное Другая часть речи
2 шаг: Ударные и безударные окончания
Безударное Ударное (проверять не нужно)
3 шаг: Поставить вопрос к проверяемому существительному.
Определи склонение и падеж.
4 шаг: По таблице склонение определи падежное окончание
- шаг: Напиши и проверь.
-Командиры представляют полученный алгоритм (правильный вариант высвечивается на компьютере).
- Первичное закрепление с проговариванием о внешней среде.
-Мы должны уметь применять полученные знания на практике.
- Игра: «Определи склонение и падеж» (дети в четверках
составляют словосочетание глагол+существительное, указывают склонение и падеж существительного).
- Задание 1.
Составить предложение из данных слов, выполнить синтаксический разбор. | Осложнить это предложение однородными сказуемыми (работа на доске) |
Скачет, синичка, весёлая, по ,ветке, еловой |
Командиры задают дополнительные вопросы, учащийся оценивает свой ответ, выставляет оценку. Далее командир проверяет работу каждого члена группы.
Карточка №1. Звукобуквенный разбор слова СИНИЧКА
Проверка сигнальными карточками.
- ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Звучит музыка. Дети выполняют движения.
- Задание 2.
Выписать из текста словосочетания, где зависимое слово выражено существительным с безударным окончанием (работа у доски) | Составляют рассказ со словом БЕРЁЗА, употребив его во всех падежах. |
Выросла на лесной полянке кудрявая берёзка. В гуще её ветвей поселились птицы. Однажды шли по полянке ребята. Подошли к берёзке, взмахнули топором. Дрогнула берёзка. Упали на землю прозрачные капли душистого сока. Далеко до осени, а на берёзке появились жёлтые листья. |
-Что станет с этой берёзкой? (за минуту на Земле вырубают 20 гектаров леса). Командиры задают дополнительные вопросы, учащийся оценивает свой ответ, выставляет оценку.
-Командиры читают свои сочинения.
Карточка №2. Выполнить разбор имени существительного как части речи (на лесной полянке).
Проверка сигнальными карточками
Итог этапа: -Как проверить безударные окончания имен существительных?
- Обобщение знаний.
Эстафета (вписать окончания).
На Волг.. | На ослик.. |
На пристан.. | На лошад.. |
По алле.. | В Сибир.. |
На ел.. | На Кавказ.. |
В деревн.. | В ладон.. |
На площад.. | На пальц.. |
В книг.. | На сирен.. |
В тетрад.. | На осин.. |
По дорог.. | В скатерт.. |
Проверка выполняется командирами. Несколько работ берёт учитель и оценивает.
- Домашнее задание (если оно не понятно, члены группы задают вопросы командирам).
класс | командир |
Упражнение 254 (по заданию) | Продолжить рассказ (2-3 предложения). |
- Рефлексия.
-Оцените свою работу на уроке.
- Итог урока.
-В каждой группе командир подводит итог работы на уроке.
-Добились ли вы поставленной цели на уроке?
-Над чем нужно поработать на следующем уроке?
Предварительный просмотр:
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя Общеобразовательная Школа №12»
Конспект урока русского языка в 4 классе, по программе «Школа России»
Тема: «Упражнение в написании безударных окончаний имен существительных»
Разработала учитель начальных классов
Королева Маргарита Алексеевна
г. Ржев
Тверская обл.
Тема: «Упражнение в написании безударных окончаний имен существительных»
Цели:
Образовательные: систематизировать и углубить знания об имени существительном;
контролировать качество усвоенных знаний по данной теме;
Развивающие: продолжать формировать у учащихся способы проверки безударных окончаний имен существительных;
Формулировать несложные выводы, самостоятельно строить рассказ;
Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного;
Ход урок
- Мотивация к учебной деятельности.
Разминка (учащиеся в парах задают вопросы друг другу)
Тема разминки: «имя существительное».
Итог этапа: Дайте определение имени существительного как части речи.
Как изменяется имя существительное?
- Словарная работа.
-По каким признакам можно определить склонение имен существительных?
Класс (работа на доске) | Командир |
-разделите слова на группы, определите склонение каждого слова: тарелка, железо, мебель, посуда, костер, газета, учитель. Поставьте ударение, выделите безударную гласную. | Придумайте слова того же склонения |
Командиры задают дополнительные вопросы, учащийся оценивает свой ответ, выставляет оценку.
-Проверка: командиры обмениваются тетрадями.
- Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Тест (бланк выдается каждому ребенку)
- -Имена существительные изменяются по родам
- Имена существительные не изменяются по родам
- Первое склонение имен существительных зависит от рода и окончания
-- Склонение имен существительных не зависит от рода и окончания
3. - К первому склонению относятся имена существительные мужского и женского рода
- К первому склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -А, -Я
4. -Ко второму склонению относятся имена существительные мужского и среднего рода
-Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -О, -Е
5. –Все существительные с мягким знаком на конце относятся к третьему склонению
- не все существительные с мягким знаком на конце относятся к третьему склонению
6. –У имен существительных первого склонения в дательном и предложном падеже окончание -И
–У имен существительных первого склонения в дательном и предложном падеже окончание -Е
7. -У имен существительных второго склонения в предложном падеже окончание -И
-У имен существительных второго склонения в предложном падеже окончание -Е
8. –Только имена существительные третьего склонения имеют окончания -И
–Не только имена существительные третьего склонения имеют окончания -И
9.–Безударные окончания имен существительных можно проверить ударным
–Безударные окончания имен существительных нельзя проверить ударным
Проверку теста выполняют по эталону. Производят устный анализ работы группы.
- Выявление причины затруднения.
- Какая возникла проблема.
Физкультминутка (упражнение для пальцев)
«В одном чудесном месте протекала река (изображаем реку).
В ней жила маленькая рыбка (изображаем рыбку).
Как-то по реке проплыл маленький пароход (упражнение ПАРОХОД).
Он сильно гудел и рыбка (изображаем рыбку)
испугалась и уплыла.
- Построение проекта выхода из затруднения
Определить тему и цель урока (дети в группах определяют тему и цель урока для каждой группы).
-Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании безударных окончания имен существительных?
- Реализация проекта.
К лис.., без книг.., о сирен.., по дорог…
Работа в группах.
-Давайте установим порядок работы над этой орфограммой
Составление алгоритма.
1 шаг: Какой частью речи является проверочное слово
Существительное Другая часть речи
2 шаг: Ударные и безударные окончания
Безударное Ударное (проверять не нужно)
3 шаг: Поставить вопрос к проверяемому существительному.
Определи склонение и падеж.
4 шаг: По таблице склонение определи падежное окончание
- шаг: Напиши и проверь.
-Командиры представляют полученный алгоритм (правильный вариант высвечивается на компьютере).
- Первичное закрепление с проговариванием о внешней среде.
-Мы должны уметь применять полученные знания на практике.
- Игра: «Определи склонение и падеж» (дети в четверках
составляют словосочетание глагол+существительное, указывают склонение и падеж существительного).
- Задание 1.
Составить предложение из данных слов, выполнить синтаксический разбор. | Осложнить это предложение однородными сказуемыми (работа на доске) |
Скачет, синичка, весёлая, по ,ветке, еловой |
Командиры задают дополнительные вопросы, учащийся оценивает свой ответ, выставляет оценку. Далее командир проверяет работу каждого члена группы.
Карточка №1. Звукобуквенный разбор слова СИНИЧКА
Проверка сигнальными карточками.
- ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Звучит музыка. Дети выполняют движения.
- Задание 2.
Выписать из текста словосочетания, где зависимое слово выражено существительным с безударным окончанием (работа у доски) | Составляют рассказ со словом БЕРЁЗА, употребив его во всех падежах. |
Выросла на лесной полянке кудрявая берёзка. В гуще её ветвей поселились птицы. Однажды шли по полянке ребята. Подошли к берёзке, взмахнули топором. Дрогнула берёзка. Упали на землю прозрачные капли душистого сока. Далеко до осени, а на берёзке появились жёлтые листья. |
-Что станет с этой берёзкой? (за минуту на Земле вырубают 20 гектаров леса). Командиры задают дополнительные вопросы, учащийся оценивает свой ответ, выставляет оценку.
-Командиры читают свои сочинения.
Карточка №2. Выполнить разбор имени существительного как части речи (на лесной полянке).
Проверка сигнальными карточками
Итог этапа: -Как проверить безударные окончания имен существительных?
- Обобщение знаний.
Эстафета (вписать окончания).
На Волг.. | На ослик.. |
На пристан.. | На лошад.. |
По алле.. | В Сибир.. |
На ел.. | На Кавказ.. |
В деревн.. | В ладон.. |
На площад.. | На пальц.. |
В книг.. | На сирен.. |
В тетрад.. | На осин.. |
По дорог.. | В скатерт.. |
Проверка выполняется командирами. Несколько работ берёт учитель и оценивает.
- Домашнее задание (если оно не понятно, члены группы задают вопросы командирам).
класс | командир |
Упражнение 254 (по заданию) | Продолжить рассказ (2-3 предложения). |
- Рефлексия.
-Оцените свою работу на уроке.
- Итог урока.
-В каждой группе командир подводит итог работы на уроке.
-Добились ли вы поставленной цели на уроке?
-Над чем нужно поработать на следующем уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"
Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....
Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией по теме"Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов"
Урок разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС НОО. Учащиеся на уроке работают в группах. Задания, предложенные детям на каждом этапе урока, подталкивают учащихся к учебному исследованию сло...
урок русского языка в 4 классе по теме "Упражнения в правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа 1, 2, 3 склонения"
Урок выстроен в соответствии с ФГОС НОО....
Конспект урока по русскому языку в 4-м классе на тему: «Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных.»
На данном уроке можно в интересной игровой форме закрепить знания о првавописании падежных окончаний имен существительных....
Технологическая карта к открытому уроку русского языка 2 класс на тему "Единственное и множественное число имен существительных"
Технологическая карта к открытому уроку русского языка, разработана в соответствии с ФГОС, на основе материала по УК "Школа России"....
Урок русского языка во2 классе по теме " Упражнение в написании проверяемых безударных гласных в корне слова"
Урок по закреплению знаний по теме " Безударные гласные в корне слова"...
Конспект открытого урока русского языка 1 класс по теме"Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу"
Урок поможет закрепить знания учащихся о написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу...