Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Рабочая программа создана на основе программы "Школа России", содержит в себе пояснительную записку и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._russk.yaz_2kl.doc | 452.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. входящей в УМК «Школа России». (Сборник рабочих программ «Школа России», 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М: - «Просвещение», 2011 год).
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675ч. В 1 классе – 165ч (5ч в неделю, 33 учебные недели); из них 115ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50ч (10 учебных недель) – урокам русского языка.
Во 2-4 классах на уроки русского языка отводится по 170ч (5ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: учебника Русский язык: 2класс: учебник для общеобразов. учреждении В. П. Канакина, В. Г. Горецкий - М: «Просвещение» 2011. Рабочей тетради «Русский язык» 2класс для учащихся общеобразовательных учреждений В. П. Канакина, В.Г.Горецкий - М.: «Просвещение» 2013 . Контрольные работы по русскому языку к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык». В 2-х частях. 2 класс О.Н.Крылова. Издательство «Экзамен» Москва, 2013.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- работа в парах;
- работа в группах.
Форма итоговой аттестации – итоговая контрольная работа
Рабочая программа рассчитана на 170 ч в год (5 часов в неделю) 34 рабочих недели.
Название раздела | Количество часов по программе | Количество часов по рабочей программе |
Наша речь | 3 ч | 3 ч |
Текст | 4 ч | 4 ч |
Предложение | 12 ч | 12 ч |
Слова, слова, слова… | 18 ч | 18 ч |
Звуки и буквы | 59 ч | 59 ч |
Части речи | 58 ч | 61ч |
Повторение | 16 ч | 13ч |
Итого 170 ч | Итого 170ч |
Количество часов для проведения контрольных работ: 14 часов
контрольный диктант – 4 ч.,
контрольная работа – 4 ч.,
контрольные словарные диктанты –4 ч.,
контрольное списывание – 1 ч.,
контрольное тестирование – 1 ч.
Количество часов для проведения проектов исследований: 4 часа
В авторскую программу внесены изменения.
В раздел «Части речи» добавила 3 ч на темы «Правописание кличек животных и географических названий», «Контрольная работа №4 «Части речи»», «Контрольный тест».
В разделе «Повторение» сократила количество часов - 3ч.
Авторской программой предусмотрено 170 часов. Согласно календарному учебному графику и расписанию - 170 ч. Фактически планируется провести - 167 ч в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями (8.03, 1.05, 9.05). Программа будет выполнена за счёт сокращения часов на изучение следующих тем в разделе «Повторение»: «Предложение» -7.05, «Слово» -8.05, «Звуки и буквы»-15.05
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
У учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. Ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык – основа всего процесса обучения учащихся, средство развития у них мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, социализации личности.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Наименование раздела и темы | Количество часов | Плановые сроки прохождения | Основной вид учебной деятельности |
Наша речь (3ч) | ||||
1 | Виды речи. | 1 | 3.09 | Рассуждают о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни |
2 | Виды речи. | 1 | 4.09 | Рассуждают о значении языка и речи в жизни людей, роли русского языка в жизни и общении. Наблюдают за особенностями собственной речи и оценивают ее. Работают с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение». |
3 | Диалог и монолог. | 1 | 5.09 | Отличают диалог от монолога, используют их в речи. Участвуют в учебном диалоге. |
Текст (4ч) | ||||
4 | Текст. | 1 | 6.09 | Отличают текст от других записей по его при- знакам. Осмысленно читают текст. |
5 | Тема и главная мысль текста. | 1 | 7.09 | Определяют тему и главную мысль текста. |
6 | Части текста. | 1 | 10.09 | Осмысленно читают текст. Определяют тему и главную мысль текста. Составляют текст по заданной теме. Выделяют части текста и обосновывают правильность их выделения. Выбирают ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. |
7 | Части текста. | 1 | 11.09 | Перечисляют признаки текста. Осмысленно читают текст. Определяют тему и главную мысль текста. |
Предложение (12 ч) | ||||
8 | Предложение как единица речи. | 1 | 12.09 | Отличают предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определяют границы предложения в деформированном тексте, выбирают знак для обозначения конца предложения. |
9 | Знаки препинания | 1 | 13.09 | Обосновывают выбор знака препинания в конце предложения. Соблюдают в устной речи логическое ударение и интонацию конца предложения. слова в предложении раздельно. |
10 | Связь слов в предложении. | 1 | 14.09 | Обосновывают выбор знака препинания в конце предложения. Соблюдают в устной речи логическое ударение и интонацию конца предложения. Пишут заглавную букву в начале предложения, а слова в предложении – |
11 | Главные члены предложения. | 1 | 17.09 | Находят главные члены предложения. Обозначают графически грамматическую основу. Обосновывают правильность выделения подлежащего и сказуемого. |
12 | Второстепенные члены предложения. | 1 | 18.09 | Находят главные члены (основу) предложения. Обозначают графически грамматическую основу. Различают и выделяют главные и второстепенные члены предложения. Обосновывают правильность выделения подлежащего и сказуемого. |
13 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | 1 | 19.09 | Находят главные члены предложения. Обозначают графически грамматическую основу. Обосновывают правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализируют схему и составляют по ней сообщение о главных членах предложения. Обсуждают алгоритм выделения в предложении основы. |
14 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Диктант. | 1 | 20.09 | Находят главные члены предложения. Обозначают графически грамматическую основу. Обосновывают правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализируют схему и составляют по ней сообщение о главных членах предложения. Обсуждают алгоритм выделения в предложении основы. |
15 | Распространенные и нераспространенные предложения . | 1 | 21.09 | Различают распространенное (с второстепенными членами) и нераспространенное (без второстепенных членов) предложения. |
16 | Связь слов в предложении. | 1 | 24.09 | Устанавливают при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составляют предложения из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). |
17 | Связь слов в предложении. | 1 | 25.09 | Рассматривают репродукцию картины И. С. Остро-ухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. Составляют по ней рассказ, используя данное начало и опорные слова. Создают в воображении яркие словесные образы, рисуемые автором в пейзажных зарисовках. |
18 | Проверочная работа по теме «Предложение». | 1 | 26.09 | Различают и выделяют главные и второстепенные члены предложения. Различают распространенное и нераспространенное предложения. Составляют нераспространенные и распространенные предложения. Устанавливают при помощи вопросов связь слов между членами предложения. |
19 | К/р№1 по теме «Предложение. Члены предложения» | 1 | 27.09 | |
Слова, слова, слова…(18ч) | 18ч | |||
20 | Лексическое значение слова. | 1 | 28.09 | Определяют значение слова по толковому словарю. Объясняют лексическое значение слова. Находят в тексте незнакомые слова. |
21 | Лексическое значение слова. | 1 | 1.10 | Определяют значение слова по толковому словарю. Объясняют лексическое значение слова. Находят в тексте незнакомые слова. |
22 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | 2.10 | Определяют значение слова по толковому словарю. Объясняют лексическое значение слова. Находят |
23 | Прямое и переносное значение слов. Развитие речи. | 1 | 3.10 | Объясняют лексическое значение слова. Находят |
24 | Синонимы. | 1 | 4.10 | Распознают среди данных пар слов синонимы. в словаре синонимов. Классифицируют слова по заданным критериям |
25 | Антонимы. | 1 | 5.10 | Распознают среди данных пар слов антонимы. Подбирают к словам антонимы. Знакомятся с этимологией слова «антоним». Находят нужную информацию о слове в словаре антонимов |
26 | Синонимы и антонимы. | 1 | 8.10 | Анализируют речевые высказывания Подбирают заголовок к тексту. |
27 | Синонимы и антонимы. Развитие речи. | 1 | 9.10 | Анализируют речевые высказывания Подбирают заголовок к тексту. |
28 | Родственные (однокоренные) слова. | 1 | 10.10 | Находят родственные слова в тексте и среди других слов. Выделяют общую часть в однокоренных словах, различают однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. |
29 | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 | 11.10 | Находят однокоренные слова в тексте Выделяют корень в однокоренных словах, различают однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Доказывают правильность выделения корня. Подбирают однокоренные слова. |
30 | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 | 12.10 | Находят однокоренные слова в тексте Выделяют корень в однокоренных словах, различают однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Доказывают правильность выделения корня. Подбирают однокоренные слова. |
31 | Выделение корня в однокоренных словах. Контрольный словарный диктант №1 | 1 | 15.10 | Выделяют корень в однокоренных словах. Работают с памяткой «Как найти корень слова». Выделяют корень в однокоренных словах. Работают с памяткой «Как найти корень слова».
|
32 | Слог как минимальная произносительная единица. | 1 | 16.10 | Делят слова на слоги. Определяют количество в слове слогов. Классифицируют слова по количеству в них слогов. |
33 | Ударение | 1 | 17.10 | Определяют ударение в слове. Наблюдают за ролью словесного ударения. Различают ударные и безударные слоги. Соблюдают в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. |
34 | Ударение | 1 | 18.10 | Определяют ударение в слове. |
35 | Перенос слов | 1 | 19.10 | Сравнивают слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зи-ма). Переносят слова по слогам. Оценивают свои достижения при выполнении |
36 | Р/р Составление рассказа по серии сюжетных картинок, вопросов и опорным словам. | 1 | 22.10 | Составляют рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросов и опорным словам. |
37 | Проверочная работа по теме «Слова, слова, слова…». | 1 | 23.10 | Объясняют лексическое значение слова. Распознают многозначные слова, слова в прямом |
Звуки и буквы ( 59 ч) | ||||
38 | Звуки и буквы. | 1 | 24.10 | Различают звуки и буквы. Осознают смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. |
39 | Русский алфавит или Азбука. | 1 | 25.10 | Объясняют, где могут пригодиться знания об алфавите. Называют буквы правильно и располагают их в алфавитном порядке. Определяют положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, середине, началу; называют соседние буквы по отношению к заданной. |
40 | Употребление прописной (заглавной) буквы. | 1 | 26.10 | Сопоставляют случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах. Исполь- зуют правило написания имен существительных |
41 | Р\р. Рассказ по репродукции картины. | 1 | 29.10 | Составляют рассказ по репродукции |
42 | Контрольный диктант №1 | 1 | 30.10 | |
43 | Гласные звуки. | 1 | 31.10 | Находят в слове гласные звуки, объясняют их особенности, правильно произносят. Различают гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. |
44 | Гласные звуки. Р/р Работа с текстом. | 1 | 1.11 | Определяют тему и главную мысль текста. Работают со страничкой для любознательных. Знакомятся со сведениями из истории русского языка (о букве э) . |
2 четверть | ||||
45 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | 12.11 | Определяют качественную характеристику гласного звука: гласный звук ударный или безударный. Определяют безударный гласный звук в слове и его место в слове. |
46 | Особенности проверяемых и проверочных слов. | 1 | 13.11 | Различают проверочное и проверяемое слова. Подбирают проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренного слова. Наблюдают за единообразным написанием слов с безударным гласным в корне. |
47 | Проверочные слова. | 1 | 14.11 | Различают проверочное и проверяемое слова. Подбирают проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренного слова. Используют правило при написании слов с безударным гласным в корне. |
48 | Проверочные слова. Правописание однокоренных слов. | 1 | 15.11 | Подбирают проверочные слова. Используют правило при написании слов с безударным гласным |
49 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | 1 | 16.11 | Планируют учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определяют пути |
50 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | 1 | 19.11 | Объясняют правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. в словах. |
51 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | 1 | 20.11 | Подбирают проверочные слова. Используют правило при написании слов с безударным гласным |
52 | Безударные гласные звуки. Развитие речи. | 1 | 21.11 | Составляют текст из предложений с нарушенным |
53 | Безударные гласные звуки. Диктант. | 1 | 22.11 | Воспринимают текст на слух, осуществляют запись под диктовку, пользуются алгоритмом проверки написанного. |
54 | Непроверяемые безударные гласные звуки | 1 | 23.11 | Различают проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминают написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах. Работают с орфографическим словарем. |
55 | Непроверяемые безударные гласные звуки | 1 | 26.11 | Различают проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминают написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах. Работают с орфографическим словарем. |
56 | Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | 1 | 27.11 | Различают проверяемые и непроверяемые орфо- граммы. Запоминают написание непроверяемой орфограммы и безударного гласного звука в словах, предусмот- ренных программой. |
57 | Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | 1 | 28.11 | Различают проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминают написание непроверяемой орфограммы и безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой. Находят в двусложных словах букву безударного гласного |
58 | Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | 1 | 29.11 | Определяют качественную характеристику гласного звука. Подбирают проверочные слова. Находят |
59 | Р/р Составление рассказа по репродукции | 1 | 30.11 | Составляют рассказ по репродукции картины |
60 | Согласные звуки. | 1 | 3.12 | Находят в слове согласные звуки. Правильно произносят согласные звуки. Различают согласные звуки и буквы, обозначающие |
61 | К/р №2 «Правописание безударных гласных в корне слова» | 1 | 4.12 | |
62 | Согласный звук [й’] и буква «и краткое». | 1 | 5.12 | Различают согласный звук [й’] и гласный звук [и]. [й’] буквами. Работают со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й’]. Используют правило при переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка). |
63 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | 6.12 | Наблюдают за произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Используют правило |
64 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | 7.12 | Наблюдают за произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Составляют рассказ по репродукции картины и опорным словам, записывают составленный рассказ. |
65 | Твердые и мягкие согласные звуки | 1 | 10.12 | Определяют и правильно произносят мягкие и твердые согласные звуки. |
66 | Твердые и мягкие согласные звуки | 1 | 11.12 | Определяют и правильно произносят мягкие и твердые согласные звуки. |
67 | Мягкий знак. Обозначение мягкости согласного звука на письме. | 1 | 12.12 | Соотносят количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объясняют причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирают примеры слов с мягким знаком (ь). Произносят слова |
68 | Правописание мягкого знака на конце | 1 | 13.12 | Произносят слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначают мягкость согласного звука мягким |
69 | Мягкий знак. Развитие речи. Работа | 1 | 14.12 | Обозначают мягкость согласного звука мягким знаком. Работают с текстом: определяют тему, подбирают к нему заголовок, выделяют части. |
70 | Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. | 1 | 17.12 | Находят в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирают примеры слов с такими сочетаниями. |
71 | Орфоэпические нормы произношения слов | 1 | 18.12 | Соблюдают в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, |
72 | Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Р/р Работа с текстом. | 1 | 19.12 | Применяют правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч. |
73 | Проект «Рифма». | 1 | 20.12 | Находят в тексте рифмующиеся строчки, подбирают |
74 | Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу. | 1 | 21.12 | Различают непарные твердые и мягкие шипящие звуки. Находят в словах буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу, подбирают примеры слов с такими буквосочетаниями. Применяют правило при написании слов. |
75 | Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу. | 1 | 24.12 | Различают непарные твердые и мягкие шипящие звуки. Находят в словах буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу, подбирают примеры слов с такими буквосочетаниями. Применяют правило при написании слов с буквосочетаниями. |
76 | Контрольный диктант №2 | 1 | 25.12 | |
77 | Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу. | 1 | 26.12 | Применяют правило при написании слов с букво- |
78 | Р/р Работа с предложением и текстом. | 1 | 27.12 | Работают с предложением и текстом. |
3 четверть | ||||
79 | Звонкие | 1 | 9.01 | Различают звонкие и глухие согласные звуки, парные и непарные. Характеризуют согласный звук и оценивают правильность данной характеристики. Правильно произносят звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. |
80 | Правописание слов с парным по глухости–звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. | 1 | 10.01 | Определяют на слух парный по глухости–звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносят произношение и написание парного по глухости–звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. |
81 | Парные звонкие и глухие согласные. и проверочных слов. | 1 | 11.01 | Находят в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. |
82 | Парные звонкие и глухие согласные. | 1 | 14.01 | Подбирают проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка – трава, травушка; мороз – морозы, морозный). Подбирают примеры слов с изучаемой орфограммой |
83 | Парные звонкие и глухие согласные. | 1 | 15.01 | Используют правило при написании слов с парным по глухости–звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Подбирают примеры слов с изучаемой орфограммой. |
84 | Парные звонкие и глухие согласные. | 1 | 16.01 | Объясняют правописание слов с парным по глухости– Подбирают примеры слов с изучаемой орфограммой. |
85 | Правописание слов с парным по глухости–звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Развитие речи. | 1 | 17.01 | Используют правило при написании слов с парным по глухости–звон кости согласным звуком на конце слова и перед согласным. Анализируют пословицы. Высказывают свое мнение. Составляют рассказ на заданную тему. |
86 | Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 | 18.01 | Сопоставляют приемы проверки и написания слов с изученными орфограммами. |
87 | Проверочный диктант.Р/р. Составление поздравительной открытки. | 1 | 21.01 | Работают с памяткой «Как подготовиться к диктанту». Оценивают свои достижения. |
88 | Разделительный мягкий знак (ь). Исполь- | 1 | 22.01 | Наблюдают над произношением слов с разделительным ь. Соотносят количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирают примеры слов с разделительным мягким знаком. |
89 | Разделительный мягкий знак (ь). Правило написания разделительного ь в словах. | 1 | 23.01 | Используют правило при написании слов с разде- |
90 | Контрольное списывание | 1 | 24.01 | |
91 | Разделительный мягкий знак (ь). Р/р. Составление устного рассказа по серии рисунков. | 1 | 25.01 | Используют правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Составляют устный рассказ по серии рисунков (под руководством |
92 | Разделительный мягкий знак (ь). Проверочная работа. | 1 | 28.01 | Используют правило при написании слов с разде-лительным мягким знаком (ь). Объясняют |
Части речи ( 61ч ) | ||||
93 | Части речи. | 1 | 29.01 | Соотносят слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. |
94 | Части речи. | 1 | 30.01 | Соотносят слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. |
95 | Имя существительное как часть речи. | 1 | 31.01 | Распознают имя существительное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению |
96 | Имя существительное как часть речи. | 1 | 1.02 | Обосновывают отнесение слова к имени существительному. Объясняют лексическое значение слов – имен существительных |
97 | Имя существительное как часть речи. | 1 | 4.02 | Обосновывают отнесение слова к имени существительному. Обогащают собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп |
98 | Одушевленные имена существительные. | 1 | 5.02 | Различают одушевленные и неодушевленные имена существительные с опорой на вопросы «кто?», «что?»; подбирают примеры таких существительных. |
99 | Одушевленные имена существительные. | 1 | 6.02 | Определяют одушевленные имена существительные |
100 | Неодушевленные имена существительные. | 1 | 7.02 | Определяют одушевленные имена существительные |
101 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 1 | 8.02 | Различают одушевленные и неодушевленные имена существительные с опорой на вопросы «кто?» и «что?», подбирают примеры таких существительных. |
102 | Собственные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. | 1 | 11.02 | Определяют собственные имена существительные, подбирают примеры таких существительных. Пишут с заглавной буквы имена собственные |
103 | Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных. | 1 | 12.02 | Определяют нарицательные имена существительные, подбирают примеры таких существительных. Объясняют правописание собственных и нарицательных имен существительных. |
104 | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей. | 1 | 13.02 | Пишут с заглавной буквы имена собственные. Работают со страничкой для любознательных: знакомятся с происхождением русских фамилий
|
105 | Правописание имен, отчеств, фамилий, названий произведений, кличек животных. | 1 | 14.02 | Пишут с заглавной буквы имена собственные: имена, отчества, фамилии, названия произведений, клички животных. Составляют устный рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова«Богатыри» (под руководством учителя) |
106 | Правописание кличек животных и географических названий. | 1 | 15.02 | Составляют устный рассказ о своем домашнем животном на основе наблюдений и по вопросам учителя. Пишут с заглавной буквы имена собственные: имена, отчества, фамилии, названия произведений, клички животных, географические названия. |
107 | Число имен существительных. | 1 | 18.02 | Определяют число имен существительных (единст-венное и множественное) изменяют имена существительные по числам (книга – книги). Работают с орфоэпическим словарем |
108 | Число имен существительных. | 1 | 19.02 | Определяют число имен существительных; изменяют имена существительные по числам. Правильно произносят имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля – туфли, простыня – простыни) |
109 | К/р №3 | 1 | 20.02 | |
110 | Имя существительное. Повторение. | 1 | 21.02 | Сочиняют текст по началу и концу. Различают |
111 | Имя существительное. Развитие речи. Работа с текстом. | 1 | 22.02 | Работают с повествовательным текстом: определяют его тему и главную мысль, подбирают заголовок к тексту, определяют части текста, составляют ответы на данные вопросы, записывают получившийся текст в соответствии с вопросами |
112 | Имя существительное. Повторение. | 1 | 25.02 | Обосновывают отнесение слова к имени существительному. Определяют число имен |
113 | Имя существительное. Повторение. | 1 | 26.02 | Обосновывают отнесение слова к имени существительному. Различают одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные имена существительные. Классифицируют по за- данным признакам. |
114 | Проверочная работа по теме «Имя существительное». | 1 | 27.02 | Обосновывают отнесение слова к имени существительному. Определяют значение, признаки |
115 | Глагол как часть речи и употребление его в речи. | 1 | 28.02 | Распознают глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. |
116 | Глагол как часть речи и употребление его в речи. Р/р. | 1 | 1.03 | Распознают глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. |
117 | Глагол как часть речи и употребление его в речи. Р/р.Работа с текстом. | 1 | 4.03 | Распознают глаголы, употребленные в прямом и переносном значениях. Определяют части речи однокоренных слов по их признакам. Объясняют правописание безударной гласной в корне слова |
118 | Глагол. Р/р Составление рассказа по репродукции картины художника. | 1 | 5.03 | Рассматривают репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждают план предстоящего рассказа, составляют (под руководством учителя) рассказ по картине, записывают его |
119 | Число глаголов. Контрольный словарный диктант№3 | 1 | 6.03 | Определяют число глаголов, распределяют глаголы по группам в зависимости от их числа, изменяют глаголы по числам, приводят примеры глаголов |
120 | Число глаголов. | 1 | 7.03 | Определяют число глаголов. Соблюдают в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. |
121 | Правописание частицы не с глаголом. | 1 | 11.03 | Раздельно пишут частицу не с глаголом (не кричать). Анализируют пословицы, высказывают свое мнение. Осуществляют запись по памяти |
122 | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | 12.03 | Объясняют изученные орфограммы. Осуществляют письмо под диктовку. Распознают части речи: имя существительное, глагол. Правильно используют знаки препинания |
123 | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | 13.03 | Восстанавливают текст с нарушенным порядком предложений. Записывают составленный текст. |
124 | Контрольный диктант №3 «Правописание изученных орфограмм» | 14.03 | ||
125 | Текст- повествование и роль в нем глаголов. | 1 | 15.03 | Распознают текст-повествование. Наблюдают над ролью глаголов в нем. |
126 | Текст- повествование и роль в нем глаголов. | 1 | 18.03 | Распознают текст-повествование. Наблюдают над ролью глаголов в нем. |
127 | Текст- повествование и роль в нем глаголов. | 1 | 19.03 | Определяют лексическое значение слов. Составляют текст- повествование на предложенную тему по его началу. |
128 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | 20.03 | Распознают имя прилагательное среди других |
129 | Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. | 1 | 21.03 | Выделяют из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводят примеры имен прилагательных. Определяют, каким членом предложения является имя прилагательное |
4 четверть | ||||
130 | Значения имен прилагательных. | 1 | 1.04 | Определяют лексическое и переносное значение имен прилагательных. Осуществляют классификацию имен прилагательных; умеют задавать вопрос |
131 | Значения имен прилагательных. | 1 | 2.04 | Осмысленно читают текст. Находят в нем ответы на вопросы. Определяют роль прилагательных. |
132 | Сравнение как одно из выразительных средств языка. | 1 | 3.04 | Подбирают имена прилагательные – сравнения (для характеристики качеств, присущих людям и животным |
133 | Имя прилагательное. Р/ р Составление описательного текста. | 1 | 4.04 | Находят грамматическую основу предложения. Распознают текст-описание. Наблюдают над ролью имен прилагательных в тексте- описании. |
134 | Единственное и множественное число имен прилагательных. | 1 | 5.04 | Определяют единственное и множественное число имен прилагательных. Определяют грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число, роль в предложении |
135 | Единственное и множественное число имен прилагательных. Р/р. Рассказ о маме, бабушке. | 1 | 8.04 | Определяют единственное и множественное число имен прилагательных по числу имен существи- тельных, распределяют имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменяют прилагательные по числам. Составляют рассказ, соблюдая логику. |
136 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | 9.04 | Определяют грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, |
137 | Р/р. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. | 1 | 10.04 | Распознают текст-описание. Наблюдают над ролью имен прилагательных в тексте-описании. Состав- ляют текст-описание на основе личных наблюдений |
138 | Р/р. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. | 1 | 11.04 | Распознают текст-описание. Наблюдают над ролью имен прилагательных в тексте-описании. Состав- ляют текст-описание на основе личных наблюдений |
139 | Р/р. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. | 1 | 12.04 | Составляют текст-описание натюрморта по репро- дукции картины. Различают текст-описание и текст-повествование |
140 | Проверочная работа. | 1 | 15.04 | Определяют число имен прилагательных; различают слова, употребляемые в переносном значении; синонимы и антонимы |
141 | Местоимение (личное) как часть речи. | 1 | 16.04 | Распознают личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различают местоимения и имена существительные. |
142 | Контрольная работа№4 «Части речи» | 1 | 17.04 | Распознают мягкие согласные звуки. Различают ударные и безударные слоги, проверяемые и непроверяемые орфограммы. Пишут с заглавной буквы имена собственные. Применяют правило при написании слов с буквосочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу |
143 | Местоимение (личное) как часть речи. | 1 | 18.04 | Распознают личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различают местоимения и имена существительные. |
144 |
| 1 | 19.04 | Распознают текст-рассуждение. Определяют тип текста, тему и главную мысль, выделяют части в тексте-рассуждении, записывают текст по частям |
145 | Р/р. Работа с текстом. Проверочная работа. | 1 | 22.04 | Распознают текст-рассуждение. Создают устные |
146 | Роль предлогов в речи. Правописание предлогов с именами существительными. | 1 | 23.04 | Узнают предлоги в устной и письменной речи. Правильно употребляют предлоги в речи (прийти из школы).Раздельно пишут предлоги со словами |
147 | Роль предлогов в речи. Правописание предлогов с именами существительными. | 1 | 24.04 | Узнают предлоги в устной и письменной речи. Правильно употребляют предлоги в речи (прийти из школы).Раздельно пишут предлоги со словами |
148 | Роль предлогов в речи. Правописание предлогов с именами существительными. Итоговая комплексная работа. | 1 | 25.04 | Узнают предлоги в устной и письменной речи. Правильно употребляют предлоги в речи (прийти из школы).Раздельно пишут предлоги со словами |
149 | Развитие речи. Редактирование текста. | 1 | 26.04 | Редактируют текст, восстанавливают деформиро- |
150 |
| 1 | 29.04 | Оценивают свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике |
151 | Контрольный тест | 30.04 | ||
152 | Проект «В словари – за частями речи!». | 1 | 2.05 | Пользуются толковым, орфографическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарем однокоренных слов. Находят полезную информацию в словарях, придумывают собственные задания, участвуют в их презентации |
153 | Р/р. Текст. Рассказ по репродукции картины. | 1 | 3.05 | Анализируют картину. Осмысленно отвечают на вопросы. Составляют устный рассказ по картине, |
154 | Текст. Р/р. Рассказ по рисунку | 1 | 6.05 | Различают типы текста: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. Составляют устный и письменный текст-повествование. |
Повторение ( 13 ч) | ||||
155 | Предложение. | 1 | 7.05 | Отличают предложение от группы слов. Объясняют использование знаков препинания. Различают диалог и монолог. Объясняют орфограммы |
156 | Предложение. | 1 | 7.05 объединить | Находят главные члены предложения. Различают распространенное и нераспространенное предложения. Определяют лексическое значение слов. Объясняют орфограммы |
157 | Слово. | 1 | 8.05 | Объясняют лексическое значение слова. Распознают многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Подбирают к слову синонимы |
158 | Слово. | 1 | Объединить 8.05 | Объясняют лексическое и переносное значение слова. Подбирают однокоренные слова к данному слову, выделяют в них корень. Подбирают к слову синонимы |
159 | Части речи. Имя существительное. Развитие речи. | 1 | 10.05 | Распознают имя существительное среди других частей речи. Сочиняют текст по рисунку и по плану. Самостоятельно записывают текст. Отвечают на вопросы |
160 | Части речи. Имя прилагательное. Контрольный словарный диктант №4 | 1 | 13.05 | Распознают имя прилагательное среди других частей речи. Характеризуют имя прилагательное по плану, составляют о нем рассказ. |
161 | Части речи. Глагол. Местоимение. | 1 | 14.05 | Распознают глагол и местоимение среди других частей речи, характеризуют их, составляют рассказ. Работают со словарем синонимов |
162 | Звуки и буквы. | 1 | 15.05 | Различают звуки и буквы. Классифицируют буквы. Называют буквы, обозначающие на письме твердость и мягкость согласных звуков; буквы, не обозначающие звука. Выполняют звукобуквенный разбор слова |
163 | Звуки и буквы. | 1 | Объединить 15.05 | Различают звуки и буквы. Классифицируют буквы. Называют буквы, обозначающие на письме твердость и мягкость согласных звуков; буквы, не обозначающие звука. Выполняют звукобуквенный разбор слова |
164 | Контрольный диктант № 4 | 1 | 16.05 | |
165 | Правила правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | 17.05 | Объясняют правописание орфограмм. Приводят примеры слов на разные правила. Обозначают грамматическую основу предложения. Определяют тему и главную мысль текста, подбирают заголовок Объясняют правописание орфограмм. Применяют правила орфографии. Различают скороговорку и пословицу. Самостоятельно составляют рассказ по его началу, соблюдая логику изложения |
166 | Правила правописания. Гласные и согласные в корне слова. | 1 | 20.05 | Объясняют правописание орфограмм. Приводят примеры слов на разные правила. Объясняют правописание орфограмм. Применяют правила орфографии. Различают скороговорку и пословицу. Самостоятельно составляют рассказ |
167 | Правила правописания. Звонкие и глухие в корне слова. | 1 | 21.05 | Объясняют правописание орфограмм. Применяют правила орфографии. Из предложенных слов и словосочетаний составляют рассказ, грамотно записывают его. |
168 | Правописание сочетаний чк, чн, нщ, щн, нч | 22.05 | Объясняют правописание орфограмм. Применяют правила орфографии. Из предложенных слов и словосочетаний составляют рассказ, грамотно записывают его. | |
169 | Правописание имён существительных. Большая буква. | 23.05 | Объясняют правописание орфограмм. Приводят примеры слов на разные правила. . Применяют правила орфографии. | |
170 | Правописание слов с разделительным ь | 24.05 | Объясняют правописание орфограмм. Приводят примеры слов на разные правила. Применяют правила орфографии. |
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.[1]
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика[2]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку во 2-ом классе.
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
- изменяемые и неизменяемые слова;
- формы слова и однокоренные слова;
- однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
- предложения по цели высказывания;
- предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
выделять, находить:
- в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
- лексическое значение слова в толковом словаре;
- основную мысль текста;
решать учебные и практические задачи:
- делить слова на слоги[3];
- использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
- подбирать однокоренные слова;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов[4];
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
- исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила правописания:
- перенос слов;
- проверяемые безударные гласные в корнях слов;
- парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
- разделительные твердый и мягкий знаки;
- правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
- раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);
Ученик получит возможность научиться:
- устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
- определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
- различать однозначные и многозначные слова;
- наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
- применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
- применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
- подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
- определять по предложенным заголовкам содержание текста;
- составлять план текста;
- определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
описание Материально-технического обеспечения
образовательного процесса
№ | Наименование объектов и средств учебно – методического материально-технического обеспечения | Число | Примечание | |
по требованиям | фактически | |||
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||||
1 | Основная: 1. Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011. 2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011. | Имеется в наличии 9 | ||
Печатные пособия | ||||
2. 3. 4. | Комплект таблиц "Русский язык 2 класс" Комплект таблиц "Словарные слова" Комплект таблиц "Русский язык 2 класс": 1.Части речи 2.Разделительный ь 3. Однокоренные слова и формы одного и того же слова 4. Разбор слов по составу 5.Правописание приставок 6.Безударные гласные в корне 7.Парные согласные в середине слова Дидактический раздаточный материал к комплекту таблиц
| Имеется в наличии 1 1 15 шт | ||
Технические средства обучения и оборудование кабинета | ||||
. | Классная доска Мультимедийный проектор Компьютер Экспозиционный экран Сканер | 1 1 1 1 1 | ||
Экранно-звуковые пособия | ||||
4. | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие стандартам обучения (по возможности) диски, сайты: http://rusgram.narod.ru-Русская грамматикаИнститута русского языка РАН, http://likbez.spb.ru-Тесты по русскому языку, http://learning-russiar,gramota.ru-Электронные пособия по русскому языку. Электронный диск к учебнику | 9 | Имеется возможность поиска в сети Интернет | |
Оборудование класса | ||||
5. | Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Стол компьютерный Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | 24 места 1 1 1 |
[3] При проверке достижения данного предметного результата нельзя использовать сложные (например, стечение согласных) или неоднозначные (например, стечение сонорных согласных) случаи деления слов на слоги.
[4] Количество слов в текстах для списывания и для диктантов приведено от минимально возможных до максимально допустимых для выпускников данного класса. При отборе текстов для проведения проверки достижения данного планируемого результата необходимо учитывать уровень подготовленности учащихся конкретного класса, а также возможности дифференцированного контроля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...