Рабочая программа по русскому языку.
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Васильченко Нина Владимировна

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx63.98 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1.1.    Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса «Русский язык», авторами которой являются В.П. Канакина, В.Г. Григорьева,М. В. Бойкина. Программа рассчитана на 170 часов. Программа подкрепляется учебником «Русский язык» автором которого является В. П. Канакина и др. для 3 класса (М.: Просвещение, 2011). Программа составлена для 3 класса общеобразовательной школы.

        1.2. Цели изучения предмета русский язык:

  • Ознакомление учащихся с основными положениями науки и языке и формирование на этой основе знаково- символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • Формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи изучения предмета:

  1. Закрепление гигиенических навыков письма;
  2. Совершенствование графических и каллиграфических навыков письма;
  3. Развитие связной речи учащихся в её устной и письменной форме;
  4. Формирования навыка культуры речи;
  5. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  6. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

          Концепция, заложенная в содержании учебного материала.

Система обучения русскому языку  предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:

  1. Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности ( слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)

Данное направление связано с развитием дара слова, формированием умения выражать свои мысли в устной и письменной форме. Речевое развитие детей- основной принцип всех занятий по русскому языку, именно оно содействует воспитывающей и развивающей роли предмета, активизации познавательной деятельности школьника.

  1. Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.

Предметом изучения и языкового анализа становится для учащихся широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка: лексике, фонетике, графике, орфографии, словообразованию, морфологии, синтаксису, культуре речи, стилистике.

        Программа и учебник построены так, чтобы дать детям основы знаний о языке. Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, связи и отношения.

        На основе ознакомления с принципами письма и системой правил правописания происходит формирование грамотного письма, орфографическая и пунктуационная подготовка школьников.

  1. Активизация мыслительной, познавательно - языковой и коммуникативно- речевой деятельности учащихся.

Одним из эффективных средств обеспечения активности учащихся в процессе изучения русского языка является учебно- познавательная задача.  Решая задачи разного уровня сложности, школьники становятся участниками наблюдений над языком, проводя микроисследования в области языка и речи, постепенно открывая для  себя определенные стороны языковых понятий, явлений, фактов.

        В процессе языковой деятельности младшие школьники овладевают приёмами активного анализа и синтеза, приёмами сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, будет способствовать умственному и речевому развитию, развитию потребности в постижении языка и речи как предмета изучения,   выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

  1. Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.  

Условием реализации этого направления может стать содержания языкового материала учебника и рабочей тетради. Оно создаст хорошую языковую базу для организации работы на уроке, позволит  учителю использовать его для решения определенных учебно- познавательных задач, будет способствовать воспитанию чувства уважения к русскому языку.

Языковой материал учебника и рабочей тетради, тексты и предложения, взяты из лучших произведений классической художественной и научно-популярной литературы, произведений устного народного творчества, словари будут способствовать расширению кругозора детей, обогащению их словаря, эффективному решению образовательно - воспитательных задач, создадут хорошую речевую среду на уроке.

1.3. Авторская программа рассчитана на 170  часов

1.4. Срок реализации программы 1 год.

1.5. При обучении русскому языку используется  системно-деятельностный подход.  Основная форма обучения  – урок. По характеру познавательной деятельности используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы; по источнику получения знаний – наглядный, словесный, практический методы.

        1.6.  Знания, умения и навыки учащихся по русскому языку оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ.

        Содержание материала, усвоение которого проверяется и оценивается, определяется программой по русскому языку для четырехлетней школы. С помощью итоговых контрольных работ за год проверяется усвоение основных наиболее существенных вопросов программного материала каждого года обучения. При проверке выявляется не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умения применять их к решению учебных и практических задач.

Наряду с общеобразовательными задачами на уроке решаются задачи коррекционные:

  • совершенствование движений и сенсорного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук, развитие навыков каллиграфии, развитие артикулярной моторики.
  • коррекция отдельных сторон психических действий: развитие зрительного восприятия и узнавания, развитие зрительной памяти и внимания, формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), развитие пространственных представлений и ориентации, развитие представлений о времени, развитие слуховой памяти и внимания, развитие фонетико-фонематических представлений,  формирование звукового анализа.
  • развитие основных мыслительных операций: навыки соотносительного анализа, навыки группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями), умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму, умение планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.
  • развитие различных видов мышления:  развитие наглядно-образного мышления; развитие словарно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями).
  • коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой чтения, речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

 Для решения этих задач специальные развивающие задания вводятся в традиционный учебный процесс в качестве составной части предмета. Задания классифицированы по целям воздействия, что позволяет облегчить выбор упражнений, соответствующих целям и задачам конкретного урока, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям (Приложение 1).

Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие познавательной и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон способствует развитию учебной мотивации, что является условием для успешного протекания учебной деятельности.

Задания, игры и упражнения, используемые на уроках, представлены в авторской программе Бабкиной Н.В. «Интеллектуальное развитие младших школьников»

Тематический план

№п/п

Наименование  разделов и тем

Всего  часов

В т.ч. на контрольные, работы по развитию речи

1

Язык и речь

2ч.

Наша речь и наш язык.

2

Текст. Предложение. Словосочетание.

14ч.

Диктант -1

Тест -1

Текст.

Предложение.

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

Предложения с обращением.

Состав предложения.

Простое и сложное предложение.

Словосочетание.

3

Слово в языке и речи.

19ч.

Диктант -1ч

Тест – 1ч

Лексическое значение слова.

Омонимы.

Слово и словосочетание.

Фразеологизмы.

Части речи. Обобщение  и углубление представлений.

Имя числительное.

Однокоренные слова.

Слово и слог. Звуки и буквы. Проект «Рассказ о слове»

4

Состав слова.

16ч.

Списывание-1ч

Тест – 1ч

Корень слова.

Формы слова. Окончание.

Приставка.

Суффикс.

Основа слова.

Обобщение  знаний о составе слова. Проект «Семья слов»

5

Правописание частей слова.

29ч.

Диктант-2ч

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Правописание слов с безударным гласным  в корне.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным в корне.

Правописание слов с непроизносимым согласным  в корне

Правописание слов с удвоенными согласными.  

Правописание суффиксов и приставок.

Правописание приставок и предлогов.    

Правописание слов с разделительным твердым знаком.

6

Части речи.

76ч

Имя существительное

31ч

Диктант-2ч

Списывание-1

Изложение-1

Части речи.

Имя существительное как часть речи. Проект «Тайна имени.»

Число имен существительных.

Род имен существительных..

Падеж имен существительных. Проект «Зимняя страничка»

13ч

Имя  прилагательное.

19ч

Диктант-1ч

Списывание-1

Повторение и углубление знаний об имени прилагательном.

Текст – описание.

Формы имен прилагательных. Род имён прилагательных.

Число имен прилагательных.

Падеж имен прилагательных.

Обобщение знаний об имени прилагательном . Проект «Имена прилагательные в загадках»

Местоимение

Тест – 1ч

Личные местоимения.

Глагол.

21ч

Диктант-1ч

Тест -1ч

Повторение и углубление знаний о глаголе.

Форма  глагола.

Число глагола.

Времена глагола.

Род глаголов в прошедшем времени.

Правописание частицы не с глаголами.

Обобщение знаний о глаголе.

7

Повторение

14ч

Диктант-1ч

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

  1. ДИКТАНТ № 1 по теме: «Текст. Предложение. Словосочетание.»
  2. ДИКТАНТ № 2 по теме: «Слово в языке и речи.»
  3. ДИКТАНТ № 3 по теме: «Правописание частей слова.»
  4. ДИКТАНТ № 4 по теме: «Правописание частей слова.»
  5. ДИКТАНТ № 5 по теме: «Имя существительное»
  6. ДИКТАНТ № 6 по теме: «Имя существительное»
  7. ДИКТАНТ № 7 по теме: «Имя  прилагательное.»
  8. ДИКТАНТ № 8 по теме: «Глагол.»
  9. ДИКТАНТ № 9 по теме: «Повторение»

  1. Тест по теме: «Текст. Предложение. Словосочетание.»
  2. Тест по теме: «Слово в языке и речи.»
  3. Тест по теме: «Состав слова.»
  4. Тест по теме: «Местоимение»
  5. Тест по теме: «Глагол.»

  1. СПИСЫВАНИЕ № 1 с заданием по теме: «Состав слова.»
  2. СПИСЫВАНИЕ № 2 с заданием по теме: «Части речи»
  3. СПИСЫВАНИЕ № 3 с заданием по теме: «Части речи»

  1. Контрольное изложение текста  по  составленному плану.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТОВ

  1. Проект «Рассказ о слове»
  2. Проект «Семья слов»
  3. Проект «Тайна имени»
  4. Проект «Зимняя страничка»
  5. Проект «Имена прилагательные в загадках»

Содержание учебного материала

Раздел 1 Наша речь и наш язык.

Раздел 2 Текст. Предложение. Словосочетание. Предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений в устной речи и на письме. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Восклицательные предложения. Упражнение в распознавании и в построении предложений, разных по цели высказывания и но интонации. Обращение (общее представление).

Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов на виды). Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Упражнение в построении словосочетаний, в вычленении словосочетаний из предложения. Разбор предложения но членам предложения.

Простое и сложное предложения (общее представление). Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. Обобщение знаний о предложении.

Раздел 3 Слово в языке и речи. Слово и его лексическое значения. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника. Части речи (повторение): имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).

Раздел 4 Состав слова Однокоренные слова. Корень слова. Общее представление о чередовании гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов (дорога — дорожка), о сложных словах с двумя корнями (самолет, пылесос). Формы слова. Окончание. Роль окончания в слове, в словосочетании и в предложении. Приставка. Суффикс. Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Основа слова. Разбор слов по составу. Ознакомление со словообразовательным слова

Раздел 5 Правописание частей слова. Общее представление о правописании частей слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Упражнение в правописании слов с проверяемыми (пчела, зимой, малыш, ленивый, смотреть) и не проверяемыми ударением безударными гласными (восток, герой, трамвай), с двумя безударными гласными (сторона, зеленеть, золотой). Слова с буквосочетаниями оро//ра (ворота — врата), ере//ре (берег брег), оло//ла (золото — злато).

Правописание глухих и звонких согласных в корне слова. Упражнение в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова (сугроб, чертёж) и перед согласным в корне (сказка, гибкий, просьба), с непроверяемым согласным в корне (вокзал, дождь).

Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространенных словах (солнце, сердце, здравствуй, местность). Правописание сн в наиболее употребительных словах (опасный, прекрасный, вкусный). Упражнение в правописании слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

Сопоставление правил о правописании гласных и согласных в корне. Формирование умения проверять написание гласных и согласных разными способами: изменением формы слова (звезда — звёзды, варил варит, гибкий — гибок, вкусный вкусен, глаз — глаза) и подбором однокорен-ных слов (свистнул свист, больной — боль, сливки сливочки).

Правописание приставок и суффиксов в слове. Правописание гласных и согласных в приставках в-, о-, об-, до-, за-, на-, над-, с-, от-, под-, по-, про-, пере-, в некоторых суффиксах -ек, -ик, -енък, -ок (общее представление).

Развитие навыка правописания безударных гласных корня в словах с приставками (завязал, подкрепил, переписал, покраснел).

Приставки и предлоги. Формирование умения отличать приставку от предлога. Упражнение в правописании предлогов и приставок.

Правописание слов с двойными согласными. Упражнение в правописании слов с двойными согласными (ванна, аллея, телеграмма, рассказ, русский, длинный).

Разделительный твердый (ъ) знак. Правописание слов с разделительным твердым (ъ) знаком (объявление, съезд, съёжился, предъюбилейный). Упражнение в правописании слов с разделительными твердым (ъ) и мягким (ь) знаками.

 Раздел 6  Части речи. Общее представление о частях речи. Понятие об имени существительном как части речи (его значение, вопросы). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных (единственное, множественное), изменение имен существительных по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа: единственного (молоко, творог), множественного (ножницы, шахматы).

Род имен существительных (мужской, женский, средний). Упражнение в определении рода имен существительных. Наблюдение над именами существительными со значением оценки (невежа, плакса, забияка). Мягкий (ь) знак на конце существительных женского рода после шипящих (ночь, рожь) и его отсутствие у существительных мужского рода (врач, сторож). Упражнение в правописании имен существительных с шипящим звуком на конце.

Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении). Ознакомление с признаками имен существительных, употребляемых в каждом из падежей (именительном, родительном, дательном, винительном, творительном, предложном). Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Начальная форма имени существительного. Роль имен существительных в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения). Понятие об имени прилагательном как части речи (значение, вопросы). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над употреблением имен прилагательных в описательном тексте (художественном и научном). Упражнение в распознавании и в правописании имен прилагательных. Общее представление о сложных именах прилагательных (светло-синий, ярко-красный) и их написании.

Число имен прилагательных (единственное, множественное), изменение имен прилагательных по числам при сочетании с именем существительным.

Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа (-ые, -ие).

Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным. Упражнение в определении рода и в изменении имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных (-ий, -ый, -ой, -ая, -яя, -ое, -ее).

Общее представление об изменении имен прилагательных по падежам в зависимости от падежной формы имени существительного. Упражнение в определении падежа имен прилагательных. Начальная форма имени прилагательного.

Роль имен прилагательных в предложении (второстепенный член предложения).

Личные местоимения (значение, вопросы). Роль местоимений в речи. Лицо и число личных местоимений. Наблюдение над употреблением местоимений в тексте. Роль местоимений в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).

         Понятие о глаголе как части речи (значение, вопросы). Начальная (неопределенная) форма глагола. Роль глаголов в речи. Число глаголов (единственное, множественное), изменение глаголов по числам.

Времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам. Упражнение в определении времени глаголов и в изменении глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Частица не. Правописание глаголов с частицей не. Роль глаголов в предложении (сказуемое).

 Раздел 7 Повторение изученного за год.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Личностные результаты освоения курса «Русский язык»

  1. формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей  этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических т демократических ценностных ориентаций;
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном  единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Овладение начальными навыкам и адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  5. Принятие и освоение социальной роли  обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и  формирование личностного смысла учения.
  6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций.
  10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения курса «Русский язык»

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Использование знаково- символических средств представления информации.
  4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  5. Использование различных способов поиска, сбора, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  6.   Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей. Построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  8.  готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность  существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  9. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  10. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  11. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
  12. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающимим существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  13. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты освоения курса «Русский язык»

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как госуд-ого языка РФ, языка межнационального общения.
  3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета.
  5. Формирование умения ориентироваться  в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
  6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил  постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике, графике, лексике, словообразовании ( морфемике), морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках,   особенностях употребления в речи.
  9. Формирование умения опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Проверка и оценка устных ответов.

Устный вопрос является важным способом проверки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам. При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний; 3) последовательность изложение и культура речи.

Полный ответ ученика должен представлять собой связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им изученного материала: умении подтверждать ответ (правила, определения) своими примерами, опознавать в тексте по заданию учителя те или иные грамматические категории (члены, предложения, части речи, склонение, падеж, род, число и др.), слова на определенные правила, умении объяснять их, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений, и прежде всего при проведении разного рода разбора слов (звукобуквенного, по составу, морфологического) и предложений.

Уже в начальной стадии формирования речи младших школьников устные ответы их должны быть доказательными, в достаточной мере самостоятельными и правильными в речевом оформлении (соблюдена последовательность изложения мыслей, не нарушены нормы литературного языка в употреблении слов, построении предложений и словосочетаний).

Оценка «5» ставится, если ученик дает полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавания в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает связно, последовательно, без недочетов или допускает не более одной неточности в речи.

Оценка «4»ставится, если ученик дает ответ, близкий к требованиям, установленным для оценки «5», но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и анализе слов и предложений, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя, излагает материалы несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировки правил, определений, искажающих их смысл, в анализе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь его прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.

  1. Проверка и оценка письменных работ.

В качестве контрольных работ (текущих и итоговых)  проводятся диктанты (списывание) с грамматическим заданием (полным или частичным разбором слов и предложений), за которое ставятся оценки, отдельно за каждый вид работы.

Со II класса в связи с введением уроков по чистописанию появляется также необходимость в проведении и оценке специальных упражнений по каллиграфии. Они проводятся с целью проверки качества письма с позиций его соответствия каллиграфическим требованиям, основными из которых являются правильное, четкое начертание все букв, соблюдения одинаковой высоты и наклона букв по все строке, параллельности одинаково направленных штрихов, равного расстояния между элементами в букве, между буквами в слове, между словами в строке, достижения плавности и достаточной скорости письма.

Оценка «5» ставится, если письмо соответствует основным требованиям каллиграфии, Допускается 1-2 негрубых недочета.

Оценка «4» ставится, если в письме имеется одно из существенных отклонений от нормы (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, словами) и 1-2 грубых недочета.

Оценка «3» ставится, если в письме имеется 2-3 существенных недочета (несоблюдение наклона, нечеткое написание отдельных букв, несоблюдение пропорций букв по высоте, ширине и др.) и 1-2 грубых недочета.

Оценка «2» ставится, если в целом письмо не соответствует многим из перечисленных выше требованиям.

При проверке следует словесно поощрять учащихся, которые могут соблюдать каллиграфические требования при достаточно скором письме. В случае наличия грубых недочетов, вызванных индивидуальными особенности организма ученика, следует выставлять удовлетворительную оценку.

В соответствии с перечисленными выше критериями проверяются полные письменные работы, выполняемые на уроках чистописания.

Количество и виды контрольных письменных работ определяются необходимостью проверки знаний, умений и навыков учащихся по всем изученным темам. Количество итоговых работ не должно превышать следующие нормы (см. табл. 1):

Таблица 1

Виды контрольных работ

 Классы

 I

 II

III 

 IV

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

Диктанты (с грамматическим заданием)

--

1

4

5

5

4

4

6

Списывание текста

--

2

2

2

1

2

1

1

Изложение

--

--

--

1

--

1

1

1

П р и м е ч а н и е. Сочинения в начальной школе проводятся только в виде обучающих работ

 Для диктантов (списывания) целесообразно использовать связные тексты. Эти тексты должны отвечать нормам современного литературного языка, носить воспитательный, познавательный характер, быть доступными по содержанию и структуре учащимся данного класса.

Тексты диктантов должны быть средней трудности; содержать орфограммы не ранее и вновь изученные правила. Если же в текстах диктантов  встречаются слова или знаки препинания на правила, которые не изучаются в данном классе, они записываются на доске или четко проговариваются учителем.

Объем диктанта и текста для списывания должен быть следующим.

Таблица 2

Классы

Четверти

1-я четверть

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

II

20-25 слов

25-30 слов

30-35 слов

35-40 слов

III

40-45 слов

45-50 слов

50-55 слов

55-65 слов

IV

60-65 слов

65-70 слов

70-75 слов

75-80 слов

На проведение контрольных работ, включающих в себя грамматические задания, отводится 35-40 минут.

При оценке диктанта  следует руководствоваться следующими критериями.

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений орфограмм. Работа написана аккуратно, четко. Письмо в целом соответствует требованиям каллиграфии (соблюдение правильного начертания формы букв, одинаковой высоты, наклона, равного расстояния между буквами и др.). Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а также одно исправление (вставка пропущенной буквы, исправление неточно написанной буквы и т.п.).

Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических (фонетико-графических) ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографической и 2 пунктуационных ошибок. Работа выполнена аккуратно, но имеются незначительные отклонения от норм каллиграфии. Допускается дополнительно по одному исправлению любого характера.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено от 3 до 5 орфографических (фонетико-графических) ошибок следующих возможных вариантах: а) 3 орфографические и 2-3 пунктуационные; б) 4 орфографические и 2 пунктуационные; в) 5 орфографических и 1 пунктуационная ошибки. Работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено 5-7 орфографических (фонетико-графических) ошибок. Работа выполнена небрежно, имеется много серьезных отклонений от норм каллиграфии.

Ошибкой в диктанте следует считать: нарушение правил орфографии при написании слов, а также пропуск и искажение букв в словах, замена слов; отсутствие знаков препинания (в пределах программы данного класса), неправильное написание слов, не проверяемых правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку в диктанте не считают: а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующем классах не изучались; б) единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы; в) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла; г) отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.

За ошибку в диктанте считаются: а) два исправления орфографического или фонетико-графического характера; б) две однотипные пунктуационные ошибки; в) повторение ошибок в одном и том же слове, например в слове ножи дважды написано в конце ы; г) две негрубые ошибки. Негрубыми ошибками считаются следующие ошибки: а) повторение одной и той же буквы в слове (например картофель); б) при переносе слова, часть которого написана на одной строке, а на другой опущена; в) дважды написано одно и то же слово в предложении.

Текущие и итоговые проверочные работы типа списывания (списывание текста с учебника, с доски и т.д.) оцениваются по следующим критериям (см. табл. 3)

Таблица 3

Оценки

Допустимое количество ошибок

во II классе

в III классе

в IV классе

«5»

Нет ошибок

Нет ошибок

Нет ошибок

«4»

1-2 ошибки и 1 исправление

1 ошибка и 1 исправление

1 ошибка и 1 исправление

«3»

3 ошибки и 1 исправление

2 ошибки и 1 исправление

2 ошибки и 1 исправление

«2»

4 ошибки и 1-2 исправления

3 ошибки и 1-2 исправления

3 ошибки и 1-2 исправления

При оценке работ типа списывания текста учитывается также, как и в диктантах, соответствие письма каллиграфическим требованиям по критериям, указанным в разделе оценки диктантов.

За ошибку в работах типа списывания считается практически любая допущенная ошибка орфографического и пунктуационного характера. За одну ошибку в списывании считаются те же варианты недочетов, которые даны для оценивания диктантов.

Задания для грамматического разбора (примерно 3 задания) должны быть связаны с текстами диктанта (списывания), с изучением материалов по грамматике и правописанию, поскольку ставят своей целью определить степень осознанности изученного грамматического материала и проверить умения школьников использовать полученные знания в практике письменной и устной речи.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применить свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ. Их содержания составляют слова, написание которых не регулируется правилами (списки таких слов даны в программе каждого класса). Объем словарных диктантов от 8 до 10 слов.

Оценки за словарный диктант  выставляются в соответствии со следующими нормами:

Оценка «5» ставится за безошибочное выполнение работы.

Оценка «4» ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление.

Оценка «3» ставится, если допущены 2, 1 исправление.

Оценка «2» ставится, если допущено от 3 до 5 ошибок.

С целью проверки умения учащихся связано излагать свои мысли в письменной форме проводятся обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера – примерно один раз в 10-12 дней.

В течение одного учебного года общее количество творческих работ должно быть примерно следующим: (см. табл. 4)

Таблица 4

Классы

Изложение

Сочинение

Четверти

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

--

--

--

--

--

--

--

--

II

2

1

2

2

1

2

2

3

III

2

2

3

3

2

2

3

2

IV

2

3

3

3

2

2

2

2

В качестве контрольных проводятся: одно изложение в конце II-III классов и два изложения в IV классе.

Объем текстов изложений должен быть примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов.

Для изложения следует брать тексты в основном повествовательного характера. Тематика и содержание их должны иметь воспитывающую направленность и быть доступным детям.

При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.

Основными критериями оценки изложения (сочинения) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложениях), создание текста (в сочинениях), речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность.

Работы по развитию речи оцениваются двумя отметками: одна становится за содержание и речевое оформление, другая – за грамотность.

Критерии оценки за грамотность остаются такими же, как и при оценке диктанта. При оценке содержания и речевого оформления изложений и сочинений следует учитывать следующие наиболее типичные недочеты: несоответствие теме, искажение содержания исходного текста (изложения), внесение лишних фактов, частей, отсутствие связи между частями текста, неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении, неоправданное повторение одного и того же слова, употребление слова в несвойственном ему значении.

В целом нормативы оценки творческих работ (изложение, сочинение) следующие.

Оценка «5» ставится по содержанию и речевому оформлению: за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы; Отсутствие фактических ошибок; богатство словаря; правильное речевое оформление. Допускается не более одной речевой неточности.

За грамотность: если нет орфографических и пунктуационных ошибок. Допускается 1-2 исправления.

Оценка «4» ставится по содержанию и речевому оформлению: если правильно, достаточно полно передан авторский (исходный) текст (изложение), раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. В целом допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.

За грамотность: если допускается не более 2 орфографических и 1 пунктуационной ошибки, 1-2 исправление.

Оценка «3» ставится по содержанию и речевому оформлению: если в работе допущены некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонения от темы, в главном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, имеются речевые неточности. В целом допускается не более 5 недочетов речи в содержании и построении текста.

За грамотность: если допущены 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационные ошибки, 1-2 исправления.

Оценка «2» ставится по содержанию и речевому оформлению: если работа не соответствует теме, имеются значительные отступления от авторского (исходного) текста (изложение), допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей. Во всех частях работы отсутствие связи между ними, крайне беден словарь. В целом в работе допущено более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

За грамотность: если допускается 6 и более орфографических и 3-4 пунктуационные ошибки, более 3-5 исправлений.

П р и м е ч а н и е . При оценке творческих работ также принимается во внимание аккуратность, четкость письма. Критерии соответствуют изложенным выше (в шкале оценок за диктант).

  1. Итоговая оценка знаний, умений и навыков.

Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и в конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок уровня грамотности, степени усвояемости элементов грамматики и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка письменных работ. Если в течение четверти ученик имел за их выполнение отрицательные отметки, ему не может быть выставлена за четверть положительная оценка по русскому языку. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика по всем показателям к моменту ее выставления, а не выводиться как средняя оценка из всех.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. и др. Русский язык. Рабочие программы 1-4 классы.
  2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Методическое пособие. 3 класс.
  3. Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ.1-4 класс.
  4. Канакина В. П. Работа с трудными словами. 1-4 класс.

Для учащихся

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс.   В 2 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...