урок русского языка 2класс "Буква ь в конце и в середине слова"
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (2 класс) на тему
урок русского языка 2 класс с презентацией для интерактивной доски по теме "Буква ь в конце и в середине слова" программа "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
русский язык 2 класс "Школа 2100" | 1.68 МБ |
конспект урока русского языка 2 класс "Школа 2100" | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ
Урок 108 (82).
Тема: Буква ь в конце и в середине слова.
Цель:
– развитие умений обозначать мягкость согласных с помощью буквы ь в конце и середине слова, писать и переносить слова с буквой ь в середине слова.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Оргмомент | Мы рады увидеть гостей в нашем классе, Возможно, есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе Вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко. - Повернитесь и улыбнитесь гостям, поприветствуйте их. | |
ΙΙ. Актуализация знаний. | 1. - Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова: Ужасно интересно, все то, что неизвестно. - Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, трудолюбивыми и старательными. 2. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». - Итак: На уроке не зевай – Сразу всё запоминай. Чтоб минутка не пропала, Мысль чтоб точно в цель попала! Чтобы в русском языке Равных не было тебе! 3. Чистописание Игра: «Лишняя буква». Нарисуем мягкий знак - Когда мы здороваемся, что мы желаем друг другу? (Здоровья) --Давайте запишем слово, которое мы желаем друг другу каждое утро. (здоровье) -Какие опасные места вам встретились в этом слове? 3 3 Словарная работа. … большой души вет.р Бросать слова на .зык Проглотить в.р.бей Слово не …, вылетит – ч.л.век не поймаешь. - Как вы думаете, какое задание можно придумать? (Вставить пропущенные буквы в слова и вставить подходящие по смыслу слова в образные выражения) - Как вы думаете, кто может быть большой души? - Куда можно бросать слова? - Что можно проглотить? - Что вылетит и - не поймаешь? - А когда так говорят? ( Человек большой души – благородный, высоконравственный, чуткий человек. Бросать слова на ветер – говорить необдуманно, не отвечать за свои слова. Проглотить язык – не отвечать, молчать. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Это значит: Сказанные,произнесённые слова не возьмёшь обратно. Говорят в качестве предупреждения против необдуманных высказываний, а также когда сожалеют о том, что произнесено.) - Какое из выражений можно назвать пословицей? - Я хочу, чтобы про каждого из вас могли бы сказать, что это человек большой души. А сегодня на уроке мы не будем сидеть, словно проглотили язык, не будем бросать слова на ветер, потому что слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
- Запишите только те слова, которые вставляли в высказывания. (Человек, ветер, язык, воробей) - Поставьте ударение и подчеркните ошибкоопасные места. - Обозначьте соответствующим цветом буквы мягких согласных. - Назовите буквы мягких согласных в словах. ([ч'], [в'], [б']) - Над чем работали? Что вспоминали? (Вспоминали правописание словарных слов) | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
IΙI. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. | - Сегодня на уроке мы будем говорить об удивительной букве. Учёные, изучающие русский язык выяснили, что буква эта талантливая. Отгадайте, о какой букве идёт речь. Я волшебник, захочу - Появлюсь и превращу МЕЛ, которым пишут в школе. В МЕЛЬ, опасную на море. Кто волшебник – отгадай, Выше руку поднимай. - Правильно, волшебник этот – мягкий знак. (Ь) 1. Игра «Стань волшебником». - А я хочу, чтобы волшебником был не только Ь, но и вы. Запишите слова в столбик. Попробуем превратить слова: мел – в мелкое место; угол – в топливо; шест – в число. – Что получится? После ответов учеников учитель записывает на доске: мель, уголь, шесть. – Теперь спрячьте ь в середину слова: Уголь – ... (угольки), боль – … (больница) ПОДЧЕРКНИТЕ Ь окунь - ….(окуньки) – А теперь ещё раз прочитайте слова, задумайтесь и сформулируйте по этим подсказкам тему урока. («Буква ь в конце и в середине слова».) – Составим план урока. План 1. Наблюдать над буквой Ь – показателем мягкости согласных. 2. Находить букву Ь в конце и в середине слова, определять его роль. 3. Учиться писать слова с этой орфограммой. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою рабту.) - Какое умение формировали? (Планировали свою деятельность.) | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙV. Развитие умений – применение знания. | 1 3 4 3 1 3 1. Работа по учебнику. 1). Упр. 187, с. 125 Сделайте вывод: почему в конце слова пишется ь? Что он показывает? (ь в конце слова обозначает мягкость согласного.) Физкультминутка. 2). Упр. 188 – Что общего у слов? – Между какими буквами он находится? (Между буквами согласных звуков.) – Какую роль он выполняет? (Обозначает мягкость согласного звука перед согласным звуком.) Сделайте вывод: где и почему пишется ь в словах? (ь в середине слова между буквами согласных пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.) - Вспомним правило переноса слов с мягким знаком в середине слова. Запишите с новой строки слова больной и маленький. Разделите их черточкой для переноса. Вывод: (Буква ь от предшествующей буквы не отделяется: боль-ной, ма-ленький, малень-кий.) Физкультминутка. 2. Работа над правилом. - Прочитайте правило на с. 125. – Сколько частей в правиле? – Назовите ключевые слова в 1-й части. (Мягкость согласных, буквы и, е, ю, я, ь.) - А какую можно составить схему, чтобы только взглянули на неё и сразу догадались какое правило? и е ё ю я ь – Какие ключевые слова во 2-й части? (ь пишется, орфограмма.) Ь Ь Ь - Так вот глядя на эти схемы, мы сможем сейчас рассказать как же обозначается мягкость согласных звуков на письме? – Могут ли гласные е, ё, ю, и, я обозначать мягкость согласных в начале слова, после согласных, после гласных? Приведите примеры. – Где пишется ь, если он обозначает мягкость согласного? – С какой орфограммой ознакомились? (Буква ь для обозначения мягкости согласных.) - А теперь применим наши знания на практике. 3. Отгадайте загадку. Слова – отгадки запишите. С Б мучительной бываю, С М одежду пожираю, С Р актёру я нужна, С С для повара важна. - Подчеркните Ь. Работа в парах. - Сделайте звуко-буквенный анализ слова роль [рол'] – 1 слог, 4 б., 3зв.. – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты выполнял всё сам или с чьей-то помощью? – Как ты считаешь, какой оценки ты заслуживаешь? ( Молодец) 4. На какие две группы можно разделить эти слова? Почему? Запишите. ( д/м с. 77, упр. 169) - Так почему же учёные назвали Ь - талантливой буквой? - у нее нет собственного звука, - но может влиять на звук, стоящий перед ней, - не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
V. Итог урока. | На доске написаны слова: Жир, Пушок, крыльцо, пень, яма, лить. –Назовите те слова, которые относятся к теме нашего урока. Ученик выходит, подчёркивает и объясняет. – Как называется эта орфограмма? (Буква ь для обозначения мягкости согласных.) 4 4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | |
VΙ. Домашнее задание. | Упр. 189 |
Деятельность учеников:
– Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Буква ь на конце и в середине слова. Упражнения в переносе слов с ь в середине."
Урок русского языка по программе 2100...
Конспект урока по русскому языку 3 класс «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»
Тема урока: «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»....
План урока русского языка по теме : " Парный согласный в середине слова".
Правописание парных согласных звуков в середине слова .Формирование новых учебных знаний. Упражнение в подборе проверочных слов....
Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными"
Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным"....
Презентация к уроку русского языка "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным".
Урок на тему: "Правописание слов с мягким знаком наконце и в середине перед согласным"....
Разработка открытого урока "Правописание мягкого знака в конце и в середине слова"
Разработка открытого урока для 2 класса...