урок русского языка 2класс "Буква ь в конце и в середине слова"
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (2 класс) на тему

Вельмакина Светлана Александровна

урок русского языка 2 класс  с презентацией для интерактивной доски  по теме "Буква ь в конце и в середине слова" программа "Школа 2100" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ

Урок 108 (82).

Тема: Буква ь в конце и в середине слова.

Цель:

 – развитие умений обозначать мягкость согласных с помощью буквы ь в конце и середине слова, писать и переносить слова с буквой ь в середине слова.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Оргмомент

Мы рады увидеть гостей в нашем классе,

 Возможно,  есть классы и лучше и краше.

   Но пусть в нашем классе Вам будет светло,

                            Пусть будет уютно и очень легко.

- Повернитесь и улыбнитесь гостям, поприветствуйте их.

ΙΙ. Актуализация знаний.

1. - Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова:

            Ужасно интересно, все то, что неизвестно.
           А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
           Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание,
           Тогда с тобою многое удастся нам понять.

- Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными,  трудолюбивыми и старательными.

2. – Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

- Итак:

                                     На уроке не зевай –

                                     Сразу всё запоминай.

                                     Чтоб минутка не пропала,

    Мысль чтоб точно в цель попала!

                                     Чтобы в русском языке

                                     Равных не было тебе!

3. Чистописание

Игра: «Лишняя буква».
На лепестках ромашки расположены буквы: я,е,ё,и,ь,ю
                      Вот ромашка непростая,
                      А чудесная какая.
                      Букву лишнюю найдите.
                      Всем нам чудо покажите.
– Какая буква лишняя?(Ь)
– Почему? (Не обозначает звука).-
– Какое общее свойство есть у всех остальных букв? (Обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать звук[й']).
- Напишите красиво букву «мягкий знак».

Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой
Вот так:
Букву капелька смягчит
Слово мягко прозвучит.

- Когда мы здороваемся, что мы желаем друг другу? (Здоровья)

--Давайте запишем слово, которое мы желаем друг другу каждое утро.

 (здоровье)

-Какие опасные места вам встретились в этом слове?
-
В здоровом теле – здоровый дух.
- Объясните смысл этой пословицы. (У человека, обладающего крепким физическим здоровьем, и дух, и разум должны быть здравыми).

   3   3

Словарная работа.

              … большой души                                             вет.р

              Бросать слова на                                             .зык

              Проглотить                                                         в.р.бей

              Слово не …, вылетит –                                    ч.л.век

               не поймаешь.

- Как вы думаете, какое задание можно придумать? (Вставить пропущенные буквы в слова и вставить подходящие по смыслу слова в образные выражения)

- Как вы думаете, кто может быть большой души?

- Куда можно бросать слова?

- Что можно проглотить?

- Что  вылетит и - не поймаешь?

- А когда так говорят? ( Человек большой души – благородный,  

                                                              высоконравственный, чуткий человек. Бросать  слова на      

                                                              ветер – говорить необдуманно, не отвечать за свои слова.

                                                                Проглотить язык – не отвечать, молчать.

                                                                Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Это значит:      

                                                                Сказанные,произнесённые слова не возьмёшь обратно.    

                                                                Говорят в качестве  предупреждения против  

                                                                необдуманных   высказываний, а также когда сожалеют  

                                                                о том, что произнесено.)

- Какое из выражений можно назвать пословицей?

- Я хочу, чтобы про каждого из вас могли бы сказать, что это человек большой души. А сегодня на уроке  мы не будем сидеть, словно проглотили язык, не будем бросать слова на ветер, потому что слово не воробей,  вылетит -  не поймаешь.

 

- Запишите только те слова, которые вставляли в высказывания.

(Человек, ветер, язык, воробей)

- Поставьте ударение и подчеркните ошибкоопасные места.

- Обозначьте соответствующим цветом буквы мягких согласных.

- Назовите буквы мягких согласных в словах. ([ч'], [в'], [б'])

- Над чем работали? Что вспоминали? (Вспоминали правописание словарных слов)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

IΙI. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.  

- Сегодня на уроке мы будем говорить об удивительной букве. Учёные, изучающие русский язык выяснили, что буква эта  талантливая. Отгадайте, о какой букве идёт речь.

Я волшебник, захочу  -

Появлюсь и превращу

МЕЛ, которым пишут в школе.

В МЕЛЬ, опасную на море.

Кто волшебник – отгадай,

Выше руку поднимай.   

- Правильно, волшебник этот – мягкий знак.                  (Ь)

1. Игра «Стань волшебником».

- А я хочу, чтобы волшебником был не только Ь, но и вы. Запишите слова в столбик. Попробуем  превратить слова:

мел – в мелкое место;

угол – в топливо;

шест – в число.

– Что получится?

После ответов учеников учитель записывает на доске: мель, уголь, шесть.

– Теперь спрячьте ь в середину слова:

Уголь – ... (угольки),

боль – … (больница)                   ПОДЧЕРКНИТЕ Ь

окунь - ….(окуньки)

– А теперь ещё раз прочитайте слова, задумайтесь и сформулируйте по этим подсказкам тему урока. («Буква ь в конце и в середине слова».)

– Составим план урока.

План

1. Наблюдать над буквой Ь – показателем мягкости согласных.

2. Находить букву Ь  в конце и в середине слова, определять его роль.

3. Учиться писать слова с этой орфограммой.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою рабту.)

- Какое умение формировали? (Планировали свою деятельность.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙV. Развитие умений – применение знания.

  1  3  4  3  1  3

1. Работа по учебнику.

1). Упр. 187, с. 125 

Сделайте вывод: почему в конце слова пишется ь? Что он показывает? (ь в конце слова обозначает мягкость согласного.)

Физкультминутка.

2). Упр. 188 

– Что общего у слов?

– Между какими буквами он находится? (Между буквами согласных звуков.)

– Какую роль он выполняет? (Обозначает мягкость согласного звука перед согласным звуком.)

Сделайте вывод: где и почему пишется ь в словах? (ь в середине слова между буквами согласных пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.)

- Вспомним правило переноса слов с мягким знаком в середине слова.

Запишите с новой строки слова больной и маленький. Разделите их черточкой для переноса.

 Вывод: (Буква ь от предшествующей буквы не отделяется: боль-ной, ма-ленький, малень-кий.)

Физкультминутка.

2. Работа над правилом.

- Прочитайте правило на с. 125.

– Сколько частей в правиле?

– Назовите ключевые слова в 1-й части. (Мягкость согласных, буквы и, е, ю, я, ь.)

- А какую можно составить схему, чтобы только взглянули на неё и сразу догадались какое правило?

               и

                е

                 ё

                 ю

                  я

                   ь

– Какие ключевые слова во 2-й части? (ь пишется, орфограмма.)

                 Ь

Ь          

                 Ь

- Так вот глядя на эти схемы, мы сможем сейчас рассказать как же обозначается мягкость согласных звуков на письме?

– Могут ли гласные е, ё, ю, и, я обозначать мягкость согласных в начале слова, после согласных, после гласных? Приведите примеры.

– Где пишется ь, если он обозначает мягкость согласного?

– С какой орфограммой ознакомились? (Буква ь для обозначения мягкости согласных.)

- А теперь применим наши знания на практике.

3. Отгадайте загадку. Слова – отгадки запишите.

С Б мучительной бываю,

С М одежду пожираю,

С Р актёру я нужна,

С С для повара важна.

- Подчеркните Ь.

Работа в парах.

- Сделайте  звуко-буквенный анализ слова роль [рол'] – 1 слог, 4 б., 3зв..

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты выполнял всё сам или с чьей-то помощью?

– Как ты считаешь, какой оценки ты заслуживаешь? ( Молодец)

4. На какие две группы можно разделить эти слова? Почему? Запишите. ( д/м с. 77, упр. 169)

- Так почему же учёные назвали Ь  - талантливой буквой?

- у нее нет собственного звука,

- но может влиять на звук, стоящий перед ней,

- не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Итог урока.

На доске написаны слова:

Жир, Пушок, крыльцо, пень, яма, лить.

–Назовите те слова, которые относятся к теме нашего урока.

Ученик выходит, подчёркивает и объясняет.

– Как называется эта орфограмма? (Буква ь для обозначения мягкости согласных.)   4  4

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

VΙ. Домашнее задание.

Упр. 189

Деятельность учеников:

 – Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»

Тема урока: «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»....

План урока русского языка по теме : " Парный согласный в середине слова".

Правописание парных согласных звуков в середине слова .Формирование новых учебных знаний. Упражнение в подборе проверочных слов....

Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными"

Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным"....

Презентация к уроку русского языка "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным".

Урок на тему: "Правописание слов с мягким знаком наконце и в середине перед согласным"....