Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Абросимова Светлана Александровна

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп.. – М.: Вентана - Граф, 2010. – 176 с.)

Данная программа соответствует образовательным стан­дартам начального общего образования и соответствует ба­зисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_russkiy_yazyk_4_klass.doc243.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп.. – М.: Вентана - Граф, 2010. – 176 с.)

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.

Цели:

- ознакомление учащихся с основными положениями;

- науки о языке;

- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

         Задачи организации учебной деятельности:

- нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение.

 - формирование  навыков безошибочного письма;

 -  развитие письменной  и устной речи учащихся.

             Для реализации цели необходимо учитывать следующее:

- грамотное письмо  формируется с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;

- навык грамотного письма  формируется только при организации системы упражнений (регулярном тренинге);

- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму  опираются не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.

               Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь — это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного  моделирования  и  корректировки  различных текстов.

В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».  

                  Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения. Например, уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся.

Цель развития языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству в отдельный блок не выделяется, так как ее реализация осуществляется попутно на уроках других блоков.

                  В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия.

             Такое структурирование курса позволяет:

- успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;

- решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;

- сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;

- избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.

             Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

Рабочая программа рассчитана на 170 часов: 5 часов в неделю.

В авторскую учебную программу внесены изменения,  т.к. годовой календарный график рассчитан на 35 учебных недель, то авторская программа составлена из расчета 175 часов. Добавлено 5 часов на резервные уроки по теме  «КУНЯ»: «Служебные и самостоятельные части речи», «Морфологический разбор частей речи», «Знаки препинания в сложном предложении», «Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения», «Повторение и обобщение изученного материала».

Распределение учебного времени по четвертям:

1 четверть – 45 ч.                            3 четверть – 50 ч.

2 четверть – 35 ч.                            4 четверть – 45 ч.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

1. Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / С. В Иванов и др..– 2-е изд., испр. и доп. -  М.: Вентана - Граф, 2008. – 160 с.: ил. (Начальная школа XXI века)

2. Пишем грамотно: 4 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений/ М. И.  Кузнецова. – 2-е изд., испр. -  М.: Вентана -Граф, 2013 – 64 с.: ил.

Формы организации учебного процесса.

             Формой организации учебного процесса является урок. В ходе обучения осуществляется восприятие, осмысливание, закрепление знаний и применение их на практике. Эти звенья выступают на уроке в различных сочетаниях и определяют разнообразное построение. В связи с этим определились следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, контрольные уроки.

Формами организации учебной деятельности учащихся являются: фронтальная, коллективная (групповая, парная), индивидуальная.

             Формы текущего контроля: устный опрос (беседа, рассказ ученика, объяснение,  сообщение о наблюдении), письменный опрос заключается в проведении  самостоятельных, проверочных,  контрольных работ и контрольных тестовых работ,

творческие работы (мини – сочинения, пейзажные зарисовки), различные виды разборов: синтаксический, морфологический, морфемный, фонетический.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

            Блок «Как устроен наш язык»                                                                                                                                                                  

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:  

различать, сравнивать:                                                                                                                     - буквы и звуки, гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;  

- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; глагол;

 -предлог и приставку;                                                                                                                          - корень, приставку, суффикс, окончание;                                                                                         - главные и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;  

 приводить примеры:                                                                                                                  - простого двусоставного предложения;                                                                                 кратко характеризовать:                                                                                                                     - виды предложений по цели высказывания и интонации;                                                                        решать практические и учебные задачи:                                                                                   - выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены;                                 - пользоваться словарями;                                                                                                                      - использовать алфавит при работе со словарем.

            Блок «Правописание»

К  концу обучения в 4 классе учащиеся должны:                                                                  решать практические и учебные задачи, применять правила правописания: 

  - писать под диктовку разборчиво 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:                                                                                                                    - прописная буква в начале предложения, в именах собственных;                                                       - звонкие и глухие согласные в корнях;                                                                                        - непроизносимые согласные;

сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу,

сочетания чк-чн;                

 -удвоенные согласные;                                                                                                                                  - безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова);  

 безударные гласные, не проверяемые ударением;                        

- разделительный мягкий и твердый знаки;

- мягкий знак после шипящих на конце имен существительных

-  мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;                                                                                                                    

- не с глаголами;                                                                                                                                       - безударные падежные окончания имен существительных;

  безударные падежные окончания имен прилагательных;                                                                                                          - правописание безударных личных окончаний глаголов;                                                                    - словарные слова, определенные программой;                                                                                 - знаки препинания в конце предложения; запятая между однородными членами предложения.    

             Блок «Развитие речи»  

             К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:                                                               решать практические и учебные задачи:                                                                                             - отвечать на вопросы к тексту;                                                                                                             - делить текст на смысловые части и составлять простой план. 

Ученик получит возможность научиться:

  • проводить фонетический анализ слова и разбирать слова по составу;
  • находить лексическое значение слова в толковом словаре;
  • характеризовать имя существительное и имя прилагательное как часть речи (значение и морфологические признаки);
  • подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста, составлять план текста (при помощи учителя)
  • исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей), находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста;
  • писать изложения различных видов (обучающего характера).

Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы

Учебного

времени

Плановые

Сроки

прохождения

Характеристика основной деятельности ученика

1

Как устроен наш язык                        

54 ч.

1.1

Фонетика    

1 ч.

04.09

Фонетический анализ слова

1.2

Состав слова

1 ч.

15.05

Разбор слов по составу

1.3

Синтаксис 

16 ч.

10.10, 11.10

12.10. 18.10

19.03, 20.03

21.03, 02.04

04.04, 09.04

12.04, 16.04

17.04, 26.04

29.04, 07.05

Синтаксический разбор простого предложения. Тренировка в нахождении сложных предложений в тексте.

Знакомство с союзами, связывающими части сложноподчинённого предложения.

Сопоставление сложных предложений и их схем.

1.4

Морфология

36 ч.

11.09, 20.09

21.09. 26.09

28.09. 04 10

22.10, 23.10

29.10. 01.11.

02.11, 12.11

22.11, 23.11

26.11, 13.12

17.12, 19.12

24.12, 27.12

14.01, 15.01

21.01, 22.01

23.01, 25.01

28.01, 01.02

08.02, 11.02

14.02, 15.02

19.02, 26.02

27.02, 05.03

Морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, местоимений, глаголов, наречий. Наблюдение над языковым материалом.

Формулирование выводов. Определение спряжения, лица, числа глаголов.

Группировка глаголов по наклонениям.

Поиск глаголов, выражающих совет, просьбу, приказ.

Нахождение в тексте словосочетаний с наречиями.

Запись числа словами.

2.

   Правописание        

52 ч.        

05.09, 06.09

13.09, 14.09

17.09, 24.09

27.09.02.10

03.10. 05.10

08.10, 15.10

16.10, 24.10

25.10. 30.10

13.11, 14.11

16.11, 19.11

27.11, 29.11

30.11, 03.12

04.12, 06.12

07.12, 11.12

12.12, 14.12

21.12, 25.12

16.01, 17.01, 29.01, 31.01

12.02, 13.02

20.02, 21.02

22.02, 28.02

01.03, 06.03

07.03, 15.03

01.04, 03.04

05.04, 10.04

11.04, 18.04

Применение изученных правил. Группировка слов в зависимости от правил написания. Правописание безударных окончаний имён существительных, имён прилагательных, глаголов. Классификация, доказательство выбора буквы для записи безударных окончаний.

Классификация слов с буквами о – ё после шипящих и ц, графическое выделение изученных орфограмм.

Правописание не с глаголами. Выделение правила. Обсуждение исключений.

Правописание глаголов 2 – го лица единственного числа.

Замена звуковой записи на буквенную.

Правописание суффиксов глаголов, группировка, подбор глагольных форм.

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

Правописание наречий с гласными а – о на конце.

Правописание сложных, простых и составных числительных. Написание мягкого знака в числительных.

Отработка навыка правописания словосочетаний. Преобразование словосочетаний.

Постановка запятой между частями сложного предложения.

3.

 Развитие речи

                       

29 ч.

02.09, 10.09

18.09, 19.09

25.09, 01.10

09.10. 19.10

31.10. 15.11

20.11, 21.11

28.11, 10.12

20.12, 28.12

18.01, 24.01

30.01, 07.02

18.02, 25.02

04.03, 11.03

12.03, 22.03

08.04, 15.04

25.04

Создание текста письма. Корректирование текста. Запись исправленного текста. Нахождение признаков типов текстов.

Восстановление последовательности абзацев, подбор заголовков, составление плана текста.

Изложение текста, заголовок, план текста. Коллективная подготовка к изложению, языковой разбор текста. Запись по памяти частей текста.

Творческие речевые игры.

4

Резервные уроки                        

35 ч. +5 ч.                      

07.09. 12.09

17.10. 26.10

05.12, 18.12

26.12, 04.02

05.02, 06.02

13.03, 14.03

16.0, 19.04

22.04, 30.04

02.05, 03.05

06.05, 08.05

10.05, 13.05

14.05, 16.05

17.05, 20.05

21.05, 22.05

23.05, 24.05

27.05, 28.05

29.05, 30.05

31.05

Написание диктанта с орфографическим заданием. Самостоятельное выполнение заданий контрольной работы.

Списывание текста.

Коллективный анализ ошибок. Самоанализ. Выполнение работы над ошибками.

Итого

175 ч.

                                       

Содержание программы

4  класс (175 ч.)                                                                                                                           

 «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (54 ч.)

Фонетика (1 ч.)     Повторение изученного на основе фонетического анализа слова

Состав слова. (1 ч.) Повторение изученного на основе словообразовательного анализа и разбора слова по составу.

Синтаксис (16 ч.)

Синтаксический анализ простого предложения (4 ч.)                                      Словосочетание (7 ч.)

Сложное предложение (5 ч.)

Морфология (36 ч.) Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора (6 ч.).

Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи. (22 ч.)  

Наречие как часть речи (5 ч.)  

Имя числительное: общее значение (3 ч.)

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч.)

Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами. Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую. Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи). Отработка орфографических правил, изученных в 2-4 классах.

«Развитие речи» (29 ч.)

Совершенствование речевых умений.  Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные. Выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания.  

Продолжение работы над правильностью, точностью, выразительностью и богатством письменной речи.

                                            Резервные уроки (40 ч.)

Резервные уроки отведены на проведение контрольных работ, работе над ошибками, допущенными в контрольных работах, на повторение тем.

Блок «Как устроен наш язык»  (16 ч.)

Блок «Правописание» (18 ч.)

Блок «Развитие речи» (6 ч.)

Формы и средства контроля

(система контролирующих материалов для оценки освоения школьниками планируемого содержания)

Контрольный диктант

4

Контрольное изложение

1

Контрольный словарный диктант

4

Тестирование

1

Контрольная  работа

4

                                                      Итого

14

I четверть

Словарный диктант

Охотник,  тайга,  аппликация, волшебник, акварель, надежда, представление, искусство, пассажир, железо, бассейн, аппетит, шоссе, аллея, горизонт   (15 слов)

Контрольная работа по теме «Повторение»

Диктант.

Осенняя пора.

Пришла ненастная осенняя пора. Леса редеют и пустеют.  Там стоит тишина. Только тяжёлая мокрая ворона садится на  ветку и кричит. Галки летают стаями.  Частый дождик мочит землю. Он выглядит уныло под тёмным серым небом. Потянулись с севера на юг длинные караваны гусей, уток, журавлей.  С прощальным криком улетают от нас летние гости. Летят они цепью или клином.

Грамматические задания:

1. Разобрать предложение по членам и частям речи.

I вариант:  Лось обитает в сибирской тайге и в лесах  под Москвой.

II вариант:  В лесной тишине послышался хруст сухих веток.

2.Разобрать по составу слова:

 I вариант: дворец, старый, перелёт

 II вариант: подруга, скворцов, берёзках

3.Разделить слова на слоги, затем показать все варианты переноса:

I вариант: улетают, подруга

II вариант: тихонько, поглядел

4.Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

I вариант:  з…мля, ул…тают, м…рской, чес…ный.

II вариант:  л…тят, д…жди, л…сной, грус…ный.

Контрольный диктант по теме «Правописание орфограмм корня»

                                                       Диктант

Ночная радуга.

Однажды я ночью увидел радугу!

В летнюю ночь мы с товарищем сидели у костра на берегу реки. Надвинулась туча и затянула все небо. Пошёл мелкий, но сильный дождь. Мы спрятались в шалаш.

Скоро дождь почти перестал. Ия увидел над  рекой радугу. Только она была не цветная, а молочно-белая. Среди чёрных туч появился просвет, а в него выглядывала луна.

Я не спал и любовался светящей в темноте ночной радугой.

Слово для справки: молочно - белая.

Контрольная работа по теме «Части речи»

                                           1        вариант

1.        Выпиши из предложения все имена прилагательные и укажи их число, род, падеж.

Сквозь тонкую сетку голых ветвей черёмухи голубело весеннее небо.

2.        Выполни морфологический разбор выделенного существительного.

Охотник нашёл в горах орлиное гнездо.

3.        Прочитай текст. Выпиши местоимения в форме 2-го и 3-го лица множественного числа.

                                      Листья и корни

Листья говорили:

- Какие мы зелёные, красивые. Мы даём тень. Люди отдыхают под нашей тенью. К нам прилетают птицы. Они поют и вьют гнёзда. А корни сказали листьям:

— Осенью вы засохнете. Весной вместо вас вырастут новые листья. А без нас не будет целого дерева, не будет и вас, листьев.

4.Разбери предложение по членам.
Яркие звёзды загорелись в ночном небе.

5.Проверь характеристику предложения. Если есть ошибки, письменно исправь их.

Мы купили в магазине печенье и фрукты.

(Побудительное, невосклицательное, грамматическая основа купили печенье и фрукты, распространённое, есть однородные члены.)                      

6. (дополнительное). Запиши предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным.                                                                

Мы с нетерпением ждём гостей.                              

 Подружки набрали целые корзины ягод.                            

В саду распустились поздние астры.                        

 Они часто гуляют около реки.

                                              2 вариант

1.        Выпиши из предложения качественное прилагательное и сделай его морфологический разбор.

Сквозь тонкую сетку голых ветвей черёмухи голубело весеннее небо.

2.        Выполни морфологический разбор выделенного слова.
У нашей Жучки появились забавные щенки.

3.        Прочитай текст. Найди и запиши все местоимения в форме 1-го лица множественного числа.

Листья и корни

Листья говорили:

- Какие мы зелёные, красивые. Мы даём тень. Люди отдыхают под нашей тенью. К нам прилетают птицы. Они поют и вьют гнёзда. А корни сказали листьям:

— Осенью вы засохнете. Весной вместо вас вырастут новые листья. А без нас не будет целого дерева, не будет и вас, листьев

4.        Разбери предложение по членам.
Моя сестра шьёт и вяжет.

5.        Проверь характеристику предложения. Если есть ошибки, письменно исправь их.

Мы украсили ёлку разноцветными шарами, серебряным дождём и душистыми мандаринами.

(Повествовательное, восклицательное, грамматическая основа мы украсили, нераспространённое, есть однородные члены.)

6 (дополнительное). Запиши предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.

Мы с нетерпением ждём гостей.

Подружки набрали целые корзины ягод.

 В саду распустились поздние астры.

Они часто гуляют около реки.

II четверть

Словарный диктант

Ненавидеть, невзлюбить, недоумевать, негодовать, недоумевать, неволить, нежиться, нездоровиться,  биография, богатство, готов, желать, изображение, искусство, истина.  

Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов»

Диктант

Ежик.

По лесной тропинке торопится, бежит в свою норку еж. Осенью у ежей мало добычи. Не найдешь червей и лягушек. Не отыщешь жуков и гусениц.

Днем и ночью таскает еж в нору листочки и мягкий мох, готовит себе теплое зимовье. Скоро спрячется зверек в своем логове и проспит там всю зиму. Накроет норку снежный сугроб. Никто не найдет, не разбудит ежа. Будет зимовать колючий в теплой норке до весны. Будут ему сниться лесные ежиные сны.

Слова для справок: добыча, логово, никто.

Контрольная работа по теме «Глагол как часть речи»

                                      I        вариант

     1. Подбери к данным словам противоположные по значению глаголы.

чернеть — ...

 находить — ...

2.        Выбери из скобок глаголы нужного вида и запиши предложения.

На день рождения папа (дарил, подарил) мне самокат.

Футбольная команда (играла, выиграла) первый матч со счётом 3 : 0.

Завтра мы поедем (встречать, встретить) маму из командировки.

3.        К данным словам подбери однокоренные глаголы в начальной форме и запиши их.

игра, соль, мечта                                                              Образец: обед - обедать.

4.        Выпиши глаголы в начальной форме. Отметь суффиксы -ть, -ти, -чь.

Прыгают, кормить, держу, нести, говорим, ждать, работаешь, беречь

5.        Выпиши из предложенией глаголы в два столбика: в единственном числе; во множественном числе.

Самолёт летит. Деревья растут. Корабль плывёт. Пчёлы жужжат. Птицы поют. Комар пищит.

6 (дополнительное). Выпиши предложения с глаголами 1-го лица. Отметь личные окончания.                                                                                                                                   Друзья отправились в путь.                                                                                                                     Я рисую пейзаж.                                                                                                                  Водитель объявил остановку.                                                                                                     Идёшь по лесу и радуешься весне.                                                                                              После уроков мы обедаем, гуляем, играем.                                                                            Сестра печёт вкусный пирог.                                                                                               Приходите в воскресенье в гости.

                           II вариант

  1. Подбери к глаголам антонимы.                                                                                 радовать — …                                                                                                          проснуться - …

2.        Выбери из скобок глаголы нужного вида и запиши предложения. Укажи вид выбранных тобой глаголов.

На день рождения папа (дарил, подарил) мне самокат.

Футбольная команда (играла, выиграла) первый матч со счётом 3 : 0.

Завтра мы поедем (встречать, встретить) маму из командировки.

3.        К данным словам подбери однокоренные глаголы в начальной форме и запиши их.

Встреча, победа, светлый                                                          Образец:  обед - обедать.

4.        Выпиши глаголы в личной форме. Отметь окончания.                                         Прыгают, кормить, держу, нести, говорим, ждать, работаешь, беречь

5.        Запиши предложения, заменив множественное число глаголов единственным.

Самолёт летит. Деревья растут. Корабль плывёт. Пчёлы жужжат. Птицы поют. Комар пищит.

6 (дополнительное). Выпиши предложения с глаголами 3-го лица. Отметь личные окончания

                                                                                                                             Друзья отправились в путь.                                                                                                                     Я рисую пейзаж.                                                                                                                  Водитель объявил остановку.                                                                                                     Идёшь по лесу и радуешься весне.                                                                                              

После уроков мы обедаем, гуляем, играем.                                                                            Сестра печёт вкусный пирог.                                                                                               Приходите в воскресенье в гости 

III четверть

Словарный диктант

Район,  революция, решать, сверкать, свитер, секрет, совсем, аккуратно, биография, искусство, правительство, памятник, портрет, минута,  сочинение. (15 слов)

Контрольный диктант   по теме «Правописание наречий и числительных».

Осень.

Тихо ступает осень по земле. Желтеет орешник. Пчёлы больше не вылетают. Между сухими листьями краснеет крепкая головка подосиновика. Срежешь её — почернеет корешок.

На холмах ветер начисто срывает с деревьев сухую листву, кружит её в воздухе, укладывает в большие кучи. В лесу землю сплошь покрывает жёлтая, фиолетовая, бурая листва. Бродишь по лесным тропинкам и слушаешь шорох сухих листьев под ногами.

Засветло прихожу домой, топлю печь. Солнце просвечивает сквозь перья серых туч, наполняет комнату мягким светом.                                                                  (74 слова)                                                          

Слово для справки: сквозь.

Контрольная работа  по теме «Глагол как часть речи».

                                      I        вариант

1.        Объедини глаголы в группы по значению:

  1. начало действия;
  2. окончание действия;
  3. неполное действие.

Приподнять, заговорить, доиграть, приболеть, отнести, взлететь, поплыть, придержать, выкопал

Выделенные глаголы разобрать по составу

  1. Спиши 2-й абзац текста. Подчеркни глаголы как члены предложения. Определи время глаголов.

Мы с тобой идём к лесному озеру. Сколько вокруг интересного!

Птичка прыгает по траве со стебелька на стебелёк. Ты стоишь в полный рост и смотришь на неё. А я лучше присяду. Мы сидим тихо, не аукаемся на весь лес. Птичка не улетает и не приближается к нам.

Мы сейчас в чужом доме. Надо уметь вести себя тихо.

3.        Образуй от глагола играть по одному глаголу в формах настоящего, прошедшего, будущего времени.

4.        Выполни морфологический разбор слова растёт.
У крыльца растёт куст жасмина.

5.Из данных предложений выпиши словосочетания типа «Глагол + сущ.» поставь вопрос и подчеркни существительное как член предложения.

На лесной полянке тает снег. С горки по дороге побежал ручей. Он наполнил до краёв глубокую лужу.

6. Вставь личные окончания глаголов 2-го лица.

Люб…., обега…., застро….., дыш……, устеле….., мысл……, мечта….., зарыда…., перегон…., корм…., наблюда…., рыбач…, посад….., меша…., сдерж…., погас…., загора…, груз…..

                                 II вариант

  1. Запиши глаголы, выдели орфограммы в частях слова.

Промолчать, засветиться, веселиться, серебрится, осмелеть, запестреть, похвалялся, приласкать, захрипел

2.        Спиши 2-й абзац текста. В скобках укажи формы (наклонение, время, лицо, число) трёх любых глаголов.

Мы с тобой идём к лесному озеру. Сколько вокруг интересного!

Птичка прыгает по траве со стебелька на стебелёк. Ты стоишь в полный рост и смотришь на неё. А я лучше присяду. Мы сидим тихо, не аукаемся на весь лес. Птичка не улетает и не приближается к нам.

Мы сейчас в чужом доме. Надо уметь вести себя тихо.

3.        Образуй от глагола прочитать все возможные формы времени (по два примера).

4.        Выполни морфологический разбор слова  запел.
В саду запел соловей.

5.        Из данных предложений  выпиши словосочетания типа «глагол + сущ», поставь вопрос и подчеркни существительное как член предложения.

По синему небу разлилась заря. Но вот в вечерней тишине послышалась новая птичья песня. Певец пробует свой сильный чудесный голос.

      6. Вставь пропущенные буквы в  окончания глаголов, укажи спряжение.

Плач..т, закле..шь, услыш..шь,запиш..шь, постел..т, замет..шь, повер..т, заплач..т, догон..шь, постро..шь, помож..шь, полож..шь, ненавид..т, посе..т, кол..т, подкорм..т, подыш..т. 

Контрольное изложение «Грусть земли»

Однажды старик Прохор рассказал мне сказку об осени.                                                              В давние времена сковали кузнецы первое ружьишко. Попало оно в руки к глупому человеку.

Шёл этот человек лесом и увидел, как летят под небесами жёлтые весёлые птицы, пересвистываются, зазывают гостей. Глупый человек ударил по ним из обоих стволов. И полетел золотой пух на землю, упал на леса. И леса посохли. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.

Раньше вся птица зимовала у нас. Даже журавль никуда не подавался. Леса и летом, и зимой стояли зелёные. И снега не было. И зимы не было.

Убил человек первую птицу — и загрустила земля. Начались листопады, дожди и холода. И птица от нас отлетает, обиделась на человека. Выходит, что мы себе навредили. А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

                                                                                             (По К. Паустовскому)

Примечание. Перед написанием изложения целесообразно провести следующую подготовительную работу.

 1.Ответить на вопросы.

  1. О чём рассказывает сказка? Чему она учит?
  2. Как относится рассказчик к поступку героя? С каким настроением рассказывает старик сказку?
  3. Как рассказ характеризует старика Прохора? Какие особенности его речи вы заметили?
  4. Почему его рассказ можно назвать сказкой? Как её можно озаглавить?

2.        Составить примерный план.

  1. Первый выстрел.
  2. Как было раньше.
  3. Загрустила земля.

3.        Предупредить  возможные лексико-орфографические затруднения.

            1.        Объяснить смысл выражений: ударил из обоих стволов; никуда не подавался; крепко беречь.

          2.        Обратить внимание на строение предложений.
         А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.

 Убил человек первую птицу — и загрустила земля.

 Выходит, что мы себе навредили.                                                                                           А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь                                                    

 3. Обратить внимание на правописание следующих слов.                                                              Сковали, ружьишко, небесами, зазывают, обоих, никуда, не подавался, начались, листопады, крепко, беречь

  1. Выбрать из текста опорные слова и выражения

(записать на доске или в черновики):

  1. сковали ружьишко, попало в руки, ударил из обоих стволов, золотой пух, посохли леса, осыпались листья;
  2. птица зимовала, никуда не подавался, не было зимы;
  3. загрустила земля, обиделись на человека, себе навредили, надобно крепко беречь.

IV четверть

Словарный диктант

Альбом,  бассейн, двенадцать, килограмм, коридор, металл, одиннадцать, пейзаж, сверкать, секунда, федерация, экскурсия, якорь, снизу, отечество.           (15 слов)

Контрольный диктант   по теме «Правописание изученных орфограмм»

Русский лес.  

Зимою и летом, осенью и весной хорош русский лес. Гуляешь по прохладному летнему лесу и не налюбуешься.

Поспевает в середине лета лесная малина. На полянах зреет душистая земляника. Около болот краснеет брусника.

Идёшь по лесу и хорошенько приглядываешься. Вон под густыми елями прячутся крепкие боровики. Нагнёшься, срежешь ножом толстый корешок и аккуратно положишь находку в корзинку. Вон широким хороводом стоят на поляне красные мухоморы.

Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроются вам все лесные тайны и чудеса.

                                                                                                               (80 слов)

Тестирование по теме «Повторение»

                                                                    I         вариант

1.        Отметь  «х»  все  сочетания  слов с пропущенной буквой а.

  1. □ распустил...сь сирень
  2. □  дверь приоткрыл…сь
  3. □ пламя вспыхнул...
  4. □ наступил... утро
  5. □ девочка испугал...сь

2.        Отметь  «х»   все  глаголы,   в  которых  пропущена буква е.

  1. □ держ...м
  2. □ жале...м
  3. □ друж...м
  4. □ кида...шь
  5. □ гон...м

3.        Отметь «х» все слова с ошибкой.

  1. □ увидить
  2. □ лаять
  3. □ красеть
  4. □ покупаешь

5. □ помним 

4.        Отметь «х» все приставки, с которыми в наречиях на конце пишется о.

  1. □ из-
  2. □ на-
  3.  до-
  4. □ за-
  5.  в-

5.        Отметь «х» все слова с пропущенной буквой а.

  1. □ досыт...
  2. □ исправн...
  3. □ изредк...
  4. □ направ...
  5. □ снов...

6.        Отметь «х» правильный ответ. Мягкий знак на конце слов после шипящих пишется...

  1. □ в кратких именах прилагательных
  2. □ у существительных 3-го склонения
  3. □ у существительных мужского рода 1-го склонения
  4. □ у глаголов 2-го лица, единственного числа
  5. □ на конце наречий

7.        Отметь «х» все слова, на конце которых нужно писать ь.

  1. □ борщ...
  2. □ напроч...
  3. □ невтерпёж...
  4. □ трескуч...
  5. □ испеч...

8.        Отметь «х» все слова, которые пишутся раздельно.

  1. □ сто (шесть)
  2. □ пять (десят)
  3. □ восем (надцать)
  4. □ восемьдесят (пять)
  5. □ тридцать (два)

9. Отметь «х»  все числительные,  в которых пропущен ь.

  1. □ пят...надцать
  2. □девят…сот
  3. □ пят...
  4. □ шест…десят
  5. □ шест...надцать

10.        Отметь «х» все слова с ошибкой.

  1. □ к двадцатому числу
  2. □ нет пятаго урока
  3. □ одиннадцатого мая
  4. □ с четвертай попытки
  5. □ около пятого подъезда

11.        Отметь «х» все слова с разделительным ь.

  1. □ копья
  2. □ огоньки
  3. □ соловьи
  4. □ пятьдесят
  5. □ вьются

12.        Отметь «х» все слова с пропущенным ь.

  1. □ кон...чик
  2. □ сем...сот
  3. □ улыбаеш...ся
  4. □ пейзаж...
  5. □ настеж...

13.        Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква е.

  1. □ революция
  2. □ с.крет
  3. □ эк...паж
  4. □ ф...д...рация
  5. □ ф...олетовый

14. Отметь «х» все предложения, в которых неправильно расставлены или отсутствуют знаки препинания.

  1. □ В конце мая появляются первые грибы сморчки и строчки.
  2. □ Бобр вынырнул из воды, начал отряхиваться, причёсываться.
  3. □ Мы очень торопились но так и не успели засветло добраться до города.
  4. □ Густой туман лежал над чёрными прудами, над лугами и озёрами.
  5.     □ Мы не шли, а тихо брели по узким улочкам.

II вариант

1. Отметь «х» все сочетания слов с пропущенной буквой о.

  1. □ боль отступил...
  2. □ солнце скрыл...сь
  3. □ озеро замёрзл...
  4. □ туча приближал...сь
  5. □ облако растаял...

2.        Отметь все глаголы, в которых пропущена буква и.

  1. □ терп...м
  2. □ увид...ть
  3. □ гон...шь
  4. □ жела...м
  5. □ мечта...шь

3.        Отметь «х» все слова с ошибкой.

  1. □ приходит
  2. □ зависем
  3. □ называешь
  4. □ ставим
  5. □ ездешь

4.        Отметь «х» все приставки, с которыми в наречиях на конце пишется а.

  1. □ из-
  2. □ с-
  3. □ на-
  4. □ до-
  5. □ в-

5.        Отметь «х» все слова с пропущенной буквой о.

  1. □ направ...
  2. □ дословн...
  3. □ дочист...
  4. □ справ...
  5. □ засветл...

6.        Отметь «х» правильный ответ. Мягкий знак на концеслов после шипящих пишется...

  1. □ у существительных 3-го склонения
  2. □ у существительных женского рода 1-го склонения в родительном падеже
  1. □ у глаголов в неопределённой форме
  2. □ на конце наречий
  3. □ в кратких именах прилагательных

7.        Отметь  «х»  все  слова,   на конце  которых ь  не пишется.

  1. □ проч...
  2. □ замуж...
  3. □ рисуеш...
  4. □ пригож...
  5. □ лож...

8.        Отметь «х» все слова, которые пишутся раздельно.

  1. □ сто (восемь)
  2. □ восемь (десят)
  3. □ сорок (пять)
  4. □ шест (надцать)

5. □ двести (десять)

9. Отметь «х» все числительные,  в которых пропущен ь.

  1. □ восем…десят
  2. □ сем...сот
  3. □ сем...надцать
  4. □ сем...
  5. □ восем...надцать

10.        Отметь «х» все слова с ошибкой.

  1. □ на четвёртом этаже
  2. □ нет десятого игрока
  3. □ до девятаго класса
  4. □ к первай учительнице
  5. □ на пятом уроке

11.        Отметь «х» все слова с ь, обозначающим мягкость согласных.

  1. □ семьсот
  2. □ мыть
  3. □ знаешь
  4. □ мышь
  5. □ камень

12.        Отметь «х» слова с пропущенным ь.

  1. □ пят...сот
  2. □ камен...щик
  3. □ чертёж…
  4. □ умываеш...ся
  5. □ вскач...

13.        Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква о.

  1. □ р...йон
  2. □ с...всем
  3. □ ар...мат
  4. □ пр…вительство
  5. □ х...зяин

14. Отметь «х» все предложения, в которых неправильно расставлены или отсутствуют знаки препинания.

1.        □  На заре звонко поют лесные птицы зяблики, пеночки, славки.

  1. □  Ветер набрасывал листья на стол, на пол, на книги.
  2. □  Кленовый лист вздрогнул, на мгновение замер и медленно полетел к моим ногам.
  1. □  Птица пела негромко но очень выразительно.
  2. □ Берёзы вспыхивали, пламенели и гасли за серой пеленой дождя

Учебно-методические средства обучения

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,

РУССКИЙ ЯЗЫК

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

В наличии

 1 . Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебник

1. Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / С. В Иванов и др..– 2-е изд., испр. и доп. -  М.: Вентана - Граф, 2008. – 160 с.: ил. (Начальная школа XXI века)

Рабочие тетради:

Пишем грамотно: 4 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений/ М. И.  Кузнецова. – 2-е изд., испр. -  М.: Вентана-Граф, 2013 – 64 с.: ил.

К

К

25

25

       100%

100%

Стандарт начального образования по русскому языку.

Д

1

        100%

Сборник программ

 к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Д

1

        100%

2. Печатные пособия

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку

  1. Три склонения имён существительных.
  2. Как определять спряжение глагола.
  3. Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица с предлогами.
  4. Окончания имён существительных.
  5. Склонение имён существительных 3-го лица с предлогами.
  6. Мягкий знак после шипящих.
  7. Однородные члены предложения.
  8. Окончания глаголов.
  9. Падежи.

Д

1

100%

Словари всех типов по русскому языку

1.С.И.Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, Москва, 2005г;

2.Д.Н.Ушаков, С.Е Крючков Орфографический словарик школьника,

М.  Просвещение»,1980

3.Т.Л.Фёдорова Словарь Разбор слова по составу, Москва ЛадКом, 2010

4. Е.А.Абрамова Трудные орфограммы в таблицах и схемах, Издательский дом Литература Санкт-Петербург, 2005

4. В.П.Жуков, А.В.Жуков Школьный фразеологический словарь русского языка Москва «Просвещение», 1989

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

1

1

1

1

1

25

1

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Учебные диски

Программно-методический комплекс. Семейный наставник. Русский язык. Начальная школа. Ч.1,2 Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. Мультимедийный учебник

Обучающая программа-тренажер по русскому языку. 4000 заданий. Фраза.

Д

Д

1

1

100%

100%



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...