Урок русского языка в 3-м классе. Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Olga Pelikh

Тема. Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки.

Цель: знакомство с правописанием  мягкого знака на конце существительных после шипящих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_otkrytyy_v_3kl.docx36.91 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок русского языка в 3-м классе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема. Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки.

Формы работы: индивидуальная, в парах, фронтальная

   УМК «Школа России»

Цель: знакомство с правописанием  мягкого знака на конце существительных после шипящих.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

- выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода;

- формирование умения различать слова мужского и женского рода;

- развитие орфографической зоркости.

Личностные результаты:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитание у учащихся уважения к мнению других.

Метапредметные  результаты.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

- создание алгоритма деятельности при решении проблемы;

- развитие внимания, мышления.

Коммуникативные:

- формирование умения работать в группах;

- развитие умения высказывать своё мнение, доказывать свою точку зрения.

Регулятивные:

- формирование умения выполнять свои действия по образцу;

- оценивание результата выполнения задания;

- сравнение своих ответов с ответами одноклассников.

Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.

Самоопределение.

Цели этапа: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установление тематических рамок.

Настрой на урок:

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запоминать.

Настраиваются на работу.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные: настрой на сотрудничество.

2.

Актуализация знаний.

Цели этапа: повторить изученные орфограммы,

стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме.

- Наш урок хочу начать с орфографической минутки.

 Списать, вставить пропущенные буквы.

М.дведь, с.л.вьи, т.традь, к.ртофель, с.рень, в.р.обьи, м.рковь.

- Что общего у этих слов?

- Какую работу выполняет в них Ь?

Хотя Ь и не обозначает звука, он является очень важной трудолюбивой буквой.

Грамматическая разминка

Шланг

Жизнь

Чтение

Щит

Вопросы:

  1. Назовите слова, которые относятся к. м.р.?
  2. Назовите слово ж. р.
  3. Назовите сущ, которое имеет только форму ед.ч
  4. Слово, где звуков меньше, чем букв.
  5. Какой частью речи являются слова?
  6. Назовите по порядку первые буквы в словах.

- Какие звуки они обозначают?

-словарные слова

-это существительные

-во всех словах есть Ь

является показателем мягкости, разделительным ь

Шланг, щит

Жизнь

Чтение

Жизнь

именем существительным

ша, жэ, чэ, ща

[ш], [щ],[ч],[ж]- шипящие

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенного.

3.

Определение темы урока. 

Цели этапа:  

- постановка проблемы.

-Мы вспомнили, какую работу выполняет  мягкий знак и шипящие звуки.

Как эти задания можно связать друг с другом?

(дети определяют тему урока и ставят цели)

Определяют тему «Ь на конце имен существительных после шипящих» ( Если не удается, то открываем учебник на стр.40 и читаем) 

Личностные: проявлять интерес к изучению темы.

Регулятивные: постановка цели.

Познавательные: логические решения проблем, доказательство.

4.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Цели этапа:  выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода. ; формировать монологическое высказывание.

 На доске: Нож, ложь, камыш, врач, ночь, вещь, глушь, плащ, рожь.  

- Слова какой части речи записаны?

- На какие две равные группы можно разделить эти слова?

Ученик у доски, другие работают в тетрадях.

Проверяем:

Что заметили?

 

Сформулируйте правило.

Давайте сравним правило в учебнике с тем, что вывели мы.

Тогда предлагаю выполнить задания.

1.Работа в парах. (бланки с заданием лежат на партах, слова записаны в столбик)

1в. проводит стрелочки к существительным ж.р.,

2в. проводит стрелочки к существительным м.р.

Фарш, богач, мышь, ложь, дочь, гараж, пальтецо, овощ, кирпич, мелочь, клещ, экипаж, речь, шалаш, молодёжь, гуашь.

Проверить: Дети зачитывают слова своего варианта.

-Как написаны слова м.р.? ж.р.?

- С какой целью выполняется данное задание?

Существительные

( м.р., ж. р.)

М. р.

Ж.р.

Нож

рожь

камыш

ночь

врач

вещь

плащ

глушь

-Мягкий знак после шипящих пишется на конце имён существительных только женского рода.А у сущ. м.р. Ь знак не пишется.

-В учебнике. Стр. 41

Читают правило.

  м.р.              ж.р.

Фарш               ложь

богач                дочь

гараж               мышь

овощ                мелочь

кирпич            речь

клещ                молодёжь

экипаж            гуашь

шалаш

У сущ. м.р. на конце  Ь не пишется. У сущ. ж.р. на конце после шипящих пишется Ь.

Личностные: целеполагание.

Познавательные: осмысление изученного.

Регулятивные: постановка цели, самопроверка.

Коммуникативные: умение договариваться, считаться с мнением других, контроль партнеров.

5.

Динамическая пауза.

Физминутка.

- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительного женского рода,

 вы хлопаете, если услышите существительное мужского рода, топаете.

Печь, мышь, кирпич, прыщ,  тишь, борщ, ландыш, полночь, багаж, калач.

Личностные: умение сотрудничать.

6.

Применение полученных знаний.

Цели этапа: 

- создание алгоритма деятельности при решении проблемы;

- развитие внимания, мышления. ; формулирование монологического высказывания.

2. Молодцы, а теперь задание  посложнее. Нужно подобрать подходящее по смыслу существительное к прилагательному и записать словосочетание. (на доске по словосочетания)

Колючий …(ёж),

солнечный… (луч),

полевая…(мышь),

верный …(товарищ),

 тёмная… (ночь) ,

 острый… (нож),

 русская… (речь),

 тяжелый …(багаж).

3. Работа в п/основе стр.26, задание 2.

-выполняется самостоятельно.

(Прочитай, образуй от данных слов имена существительные в единственном числе. Запиши их.

лучи-_____                      лещи-________

ночи-_____                      кирпичи-_____

малыши-____                  вещи-________

сторожа-_____                ножи-________ )

Проверка:

-у кого это задание вызвало затруднение?

-Кто объяснит, как данное упражнение нужно было выполнить?

-С какой целью выполняли данное задание?

Дети объясняют написание подобранных слов.

Дети работают самостоятельно, работа проверяется.

Регулятивные: контроль и оценка полученных знаний; умение подтверждать, доказывать своё мнение; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные: развитие познавательных способностей.

7.

Самостоятельная работа.

Цели этапа: проверить результат выполненного задания.

-Я предлагаю поработать самостоятельно. Ваша задача – написать ь там ,где он нужен. Каждый из вас покажет, насколько он разобрался в данной

 проблеме. Вы оцените себя, а потом я оценю вас,  и каждый получит отметку. (Слова напечатаны на листах)

   Луч?, морж?, трубач?, товарищ?, ноч?, ключ?, сыч?, рож?, циркач?, марш?

Работают на листах.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности УД.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать других.

Регулятивные: контроль знаний и самопроверка.

8.

Рефлексия учебной деятельности.

Цели этапа: научить:

соотносить полученный результат с поставленной целью, оценивать результат своей деятельности, оценивать результат учебной деятельности.

Домашнее задание.

Подведём итоги.

Вернёмся к теме нашего урока. Как она звучит?

Какие цели ставили для себя?

Поднимите руки, кто добился поставленной цели?

1.Верно ли, что на конце существительных  ж. р. после шипящих всегда пишется ь знак?

2.Верно ли, что на конце существительных м. р. после шипящих не пишется ь знак?

3.Верно ли, что ь знак после шипящих на конце существительных указывает: на род существительных?

-Выучить правило, выполнить упр.451 на стр.41.

Ответы детей.

да

да

да

Записывают д/з в дневники.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...

Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс

Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной  работы учеников. ...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

Конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

Конспект урока открытия новых знаний по теме «Мягкий знак  (Ь) на конце имен существительных после шипящих»  в 3 классе по программе "Школа России"....