№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1. | Самоопределение. Цели этапа: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установление тематических рамок.
| Настрой на урок: Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Хорошо запоминать. | Настраиваются на работу. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: настрой на сотрудничество.
|
2. | Актуализация знаний. Цели этапа: повторить изученные орфограммы, стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме.
| - Наш урок хочу начать с орфографической минутки. Списать, вставить пропущенные буквы.
М.дведь, с.л.вьи, т.традь, к.ртофель, с.рень, в.р.обьи, м.рковь. - Что общего у этих слов? - Какую работу выполняет в них Ь? Хотя Ь и не обозначает звука, он является очень важной трудолюбивой буквой. Грамматическая разминка Шланг Жизнь Чтение Щит Вопросы: - Назовите слова, которые относятся к. м.р.?
- Назовите слово ж. р.
- Назовите сущ, которое имеет только форму ед.ч
- Слово, где звуков меньше, чем букв.
- Какой частью речи являются слова?
- Назовите по порядку первые буквы в словах.
- Какие звуки они обозначают?
|
-словарные слова -это существительные -во всех словах есть Ь
является показателем мягкости, разделительным ь
Шланг, щит Жизнь Чтение Жизнь именем существительным ша, жэ, чэ, ща
[ш], [щ],[ч],[ж]- шипящие
| Регулятивные: целеполагание. Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенного.
|
3. | Определение темы урока. Цели этапа: - постановка проблемы.
| -Мы вспомнили, какую работу выполняет мягкий знак и шипящие звуки. Как эти задания можно связать друг с другом?
(дети определяют тему урока и ставят цели)
|
Определяют тему «Ь на конце имен существительных после шипящих» ( Если не удается, то открываем учебник на стр.40 и читаем) | Личностные: проявлять интерес к изучению темы. Регулятивные: постановка цели. Познавательные: логические решения проблем, доказательство.
|
4. | Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала. Цели этапа: выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода. ; формировать монологическое высказывание.
| На доске: Нож, ложь, камыш, врач, ночь, вещь, глушь, плащ, рожь. - Слова какой части речи записаны? - На какие две равные группы можно разделить эти слова? Ученик у доски, другие работают в тетрадях.
Проверяем: Что заметили?
Сформулируйте правило.
Давайте сравним правило в учебнике с тем, что вывели мы.
Тогда предлагаю выполнить задания. 1.Работа в парах. (бланки с заданием лежат на партах, слова записаны в столбик) 1в. проводит стрелочки к существительным ж.р., 2в. проводит стрелочки к существительным м.р.
Фарш, богач, мышь, ложь, дочь, гараж, пальтецо, овощ, кирпич, мелочь, клещ, экипаж, речь, шалаш, молодёжь, гуашь.
Проверить: Дети зачитывают слова своего варианта.
-Как написаны слова м.р.? ж.р.? - С какой целью выполняется данное задание?
|
Существительные
( м.р., ж. р.)
М. р. | Ж.р. | Нож | рожь | камыш | ночь | врач | вещь | плащ | глушь |
-Мягкий знак после шипящих пишется на конце имён существительных только женского рода.А у сущ. м.р. Ь знак не пишется.
-В учебнике. Стр. 41 Читают правило.
м.р. ж.р. Фарш ложь богач дочь гараж мышь овощ мелочь кирпич речь клещ молодёжь экипаж гуашь шалаш
У сущ. м.р. на конце Ь не пишется. У сущ. ж.р. на конце после шипящих пишется Ь.
| Личностные: целеполагание. Познавательные: осмысление изученного. Регулятивные: постановка цели, самопроверка. Коммуникативные: умение договариваться, считаться с мнением других, контроль партнеров.
|
5. | Динамическая пауза. | Физминутка. - Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительного женского рода, вы хлопаете, если услышите существительное мужского рода, топаете. Печь, мышь, кирпич, прыщ, тишь, борщ, ландыш, полночь, багаж, калач.
|
| Личностные: умение сотрудничать.
|
6. | Применение полученных знаний.
Цели этапа: - создание алгоритма деятельности при решении проблемы; - развитие внимания, мышления. ; формулирование монологического высказывания.
| 2. Молодцы, а теперь задание посложнее. Нужно подобрать подходящее по смыслу существительное к прилагательному и записать словосочетание. (на доске по словосочетания) Колючий …(ёж), солнечный… (луч), полевая…(мышь), верный …(товарищ), тёмная… (ночь) , острый… (нож), русская… (речь), тяжелый …(багаж).
3. Работа в п/основе стр.26, задание 2. -выполняется самостоятельно. (Прочитай, образуй от данных слов имена существительные в единственном числе. Запиши их. лучи-_____ лещи-________ ночи-_____ кирпичи-_____ малыши-____ вещи-________ сторожа-_____ ножи-________ )
Проверка: -у кого это задание вызвало затруднение? -Кто объяснит, как данное упражнение нужно было выполнить? -С какой целью выполняли данное задание?
|
Дети объясняют написание подобранных слов.
Дети работают самостоятельно, работа проверяется. | Регулятивные: контроль и оценка полученных знаний; умение подтверждать, доказывать своё мнение; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные: развитие познавательных способностей.
|
7. | Самостоятельная работа. Цели этапа: проверить результат выполненного задания. | -Я предлагаю поработать самостоятельно. Ваша задача – написать ь там ,где он нужен. Каждый из вас покажет, насколько он разобрался в данной проблеме. Вы оцените себя, а потом я оценю вас, и каждый получит отметку. (Слова напечатаны на листах) Луч?, морж?, трубач?, товарищ?, ноч?, ключ?, сыч?, рож?, циркач?, марш?
| Работают на листах. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности УД. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать других. Регулятивные: контроль знаний и самопроверка.
|
8. | Рефлексия учебной деятельности. Цели этапа: научить: соотносить полученный результат с поставленной целью, оценивать результат своей деятельности, оценивать результат учебной деятельности.
Домашнее задание. | Подведём итоги. Вернёмся к теме нашего урока. Как она звучит? Какие цели ставили для себя? Поднимите руки, кто добился поставленной цели?
1.Верно ли, что на конце существительных ж. р. после шипящих всегда пишется ь знак? 2.Верно ли, что на конце существительных м. р. после шипящих не пишется ь знак? 3.Верно ли, что ь знак после шипящих на конце существительных указывает: на род существительных?
-Выучить правило, выполнить упр.451 на стр.41.
| Ответы детей.
да
да
да
Записывают д/з в дневники. |
|