Рабочая программа по русскому языку 3 класс по учебнику С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Структура данной программы соответствует ФГОС - планируемые результаты (ученик научиться/ ученик получит возможность научиться), материально-техническая база, нормы оценок, в тематическом планировании УУД расписаны по разделам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_russkiy_yazyk.docx | 84.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации Завьяловского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Завьяловская средняя общеобразовательная школа №1 Завьяловского района» Алтайского края
«Принято» на педагогическом совете Протокол №______от « __» _______ 2013г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР ____ Жукова М. А « ___» _________ 2013г | «Утверждаю» Директор _______ВД Ремпель Приказ №____от «_____»_________2013 |
Рабочая программа
по
русскому языку
3 – г класс
Сроки реализации : 2013-2014 г
Составитель : Гартунг Татьяна Михайловна
учитель начальных классов
С.Завьялово
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 176 с.).
Программа рассчитана на 170 часов.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 160 с.: ил.
Кузнецова, М. И. Пишем грамотно: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2012 – 64 с.: ил.
Кузнецова, М. И. Учусь писать без ошибок: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 64 с.: ил.
Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольный диктант.
В авторскую программу изменения не внесены.
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.
Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
Целями обучения русскому языку являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, мы тем самым формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:
- грамотное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге);
- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.
Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь — это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов.
В то же время следует иметь в виду, что представление о «человеке пишущем» (взрослом) нельзя формально перенести на учащегося начальной школы. В силу возрастных и психологических особенностей у младших школьников не сформировано умение комплексного решения учебной задачи по русскому языку, включающего анализ речевой ситуации; выбор языковых средств для адекватной передачи мысли; контроль за безошибочным письмом; выделение и характеристику языковой единицы того или иного уровня, так как каждая из поставленных задач требует определенного вида деятельности. В связи с этим в программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2, 3 и 4 классов.
Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения. Например, уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Цель развития языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству в отдельный блок не выделяется, так как ее реализация осуществляется попутно на уроках других блоков.
В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Однако, на скрытом уровне, работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов; работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык».
Такое структурирование курса позволяет:
- успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
- решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
- сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
- избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Содержание программы 3 класс (170 ч)
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) 62.ч.
Фонетика. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова 3 ч.
Состав слова. Повторение изученного во 2 кл. на основе введения разбора слова по составу 4 ч.
Синтаксис 18 ч.
Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Однородные члены предложения.
Морфология 37 ч.
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) 53.ч.
Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.
Правописание надежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но).
«Развитие речи» 30 ч.
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
Резервные уроки 25 ч.
«Правописание » …….ч.
«Педагогическая диагностика успешности» …….ч.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:
различать:
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
- предложения с однородными членами;
выделять, находить:
- грамматическую основу простого двусоставного предложения;
- в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
решать практические задачи:
- проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
- характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);
- составлять план текста (при помощи учителя);
применять правила правописания:
- падежных окончаний имен существительных;
- суффиксов имен существительных – онок-(-ёнок-), -ек-,-ик-,-ост(ь)-;
- падежных окончаний имен прилагательных;
- словарных слов, определенных программой;
- постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
Курсивом обозначены темы для ознакомления. Материал этих тем не является обязательным для усвоения и не выносится в уровень требований, предъявляемых к выпускнику начальной школы.
Основные планируемые результаты в ходе изучения учебного предмета русский язык
Базовый уровень
Тема | Формируемое умение |
Правописание | Умение правильно списывать предложение |
Морфология | Умение выделять грамматичскую основу в распространённом предложении |
Умение определять части речи: глагол и имя существительное | |
Орфография | Умение видеть и выделять орфограмму в слове: проверяемая безударная гласная в корне слова |
Умение видеть и выделять орфограмму в слове: непроизносимая согласная в корне слова | |
Умение видеть и выделять орфограмму в слове: парная согласная | |
Фонетика | Умение выделять буквы мягких согласных |
Повышенный уровень
Тема | Формируемое умение |
Работа с текстом | Умение восстанавливать деформированный текст |
Развитие речи | Первичное умение строить свободное высказывание на заданную тему |
Лексика, морфология | Умение объяснять значение слова, выбрав для толкования два слова разых частей речи |
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Выпускник получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- ·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации относительно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
·
Испoльзoвaниe пакетa итoгoвых кoмплексныx paбoт пoзвoляeт пpoслeдить динамику фopмиpoвaния oснoвных пpeдмeтных навыков, имеющих большое значение для дальнейшего обучения.
Овладение основополагающими понятиями и способами действий по изученным разделам курса в том числе:
- звуко-буквенный анализ;
- первичное представление о частях речи;
- элементарный морфемный и морфологический анализ;
- грамматический и синтаксический анализ.
Умение строить свободные высказывания-предложения и микротексты, содержащие сводный комментарий или читательский отклик на прочитанный текст, в том числе микротексты с лементами рассуждения и оценки, предложения и микротексты математического характера.
Сформированность навыков правописания, техники оформления текста.
НОРМЫ ОЦЕНОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов предназначены для обеспечения прочности усвоения детьми учебного материала по каждому из предметов начального цикла на уровне, требуемом программами.
Эти нормы позволяют осуществить систематический контроль за успешностью обучения учащихся, принимать меры к устранению пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся.
Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.
Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем со второго класса.
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).
За одну ошибку в диктанте считаются:
а) два исправления;
б) две пунктуационные ошибки;
в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в конце ы,
г) две негрубые ошибки.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
а) повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);
б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена;
в) дважды написано одно и то же слово в предложении;
г) недописанное слово.
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие красной строки;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
За ошибку в диктанте не считают:
а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
в) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Организация и проведение диктанта.
Текст диктанта диктуется учителем в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка в следующей последовательности. Сначала текст диктанта читается учителем целиком. Затем последовательно диктуются отдельные предложения. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Предложения в 6 - 8 слов повторяются учителем в процессе записи еще раз.
После записи всего текста учитель читает диктант целиком, делая небольшие паузы после каждого предложения.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится 2 - 3 вида грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
На проведение контрольных работ, включающих грамматические задания, отводится 35-40 минут, в 1-м классе - не более 35 минут.
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.
Оценка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок; работа написана неряшливо.
При оценке текущих и итоговых проверочных письменных работ учащихся, представляющих собой списывание текста (с учебника, доски и т.д.), применяются следующие нормы оценки:
Оценки
Допустимое количество орфографических и пунктуационных ошибок при которых выставляются оценки
Оценки | Допустимое количество орфографических и пунктуационных ошибок при которых выставляются оценки | ||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
| |
"5" | - | - | - | 1 исправление |
|
"4" | 1-2 ошибки и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление |
|
"3" | 3 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление |
|
"2" | 4 ошибки | 3 ошибки | 3 ошибки | 3 ошибки |
|
При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:
главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;
умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Оценка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).
Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).
Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок) .
В 1-4-х классах проводятся работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера - примерно один раз в 10-15 дней.
Объем текстов изложений должен примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов.
В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.
Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность. При проверке изложений и сочинений выводится 2 оценки: за содержание и грамотность.
Оценка "5" ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).
Оценка "4" ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления.
Оценка "3" ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.
Оценка "2" ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.
Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся (2-4-й классы).
Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ и контрольных (один раз в четверть). Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами.
Объем словарных диктантов:
2 класс 8 - 10 слов,
3 класс 10 - 12слов,
4 класс 12 -15 слов.
Оценивание словарных диктантов:
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение работы;
Оценка "4" ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;
Оценка "3" ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;
Оценка "2" ставится, если допущено 3 - 5 ошибок.
Оценивание письменной работы по русскому языку в классах коррекционно - развивающего обучения за курс начальной школы.
На основании примечания к инструктивному письму МО и ВШ РК от 29.03.99. № 05-14 в основе данного оценивания лежат следующие показатели:
- положительная динамика усвоения знаний учащимися;
- правильность выполнения заданий и их объем;
Ошибки :
- отсутствие изученных знаков в конце предложения и заглавной буквы в начале;
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
Недочеты:
- ошибки связанные с особенностями психического развития ребенка (перестановка букв, замена, зеркальное отражение, пропуск букв);
- слова, не регулируемые правилами, круг которых очерчен программой начальной школы, рекомендовано выписать на доске (словарные);
- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие "красной строки";
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов)
Снижение отметки за общее впечатление от работы не допускается.
Оценка "2" ставится, если допущено 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 и 8; 5 и 9; 8 и 6 (соответственно).
Уровни усвоения (для слабых учащихся):
80-100% - оптимальный;
65-79% - допустимый;
50-64% - критический;
ниже 50% - недопустимый.
Оценка устных ответов.
Устный ответ является важным способом учета знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам. При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
3) последовательность изложения и культура речи.
Полный ответ ученика, особенно 2-го, 3-го классов, должен представлять собой связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им изученного материала: умении подтверждать ответ (правила, определения) своими примерами, опознавать в тексте по заданию учителя те или иные грамматические категории (члены предложения, части речи, части слова, склонение, падеж, род, число и др.), слова на определенные правила, умения объяснять их написание, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений и прежде всего при проведении разного рода разборов слов (звукобуквенного, по составу, морфологического) и предложений.
Уже на начальной стадии формирования речи младших школьников устные ответы их должны быть доказательными, в достаточной мере самостоятельными и правильными в речевом оформлении (соблюдена последовательность изложения мыслей, не нарушены нормы литературного языка в употреблении слов, построении предложений и словосочетаний).
Оценка "5" ставится, если ученик:
- дает полный и правильный ответ;
- обнаруживает осознанное усвоение программного материала;
- подтверждает ответ своими примерами;
- самостоятельно и правильно применяет знания при проведении разборов слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания;
- отвечает связно, последовательно, без недочетов в речи.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- дает ответ, близкий к требованиям, установленным для оценки "5", но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и разборе слов и предложений, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.
Оценка "3" ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но:
- отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя;
- затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами;
- допускает ошибки при работе с текстом и разборе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя;
- излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающие их смысл, в разборе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя; речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.
Базовый уровень 0 - 60% | 60 - 77% | 77 - 90% | 90 - 100% |
менее 17 баллов | 18 - 22 балла | 23 -26 баллов | 27-30 баллов |
"2" | "3" | "4" | "5" |
Итоговая оценка знаний, умений и навыков
Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок уровня грамотности, степени усвоения элементов грамматики и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка письменных работ. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика, а не выводиться как средняя оценка из всех.
Учебно-методические средства обучения
Литература
Для учителя:
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.
- Журова Л.Е. Беседы с учителем. Третий класс четырёхлетней начальной школы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008.
- Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е. Э. и др. Проверочные тестовые работы. Учебное пособие для 3 класса. – М.: Вентана-Гаф, 2007.
- Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: комментарии к урокам. – М.: Вентана-Гаф, 2007.
- Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения– М.: Вентана-Граф, 2007.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: ООО «Изд. Оникс: ООО «Изд. «Мир и образование», 2007.
- Словообразовательный словарь русского языка для школьников – М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2007.
Для ученика:
- Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык: Учебник в двух частях. – М. Вентана-Граф, 2009.
- Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочие тетради №1, №2. – М. : Вентана-Граф, 2012.
- Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок: коррекционно-развивающая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Крючков С.Е., Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. – М.: Просвещение, 2004.
- Михайлова С. Ю. Запоминаем слова с непроверяемыми написаниями: рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Гаф, 2009.
- Ушакова О. Д. Толковый словарик школьника. – СПб: Литера, 2005
- Ушакова О. Д. Этимологический словарик школьника. – СПб: Литера, 2005
- Ушакова О. Д. Словарик иностранных слов. – СПб: Литера, 2005
Оборудование
- Таблица «Звуки и буквы».
- Карточки «Словарные слова».
- Схема-алгоритм «Фонетический разбор слова».
- Схема-алгоритм «Разбор слова по составу».
- Схема-алгоритм «Правописание безударных гласных в корне слова».
- Схема-алгоритм «Правописание согласных в коне слова».
- Таблица «Словообразование».
- Схема-алгоритм «Правописание непроизносимых согласных».
- Сема-алгоритм «Правописание суффиксов», «Правописание приставок».
- Таблица «Виды предложений».
- Таблица «Главные члены предложения».
- Схема-алгоритм «Как найти главные члены предложения».
- Схема-алгоритм «Как найти в предложении словосочетания».
- Таблица «Обстоятельство».
- Таблица «Определение».
- Таблица «Слова с двумя корнями».
- Таблица «Дополнение».
- Схема-алгоритм «Буквы о, ё после шипящих в коне слова».
- Таблица «Однородные члены предложения».
- Схема-алгоритм «Звук [ы] после звука [ц]».
- Таблица «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».
- Таблица «Части речи».
- Таблица «Самостоятельные и служебные части речи».
- Схема «Имя существительное».
- Таблица «Род имён существительных».
- Таблица «Число имён существительных».
- Схема «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных!.
- Таблица «Падежи имён существительных».
- Таблица «Склонение имён существительных».
- Схема-алгоритм «Суффиксы –ец- и –иц- в сочетаниях –ичк- и –ечк-«.
- Схема-алгоритм «Сочетания –инк- и –енк-«.
- Схема-алгоритм «Безударные окончания имён существительных».
- Таблица «Одуш. и неодуш. Имена существительные».
- Таблица «Имена существительные собственные и нарицательные».
- Схема-алгоритм «гласные в окончаниях им. сущ. после шипящих и «ц».
- Таблица «Имя прилагательное».
- Схема-алгоритм «Существительные на –ий,-ия, -ие».
- Таблица «Качественные имена прилагательные».
- Таблица «Степени сравнения качественных прилагательных».
- Схема-алгоритм «Правописание окончаний имён прилагательных».
- Таблица «Относительные имена прилагательные».
- Схема-алгоритм «Правописание относительных имён прилагательных».
- Таблица «Притяжательные имена прилагательные».
- Схема-алгоритм «Правописание притяжательных имён прилагательных».
- Схема-алгоритм «Написание букв о, е в окончаниях имён прилагательных».
- Схема-алгоритм «правописание краткой формы качественных имён прилагательных».
- Таблица «Местоимение».
- Схема-алгоритм «Личные местоимения».
- Таблица «Склонение местоимений».
- Схема-алгоритм «Правописание местоимений с предлогами».
№ | Наименование темы | Раздел | Тип урока | Планируемые УУД |
1 | Повторяем фонетику | Как устроен наш язык. | Повторение ранее изученного | Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; Познавательные: понимание назначения условных обозначений транскрипции; умение пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике, тетради; Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия с партнером,. Личностные: проявлять интерес к новому учебному предмету. |
2 | Правила написания большой | Правописание. | ||
3 | Фонетический анализ слова | Как устроен наш язык. | Повторение ранее изученного | |
4 | Правила переноса слов | Правописание. | ||
5 | Повторяем: текст, его признаки и типы | Развитие речи. | ||
6 | Фонетический анализ слова | Как устроен наш язык. | Повторение ранее изученного | |
7 | Правила обозначения гласных после шипящих | Правописание. | ||
8 | Состав слова | Как устроен наш язык. | Повторение ранее изученного | Регулятивные: оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Познавательные: наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. |
9 | Правописание безударных гласных в корне слов | Правописание. | ||
10 | Проверочная работа. Списывание | |||
11 | Работа над ошибками Разбор слова по составу | Как устроен наш язык. | Урок закрепления знаний, умений. | |
12 | Правописание согласных в корне | Правописание. | Проверка и оценка знаний по теме | |
13 | Словообразование | Как устроен наш язык. | ||
Урок закрепления знаний, умений. | ||||
14 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | Правописание. | Закрепление знаний и способов деятельности | Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. Познавательные: логические – осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника). Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. |
15 | Текущий диктант №1. «Повторение орфограмм корня»» | Урок закрепления знаний, умений. | ||
16 | Текст и его заглавие | Развитие речи. | ||
17 | Разбор слова по составу и словообразование | Как устроен наш язык. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | |
18 | Вспоминаем правописание суффиксов Повторяем правописание приставок | Правописание. | ||
19 | Проверочная работа. «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу» | |||
20 | Работа над ошибками. Заглавие и начало текста | Развитие речи | Познавательные: учебно-коммуникативные – адекватно воспринимать устную речь; ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Регулятивные: осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль. Коммуникативные: согласовывать свои действия с партнером, активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. | |
21 | Предложение и его смысл. Слова в предложении | Как устроен наш язык. | Урок закрепления знаний, умений. | |
22 | Виды предложения по цели высказывания | Как устроен наш язык. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | |
23 | Последовательность предложений в тексте | Как устроен наш язык. | ||
24 | Деление текста на абзацы | Развитие речи | ||
25 | Главные члены предложения | Как устроен наш язык. | Урок закрепления знаний, умений. | |
26 | Словарный диктант Повторяем правописание ъ и ь знаков | Правописание. | Проверка и оценка знаний по теме | |
27 | Главные члены предложения | Как устроен наш язык. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | |
28 | Учимся писать приставки | Правописание. | ||
29 | Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з- и с- | Правописание. | ||
30 | Подлежащее | Как устроен наш язык. | ||
31 | Сказуемое | Как устроен наш язык. | ||
32 | Учимся писать письма | Развитие речи | Урок закрепления знаний, умений. | |
33 | Подлежащее и сказуемое | Как устроен наш язык | ||
34 | Учимся писать письма | Развитие речи. | ||
35 | Итоговая контрольная работа «Простое предложение» | Урок закрепления знаний, умений. | ||
36 | Второстепенные члены предложения | Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности | Познавательные:учебно -организационные – умение определять последовательность действий.Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях). Регулятивные:осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль. Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. | |
37 | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство | Как устроен наш язык | ||
38 | Учимся писать приставку с- | Правописание | Изучение и первичное закрепление новых знаний | |
39 | Итоговый диктант по теме «Орфограммы, изученные во втором классе» | |||
40 | Работа над ошибками Обстоятельство | Как устроен наш язык. | ||
41 | Учимся писать письма | Развитие речи. | ||
42 | Определение | Как устроен наш язык. | Познавательные: учебно-интеллектуальные – формирование приёмов мыслительной деятельности. Регулятивные:учиться работать по предложенному учителем плану; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха. Коммуникативные:готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. | |
43 | Определение | Как устроен наш язык. | Урок закрепления знаний, умений. | |
44 | Повторение и закрепление. | |||
45 | Учимся писать слова с двумя корнями. | Правописание. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | |
46 | Определение. | Как устроен наш язык. | ||
47 | Запоминаем соединительные гласные О, Е. | Правописание | ||
48 | Учимся писать письма. | Развитие речи. | Урок закрепления знаний, умений. | |
49 | Дополнение. | Как устроен наш язык | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Познавательные:соотносить результат своей деятельности с эталоном, образцом, правилом. Регулятивные:учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха. Коммуникативные:готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. |
50 | Учимся писать буквы О, Ё после шипящих в корне слова. | Правописание. | ||
51 | Дополнение. | Как устроен наш язык. | Урок закрепления знаний, умений | |
52 | Учимся писать письма. | Развитие речи. | Урок закрепления знаний, умений. | |
53 | Текущая проверочная работа по теме: «Простое предложение» | |||
54 | Однородные члены предложения. | Как устроен наш язык | Комбинированный урок | |
55 | Учимся обозначать звук Ы после звука Ц | Правописание. | Проверка и оценка знаний по теме | |
56 | Текущий диктант «Правописание слов, образование сложением; о-ё после шипящих, Ы после ц №2 | |||
57 | Работа над ошибками Однородные члены предложения. | Как устроен наш язык. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Познавательные:учебно-организационные – умение определять последовательность действий.Использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. Регулятивные:учиться работать по предложенному учителем плану; осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. |
58 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | Правописание. | ||
59 | Учимся писать письма | Развитие речи. | ||
60 | Однородные члены предложения. | Как устроен наш язык. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | |
61 | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами | Правописание. | ||
62 | Однородные члены предложения. | Как устроен наш язык. | Комбинированный урок | |
63 | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами | Правописание. | Урок закрепления знаний, умений. | |
64 | Учимся писать письма | Развитие речи. | ||
65 | Повторяем фонетику и состав слова. | Как устроен наш язык. | Закрепление знаний и способов деятельности | Познавательные: учебно-коммуникативные – написание под диктовку. Регулятивные: осуществлять самоконтроль при выполнении работы. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. |
66 | Словарный диктант. Повторение. | Правописание. | ||
67 | Части речи. | Как устроен наш язык. | ||
68 | Части речи. | Как устроен наш язык. | Комбинированный урок | |
69 | Самостоятельные и служебные части речи. | Как устроен наш язык. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | |
70 | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие | |||
71 | Имя существительное | Как устроен наш язык. | Закрепление знаний и способов деятельности | Познавательные:преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям. Регулятивные:определять и формулировать цель деятельности на уроке;учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);слушать и понимать речь других. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. |
72 | Имя существительное Повторение. | Как устроен наш язык. | ||
73 | Учимся писать изложение. | Развитие речи. | ||
74 | Род имён существительных. | Как устроен наш язык. | Комбинированный урок | |
75 | Род имён существительных. | Как устроен наш язык. | Урок закрепления знаний, умений. | |
76 | Итоговый диктант по теме «Правописание изученных орфограмм» №2 | Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности | ||
77 | Работа над ошибками. | Правописание. | ||
78 | Учимся писать изложение. Педагогическая диагностика Успешности | Развитие речи. | Познавательные:учебно-организационные – умение определять последовательность действий. Регулятивные:освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха. Коммуникативные:готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. | |
79 | Имя существительное Число имен существительных | Как устроен наш язык. | Комбинированный урок | |
80 | Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных. | Правописание. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | |
81 | Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных. | Правописание. | ||
82 | Число имен существительных | Как устроен наш язык. | Комбинированный урок | Познавательные:учебно-организационные – умение определять последовательность действий. Регулятивные:учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные:готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. |
83 | Изменение имен существительных по числам | Как устроен наш язык. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | |
84 | Изменение имен существительных по числам. | Как устроен наш язык. | ||
85 | Учимся писать изложение. | Развитие речи. | Комбинированный урок | |
86 | Изменение имен существительных по падежам. | Как устроен наш язык. | Комбинированный урок | |
87 | Падеж имен существительных | Как устроен наш язык. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | |
88 | Падеж имен существительных | Как устроен наш язык. | ||
89 | Слова с удвоенными согласными в корне слова. | Правописание. | Познавательные:находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, таблицах;делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные:учиться работать по предложенному учителем плану; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные:учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. | |
90 | Учимся писать письма | Развитие речи. | Комбинированный урок | |
91 | Падеж имен существительных | Как устроен наш язык. | Комбинированный урок | |
92 | Текущая контрольная работа на тему: «Части речи. Род и число имён существительных» | Проверка и оценка знаний по теме | ||
93 | Работа над ошибками. Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных | Правописание. | Познавательные:делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные:учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные:учиться слушать и понимать речь других. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. | |
94 | Падеж имен существительных | Как устроен наш язык. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | |
95 | Учимся писать суффиксы -ец- и –иц- и сочетания –ичк- и ечк-. | Правописание. | ||
96 | Учимся писать суффиксы -ец- и –иц- и сочетания –ичк- и ечк- инк, енк | Правописание. | ||
97 | Работа с текстом. | Развитие речи. | Урок закрепления знаний, умений. | Познавательные: учебно-организационые – владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат своей деятельности с эталоном, образцом, правилом. Регулятивные: осуществлять самоконтроль при выполнении работы. Коммуникативные:учиться слушать и понимать речь других. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. |
98 | Склонение имен существительных | Как устроен наш язык. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | |
99 | Проверочная работа. Текущий диктант №3 | |||
100 | Склонение имен существительных | Как устроен наш язык. | Урок закрепления знаний, умений. | |
101 | Правописание безударных окончаний имен существительных 1 склонения. | Правописание. | ||
102 | Работа с текстом. | Развитие речи. | ||
103 | Склонение имен существительных | Как устроен наш язык. | Урок закрепления знаний, умений. | |
104 | Тестирование на тему «Род, число, падеж имён существительных» | Проверка и оценка знаний по прой денному материал | Познавательные:овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные:учиться слушать и понимать речь других. Регулятивные:учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. | |
105 | Правописание Безударных окончаний имен существительных 1 склонения. | Правописание. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | |
106 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | Как устроен наш язык. | ||
107 | Правописание безударных окончаний имен существительных 2 склонения. | Правописание. | Урок закрепления знаний, умений. | |
108 | Учимся писать изложение. | Развитие речи | ||
109 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | Как устроен наш язык. | ||
110 | Правописание безударных окончаний имен существительных 2 склонения. | Правописание. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | |
111 | Имена существительные собственные и нарицательные. | Как устроен наш язык. | Познавательные:умение определять последовательность действий. Коммуникативные:учиться слушать и понимать речь других. Регулятивные:учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. | |
112 | Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц. | Правописание. | ||
113 | Контрольное списывание. Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц. | Правописание. | Урок закрепления знаний, умений. | |
114 | Учимся писать изложение | Развитие речи | Познавательные: учебно-коммуникативные – совершенствование диалогической речи учащихся; ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях). Регулятивные:учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные:учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. | |
115 | Способы образования имен существительных. | Как устроен наш язык. | ||
116 | Правописание безударных окончаний имен существительных 3 склонения. | Правописание. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | |
117 | Итоговая контрольная работа по теме «Имя существительное» №3 | Как устроен наш язык. | ||
118 | Правописание безударных окончаний имен существительных 3 склонения. | Правописание. | ||
119 | Учимся писать изложение. | Развитие речи | Урок закрепления знаний, умений. | Познавательные: учебно-организационые – владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат своей деятельности с эталоном, образцом, правилом. Регулятивные: осуществлять самоконтроль при выполнении работы. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. |
120 | Повторяем фонетику и состав слова. | Как устроен наш язык. | ||
121 | Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения. | Правописание. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | |
122 | Имя прилагательное. | Как устроен наш язык. | ||
123 | Правописание окончаний имен существительных множественного числа. | Правописание. | ||
124 | Итоговый контрольный диктант на тему: «Орфограммы, изученные в третьей четверти» | Проверка и оценка знаний по пройденному материалу | Регулятивные:учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. | |
125 | Работа над ошибками. | |||
126 | Работа с деформированным текстом | Развитие речи. | ||
127 | Имя прилагательное. | Как устроен наш язык. | Познавательные: учебно-интеллектуальные – формирование приёмов мыслительной деятельности. Регулятивные:учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные:учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. | |
128 | Правописание безударных окончаний имен существительных. | Правописание. | Урок закрепления знаний, умений. | |
129 | Имя прилагательное Правописание имен существительных на -ий, -ия, -ие. Повторение правил правописания безударных окончаний имен существительных | Как устроен наш язык. Правописание. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | |
130 | Качественные имена прилагательные. | Как устроен наш язык | Комбинированный урок | Познавательные:овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей. Учебно - организационные – владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат своей деятельности с эталоном, образцом, правилом. Учебно - интеллектуальные – формирование приёмов мыслительной деятельности. Регулятивные:учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. |
131 | Качественные имена прилагательные. | Как устроен наш язык | Изучение и первичное закрепление новых знаний | |
132 | Изложение с элементами сочинения. | Развитие речи. | ||
133 | Правописание окончаний имен прилагательных | Правописание. | ||
134 | Учимся писать изложение | Развитие речи. | Комбинированный урок | |
135 | Правописание окончаний имен прилагательных | Правописание. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | |
136 | Краткая форма качественных прилагательных. | Как устроен наш язык | ||
137 | Правописание окончаний имен прилагательных. | Правописание. | ||
138 | Учимся писать сочинение. | Развитие речи. | Урок закрепле ния знаний, умений. | |
139 | Относительные имена прилагательные. | Как устроен наш язык. | Комбинированный урок | Познавательные:учебно - организационные – умение определять последовательность действий. Регулятивные:учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. |
140 | Словарный диктант. Правописание относительных имен прилагательных | Правописание. | Урок закрепления знаний, умений. | |
141 | Образование относительных имен прилагательных | Как устроен наш язык. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | |
142 | Правописание относительных имен прилагательных. | Правописание. | ||
143 | Учимся писать сочинение. | Развитие речи. | Урок закрепления знаний, умений. | |
144 | Контрольное списывание №2 по теме «Орфограммы ,изученные в 3 классе» | Правописание. | Комбинированный урок | |
145 | Притяжательные имена прилагательные. | Как устроен наш язык | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Познавательные:учебно -интеллектуальные – умение выделять отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения. Регулятивные:учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. |
146 | Правописание притяжательных имен прилагательных. | Правописание. | ||
147 | Повторение. Имя прилагательное. | Как устроен наш язык. | Урок закрепления знаний, умений. | |
148 | Тестирование. : «Имя прилагательное и его грамматические признаки» | Проверка и оценка знаний по теме | Познавательные:учебно - организационные – умение определять последовательность действий. Регулятивные:учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. | |
149 | Повторяем фонетику и состав слова. | Как устроен наш язык. | ||
150 | Правописание краткой формы имён прилагательных | Правописание. | Закрепление знаний и способов деятельности | |
151 | Местоимение. | Как устроен наш язык. | ||
152 | Работаем с текстом. | Развитие речи | Комбинированный урок | Познавательные:формирование приёмов мыслительной деятельности. Регулятивные:учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные:учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. |
153 | Личные местоимения. | Как устроен наш язык. | ||
154 | Личные местоимения. | Как устроен наш язык. | Комбинированный урок | |
155 | Правописание местоимений с предлогами | Правописание. | ||
156 | Как изменяются местоимения. | Как устроен наш язык. | Комбинированный урок | |
157 | Правописание местоимений. | Правописание. | ||
158 | Учимся писать изложение. | Развитие речи. | Познавательные:овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей. Учебно - организационные – владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат своей деятельности с эталоном, образцом, правилом. Учебно - интеллектуальные – формирование приёмов мыслительной деятельности. Регулятивные:учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. | |
159 | Как изменяются местоимения. | Как устроен наш язык. | ||
160 | Итоговая контрольная работа за 3 класс | Как устроен наш язык. | Комбинированный урок | |
161 | Изложение с элементами сочинения. | Развитие речи. | ||
162 | Повторение пройденного. | Правописание. | Закрепление знаний и способов деятельности | |
163 | Повторение пройденного. | Правописание. | ||
164 | Итоговый контрольный диктант. Тема: «Орфограммы, изученные в 3 классе» | Провер. и оценка знаний по пройденному материал | Познавательные:учебно -интеллектуальные – умение выделять отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения. Регулятивные:определять и формулировать цель деятельности на уроке; учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. | |
165 | Работа над ошибками. | Правописание. | Закрепление знаний и способов деятельности | |
166 | Итоговая комплексная работа | |||
167 | Повторение изученного | |||
168 | Повторение изученного | |||
169 | Повторение изученного | |||
170 | Повторение изученного |
Учебно-методические средства обучения
Литература
Для учителя:
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.
- Журова Л.Е. Беседы с учителем. Третий класс четырёхлетней начальной школы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008.
- Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е. Э. и др. Проверочные тестовые работы. Учебное пособие для 3 класса. – М.: Вентана-Гаф, 2007.
- Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: комментарии к урокам. – М.: Вентана-Гаф, 2010.
- Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения– М.: Вентана-Граф, 2007.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: ООО «Изд. Оникс: ООО «Изд. «Мир и образование», 2007.
- Словообразовательный словарь русского языка для школьников – М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2007.
Для ученика:
- Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык: Учебник в двух частях. – М. Вентана-Граф, 2009.
- Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочие тетради №1, №2. – М. : Вентана-Граф, 2012.
- Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок: коррекционно-развивающая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Крючков С.Е., Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. – М.: Просвещение, 2004.
- Михайлова С. Ю.Дружим с русским языком: рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Гаф, 2009.
- Михайлова С. Ю. Запоминаем слова с непроверяемыми написаниями: рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Гаф, 2009.
- Крючкова Л. Е., Мощинская Н. В. Пишем без ошибок. М.: Вентана-Гаф, 2009.
- Ушакова О. Д. Толковый словарик школьника. – СПб: Литера, 2005
- Ушакова О. Д. Этимологический словарик школьника. – СПб: Литера, 2005
- Ушакова О. Д. Словарик иностранных слов. – СПб: Литера, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 3 класс по учебнику С.В. Иванова
Рабочая прогарамма рассчитана на 4 учебных часа в неделю....
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс, по учебнику С.В. Иванова, М.И. Кузнецовой, Л.И. Петленко и др. (4,5 часа)
Данная рабочая программа составлена с пояснительной запиской на 4,5 часа в неделю....
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторы Канакина В. П., Горецкий В. Г
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г., составлена на 175 часов в год ( 5 часов в неделю, 35 учебных недель) с указанием ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку в 1 классе по учебнику Иванова С.В.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по русскому я...
Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс(учебник С.В. Иванова)
Программа по русскому языку для 1 - 4 классов создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она раз...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...