Урок русского языка по теме: "Местоимение".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Марина Анатольевна Карпова

Конспект урока введения нового материала по технологии деятельностного метода обучения.

1. Самоопределение к деятельности (включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне).

2. Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для "открытия нового знания",

3. Постановка учебной цели (обсуждение затруднений)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Первичное закрепление ( запись в виде опорного сигнала).

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7. Включение нового знания в систему знаний.

8.Рефлексия ( осознание учащимися своей учебной деятельности)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Местоимения – это часть речи.


Тип урока Формы, приемы, методы
Изучение нового материала Фронтальная, работа в паре, сравнение, подводящий диалог
Цель урока. Задачи урока. 
Знакомятся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи
Предметные результаты: 
1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.
2. Различать местоимения и имена существительные.
 Личностные результаты: 
- строить логическое суждение, включающее установление причинно-следственных связей
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Регулятивные результаты: 
- самостоятельно определять учебную задачу
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи
- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.
Познавательные результаты: 
- ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи
- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме
- осознают ценности своего языка.
Коммуникативные результаты:
- применять правила делового сотрудничества
- участвовать в продуктивном диалоге. 
Предполагаемый результат:
-
Определение местоимения как части речи , его употребление и значение в речи. -Распознают личные местоимения среди других слов в предложении.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

                                1

                              2

1. Организационный момент.

- Давайте вспомним, какие части речи в курсе русского языка мы уже изучали. Я вам буду загадывать загадки, а вы говорить, о  какой части речи идет в них речь.

1) Давно живу я в мире этом,

    Даю названия предметам.

2) Определяю я предметы,

    Они со мной весьма приметны.

   Я украшаю нашу речь,

   Меня надо знать и беречь!

3) Что без меня предметы?

     Лишь названья.

     А я приду –

     Все в действие придет.

     Летит ракета,

     Люди строят  зданья.

     Цветут сады,

     И хлеб в полях растет.

     

- Как вы думаете, все ли  части речи мы уже знаем?

- Готовы ли вы изучать новые части речи?

II Актуализация знаний.

Прочитайте предложения.

- О ком идет речь?

- Какие из этих птиц живут у нас?

- Как мы должны относиться к ним?

- Посоветуйтесь и решите, что можно изменить в каждой паре?

1 группа

-В наших краях живет птичка – снегирь.

 Снегирь очень маленькая птичка.

2 группа

- Над озером кружится ласточка.

  Ласточка любит лакомиться насекомыми.

3 группа

-С берегов реки в небо поднялись журавли.

- Журавли летят и громко курлычат.

Проверка. Обоснуйте ваши ответы.

Самостоятельная работа.

На доске:

Юля сажает красивые цветы.

Юля помогает маме.

Брат строит дом. Дом такой красивый.

- Прочитайте предложения, записанные на доске. Спишите их.

Разберите эти предложения по членам предложения.

- Укажите, какими частями речи они выражены.

 Проверка: читают слова, задавая к ним вопросы.

- Все согласны?

III. Постановка учебной задачи.

- Сколько мнений в нашем классе?

- На какой вопрос нам предстоит ответить в течение урока?

IV. Поиск решения учебной задачи.

- Какие есть предложения?

- Как же определить, какой частью речи являются эти слова?

- Тогда познакомьтесь с информацией в рубрике «Тайны языка» об этих словах

V. Первичное закрепление.

- Задайте друг другу вопросы по новой теме.

- Может ли вам помочь эта схема для определения местоимений?

           МЕСТОИМЕНИЕ

- вопросы

- местоимения-существительные;

-местоимения-прилагательные.

Сказали МНЕ, что  с НЕЮ .

При НИХ на берегу

ЕГО ловили, но, увы:

Я плавать не могу.

МЫ ВАМ ЕЕ, ОНА ВАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС

Все это тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ.

-Поняли вы что-нибудь? Как вы думаете, почему?

 

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Выполните самостоятельно упражнение  3. Прочитайте предложения, найдите в них местоимения. Выпишите местоимения-существительные и местоимения-прилагательные, в скобках запишите вопросы.

1) Немного подумав, он решил задачу.

2) Мы всей семьей в этом году отдыхали на море.

3) Они решили помочь своим друзьям.

4) Вы примите участие в спортивных соревнованиях?

5) Я очень люблю сказки. А ты?

- Проверьте по эталону, как вы  задание.

(кто?) он,  (кто?) мы,  (какой?) всей, (в каком?)  в этом, (кто?) они, (каким?) своим,

(кто?) мы, (каким?) своим, (кто?) вы, (кто) я, (кто?) ты.

- Оцените свою работу.

«+» - справился,

« - « - не справился,

« v » - сомневался.

- Сделайте вывод, прочно ли вы усвоили новую тему.

- Достаточно ли выполнить одно упражнение, чтобы усвоили новый материал?

- Что надо делать, чтобы хорошо усвоить тему?

VII. Включение нового знания в систему знаний.

- Выполняем упражнение 4, с 142 (2часть устно).

- Прочитайте текст. Найдите местоимения и запишите их в тетрадь.

- Выполните творческое задание (текст на листочках).

- Вставьте на месте пропусков нужное местоимение.

___ карандаш с бумагой взял,

Нарисовал дорогу.

На ___быка  нарисовал,

А рядом с___корову.

__сделал розовым быка,

Оранжевой – дорогу.

Потом над __облака

Подрисовал немного.

           По С. Михалкову

- Прочитайте, какие слова вставили?

- Какой частью речи они являются?

- Упр. 1 устно (если останется время).

- Выпишите из текста слова, которые указывают на того, о ком говорится в предложении.

VIII этап: рефлексия 
осознание обучающимися своей учебной деятельности;
самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов.
 

- Над какой темой работали сегодня?

- Что вы узнали об этой части речи?

- Как вы думаете, для чего нам нужны местоимения?

- Все ли сегодня мы узнали о местоимениях?

- Какую задачу мы можем поставить перед собой?

- Оцените свою работу.

Домашнее задание: найти в учебнике «Литературное чтение», выписать 5 предложений с местоимениями или упр.2 по учебнику (на выбор)

- Имя существительное.

- Имя прилагательное.

- Глагол.

- Нет, мы изучили не все части речи.

- Готовы.

Бережно.

Дети записывают число, классная работа, списывают предложения и разбирают по членам предложения и частям речи.

Заменили некоторые существительные.

Учащиеся работают у доски и в тетрадях.

(Кто?) Юля (сущ.), (что делает?) сажает (глагол), (какие?) красивые (прилаг.), (что?) цветы (сущ.). Она помогает (глаг.) маме (сущ.). Брат (сущ.) построил (глаг.) дом (сущ.). Он такой красивый (прилаг.).

Некоторые дети указали. Что он, она –  это имена существительные, такой – это прилагательное.

Дети высказывают свои мнения.

-Он, она – имена существительные, так как отвечают на вопрос кто?;

Такой – имя прилагательное, так как отвечает на вопрос какой?

Читают.

В языке есть такие слова, которые указывают на предмет или признак, но не называет его. Эти слова – местоимения.

Если местоимения отвечают на вопрос кто? или что? – это местоимения - существитель-

ные: я, ты, он, она, оно, они, мы, вы. Если местоимения отвечают на вопросы: какой? какая? какое? чей? чья? чье? – это местоимения – прилагательные : тот, эта,  этот, такой, твой, мой, наш, ваш, его, ее, их, свой и т.д.

- Что такое местоимение?

- На что они указывают?

- На какие вопросы отвечают?

- Какие бывают?

- Может.

Дети самостоятельно выполняют упражнение.

 Местоимения заменили существительные.

Дети на полях в тетради оценивают свою работу знаками.

- Нет.

- Нужно еще потренироваться в нахождении местоимений.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво.

 Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой».

 Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг опять был весь золотой. Я стал наблюдать.

Я карандаш с бумагой взял,

Нарисовал дорогу.

На ней быка  нарисовал,

А рядом с ним корову.

Я сделал розовым быка,

Оранжевой – дорогу.

Потом над ними облака

Подрисовал немного

- Я, на ней, с ним, над ними.

- Местоимения-существительные.

• Я понял, что такое местоимения,
и могу это объяснить одноклассникам.
• Я понял, что такое местоимения,
но не уверен, что объясню другому.
• Я не совсем понял, что такое личные местоимения.
- Узнали о новой части речи – местоимении

Ответы на вопросы.

- Продолжить изучение местоимений.

Resource id #4618

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Местоимения 1, 2, 3-го лица" УМК "Школа России"

Познакомить с особенностями местоимений, учить заменять имена существительные местоимениями....

Урок русского языка по теме "Местоимение" (4 класс)

Презентация разработана  к уроку обобщеня знаний по темем "Местоимение" для учащихся 4 класса. Презентация может быть использована учителем на протяжении всего урока, предусматривает проверку зна...

Урок русского языка по теме "Местоимение"

Конспект урока по данной теме поможет каждому учителю....

Конспект урока русского языка по теме"Местоимение" как часть речи"

Урок русского языка в 3 классе.   Тема урока: Местоимение как часть речи.   Ос»Школа 2100»   Учебник: Русский язык 3 класс Авторы: Е.В.Бунеева,М.А.Яковлева,О.В.Пронина ...

Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение" (4 класс)

Данная презентация была подготовлена к уроку русского языка (4 класс "Школа России")....

Конспект урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" в 4 классе

Конспект урока построен по программе "Школа России" , по учебнику В.П.Кананкиной, В.Г. Горецкого "Русский язык" 4 класс 2 часть. Тип урока: открытие новых знаний. Цель: сформироват...

Конспект урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" в 4 классе

Конспект составлен по программе "Школа России", по учебнику В.П. Кананкиной,В.Г. Горецкого "Русский язык" 4 класс 2 часть. Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель: сформировать...