Конспект урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Пименова Светлана Витальевна

Конспект составлен по программе "Школа России", по учебнику В.П. Кананкиной,В.Г. Горецкого "Русский язык" 4 класс 2 часть. Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель: сформировать понятие  о местоимении как самостоятельной части речи. Урок построен по деятельностному методу. Использованы словесные, проблемные, частично- поисковые методы обучения. Применены приём формирования функциональной грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_lichnye_mestoimeniya.docx34.37 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Предмет: 

русский язык, УМК – «Школа России»

Тема урока:

«Местоимение как часть речи. Личные местоимения»

Тип урока: 

урок открытия новых знаний.

Педагогические технологии:

технология деятельностного подхода.

Цель урока:

сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи (познакомить с грамматическими признаками личных местоимений, учить определять их лицо, число).

Задачи:

-познакомить с ролью местоимений в речи; -научать определять местоимение среди других частей речи;

-указывать значение личных местоимений, их признаки и синтаксическую роль;

-определять роль местоимений в тексте.

Планируемые результаты:

Предметные

Познакомятся с ролью местоимений в речи; научатся определять местоимение среди других частей речи; указывать значение личных местоимений, их признаки и синтаксическую роль; подчеркивать главные члены предложения; определять роль местоимений в тексте.

Метапредметные

Регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе (пары)группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); 

Личностные

Формирование устойчивой мотивации к учебно-познавательной деятельности.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах.

Ресурсы:

1.Учебник «Русский язык» 2 часть для общеобразовательных учреждений под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого рекомендовано Минобразования РФ, Просвещение 2013 г.;Школа России).

2.Рабочая тетрадь часть2 под редакцией В.П.Канакиной, Просвещение 2020 г;

Меловая – магнитная доска, карточки со словами для групповой работы, карточки для подведения итога урока, презентация,

Техническое оборудование

Компьютер, проектор.

Предполагаемый результат

Знать:

  • понятия: «местоимение», «личные местоимения»;
  • морфологические признаки местоимений: лицо, число.

Уметь:

  • классифицировать местоимения по лицам, числам;
  • определять на слух местоимения;
  • обсуждать правильное или неправильное употребление местоимений в речи;
  • обобщать полученные знания о местоимениях;

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация учебной деятельности.

Эмоц. настрой

Слайд 1

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Ребята, к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их улыбками, а друг другу пожелаем удачи.

- Садитесь.

Я, ты, он, она -

Вместе школьная семья.

Руки дружбы протяните

В глаза друг другу посмотрите.

Пусть любовь в

сердцах всегда звучит,

А дружба всех объединит.

Слушают. Выполняют движения.

II.Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений.

Слайд 2

Работа над пословицей.

Приём «Лови ошибку»

Орфографическая минутка.

Слайд 3

Девизом урока будет пословица. Прочитайте. Все ли согласны с написанием слов в пословице? (допущены ошибки)

- Что нужно сделать? Сможете исправить?

 «Друк задрушку диржатся-ничего небоятся».

- Откройте тетради, напишите число, классная работа.

Запишите эту пословицу красиво, аккуратно, исправляя ошибки. Подчеркните орфограммы в словах.

- Проверим.

- Какие орфограммы встретились в пословице?

- Что вам помогло выполнить правильно это задание? (знание орфограмм)

- Оцените себя на листе самооценки

! – всё получилось

? – возникли трудности

-Прочитайте ещё раз эту пословицу.

- Как вы понимаете?

- А чего бояться на уроке русского языка? (ошибиться, высказывать своё мнение)

- Какой совет можно дать друг другу в этом случае? (друг другу помогать, поддерживать)

-Я сегодня желаю дружной, сплочённой работы. Только так мы можно справиться со

всеми заданиями.

- Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка.

- Готовы к открытиям? Какое открытие сделает каждый из вас – вы поделитесь в конце урока.

Называют орфограммы:

-правописание парной согласной по звонкости и глухости в конце слова.

- парная согласная по звонкости и глухости в середине слова.

- правописание предлогов с существительным

-Безударная гласная в корне слова.

- правописание НЕ с глаголами

- правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Оценивают на листе самооценки:

! (написал пословицу правильно, без ошибок

? (при написании слов встретился с трудностями)

Когда рядом есть верные друзья, ничего не страшно.

Помощь, поддержка, терпение, умение слушать и принимать мнение товарища.

III.Самоопределение к деятельности.

Слайд 4

Проблемная ситуация

Работа в группе

Работа с текстом

Доп. материал о сове

Слайд 5

- В розовом конверте вас ждёт первое задание.

Прочитайте самостоятельно  текст.

 –О ком говорится?

- Что вы с тексте узнали о сове?

- Что ещё знаете о сове? Какую-то пользу приносит природе?

 Сова - хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Совы имеют мощные когти и чуткие уши. Совы обитают в лесах, пустынях, горах.

- Все ли вам нравится в тексте? (в тексте допущены речевые ошибки: повторяются слова «сова», «совы»)

- Какой частью речи они являются? (именами существительными)

- Что предлагаете сделать?

- Попробуйте заменить повторяющие существительные, отредактировать текст.

- Проверим. Прочитайте полученный текст.

- С помощью каких слов вы заменили имена существительные? (она, они, птицы)

- Теперь вам нравится текст?

- Оцените работу на этом этапе.

! – всё получилось

? – не все получилось

- Чем являются слова «она» и «они»?

- О сове

Доп. материал:

У совы мощные когти, чуткие уши. Многие совы делают на зиму запасы, которые хранят в гнезде или в древесной расщелине. Иногда при охоте они издают крик, чтобы спугнуть жертву и заставить её бежать. Совы приносят пользу природе тем, что уничтожают полевых вредителей, больных птиц. Они помогают размножению кустарников и деревьев путём переноса семян. Совиный помёт является питательным органическим удобрением.

- Повторяются слова «сова», «совы»

- надо заменить слова.

Дети читают, слушают, проверяю работу групп.

- она, они, птицы

Местоимениями

IV. Формулировка темы и цели, задачи урока.

Слайд 6

- О какой части речи мы будем говорить? 

- Кто сформулирует тему урока?

Итак, тема урока « Местоимение как часть речи».

- Это новая тема для вас? (нет)

- Какую цель мы поставим перед собой на  этот урок? Что вспомним? Чтоб вы бы хотели узнать? Чему научиться?

- Сегодня мы вспомним, что такое местоимение;

Узнаем, какую роль выполняет местоимение в речи; познакомимся с грамматическими признаками; научимся находить и определять грамматические признаки у местоимений.

- о местоимении

V. Изучение нового материала Первичное усвоение новых знаний

Слайд 7

Работа с определением

Работа в паре

Слайд 8

Работа над словообразование слова «местоимение»

Работа в паре

Знакомство с личными местоимениями и грам. признаками ( число, лицо)

Слайд 9

Приём «Правило в стихах»

Слайд 10

Приём «Засели в домики»

Работа в группе

Работа по учебнику со с.54 (таблица)

 Что же называется местоимением?

- В зелёном конверте находится карточка, где даны три определения местоимения. Ваша задача, прочитать и выбрать нужное, правильное.

А) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет;

Б) местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.  

В) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет и называет его. 

- Как вы думаете, какое правильное определение?

- Обратимся к нашему тексту о сове. (или привести пример)

-На какой предмет указывают данные местоимения.

- Какой частью речи они являются? Какую часть речи заменяет?

- А на какие вопросы отвечают местоимения?

- Для чего нужны местоимения в речи?

- Оцените работу по данному заданию

В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й   (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. И осталось слово «местоимение»

- Какую часть речи заменяет местоимение? (может заменять существительное, прилагательное, числительное).

- Но мы сегодня познакомимся с местоимениями, которые заменяют существительные. С другими местоимениями вы будете знакомиться в старших классах.

- Какие ещё вы знаете местоимения?

- У вас на столах жёлтый конвертик, достаньте карточки со словами. Выберите из них только местоимения.

- Назовите местоимения, которые указывают на того или тех, кто говорит?

- Назовите  местоимения, которые указывают на того или тех, к кому обращена речь?

-Назовите местоимения, которые указывают на того или тех, о ком говорят? (он, она, оно, они)

- Сколько у вас получилось местоимений? (8)

- Как же они называются? (личные местоимения)

- Почему их так назвали? (они указывают на говорящего, на лицо или лица)

- Откройте учебники на с.52, проверьте наши высказывания, прочитав правило.

Я и МЫ,

ТЫ и ВЫ,

ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –

Все слова отличные,

Важные и ЛИЧНЫЕ.

Это, без сомнения,

Все МЕСТОИМЕНИЯ.

- На какие 3 группы их можно разделить

- Заселите в домик местоимения

- Проверим.

- Оцените свою работу.

- На что указывают местоимения 1 лица? лица? 3 лица?

- На какие 2 группы можно их разделить? По какому признаку? (по числу)

- Назовите личные местоимения ед. числа, на что они указывают?

- Назовите местоимения мн. числа? На что они указывают?

- Что мы узнали о личных местоимениях?

Вывод: значит местоимения могут изменяются по числам и лицам – это грамматические признаки местоимений.

- Проверьте свою работу по учебнику. Откройте с.54 . Проверьте по таблице .

- Возникли ли у вас вопросы по таблице? Что новое узнали?

- От чего будет зависеть род местоимения?

- Обратимся к тексту «Сова». Почему вы заменили слово «сова» местоимением ОНА?

- Что, ребята, ещё  узнали о местоимении на этом этапе?

(местоимения 3 лица ед. числа имеют род)

- Оцените работу на этом этапе

Вывод:

Местоимения часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что? Они не называют предмет или лицо, а указывают на него. Употребляются вместо имён существительных, чтобы избегать повторов. Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они - это личные местоимения (они называются так потому, что обозначают лица, которые участвуют в речи).

Доп. материал:

Мама принесла его домой однажды вечером. Это создание было ещё совсем крохотное. Замёрзший и перепуганный он дико озирался по сторонам. Лишь к полуночи, выпив тёплого молока и, видимо, вконец, выбившись из сил, малыш заснул прямо на полу у тёплого камина.

Самооценка

-на одушевлённый предмет сова, совы

- существительными

- отвечают на вопросы кто? что?

- чтобы заменять повторяющие слова, чтобы речь была красивой, разнообразной.

- я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, нёс, до, около, красив, дом, за.

Самопроверка.

Самопроверка. Самооценивание.

Местоимения 1 лица, 2 лица и 3 лица.

Заселите в домик место

1 лицо – указывает на того или тех, кто говорит

2 лицо – на того или тех кому обращена речь

3 лицо – на того или на тех, о ком говорят.

-Ед. число указывает на один предмет, на одно лицо

- Мн. число указывает на несколько предметов или лиц.

Самопроверка.

-Местоимения он, она, оно -3 лица имеют родам.

-От существительного, которое заменяет местоимение.

-потому что сова – ж.р.

Личные местоимения изменяются по числам , лицам, 3 лицо ед. числа имеет род.

Самооценивание

Физминутка

Я иду, и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою, и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)  

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём, и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) –

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

IV. Закрепление нового материала. Первичное закрепление

Парная работа

Слайд 11

Местоимение вы и Вы

Проблемная ситуация

Работа в группе

Приём «Работа по алгоритму»

Давайте вспомним. Что уже мы с вами узнали о местоимении?

1задание. (белый конверт) Прочитайте текст и выпишите местоимения, укажите грамматические признаки.

- Проверим.

- Оцените сою работу

- Спишите первое предложение. Подчеркните главные члены?. – Чем выражено подлежащее?

- Что ещё узнали о местоимении?

- Ребята, а местоимение не только может быть подлежащим, оно может быть второстепенным членом – дополнением, о котором мы узнаем на следующем уроке.

- Проверим.

- Оценивание свою работу.

- Откройте учебники на с. 53 упр.111. Прочитайте предложения (выборочное чтение)

- Какие местоимения вам встретились? Когда мы употребляем ты? Когда вы?

- А всегда ли местоимение ВЫ указывает на множественное число?

-А теперь откройте синий конверт и попробуйте выполнить исследование двух предложений. Вам поможет план.

На карточке:

Ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке!

Мария Ивановна, Вы прекрасно выглядите!

План: 1. Прочитайте предложение.

2. Найдите в них местоимения.

Подумайте, на какое количество людей указывают эти местоимения, определите число.

3. Сделайте вывод.

- местоимение ВЫ можно использовать в двух случаях:

  • указывая на множество людей или предметов.
  • Как вежливую форму обращения к старшим по возрасту, положению, а также к незнакомым людям.

- Что нового узнали о местоимении?

Самостоятельная работа

С.55 упр.116

- Проверим работу

Текст

Я учусь в четвёртом классе. У меня есть лучшая подруга – Оля. Она весёлая и добрая. Мы живём в одном дворе и сидим за одной партой. Оля помогает мне по учёбе. Я хочу, чтобы мы дружили долго.

Самопроверка работ. Оценивание

Ты – когда обращаемся к кому-то, т.е. указывает на того, к кому обращаемся.

Вы – когда обращаемся к нескольким людям или предметам, т.е. указывает на тех, к кому обращаемся

Обсуждают, делают вывод

Работают самостоятельно

Взаимопроверка работ

VI. Итог. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Слайд 12

Приём  «Верно-неверно». 

Работа в тетради

Слайд 13

-Ребята, мы с вами многое вспомнили и узнали о местоимении. Проверим, что вы запомнили. Я буду читать утверждения, а если согласны- «+», не согласны- «- » (Верно-неверно)

1.Местоимение – это часть речи.(+)

2.ОН-это местоимение. (+)

3.Местоимение называет предмет.(-)

4.Личные местоимения заменяют имена существительные. (+)

5. Личные местоимения изменяются по лицам и числам.(+)

6. Все личные местоимения имеют род.(-)

7. Местоимение указывает на предмет, но не называет его.(+)

- Проверим.

- Оцените свою работу.

Итог. О чём говорили на уроке? Поделитесь своими открытиями.

Закончите фразы:

Я узнал(а) …

Я понял…

Мне было трудно ….

Поднимите знак ! кто доволен своей работой, научился определять у местоимения лицо и число, род.

Поднимите знак ? у кого остались ещё вопросы по данной теме, кто ещё затрудняется в определении лица и числа, рода.

- Мы вместе сегодня для себя вспомнили то, что мы знали, открыли новые знания, преодолели все трудности. Это у нас получилось, потому что мы работали дружно, помогая друг другу. Молодцы! Спасибо всем за работу. Урок окончен.

Записывают знаки в тетради, выбирая верное и неверное утверждение

Оценивание

Рефлексия и оценивание работы на уроке

VII. Домашнее задание

Выучит правило в учебнике на с.52 и таблицу на с.54. , выполнить задания в рабочей тетради с.31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Имя существительное как часть речи», 2 класс

Цели урока:    1. Образовательная: формировать понятие  об имени существительном, как о части речи; 2. Развивающая: развивать речь обучающихся, пополнять словарный запас, расш...

Конспект урока русского языка Тема: Контрольная работа. Части речи. Имя существительное.

Цели деятельности учителя: закрепление материала по разделу: « Части речи», «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления,  речи, са...

Конспект урока русского языка. Тема: "Слово как часть речи" 4 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языкаТема:  СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Цели деятельности учителя: формировать навык каллиграфически правильного письма букв....

Конспект урока русского языка "Самостоятельные и служебные части речи" 4 класс УМК "Планета Знаний"

Материал содержит конспект урока русского языка "Самостоятельные и служебные части речи" 4 класс УМК "Планета Знаний"....

Конспект урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний об имени прилагательном; формирование знаний о начальной форме имени прилагательного; формирование знаний о взаимосвязи имени прилагательного и имени сущ...

Конспект урока русского языка. Тема: «Глагол как часть речи»

Цель деятельности учителя: -формирование понятия о глаголе как части речи.Планируемые результаты:         Предметные: ...

Конспект урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Сравнение" (УМК "Школа России", 2 класс").

Цель деятельности учителя: углубление знаний об имени прилагательном и о взаимосвязи имени прилагательного и имени существительного; углубление знаний о прилагательных-синонимах и прилагательных-антон...