Конспект урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект составлен по программе "Школа России", по учебнику В.П. Кананкиной,В.Г. Горецкого "Русский язык" 4 класс 2 часть. Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи. Урок построен по деятельностному методу. Использованы словесные, проблемные, частично- поисковые методы обучения. Применены приём формирования функциональной грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_lichnye_mestoimeniya.docx | 34.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 4 | |
Предмет: | русский язык, УМК – «Школа России» |
Тема урока: | «Местоимение как часть речи. Личные местоимения» |
Тип урока: | урок открытия новых знаний. |
Педагогические технологии: | технология деятельностного подхода. |
Цель урока: | сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи (познакомить с грамматическими признаками личных местоимений, учить определять их лицо, число). |
Задачи: | -познакомить с ролью местоимений в речи; -научать определять местоимение среди других частей речи; -указывать значение личных местоимений, их признаки и синтаксическую роль; -определять роль местоимений в тексте. |
Планируемые результаты: | |
Предметные | Познакомятся с ролью местоимений в речи; научатся определять местоимение среди других частей речи; указывать значение личных местоимений, их признаки и синтаксическую роль; подчеркивать главные члены предложения; определять роль местоимений в тексте. |
Метапредметные | Регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. |
Коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе (пары)группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений | |
Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); | |
Личностные | Формирование устойчивой мотивации к учебно-познавательной деятельности. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах. |
Ресурсы: | 1.Учебник «Русский язык» 2 часть для общеобразовательных учреждений под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого рекомендовано Минобразования РФ, Просвещение 2013 г.;Школа России). 2.Рабочая тетрадь часть2 под редакцией В.П.Канакиной, Просвещение 2020 г; |
Меловая – магнитная доска, карточки со словами для групповой работы, карточки для подведения итога урока, презентация, | |
Техническое оборудование | Компьютер, проектор. |
Предполагаемый результат | Знать:
Уметь:
|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация учебной деятельности. Эмоц. настрой Слайд 1 | Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. - Ребята, к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их улыбками, а друг другу пожелаем удачи. - Садитесь. Я, ты, он, она - Вместе школьная семья. Руки дружбы протяните В глаза друг другу посмотрите. Пусть любовь в сердцах всегда звучит, А дружба всех объединит. | Слушают. Выполняют движения. |
II.Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений. Слайд 2 Работа над пословицей. Приём «Лови ошибку» Орфографическая минутка. Слайд 3 | Девизом урока будет пословица. Прочитайте. Все ли согласны с написанием слов в пословице? (допущены ошибки) - Что нужно сделать? Сможете исправить? «Друк задрушку диржатся-ничего небоятся». - Откройте тетради, напишите число, классная работа. Запишите эту пословицу красиво, аккуратно, исправляя ошибки. Подчеркните орфограммы в словах. - Проверим. - Какие орфограммы встретились в пословице? - Что вам помогло выполнить правильно это задание? (знание орфограмм) - Оцените себя на листе самооценки ! – всё получилось ? – возникли трудности -Прочитайте ещё раз эту пословицу. - Как вы понимаете? - А чего бояться на уроке русского языка? (ошибиться, высказывать своё мнение) - Какой совет можно дать друг другу в этом случае? (друг другу помогать, поддерживать) -Я сегодня желаю дружной, сплочённой работы. Только так мы можно справиться со всеми заданиями. - Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка. - Готовы к открытиям? Какое открытие сделает каждый из вас – вы поделитесь в конце урока. | Называют орфограммы: -правописание парной согласной по звонкости и глухости в конце слова. - парная согласная по звонкости и глухости в середине слова. - правописание предлогов с существительным -Безударная гласная в корне слова. - правописание НЕ с глаголами - правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах Оценивают на листе самооценки: ! (написал пословицу правильно, без ошибок ? (при написании слов встретился с трудностями) Когда рядом есть верные друзья, ничего не страшно. Помощь, поддержка, терпение, умение слушать и принимать мнение товарища. |
III.Самоопределение к деятельности. Слайд 4 Проблемная ситуация Работа в группе Работа с текстом Доп. материал о сове Слайд 5 | - В розовом конверте вас ждёт первое задание. Прочитайте самостоятельно текст. –О ком говорится? - Что вы с тексте узнали о сове? - Что ещё знаете о сове? Какую-то пользу приносит природе? Сова - хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Совы имеют мощные когти и чуткие уши. Совы обитают в лесах, пустынях, горах. - Все ли вам нравится в тексте? (в тексте допущены речевые ошибки: повторяются слова «сова», «совы») - Какой частью речи они являются? (именами существительными) - Что предлагаете сделать? - Попробуйте заменить повторяющие существительные, отредактировать текст. - Проверим. Прочитайте полученный текст. - С помощью каких слов вы заменили имена существительные? (она, они, птицы) - Теперь вам нравится текст? - Оцените работу на этом этапе. ! – всё получилось ? – не все получилось - Чем являются слова «она» и «они»? | - О сове Доп. материал: У совы мощные когти, чуткие уши. Многие совы делают на зиму запасы, которые хранят в гнезде или в древесной расщелине. Иногда при охоте они издают крик, чтобы спугнуть жертву и заставить её бежать. Совы приносят пользу природе тем, что уничтожают полевых вредителей, больных птиц. Они помогают размножению кустарников и деревьев путём переноса семян. Совиный помёт является питательным органическим удобрением. - Повторяются слова «сова», «совы» - надо заменить слова. Дети читают, слушают, проверяю работу групп. - она, они, птицы Местоимениями |
IV. Формулировка темы и цели, задачи урока. Слайд 6 | - О какой части речи мы будем говорить? - Кто сформулирует тему урока? - Итак, тема урока « Местоимение как часть речи». - Это новая тема для вас? (нет) - Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? Что вспомним? Чтоб вы бы хотели узнать? Чему научиться? - Сегодня мы вспомним, что такое местоимение; Узнаем, какую роль выполняет местоимение в речи; познакомимся с грамматическими признаками; научимся находить и определять грамматические признаки у местоимений. | - о местоимении |
V. Изучение нового материала Первичное усвоение новых знаний Слайд 7 Работа с определением Работа в паре Слайд 8 Работа над словообразование слова «местоимение» Работа в паре Знакомство с личными местоимениями и грам. признаками ( число, лицо) Слайд 9 Приём «Правило в стихах» Слайд 10 Приём «Засели в домики» Работа в группе Работа по учебнику со с.54 (таблица) | Что же называется местоимением? - В зелёном конверте находится карточка, где даны три определения местоимения. Ваша задача, прочитать и выбрать нужное, правильное. А) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет; Б) местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. В) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет и называет его. - Как вы думаете, какое правильное определение? - Обратимся к нашему тексту о сове. (или привести пример) -На какой предмет указывают данные местоимения. - Какой частью речи они являются? Какую часть речи заменяет? - А на какие вопросы отвечают местоимения? - Для чего нужны местоимения в речи? - Оцените работу по данному заданию В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. И осталось слово «местоимение» - Какую часть речи заменяет местоимение? (может заменять существительное, прилагательное, числительное). - Но мы сегодня познакомимся с местоимениями, которые заменяют существительные. С другими местоимениями вы будете знакомиться в старших классах. - Какие ещё вы знаете местоимения? - У вас на столах жёлтый конвертик, достаньте карточки со словами. Выберите из них только местоимения. - Назовите местоимения, которые указывают на того или тех, кто говорит? - Назовите местоимения, которые указывают на того или тех, к кому обращена речь? -Назовите местоимения, которые указывают на того или тех, о ком говорят? (он, она, оно, они) - Сколько у вас получилось местоимений? (8) - Как же они называются? (личные местоимения) - Почему их так назвали? (они указывают на говорящего, на лицо или лица) - Откройте учебники на с.52, проверьте наши высказывания, прочитав правило. Я и МЫ, ТЫ и ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ – Все слова отличные, Важные и ЛИЧНЫЕ. Это, без сомнения, Все МЕСТОИМЕНИЯ. - На какие 3 группы их можно разделить - Заселите в домик местоимения - Проверим. - Оцените свою работу. - На что указывают местоимения 1 лица? лица? 3 лица? - На какие 2 группы можно их разделить? По какому признаку? (по числу) - Назовите личные местоимения ед. числа, на что они указывают? - Назовите местоимения мн. числа? На что они указывают? - Что мы узнали о личных местоимениях? Вывод: значит местоимения могут изменяются по числам и лицам – это грамматические признаки местоимений. - Проверьте свою работу по учебнику. Откройте с.54 . Проверьте по таблице . - Возникли ли у вас вопросы по таблице? Что новое узнали? - От чего будет зависеть род местоимения? - Обратимся к тексту «Сова». Почему вы заменили слово «сова» местоимением ОНА? - Что, ребята, ещё узнали о местоимении на этом этапе? (местоимения 3 лица ед. числа имеют род) - Оцените работу на этом этапе | Вывод: Местоимения часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что? Они не называют предмет или лицо, а указывают на него. Употребляются вместо имён существительных, чтобы избегать повторов. Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они - это личные местоимения (они называются так потому, что обозначают лица, которые участвуют в речи). Доп. материал: Мама принесла его домой однажды вечером. Это создание было ещё совсем крохотное. Замёрзший и перепуганный он дико озирался по сторонам. Лишь к полуночи, выпив тёплого молока и, видимо, вконец, выбившись из сил, малыш заснул прямо на полу у тёплого камина. Самооценка -на одушевлённый предмет сова, совы - существительными - отвечают на вопросы кто? что? - чтобы заменять повторяющие слова, чтобы речь была красивой, разнообразной. - я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, нёс, до, около, красив, дом, за. Самопроверка. Самопроверка. Самооценивание. Местоимения 1 лица, 2 лица и 3 лица. Заселите в домик место 1 лицо – указывает на того или тех, кто говорит 2 лицо – на того или тех кому обращена речь 3 лицо – на того или на тех, о ком говорят. -Ед. число указывает на один предмет, на одно лицо - Мн. число указывает на несколько предметов или лиц. Самопроверка. -Местоимения он, она, оно -3 лица имеют родам. -От существительного, которое заменяет местоимение. -потому что сова – ж.р. Личные местоимения изменяются по числам , лицам, 3 лицо ед. числа имеет род. Самооценивание |
Физминутка | Я иду, и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей), Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Я пою, и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Мы идём, и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) – Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). | |
IV. Закрепление нового материала. Первичное закрепление Парная работа Слайд 11 Местоимение вы и Вы Проблемная ситуация Работа в группе Приём «Работа по алгоритму» | Давайте вспомним. Что уже мы с вами узнали о местоимении? 1задание. (белый конверт) Прочитайте текст и выпишите местоимения, укажите грамматические признаки. - Проверим. - Оцените сою работу - Спишите первое предложение. Подчеркните главные члены?. – Чем выражено подлежащее? - Что ещё узнали о местоимении? - Ребята, а местоимение не только может быть подлежащим, оно может быть второстепенным членом – дополнением, о котором мы узнаем на следующем уроке. - Проверим. - Оценивание свою работу. - Откройте учебники на с. 53 упр.111. Прочитайте предложения (выборочное чтение) - Какие местоимения вам встретились? Когда мы употребляем ты? Когда вы? - А всегда ли местоимение ВЫ указывает на множественное число? -А теперь откройте синий конверт и попробуйте выполнить исследование двух предложений. Вам поможет план. На карточке: Ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке! Мария Ивановна, Вы прекрасно выглядите! План: 1. Прочитайте предложение. 2. Найдите в них местоимения. Подумайте, на какое количество людей указывают эти местоимения, определите число. 3. Сделайте вывод. - местоимение ВЫ можно использовать в двух случаях:
- Что нового узнали о местоимении? Самостоятельная работа С.55 упр.116 - Проверим работу | Текст Я учусь в четвёртом классе. У меня есть лучшая подруга – Оля. Она весёлая и добрая. Мы живём в одном дворе и сидим за одной партой. Оля помогает мне по учёбе. Я хочу, чтобы мы дружили долго. Самопроверка работ. Оценивание Ты – когда обращаемся к кому-то, т.е. указывает на того, к кому обращаемся. Вы – когда обращаемся к нескольким людям или предметам, т.е. указывает на тех, к кому обращаемся Обсуждают, делают вывод Работают самостоятельно Взаимопроверка работ |
VI. Итог. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Слайд 12 Приём «Верно-неверно». Работа в тетради Слайд 13 | -Ребята, мы с вами многое вспомнили и узнали о местоимении. Проверим, что вы запомнили. Я буду читать утверждения, а если согласны- «+», не согласны- «- » (Верно-неверно) 1.Местоимение – это часть речи.(+) 2.ОН-это местоимение. (+) 3.Местоимение называет предмет.(-) 4.Личные местоимения заменяют имена существительные. (+) 5. Личные местоимения изменяются по лицам и числам.(+) 6. Все личные местоимения имеют род.(-) 7. Местоимение указывает на предмет, но не называет его.(+) - Проверим. - Оцените свою работу. Итог. О чём говорили на уроке? Поделитесь своими открытиями. Закончите фразы: Я узнал(а) … Я понял… Мне было трудно …. Поднимите знак ! кто доволен своей работой, научился определять у местоимения лицо и число, род. Поднимите знак ? у кого остались ещё вопросы по данной теме, кто ещё затрудняется в определении лица и числа, рода. - Мы вместе сегодня для себя вспомнили то, что мы знали, открыли новые знания, преодолели все трудности. Это у нас получилось, потому что мы работали дружно, помогая друг другу. Молодцы! Спасибо всем за работу. Урок окончен. | Записывают знаки в тетради, выбирая верное и неверное утверждение Оценивание Рефлексия и оценивание работы на уроке |
VII. Домашнее задание | Выучит правило в учебнике на с.52 и таблицу на с.54. , выполнить задания в рабочей тетради с.31 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка «Имя существительное как часть речи», 2 класс
Цели урока: 1. Образовательная: формировать понятие об имени существительном, как о части речи; 2. Развивающая: развивать речь обучающихся, пополнять словарный запас, расш...
Конспект урока русского языка Тема: Контрольная работа. Части речи. Имя существительное.
Цели деятельности учителя: закрепление материала по разделу: « Части речи», «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления, речи, са...
Конспект урока русского языка. Тема: "Слово как часть речи" 4 класс (УМК Перспектива)
Конспект урока русского языкаТема: СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Цели деятельности учителя: формировать навык каллиграфически правильного письма букв....
Конспект урока русского языка "Самостоятельные и служебные части речи" 4 класс УМК "Планета Знаний"
Материал содержит конспект урока русского языка "Самостоятельные и служебные части речи" 4 класс УМК "Планета Знаний"....
Конспект урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цель деятельности учителя: формирование знаний об имени прилагательном; формирование знаний о начальной форме имени прилагательного; формирование знаний о взаимосвязи имени прилагательного и имени сущ...
Конспект урока русского языка. Тема: «Глагол как часть речи»
Цель деятельности учителя: -формирование понятия о глаголе как части речи.Планируемые результаты: Предметные: ...
Конспект урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Сравнение" (УМК "Школа России", 2 класс").
Цель деятельности учителя: углубление знаний об имени прилагательном и о взаимосвязи имени прилагательного и имени существительного; углубление знаний о прилагательных-синонимах и прилагательных-антон...