Урок русского языка по теме "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Фомкина Татьяна Александровна

Конспект урока по данной теме поможет каждому учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodden._urok_russkogo_yazyka.4_klass._2011.docx45.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Бурлинская средняя (полная) общеобразовательная школа №3»

Бурлинского  района   Алтайского  края

2010-2011 учебный год

Предмет                                 Русский язык

Образовательная область     Филология

Класс                                     4 –а класс

Конспект урока русского языка

Тема: «Обобщение знаний о местоимении»

                                                              Фомкина Т.А.

                                                                   учитель начальных классов

                                                             высшей квалификационной категории

                                                           

    Бурла 2011г

Учебно-методический комплект,

реализующий программу «Русский язык» в 4 классе, включает:

- учебник «Русский язык» (автор Т.Г.Рамзаева) – М.: Дрофа, 2004.

- книгу для учителя «Поурочные разработки по русскому языку» (автор Я.Ш.Гараева) к учебному комплекту Т.Г.Рамзаевой – М.: ВАКО, 2010.

- сборник диктантов и упражнений для начальной школы;

- зачётную тетрадь (автор В.Т.Голубь). Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 4 класс. –Воронеж:ЧП Лакоценин С.С., 2009.

   Учебно-методический комплект и рабочая программа соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (раздел «Начальное общее образование»).

Дата проведения урока: 18 марта 2011 г.

Методический день школы по теме: 

«Персонифицированный подход в обучении и воспитании школьников. Организация самостоятельной работы с использованием ИКТ как средство повышения их познавательной активности».

Задачи изучения темы «Местоимение» в 4 классе.

1. Ознакомление учащихся с ролью местоимения в нашей речи.

2. Развитие у детей умения осознанно употреблять местоимения в тексте.

3. Ознакомление с грамматическими особенностями местоимений 1, 2, 3-го лица.

4. Наблюдение над правильным употреблением в речи указательных местоимений (этот, тот, такой, столько), притяжательных (мой, твой, свой, наш, ваш), возвратного (себя).

5. Формирование навыка раздельного написания местоимений с предлогами.

(Не требуется распознавание падежей местоимений).

Цель урока:

- обобщение знаний учащихся о местоимении как части речи;

- развитие умений распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять и писать их;

- совершенствование умения распознавать орфограммы в словах, правильно писать местоимения с предлогами;

- воспитание чувства любви и уважения к матери, Родине, природе.

Оборудование:

- классная доска, тетради, учебники;

- дидактический раздаточный материал;

- медиапроектор, компьютер;

- сигнальные карточки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Организационный момент урока. Психологический настрой на работу.

Звучит спокойная мелодия.

На фоне музыки учитель читает текст о маме.

См. учебник,      стр. 59 – 60,      упр. 394.

- Какова основная мысль текста?

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Проверьте.

Внимательно слушают.

Ответы детей.

Запись в тетрадях.

Проверка.

2. Минутка чистописания.

- На м/ч мы поработаем над красивым правильным написанием буквы, с которой начинается слово «мама».

мМ мМм Мм

-Пропишите всю строку по образцу.

- Как ласково можно сказать слово «мама»?

-Запишите эти слова красиво.

- Какой праздник в марте отмечает весь мир?

Письмо буквы М м по образцу на доске.

Мама, мамочка, мамуля, мамулечка.

Запись слов.

Международный женский день 8 марта!

3. Письмо по памяти.

- Прочитайте предложение:

Со.нце ярче светит нам

В славный праз.ник наших мам!

- Какое оно по интонации?

- Прочитайте с восклицательной интонацией.

-Объясните пропущенные орфограммы.

- Проговорите предложение в паре.

- Перечитайте медленно.

- Запишите по памяти.

- Проверьте.

-Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения (т.е. главные члены предложения).

- Назовите подлежащее. Какой частью речи оно выражено?

- Что такое имя существительное?

Чтение предложения.

- Восклицательное.

Чтение предложения.

Солнце – солнышко,

Праздник – словар.слово.

Работа в паре. Слушание.

Чтение.

Письмо по памяти.

Самопроверка.

Подчёркивание гл.чл.пр.

Солнце – подлежащее.

Имя существительное.

Ответы детей.

Слайд №1- предложение о празднике мам.

Напиши по памяти.

4. Определение темы и целей урока.

- Какая часть речи похожа на имя существительное?

- Откройте учебник на стр. 59, упр. 392. Прочитайте вопросы.

- Какой части речи мы посвятим наш урок?

-Запишите тему урока:    Местоимение.

- Чему мы будем учиться на уроке?

- Мы будем изучать новую тему или будем повторять изученный материал о местоимении?

Местоимение.

Работа с учебником.

Местоимению.

Запись темы урока.

Ответы детей с опорой на вопросы упр. 392.

Повторять изученное.

5. Вывод учителя. Обобщение ответов учащихся.

- Сегодня на уроке мы будем повторять, закреплять и проверять  наши знания о местоимении.

- Прочитайте 1 вопрос. Ответьте друг другу в паре.

- Чем местоимение похоже на имя существительное?

- Прочитайте 2 вопрос.

Чтение вопроса. Работа в паре.

Ответы вслух.

Отвечает на такие же вопросы.

Сущ. Называет предметы, а местоимение – указывает на предметы.

6. Практические упражнения по теме урока.

А)- Упражнение «Найди местоимение».

- Прочитайте стихотворение.

Навстречу солнцу и весне

И он, и ты, и я

Идём сегодня по стране,

Как дружная семья.

- Найдите местоимения.

- Запишите местоимения в тетради.

- Допишите, какие личные местоимения отсутствуют.

- На какие группы можно разделить все личные местоимения?

- Обведите в овал местоимения единственного числа. Назовите их.

- Назовите местоимения мн.ч.

Чтение стихотворения для себя.

Чтение вслух.

Он, ты, я.

Запись местоимений.

Дописать.

По лицам и по числам.

Практическая работа.

Проверка.

Проверка.

Слайд № 2- стихотворение.

Б) Развивающее упражнение «Найди местоимения».

- Прочитайте слова:

космонавт, астрономия, родина.

- С каким важным событием в этом году в  нашей стране они связаны?

- Запишите слова в столбик.

- Найдите в словах спрятавшиеся местоимения и запишите их рядом с каждым словом.

- Какие местоимения вы нашли?

- На какие группы можно разделить местоимения?

Чтение слов.

50-летие первого полёта человека в космос.

12 апреля 1961год.

Запись слов.

Самостоятельная работа.

Он, оно, она.

Он, оно, они, я, она.

Он, она, они.

Местоимения 1 и 3 лица.

Местоимения ед. и мн. числа.

Слайд № 3 – словарные слова.

7. Работа с пословицей. Правописание местоимений с предлогами.

- Прочитайте пословицу.

Одна у человека родная мать,

одна (у) него Родина.

- Объясните, как понимаете смысл пословицы.

- Назовите местоимение.

- Какое правило нам нужно сейчас вспомнить?

- Когда местоимения пишутся с буквой Н?

-Запишите пословицу.

(по времени)

Чтение пословицы.

Объяснение смысла.

У меня.

Местоимения пишутся с предлогами раздельно.

Когда местоимения 3 лица пишутся с предлогами.

Запись пословицы, если позволит время.

Слайд № 4 – пословица.

8. Самостоятельная проверочная работа.

Вывод.

- Итак, мы повторили всё, что изучали о местоимении.

- Проверим наши знания, выполнив самостоятельную работу.

1. У кого на столе лежат карточки, выполняют работу по карточкам, записывая ответы в тетради.

2. Остальные работают с заданиями на экране, ответы записывают тоже в тетради.

Выполнение самостоятельной работы.

Слайды № 5,6,7,8.

9. Итог урока.

- С какой частью речи мы работали на уроке?

- Давайте составим «портрет» местоимения.

- На доске прикрепляю слово «местоимение».

- У вас на столе лежат карточки. Выберите те карточки, которые относятся к характеристике местоимения.

- Какие карточки остались?

- Покажите их всем.

- С какой частью речи мы будем работать на следующем уроке?

Местоимением.

Ученики выбирают карточки, выходят к доске, прикрепляют и проговаривают правило.

Показ карточек.

Имя прилагательное.

На доске появляется кластер о местоимении.

10. Релаксация.

Определите уровень своих знаний по теме «Местоимение».

- Показ цветовых карточек.

Благодарю вас за хорошую работу.

Слайд № 9-благодарю за работу.

 

Приложение.

1. Карточки для самостоятельной работы.

2. Презентация.

Карточка № 1.

1. Запиши местоимения 1, 2, 3 –го лица единственного числа.

2. Выпиши слова, которые указывают на предмет, но не называют его.

   осина                        вы                        грустить

   оно                          море                      весёлый

   писать                     они                         он

     ты                          стена                      мы

      я                             она                       лес

- Определите их лицо.

3. Прочитайте текст. Замените, где возможно, слово «белка» личным местоимением.

Запишите полученный текст.

Белки живут в лесу. Белки делают запасы на зиму. Зимой белки прячутся в дупла. У белок есть враги.

   

Карточка № 1.

1. Запиши местоимения 1, 2, 3 –го лица единственного числа.

2. Выпиши слова, которые указывают на предмет, но не называют его.

   осина                        вы                        грустить

   оно                          море                      весёлый

   писать                     они                         он

     ты                          стена                      мы

      я                             она                       лес

- Определите их лицо.

3. Прочитайте текст. Замените, где возможно, слово «белка» личным местоимением.

Запишите полученный текст.

Белки живут в лесу. Белки делают запасы на зиму. Зимой белки прячутся в дупла. У белок есть враги.

Карточка № 1.

1. Запиши местоимения 1, 2, 3 –го лица единственного числа.

2. Выпиши слова, которые указывают на предмет, но не называют его.

   осина                        вы                        грустить

   оно                          море                      весёлый

   писать                     они                         он

     ты                          стена                      мы

      я                             она                       лес

- Определите их лицо.

3. Прочитайте текст. Замените, где возможно, слово «белка» личным местоимением.

Запишите полученный текст.

Белки живут в лесу. Белки делают запасы на зиму. Зимой белки прячутся в дупла. У белок есть враги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....