Урок русского языка по теме "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Конспект урока по данной теме поможет каждому учителю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodden._urok_russkogo_yazyka.4_klass._2011.docx | 45.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Бурлинская средняя (полная) общеобразовательная школа №3»
Бурлинского района Алтайского края
2010-2011 учебный год
Предмет Русский язык
Образовательная область Филология
Класс 4 –а класс
Конспект урока русского языка
Тема: «Обобщение знаний о местоимении»
Фомкина Т.А.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Бурла 2011г
Учебно-методический комплект,
реализующий программу «Русский язык» в 4 классе, включает:
- учебник «Русский язык» (автор Т.Г.Рамзаева) – М.: Дрофа, 2004.
- книгу для учителя «Поурочные разработки по русскому языку» (автор Я.Ш.Гараева) к учебному комплекту Т.Г.Рамзаевой – М.: ВАКО, 2010.
- сборник диктантов и упражнений для начальной школы;
- зачётную тетрадь (автор В.Т.Голубь). Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 4 класс. –Воронеж:ЧП Лакоценин С.С., 2009.
Учебно-методический комплект и рабочая программа соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (раздел «Начальное общее образование»).
Дата проведения урока: 18 марта 2011 г.
Методический день школы по теме:
«Персонифицированный подход в обучении и воспитании школьников. Организация самостоятельной работы с использованием ИКТ как средство повышения их познавательной активности».
Задачи изучения темы «Местоимение» в 4 классе.
1. Ознакомление учащихся с ролью местоимения в нашей речи.
2. Развитие у детей умения осознанно употреблять местоимения в тексте.
3. Ознакомление с грамматическими особенностями местоимений 1, 2, 3-го лица.
4. Наблюдение над правильным употреблением в речи указательных местоимений (этот, тот, такой, столько), притяжательных (мой, твой, свой, наш, ваш), возвратного (себя).
5. Формирование навыка раздельного написания местоимений с предлогами.
(Не требуется распознавание падежей местоимений).
Цель урока:
- обобщение знаний учащихся о местоимении как части речи;
- развитие умений распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять и писать их;
- совершенствование умения распознавать орфограммы в словах, правильно писать местоимения с предлогами;
- воспитание чувства любви и уважения к матери, Родине, природе.
Оборудование:
- классная доска, тетради, учебники;
- дидактический раздаточный материал;
- медиапроектор, компьютер;
- сигнальные карточки.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1. Организационный момент урока. Психологический настрой на работу. | Звучит спокойная мелодия. На фоне музыки учитель читает текст о маме. См. учебник, стр. 59 – 60, упр. 394. - Какова основная мысль текста? - Откройте тетради, запишите число, классная работа. Проверьте. | Внимательно слушают. Ответы детей. Запись в тетрадях. Проверка. | |
2. Минутка чистописания. | - На м/ч мы поработаем над красивым правильным написанием буквы, с которой начинается слово «мама». мМ мМм Мм -Пропишите всю строку по образцу. - Как ласково можно сказать слово «мама»? -Запишите эти слова красиво. - Какой праздник в марте отмечает весь мир? | Письмо буквы М м по образцу на доске. Мама, мамочка, мамуля, мамулечка. Запись слов. Международный женский день 8 марта! | |
3. Письмо по памяти. | - Прочитайте предложение: Со.нце ярче светит нам В славный праз.ник наших мам! - Какое оно по интонации? - Прочитайте с восклицательной интонацией. -Объясните пропущенные орфограммы. - Проговорите предложение в паре. - Перечитайте медленно. - Запишите по памяти. - Проверьте. -Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения (т.е. главные члены предложения). - Назовите подлежащее. Какой частью речи оно выражено? - Что такое имя существительное? | Чтение предложения. - Восклицательное. Чтение предложения. Солнце – солнышко, Праздник – словар.слово. Работа в паре. Слушание. Чтение. Письмо по памяти. Самопроверка. Подчёркивание гл.чл.пр. Солнце – подлежащее. Имя существительное. Ответы детей. | Слайд №1- предложение о празднике мам. Напиши по памяти. |
4. Определение темы и целей урока. | - Какая часть речи похожа на имя существительное? - Откройте учебник на стр. 59, упр. 392. Прочитайте вопросы. - Какой части речи мы посвятим наш урок? -Запишите тему урока: Местоимение. - Чему мы будем учиться на уроке? - Мы будем изучать новую тему или будем повторять изученный материал о местоимении? | Местоимение. Работа с учебником. Местоимению. Запись темы урока. Ответы детей с опорой на вопросы упр. 392. Повторять изученное. | |
5. Вывод учителя. Обобщение ответов учащихся. | - Сегодня на уроке мы будем повторять, закреплять и проверять наши знания о местоимении. - Прочитайте 1 вопрос. Ответьте друг другу в паре. - Чем местоимение похоже на имя существительное? - Прочитайте 2 вопрос. | Чтение вопроса. Работа в паре. Ответы вслух. Отвечает на такие же вопросы. Сущ. Называет предметы, а местоимение – указывает на предметы. | |
6. Практические упражнения по теме урока. | А)- Упражнение «Найди местоимение». - Прочитайте стихотворение. Навстречу солнцу и весне И он, и ты, и я Идём сегодня по стране, Как дружная семья. - Найдите местоимения. - Запишите местоимения в тетради. - Допишите, какие личные местоимения отсутствуют. - На какие группы можно разделить все личные местоимения? - Обведите в овал местоимения единственного числа. Назовите их. - Назовите местоимения мн.ч. | Чтение стихотворения для себя. Чтение вслух. Он, ты, я. Запись местоимений. Дописать. По лицам и по числам. Практическая работа. Проверка. Проверка. | Слайд № 2- стихотворение. |
Б) Развивающее упражнение «Найди местоимения». - Прочитайте слова: космонавт, астрономия, родина. - С каким важным событием в этом году в нашей стране они связаны? - Запишите слова в столбик. - Найдите в словах спрятавшиеся местоимения и запишите их рядом с каждым словом. - Какие местоимения вы нашли? - На какие группы можно разделить местоимения? | Чтение слов. 50-летие первого полёта человека в космос. 12 апреля 1961год. Запись слов. Самостоятельная работа. Он, оно, она. Он, оно, они, я, она. Он, она, они. Местоимения 1 и 3 лица. Местоимения ед. и мн. числа. | Слайд № 3 – словарные слова. | |
7. Работа с пословицей. Правописание местоимений с предлогами. | - Прочитайте пословицу. Одна у человека родная мать, одна (у) него Родина. - Объясните, как понимаете смысл пословицы. - Назовите местоимение. - Какое правило нам нужно сейчас вспомнить? - Когда местоимения пишутся с буквой Н? -Запишите пословицу. (по времени) | Чтение пословицы. Объяснение смысла. У меня. Местоимения пишутся с предлогами раздельно. Когда местоимения 3 лица пишутся с предлогами. Запись пословицы, если позволит время. | Слайд № 4 – пословица. |
8. Самостоятельная проверочная работа. | Вывод. - Итак, мы повторили всё, что изучали о местоимении. - Проверим наши знания, выполнив самостоятельную работу. 1. У кого на столе лежат карточки, выполняют работу по карточкам, записывая ответы в тетради. 2. Остальные работают с заданиями на экране, ответы записывают тоже в тетради. | Выполнение самостоятельной работы. | Слайды № 5,6,7,8. |
9. Итог урока. | - С какой частью речи мы работали на уроке? - Давайте составим «портрет» местоимения. - На доске прикрепляю слово «местоимение». - У вас на столе лежат карточки. Выберите те карточки, которые относятся к характеристике местоимения. - Какие карточки остались? - Покажите их всем. - С какой частью речи мы будем работать на следующем уроке? | Местоимением. Ученики выбирают карточки, выходят к доске, прикрепляют и проговаривают правило. Показ карточек. Имя прилагательное. | На доске появляется кластер о местоимении. |
10. Релаксация. | Определите уровень своих знаний по теме «Местоимение». - Показ цветовых карточек. Благодарю вас за хорошую работу. | Слайд № 9-благодарю за работу. |
Приложение.
1. Карточки для самостоятельной работы.
2. Презентация.
Карточка № 1.
1. Запиши местоимения 1, 2, 3 –го лица единственного числа.
2. Выпиши слова, которые указывают на предмет, но не называют его.
осина вы грустить
оно море весёлый
писать они он
ты стена мы
я она лес
- Определите их лицо.
3. Прочитайте текст. Замените, где возможно, слово «белка» личным местоимением.
Запишите полученный текст.
Белки живут в лесу. Белки делают запасы на зиму. Зимой белки прячутся в дупла. У белок есть враги.
Карточка № 1.
1. Запиши местоимения 1, 2, 3 –го лица единственного числа.
2. Выпиши слова, которые указывают на предмет, но не называют его.
осина вы грустить
оно море весёлый
писать они он
ты стена мы
я она лес
- Определите их лицо.
3. Прочитайте текст. Замените, где возможно, слово «белка» личным местоимением.
Запишите полученный текст.
Белки живут в лесу. Белки делают запасы на зиму. Зимой белки прячутся в дупла. У белок есть враги.
Карточка № 1.
1. Запиши местоимения 1, 2, 3 –го лица единственного числа.
2. Выпиши слова, которые указывают на предмет, но не называют его.
осина вы грустить
оно море весёлый
писать они он
ты стена мы
я она лес
- Определите их лицо.
3. Прочитайте текст. Замените, где возможно, слово «белка» личным местоимением.
Запишите полученный текст.
Белки живут в лесу. Белки делают запасы на зиму. Зимой белки прячутся в дупла. У белок есть враги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....