Рабочая программа по русскому языку. 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для работы во 2 классе по системе учебников "Начальная школа XXIвека". Разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._russkiy_yazyk._2_klass.zip | 90.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ "Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубовская средняя общеобразовательная школа Белгородского района
Белгородской области с углублённым изучением отдельных предметов"
Рабочая программа
по русскому языку
2 класс
"Начальная школа XXI века"
подготовила
учитель начальных классов
Сиянко Наталья Вячеславовна
п.Дубовое
2013
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 2 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года;
- Программы «Русский язык. 2 – 4 классы» авторов С.В. Иванова, М.И. Кузнецовой, А.О. Евдокимовой. 2012 г.;
- Учебного плана МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»;
- Положения о рабочей программе.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
- грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
- научить правильной речи - это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
- «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
- «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».
Описание места учебного предмета в учебном плане
Во 2 классе программой предусмотрено на изучение предмета «Русский язык» 170 часов, 5 часов в неделю. Блок «Как устроен наш язык» - 57 часов, блок «Правописание» - 58 часов. Блок «Развитие речи» - 34 часа. Резервные уроки -16 часов. Повторение - 5 часов.
Количество часов распределено следующим образом
№ раздела | Название раздела | Количество часов в авторской программе | Количество часов в рабочей программе |
1. | Как устроен наш язык | 57 ч | 61 ч |
2. | Правописание | 58 ч | 68 ч |
3. | Развитие речи | 34 ч | 36 ч |
4. | Повторение | 5 ч | 5 ч |
5. | Резервные часы | 16 ч | - |
Итого | 170 ч | 170 ч |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях и задачах, условиях общения, в выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Данная программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
- Русский язык: 1-4 классы : программа, планирование, контроль / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В.Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова.– М: Вентана-Граф, 2013.
- Пишем грамотно. 2 класс. Рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС / М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Русский язык. 2 класс. Тетрадь для контрольных работ для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС В.Ю. / Романова, Л.В. Петленко. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Русский язык: комментарии к урокам /С. В. Иванов, М.И. Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2013.
- Русский язык. Оценка достижения планируемых результатов обучения. 2-4 классы. ФГОС / В.Ю. Романова, Л.В. Петленко. – М.: Вентана-Граф, 2013.
В программу изменения не внесены.
Формы организации учебного процесса
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, индивидуально-групповые, фронтальные.
Здоровьесберегающий компонент
Приоритетным направлением работы на каждом уроке является подготовка детей к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий. Это может выражаться следующим образом:
- через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;
- привитие детям элементарных навыков;
- через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток;
- через специально организованную двигательную активность ребенка.
В процессе изучения предмета применяются здоровьесберегающие технологии Владимира Филипповича Базарного:
- Режим движения наглядного учебного материала, постоянного визуального поиска и выполнения активизирующих детей заданий.
- Подвижные «сенсорные кресты».
- Карточки с заданиями в любой точки класса.
Приспособления для переключения зрение детей с ближнего на дальнее.
- Режим смены динамических поз.
Специальная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки.
Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть, стоит за конторкой.
- «Экологический букварь» - широкоформатная картина-панно.
2. Результаты освоения предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
3. Планируемые результаты обучения
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
- изменяемые и неизменяемые слова;
- формы слова и однокоренные слова;
- однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
- предложения по цели высказывания;
- предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
выделять, находить:
- в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
- лексическое значение слова в толковом словаре;
- основную мысль текста;
решать учебные и практические задачи:
- делить слова на слоги;
- использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
- подбирать однокоренные слова;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
- исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила правописания:
- перенос слов;
- проверяемые безударные гласные в корнях слов;
- парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
- разделительные твердый и мягкий знаки;
- правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
- раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
Ученик получит возможность научиться:
- устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
- определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
- различать однозначные и многозначные слова;
- наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
- применять правило правописания суффиксов имен существительных:
- онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
- применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов,
-ев, -ив, -чив, -лив;
- подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
- определять по предложенным заголовкам содержание текста;
- составлять план текста;
- определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
4. Содержание программы учебного курса
I. Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) (61 ч)
1.1. Фонетика и графика (11 ч)
Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.
Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными.
Деление слов на слоги.
Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
1.2. Орфоэпия[1]. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
1.3 Слово и предложение (8 ч)[2]
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.
1.4. Состав слова (морфемика) (20 ч)
Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
1.5. Лексика[3] (22 ч)
Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Различение однозначных и многозначных слов.
Представление о прямом и переносном значении слова.
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов.
Слова исконные и заимствованные.
Устаревшие слова.
Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.
II. Правописание (формирование навыков грамотного письма) (68 ч)
Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- перенос слов;
- проверяемые безударные гласные в корнях слов;
- парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
- разделительные твердый и мягкий знаки;
- правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
- правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек;
-ик; -ость;
- правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;
- раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
III. Развитие речи (36 ч)
3.1. Устная речь[4]
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
3.2. Письменная речь
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.
Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам.
Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.
Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.
План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
IV. Повторение (5 ч)
5. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Характеристика деятельности учащихся | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание | |
Планируемая дата | Фактическая дата | |||||
1 | Урок-исследование Как устроен наш язык Различение звуков и букв. | Знакомиться с учебником, условными обозначениями в учебнике, целями изучения русского языка; работать с информацией, представленной в форме рисунка и в форме звуковой модели (проводить звуковой анализ); сравнивать звуки в словах. | 1 ч | 02.09 | ||
2 | Как устроен наш язык Различение гласных и согласных звуков. | Выделять звуки речи; классифицировать звуки русского языка и соотношение «звук-буква». различать гласные и согласные звуки и буквы. | 1 ч | 03.09 | ||
3 | Как устроен наш язык Обозначение на письме мягкости согласных звуков. | Анализировать и кратко характеризовать звуки речи. | 1 ч | 04.09 | ||
4 | Как устроен наш язык Различие ударных и безударных гласных звуков. | Сопоставлять звуковую и буквенную запись слов; знать смыслоразличительную функцию ударения. | 1ч | 05.09 | ||
5 | Как устроен наш язык Определение парных и непарных по твёрдости – мягкости согласных звуков. | Различать гласные и согласные звуки и буквы; использовать артикуляционные приемы распознавания гласных звуков; различать парные по твердости-мягкости согласные звуки; обозначать мягкость согласных звуков на письме. | 1ч | 06.09 | ||
6 | Как устроен наш язык Урок-сказка Определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. | Приводить примеры безударных и ударных гласных. сравнивать пары слов по Звонкости-глухости, твердости-мягкости; подбирать слова по заданной словообразовательной структуре; соблюдать орфоэпические нормы. | 1ч | 09.09 | ||
7 | Как устроен наш язык Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Диагностическая работа № 1 | Сравнивать и высказывать свое мнение по вопросу: значение и особенности мягкости знака; формулировать функции ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного). | 1ч | 10.09 | ||
8 | Как устроен наш язык Различение звонких и глухих согласных | Различать произношение и написание слов; сравнивать пары слов по звонкости-глухости, твердости-мягкости. | 1ч | 11.09 | ||
9 | Правописание Формирование орфографической зоркости. | Формулировать и применять правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1ч | 12.09 | ||
10 | Правописание Осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. | Участвовать в обсуждении проблемных вопроса: есть ли твердые пары у звуков [ч,] [щ,] решать лингвистическую задачу: как объяснить написание буквы «а» после [ч,] [щ,]. | 1ч | 13.09 | ||
11 | Правописание Использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. | Участвовать в обсуждении проблемных вопроса: есть ли твердые пары у звуков [ч,] [щ,] решать лингвистическую задачу: как объяснить написание буквы «у» после [ч,] [щ,]. | 1ч | 16.09 | ||
12 | Как устроен наш язык Урок-игра Обозначение на письме мягкости согласных звуков | Сравнивать и высказывать свое мнение по вопросу: значение и особенности мягкости знака; формулировать функции ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного). | 1ч | 17.09 | ||
13 | Правописание Деление слов на слоги | Находить в тексте слова по заданным основаниям | 1ч | 18.09 | ||
14 | Правописание Ознакомление с правилами правописания и их применение. Перенос слова. | Делить слова на слоги; Работать с информацией, представленной в виде слогоударных схем (выбирать из текста слова, соответствующие схемам; | 1ч | 19.09 | ||
15 | Правописание Диктант № 1: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, перенос слов» | Оценивать правильность выполнения заданий; анализировать информацию, представленную в учебнике, | 1ч | 20.09 | ||
16 | Правописание. Перенос слов. Работа над ошибками | Использовать правило переноса слов. | 1ч | 23.09 | ||
17 | Как устроен наш язык Ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка. | Оценивать правильность выполнения заданий; применять изученное при написании диктанта; контролировать правильность и аккуратность записи. | 1ч | 24.09 | ||
18 | Как устроен наш язык Урок "Поле чудес" Понимание слова как единства звучания и значения | Сравнивать понятия «звук», «слово», «предложение». | 1ч | 25.09 | ||
19 | Как устроен наш язык Слова с предметным значением – имена существительные | Наблюдать за словами, обозначающими предмет, группировать слова по заданному признаку. | 1ч | 26.09 | ||
20 | Как устроен наш язык Урок-сказка Слова, называющие признаки – имена прилагательные. Слова, обозначающие действия – глаголы. | Наблюдать за словами, обозначающими действие предмета, признак предмета. группировать слова по заданному признаку. | 1ч | 27.09 | ||
21 | Как устроен наш язык Слово и предложение. | Находить в тексте слова по заданному признаку. | 1ч | 30.09 | ||
22 | Как устроен наш язык Восклицательные и невосклицательные предложения. | Понимать текст, опираясь на содержащуюся в нем информацию и на интонационное оформление предложений. | 1ч | 01.10 | ||
23 | Как устроен наш язык Отличие предложения от слова. | Контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи. | 1ч | 02.10 | ||
24 | Как устроен наш язык Окончание как часть слова. | Находить и выделять окончание; определять окончание как изменяемую часть слова. | 1ч | 03.10 | ||
25 | Как устроен наш язык Урок-игра Изменение формы слова с помощью окончания. | Находить и выделять окончание; определять окончание как изменяемую часть слова. | 1ч | 04.10 | ||
26 | Как устроен наш язык Различие изменяемых и неизменяемых слов. | Знать и использовать в речи слова, форма которых не изменяется; сравнивать изменяемые и неизменяемые слова. | 1ч | 14.10 | ||
27 | Правописание Ознакомление с правилами правописания. | Использовать знание алфавита и правило правописания собственных имен для решения практической задачи. | 1ч | 15.10 | ||
28 | Правописание Ознакомление с правилами правописания. | Использовать знание алфавита и правило правописания собственных имен для решения практической задачи. | 1ч | 16.10 | ||
29 | Как устроен наш язык Корень как часть слова | Знать понятие «корень слова»; выделять корень слова; наблюдать за родственными словами; обсуждать признаки однокоренных слов. | 1ч | 17.10 | ||
30 | Правописание Ознакомление с правилами правописания проверяемых безударных гласных в корне. | Знакомиться с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова. | 1ч | 18.10 | ||
31 | Правописание Урок-сказка Ознакомление с правилами правописания проверяемых безударных гласных в корне. | Знакомиться с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова. | 1ч | 21.10 | ||
32 | Правописание Ознакомление с правилами правописания проверяемых безударных гласных в корне. | Находить способ проверки написания слова. | 1ч | 22.10 | ||
33 | Правописание Ознакомление с правилами правописания проверяемых безударных гласных в корне. | Находить способ проверки написания слова. | 1ч | 23.10 | ||
34 | Как устроен наш язык Родственные слова | Подбирать группы однокоренных слов. | 1ч | 24.10 | ||
35 | Правописание Ознакомление с правилами правописания проверяемых безударных гласных в корне. | Находить способ проверки написания слова. | 1ч | 25.10 | ||
36 | Правописание Ознакомление с правилами правописания проверяемых безударных гласных в корне. | Находить способ проверки написания слова. | 1ч | 28.10 | ||
37 | Правописание Ознакомление с правилами правописания проверяемых безударных гласных в корне. | Находить способ проверки написания слова. | 1ч | 29.10 | ||
38 |
Ознакомление с правилами правописания проверяемых безударных гласных в корне. | Осуществлять самоконтроль при переносе слов, правописании сочетания жи- ши и при списывании; оценивать правильность выполнения заданий. | 1ч | 30.10 | ||
39 | Правописание Урок-КВН Ознакомление с правилами правописания проверяемых безударных гласных в корне. | Находить способ проверки написания слова. | 1ч | 31.10 | ||
40 | Как устроен наш язык Родственные (однокоренные) слова | Знать понятие «корень слова»; выделять корень слова; наблюдать за родственными словами; обсуждать признаки однокоренных слов. | 1ч | 01.11 | ||
41 | Правописание Ознакомление с правилами правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова. | Знать значимые части слова; различать формы слова и однокоренные слова; уточнять написание слова по орфографическому словарю. | 1ч | 05.11 | ||
42 | Правописание Урок-викторина Ознакомление с правилами правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова. | Знать значимые части слова; различать формы слова и однокоренные слова; уточнять написание слова по орфографическому словарю. | 1ч | 06.11 | ||
43 | Правописание Ознакомление с правилами правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова. | Знать значимые части слова; различать формы слова и однокоренные слова; уточнять написание слова по орфографическому словарю. | 1ч | 07.11 | ||
44 | Правописание Контрольная работа № 1: «Слово и предложение; слова изменяемые и неизменяемые; окончание» | 1ч | 08.11 | 08.11 | ||
45 | Как устроен наш язык Чередование согласных в корнях. Работа над ошибками. | Определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова; контролировать последовательность действий при списывании. | 1ч | 11.11 | ||
46 | Правописание Проверяемые безударные гласные в корне. | Знать значимые части слова; различать формы слова. | 1ч | 12.11 | ||
47 | Правописание Применение правил правописания безударных проверяемых гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слова. | Знать значимые части слова; различать формы слова. | 1ч | 13.11 | ||
48 | Правописание Применение правил правописания безударных проверяемых гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слова. | Знать значимые части слова; различать формы слова. | 1ч | 14.11 | ||
49 | Правописание Применение правил правописания безударных проверяемых гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слова. | Знать значимые части слова; различать формы слова. | 1ч | 15.11 | ||
50 | Правописание Урок-игра Применение правил правописания безударных проверяемых гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слова. | Знать значимые части слова; различать формы слова. | 1ч | 18.11 | ||
51 | Как устроен наш язык Суффикс как часть слова. | Знать значимые части слова; уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова; кратко характеризовать суффикс как часть слова и его основные признаки. | 1ч | 19.11 | ||
52 | Как устроен наш язык Значения суффиксов. | Находить суффикс в слове; подбирать примеры с определенной орфограммой; соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать их соблюдение в речи собеседников. | 1ч | 25.11 | ||
53 | Правописание Ознакомление с правилами правописания. непроизносимых согласных. | Различать произношение и написание слов; определять наличие в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится. | 1ч | 26.11 | ||
54 | Правописание Ознакомление с правилами правописания. непроизносимых согласных. | Различать произношение и написание слов; определять наличие в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится. | 1ч | 27.11 | ||
55 | Правописание Ознакомление с правилами правописания. Непроизносимых согласных. | Различать произношение и написание слов; определять наличие в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится. | 1ч | 28.11 | ||
56 | Правописание Ознакомление с правилами правописания. Непроизносимых согласных. | Различать произношение и написание слов; определять наличие в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится. | 1ч | 29.11 | ||
57 | Как устроен наш язык Значения суффиксов. | Находить суффикс в слове; подбирать примеры с определенной орфограммой; соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать их соблюдение в речи собеседников. | 1ч | 02.12 | ||
58 | Правописание Правописание суффиксов имён существительных: -ёнок-, - онок -. | Находить суффикс в слове; подбирать примеры с определенной орфограммой; знать и применять алгоритм нахождения суффикса в слове. | 1ч | 03.12 | ||
59 | Правописание. Правописание суффиксов имён существительных: - ик-, -ек-. | Находить суффикс в слове; подбирать примеры с определенной орфограммой; знать и применять алгоритм нахождения суффикса в слове. | 1ч | 04.12 | ||
60 | Правописание Правописание суффиксов имён существительных: - ик-, -ек-. | Находить суффикс в слове; подбирать примеры с определенной орфограммой; знать и применять алгоритм 1нахождения суффикса в слове. | 1ч | 05.12 | ||
61 | Как устроен наш язык Значения суффиксов. | Находить суффикс в слове; подбирать примеры с определенной орфограммой; соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать их соблюдение в речи собеседников. | 1ч | 06.12 | ||
62 | Правописание Правописание суффиксов имён существительных: -ость-. | Находить суффикс в слове; подбирать примеры с определенной орфограммой; знать и применять алгоритм нахождения суффикса в слове. | 1ч | 09.12 | ||
63 | Как устроен наш язык Суффиксальный способ образования слов. | Выделять части слова: корень, суффикс, окончание. | 1ч | 10.12 | ||
64 | Правописание Правописание суффиксов имён прилагательных. | Определять значение суффикса в слове; применять правила правописание суффиксов имен прилагательных. | 1ч | 11.12 | ||
65 | Как устроен наш язык Суффиксальный способ образования слов. | Выделять части слова: корень, суффикс, окончание. | 1ч | 12.12 | ||
66 | Как устроен наш язык Урок-соревнование Суффиксальный способ образования слов. | Выделять части слова: корень, суффикс, окончание. | 1ч | 13.12 | ||
67 | Правописание Формирование орфографической зоркости Словарный диктант № 2 | Знать значимые части слова; уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова; кратко характеризовать суффикс как часть слова и его основные признаки. | 1ч | 16.12 | ||
68 | Как устроен наш язык Приставка как часть слова. | Знать значимые части слова; уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова; кратко характеризовать приставку как часть слова и ее основные признаки. | 1ч | 17.12 | ||
69 | Как устроен наш язык Значения приставок. | Находить приставку в слове; подбирать примеры с определенной орфограммой; знать и применять алгоритм нахождения приставки в слове. | 1ч | 18.12 | ||
70 | Правописание Правописание приставок. | Знать значимые части слова; уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова; кратко характеризовать приставку как часть слова и ее 1основные признаки. | 1ч | 19.12 | ||
71 | Правописание Правописание приставок. | Знать значимые части слова; уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова; кратко характеризовать приставку как часть слова и ее основные признаки. | 1ч | 20.12 | ||
72 | Правописание Урок-конкурс Правописание приставок. | Знать значимые части слова; уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова; кратко характеризовать приставку как часть слова и ее основные признаки. | 1ч | 20.12 | ||
73 | Как устроен наш язык Диагностическая работа № 2 | 1ч | 23.12 | |||
74 | Как устроен наш язык Приставочный способ образования слов. | Понимать термин «приставочный способ» образования слов; определять способ образования слов. | 1ч | 24.12 | ||
75 | Правописание Ознакомление с правилами правописания и их применение. Разделительный твёрдый и мягкий знаки. | Формулировать функции ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного); формулировать функции ъ. | 1ч | 25.12 | ||
76 | Как устроен наш язык Контрольная работа № 2: «Корень слова, суффикс» | Применять изученные орфограммы и правила; контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи. | 1ч | 26.12 | ||
77 | Правописание Ознакомление с правилами правописания и их применение. Разделительный твёрдый и мягкий знаки. Работа над ошибками. | Находить в тексте слова по заданным характеристикам( с разделительным ъ и ь). | 1ч | 27.12 | ||
78 | Как устроен наш язык Урок-сказка Приставочный способ образования слов. | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). | 1ч | 30.12 | ||
79 | Правописание Ознакомление с правилами правописания и их применение. Разделительный твёрдый и мягкий знаки. | Формулировать функции ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного); формулировать функции ъ. | 1ч | 09.01 | ||
80 | Как устроен наш язык Основа слова. | Знать значимые части слова; уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова. | 1ч | 10.01 | ||
81 | Правописание Диктант № 2 «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слова; безударные гласные в корне слов; согласные в корне слова; непроизносимые согласные; правописание изученных суффиксов» | Применять изученные правила и орфограммы при написании диктанта; контролировать последовательность действий при написании диктанта, правильность и аккуратность записи. | 1ч | 13.01 | ||
82 | Правописание Правописание приставок Работа над ошибками. | При работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее при последующих письменных работах; знать значимые части слова; уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова. | 1ч | 14.01 | ||
83 | Правописание Урок-исследование Правописание приставок. | Обсуждать алгоритм написания различных групп приставок; дифференцировать приставки; находить в тексте слова по заданным словообразовательным моделям. | 1ч | 15.01 | ||
84 | Как устроен наш язык Выделение в словах окончания, приставки, корня, суффикса. | Кратко характеризовать части слова. | 1ч | 16.01 | ||
85 | Правописание Выделение в словах окончания, приставки, корня, суффикса. | Определять (уточнять) написание слов по орфографическому словарю, пользуясь знанием алфавита; контролировать правильность и аккуратность собственных записей. | 1ч | 17.01 | ||
86 | Правописание Выделение в словах окончания, приставки, корня, суффикса | Определять (уточнять) написание слов по орфографическому словарю, пользуясь знанием алфавита; контролировать правильность и аккуратность собственных записей. | 1ч | 20.01 | ||
87 | Как устроен наш язык Слово и его лексическое значение. | Познакомиться с новым разделом курса – лексикой сравнивать понятия «звук», «слово», «предложение»; различать слова и предложения. | 1ч | 21.01 | ||
88 | Как устроен наш язык Урок-сказка Слово и его лексическое значение. | Сопоставлять слова и их значение; использовать слова в собственной речи в правильном значении. | 1ч | 22.01 | ||
89 | Правописание Выделение в словах окончания, приставки, корня, суффикса. | Классифицировать слова по значению; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации определять (уточнять) написание слов по орфографическому словарю, пользуясь знанием алфавита. | 1ч | 23.01 | ||
90 | Развитие речи Письменная речь: текст. | Сопоставлять звук, часть слова, предложение и текст; выявлять признаки текста; различать текст и не текст. | 1ч | 24.01 | ||
91 | Развитие речи Письменная речь: заглавие текста. | Наблюдать над смысловой целостностью текста; анализировать текст и его заглавие. | 1ч | 27.01 | ||
92 | Как устроен наш язык Представление о прямом и переносном значении слова. | Наблюдать за языковой единицей: слово, его значение, сочетаемость слов; определять значения слов в тексте. | 1ч | 28.01 | ||
93 | Как устроен наш язык Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. | Знать принцип работы с толковыми словарями и применять его при нахождении значения слова; работать с толковым словариком учебника, используя знание алфавита и алгоритма работы. | 1ч | 29.01 | ||
94 | Правописание Выделение в словах окончания, приставки, корня, суффикса. | Классифицировать слова по значению; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации определять (уточнять) написание слов по орфографическому словарю, пользуясь знанием алфавита. | 1ч | 30.01 | ||
95 | Развитие речи Урок-театр Подбор заголовков к предложенным текстам. | Формулировать основную мысль текста и подбирать подходящий заголовок; подбирать возможные тексты по 1данным заголовкам. | 1ч | 31.01 | ||
96 | Развитие речи Подбор заголовков к предложенным текстам. | Формулировать основную мысль текста и подбирать подходящий заголовок; подбирать возможные тексты по данным заголовкам. | 1ч | 03.02 | ||
97 | Как устроен наш язык Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. | Знать принцип работы с толковыми словарями и применять его при нахождении значения слова; работать с толковым словариком учебника, используя знание алфавита и алгоритма работы. | 1ч | 04.02 | ||
98 | Развитие речи Различение однозначных и многозначных слов. | Познакомиться с многозначными словами; выяснить причины появления у слова нескольких значений; наблюдать за значениями многозначного слова в тексте. приводить свои примеры многозначных слов. | 1ч | 05.02 | ||
99 | Правописание Формирование орфографической зоркости. | Выявлять места в слове, где можно допустить ошибку; определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова. | 1ч | 06.02 | ||
100 | Развитие речи Урок-игра Подбор заголовков к предложенным текстам. | Формулировать основную мысль текста и подбирать подходящий заголовок; подбирать возможные тексты по данным заголовкам. | 1ч | 07.02 | ||
101 | Развитие речи Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания тестов. | Анализировать текст, в котором нарушены точность и правильность выражения мысли, выявлять и исправлять ошибки; обсуждать правило: условия появления нескольких значений слова. | 1ч | 10.02 | ||
102 | Развитие речи Различие однозначных и многозначных слов. | Анализировать языковые единицы: многозначные слова; работать с толковым словариком учебника. | 1ч | 11.02 | ||
103 | Как устроен наш язык Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. | Наблюдать за значениями многозначного слова в тексте. приводить свои примеры многозначных слов. | 1ч | 12.02 | ||
104 | Правописание Диктант № 3 «Правописание разделительных ъ и ь; приставок и предлогов» | Определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова. применять изученное при написании диктанта; контролировать правильность и аккуратность записи. | 1ч | 13.02 | ||
105 | Правописание Формирование орфографической зоркости. Работа над ошибками. | Выявлять места в слове, где можно допустить ошибку; определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова. | 1ч | 14.02 | ||
106 | Развитие речи Урок-конкурс Выражение в тексте законченной мысли. | Анализировать текст, в котором нарушены точность и правильность выражения мысли, выявлять и исправлять ошибки. | 1ч | 17.02 | ||
107 | Как устроен наш язык Наблюдение за использованием в речи синонимов. | Наблюдать за языковым явлением: синонимия. Познакомиться с синонимами. | 1ч | 18.02 | ||
108 | Как строен наш язык Наблюдение за использованием в речи синонимов. | Наблюдать за языковым явлением: синонимия. Познакомиться с синонимами; наблюдать за сходством и различием слов-синонимов. | 1ч | 19.02 | ||
109 | Правописание Формирование орфографической зоркости. | Выявлять места в слове, где можно допустить ошибку; определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова. | 1ч | 20.02 | ||
110 | Развитие речи Текст. Смысловое единство предложений в тексте. | Наблюдать за структурой текста; восстанавливать начало предложенного текста. | 1ч | 21.02 | ||
111 | Развитие речи Словарный диктант № 3 Начало текста. | Отрабатывать умение создать начало текста; исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру. | 1ч | 24.02 | ||
112 | Как устроен наш язык Урок-исследование Наблюдение за использованием в речи синонимов. | Сопоставлять однокоренные слова и синонимы; наблюдать за значением синонимов; использовать их в собственной речи. | 1ч | 25.02 | ||
113 | Как устроен наш язык Наблюдение за использованием в речи синонимов. | Сопоставлять однокоренные слова и синонимы; наблюдать за значением 1синонимов; использовать их в собственной речи. | 1ч | 26.02 | ||
114 | Правописание Формирование орфографической зоркости. | Выявлять места в слове, где можно допустить ошибку; определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова. | 1ч | 27.02 | ||
115 | Развитие речи Подбор заголовков к предложенным текстам | Анализировать текст, интерпретировать информацию, представленную в неявном виде. | 1ч | 05.03 | ||
116 | Развитие речи Урок-театр Последовательность предложений в тексте. | Наблюдать над последовательностью предложений в тексте; анализировать и корректировать текст с целью поиска нарушения последовательности и запись правильного текста в тетрадь. | 1ч | 06.03 | ||
117 | Как устроен наш язык Наблюдение за использованием в речи антонимов. | Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; понимать и применять в речи термин «антонимы». | 1ч | 07.03 | ||
118 | Как устроен наш язык Наблюдение за использованием в речи антонимов. | Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; понимать и применять в речи термин «антонимы». | 1ч | 10.03 | ||
119 | Правописание Формирование орфографической зоркости. | Выявлять места в слове, где можно допустить ошибку; определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова. | 1ч | 11.03 | ||
120 | Развитие речи Последовательность предложение в тексте. | Наблюдать над последовательностью предложений в тексте; анализировать и корректировать текст с целью поиска нарушения последовательности и запись правильного текста в тетрадь. | 1ч | 12.03 | ||
121 | Как устроен наш язык Наблюдение за использованием в речи омонимов. | Познакомиться со словами-омонимами наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; наблюдать за использованием омонимов. | 1ч | 13.03 | ||
122 | Как устроен наш язык Урок-игра Слова исконные и заимствованные. | Сравнивать заимствованные слова с исконно русскими оборотами; определять значение слова с помощью словаря; расширять словарный запас, использовать омонимы в собственной речи. | 1ч | 14.03 | ||
123 | Правописание Формирование орфографической зоркости. | Выявлять места в слове, где можно допустить ошибку; определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова. | 1ч | 17.03 | ||
124 | Развитие речи Абзац. | Наблюдать за структурой текста; выделять абзацы в тексте; определять порядок следования абзацев; исправлять деформированный текст. | 1ч | 18.03 | ||
125 | Развитие речи Последовательность абзацев в тексте. | Наблюдать над последовательностью абзацев в тексте; анализировать и корректировать текст с целью поиска нарушения последовательности и запись правильного текста в тетрадь. | 1ч | 19.03 | ||
126 | Как устроен наш язык Контрольная работа № 3: «Состав слова; слово и его значение» | Применять изученные орфограммы и правила; контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи. | 1ч | 20.03 | ||
127 | Как устроен наш язык Слова исконные и заимствованные. Работа над ошибками. | Сравнивать заимствованные слова с исконно русскими оборотами; определять значение слова с помощью словаря; расширять словарный запас, использовать омонимы в собственной речи. | 1ч | 21.03 | ||
128 | Правописание Урок-конкурс Формирование орфографической зоркости. | Выявлять места в слове, где можно допустить ошибку; определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова. | 1ч | 24.03 | ||
129 | Развитие речи Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений. | Исправлять деформированный текст; составлять текст по заданным характеристикам; создавать несложные монологические тексты. | 1ч | 25.03 | ||
130 | Развитие речи Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений. | Исправлять деформированный текст; составлять текст по заданным характеристикам; создавать несложные монологические тексты. | 1ч | 26.03 | ||
131 | Как устроен наш язык Устаревшие слова. | Наблюдать за словами, вышедшими из употребления; устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления. | 1ч | 27.03 | ||
132 | Как устроен наш язык Урок-путешествие Устаревшие слова. | Понимать термин «устаревшие слова»; наблюдать за значением устаревших слов; анализировать устаревшие слова и заменять их синонимами. | 1ч | 28.03 | ||
133 | Правописание Формирование орфографической зоркости. | Выявлять места в слове, где можно допустить ошибку; определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова. | 1ч | 31.03 | ||
134 | Развитие речи Комплексная работа над структурой текста. | Составлять текст по заданной структуре с использованием ключевых слов; анализировать текст, интерпретировать информацию, представленную в неявном виде; наблюдать над последовательностью предложений в тексте. | 1ч | 01.04 | ||
135 | Развитие речи Урок-исследование Комплексная работа над структурой текста. | Составлять текст по заданной структуре с использованием ключевых слов; анализировать текст, интерпретировать информацию, представленную в неявном виде; наблюдать над последовательностью предложений в тексте. | 1ч | 02.04 | ||
136 | Как устроен наш язык Слово и его лексическое значение. | Выделять значимые части слова; моделировать слова в соответствии со словообразовательными схемами. | 1ч | 03.04 | ||
137 | Правописание Формирование орфографической зоркости. | Выявлять места в слове, где можно допустить ошибку; определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова. | 1ч | 04.04 | ||
138 | Развитие речи План текста. | Анализировать текст и определять по предложенным заголовкам его содержание; исправлять нарушенный порядок абзацев в тексте; составлять план текста. | 1ч | 07.04 | ||
139 | Развитие речи Составление плана в предложенных текстах. | Корректировка предложенного плана; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре) при составлении плана текста. | 1ч | 08.04 | ||
140 | Как устроен наш язык Урок-путешествия в историю Фразеологизмы. | Обсуждать текст; высказывать предположения о значении сочетания слов с опорой на собственный речевой опыт. Знакомство с фразеологизмами. Наблюдать за словами в составе фразеологизмов. | 1ч | 14.04 | ||
141 | Правописание Тест Правописание изученных орфограмм | 1ч | 15.04 | |||
142 | Правописание Формирование орфографической зоркости. | Выявлять места в слове, где можно допустить ошибку; определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова. | 1ч | 16.04 | ||
143 | Развитие речи Создание собственных текстов по предложенным планам. | Наблюдать за фразеологизмами; сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов. | 1ч | 17.04 | ||
144 | Развитие речи Урок-сказка Создание собственных текстов по предложенным планам. | Наблюдать за фразеологизмами; сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов. | 1ч | 18.04 | ||
145 | Как устроен наш язык Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов. | Расширять словарный запас; использовать в речи фразеологизмы. | 1ч | 21.04 | ||
146 | Как устроен наш язык Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов. | Расширять словарный запас; использовать в речи фразеологизмы. | 1ч | 22.04 | ||
147 | Развитие речи Словарный диктант № 4 Создание собственных текстов по предложенным планам. | Создавать собственный текст по предложенному плану; оценивать правильность выполнения заданий; контролировать правильность и аккуратность записи. | 1ч | 23.04 | ||
148 | Как устроен наш язык Комплексная контрольная работа на межпредметной основе | Ознакомиться с текстом- описанием; наблюдать за текстами-описаниями. | 1ч | 24.04 | ||
149 | Правописание Формирование орфографической зоркости. | Выявлять места в слове, где можно допустить ошибку; определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова. | 1ч | 25.04 | ||
150 | Развитие речи Типы текстов: описание. | 1ч | 28.04 | |||
151 | Развитие речи Урок-театрализация Типы текстов: описание. | Понимать текст. Наблюдать за текстом – описанием и устанавливать его особенности. | 1ч | 29.04 | ||
152 | Правописание Контрольное списывание | Осуществлять самоконтроль при выполнении заданий; применять изученные орфограммы и правила. | 1ч | 30.04 | ||
153 | Развитие речи Типы текстов: описание. | Понимать текст. Наблюдать за текстом – описанием и устанавливать его особенности. | 1ч | 05.05 | ||
154 | Правописание Итоговая контрольная работа | Осуществлять самоконтроль при выполнении заданий; применять изученные орфограммы и правила. | 1ч | 06.05 | ||
155 | Развитие речи Типы текстов: повествование | Наблюдать за текстом- повествованием; сравнивать описание и повествование. | 1ч | 07.05 | ||
156 | Развитие речи Урок-игра Типы текстов: повествование | Наблюдать за текстом- повествованием; сравнивать описание и повествование. | 1ч | 08.05 | ||
157 | Развитие речи Типы текстов: повествование | Наблюдать за текстами, включающими в себя элементы описания и повествования; анализировать текст и выявлять в них признаки описания и повествования. | 1ч | 12.05 | ||
158 | Развитие речи Типы текстов: рассуждение | Аргументировать свое мнение при обсуждении текста; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре) при составлении плана текста. | 1ч | 13.05 | ||
159 | Развитие речи Типы текстов: рассуждение | Аргументировать свое мнение при обсуждении текста; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре) при составлении плана текста. | 1ч | 14.05 | ||
160 | Как устроен наш язык Диагностическая работа № 3 | Применять изученные орфограммы и правила; контролировать последовательность действий при выполнении работы, правильность и аккуратность записи. | 1ч | 15.05 | ||
161 | Правописание Диктант № 4 | Определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова. | 1ч | 16.05 | ||
162 | Правописание Работа над ошибками. | Обосновывать выбор правильного написания слов. Находить и выделять в слове окончание, корень, приставку, суффикс. | 1ч | 19.05 | ||
163 | Правописание Повторение изученного | Повторять словарные слова; определять состав слов и их лексическое значение. | 1ч | 20.05 | ||
164 | Развитие речи Повторение изученного | Определять количество абзацев в тексте. Формулировать основную мысль текста. Подбирать заголовки к тексту. Обосновывать выбор правильного написания слов. Находить и выделять в слове окончание, корень, приставку, суффикс. | 1ч | 15.05 | ||
165 | Развитие речи Повторение изученного | Определять количество абзацев в тексте. Формулировать основную мысль текста. Подбирать заголовки к тексту. Обосновывать выбор правильного написания слов. Находить и выделять в слове окончание, корень, приставку, суффикс. | 1ч | 16.05 | ||
166 | Повторение Урок-игра Комплексное повторение изученного | Определять количество абзацев в тексте. Формулировать основную мысль текста. Подбирать заголовки к тексту. Обосновывать выбор правильного написания слов. Находить и выделять в слове окончание, корень, приставку, суффикс. | 1ч | 19.05 | ||
167 | Повторение Комплексное повторение изученного | Определять количество абзацев в тексте. Формулировать основную мысль текста. Подбирать заголовки к тексту. Обосновывать выбор правильного написания слов. Находить и выделять в слове окончание, корень, приставку, суффикс. | 1ч | 20.05 | ||
168 | Повторение Комплексное повторение изученного | Определять тип текста, аргументировать свой ответ. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия и объяснять их. Устанавливать орфограммы и обосновывать правильность написания. | 1ч | 21.05 | ||
169 | Повторение Комплексное повторение изученного | Определять тип текста, аргументировать свой ответ. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия и объяснять их. Устанавливать орфограммы и обосновывать правильность написания. | 1ч | 22.05 | ||
170 | Повторение Урок-сказка Комплексное повторение изученного | Определять тип текста, обосновывать собственное мнение. Подбирать антонимы к выделенным словам. Выделять и обозначать части слова, устанавливать способ образования слов. Заканчивать текст. Устанавливать орфограммы и обосновывать правильность написания. Контролировать собственные действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками и при списывании. | 1ч | 23.05 |
6. Формы и средства контроля
Контрольные работы, проводимые в начальной школе по русскому языку, можно разделить на две группы:
- текущие контрольные работы;
- итоговые контрольные работы.
Текущие контрольные работы проводятся несколько раз в год сразу после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения.
Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (четверть, год). Их цель – проверка выполнения требований школьной программы. В итоговые контрольные работы входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год (1, 2, 3 учебные четверти и за год).
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку производится в форме письменных работ:
- диктантов,
- грамматических заданий,
- контрольных списываний,
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней сложности, рассчитаны на выполнение всеми учащимися и содержат примерно 60 % изученных орфограмм от общего количества слов в диктанте. Текст не должен иметь слова на неизученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске.
Грамматический разбор служит средством проверки степени понимания учащимся изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 –х видов грамматического разбора.
Контрольное списывание, как и диктант, служит способом проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Проверяется также умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи, умение понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п. (3-4 класс)
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Итоговая контрольная работа
Согласно нормам, во 2-3 классах количество контрольных работ за год не должно превышать 14.
Примерный график контрольных работ
№ п/п | Виды и формы контроля | Тема | Примерные сроки проведения |
1 | Диагностическая работа № 1 | 10.09 | |
2 | Диктант №1 | Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу,; перенос слов | 20.09 |
3 | Словарный диктант № 1 | 30.10 | |
4 | Контрольная работа № 1 | Слово и предложение; слова изменяемые и неизменяемые; окончание | 08.11 |
5 | Словарный диктант № 2 | 16.12 | |
6 | Диагностическая работа № 2 | 23.12 | |
7 | Контрольная работа № 2 | Корень слова, суффикс | 26.12 |
8 | Диктант № 2 | Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слова; безударные гласные в корне слов; согласные в корне слова; непроизносимые согласные; правописание изученных суффиксов | 13.01 |
9 | Диктант № 3 | Правописание разделительных ъ и ь; приставок и предлогов | 13.02 |
10 | Словарный диктант № 3 | 24.02 | |
11 | Контрольная работа № 3 | Состав слова; слово и его значение | 20.03 |
12 | Тест | Правописание изученных орфограмм | 15.04 |
13 | Словарный диктант № 4 | 23.04 | |
14 | Комплексная контрольная работа на межпредметной основе | 24.04 | |
15 | Контрольное списывание | Правописание изученных орфограмм | 30.04 |
16 | Итоговая контрольная работа | 06.05 | |
17 | Диагностическая работа № 3 | 15.05 | |
18 | Диктант № 4 | Правописание изученных орфограмм | 16.05 |
Контрольно-измерительные материалы см. в Приложении № 1
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература
Наименование | Требуется | Есть в наличии | % оснащенности |
Основная | |||
Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И. Пишем грамотно. 2 класс. Рабочая тетрадь № 1, 2, – М.: Вентана-Граф, 2013. | 23 | 23 | 100 |
Иванов С.В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 1 часть– М: Вентана-Граф, 2013. | 23 | 23 | 100 |
Иванов С.В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И.. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 2 часть /– М: Вентана-Граф, 2013. | 23 | 23 | 100 |
Иванов С.В., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О. Русский язык : 1-4 классы : программа, планирование, контроль / –М.: Вентана-Граф, 2012. | 1 | 1 | 100 |
Дополнительная | |||
Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: комментарии к урокам / - М.: Вентана-Граф, 2013. | 1 | 1 | 100 |
Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык. 2 класс. Тетрадь для контрольных работ для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС. – М.: Вентана-Граф, 2013. | 1 | 1 | 100 |
Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык. Оценка достижения планируемых результатов обучения. 2-4 классы. ФГОС / – М.: Вентана-Граф, 2013. | 1 | 1 | 100 |
Оборудование и приборы
Наименование | Требуется | Есть в наличии | % оснащенности |
Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок | 1 | 1 | 100 |
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок | 1 | 0 | 0 |
Телевизор | 1 | 0 | 0 |
Видеомагнитофон | 1 | 0 | 0 |
Аудиоцентр | 1 | 0 | 0 |
Диапроектор | 1 | 0 | 0 |
Мультимедийный проектор | 1 | 1 | 100 |
Компьютер | 1 | 1 | 100 |
Экспозиционный экран | 1 | 0 | 0 |
Сканер | 1 | 0 | 0 |
Принтер струйный | 1 | 1 | 100 |
Фотокамера | 1 | 0 | 0 |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения
Наименование | Требуется | Есть в наличии | % оснащенности |
| 1 | 1 | 100 |
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. (диск 2007) | 1 | 1 | 100 |
Академия младшего школьника. Программно-методический комплекс. | 1 | 1 | 100 |
Русский язык. Электронный образовательный ресурс для работы в классе - М.: Вентана - Граф, 2011. (диск) | 1 | 1 | 100 |
Источники информации
Используемая литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение. 2010.
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1, Часть 2 - М.: Просвещение. 2010.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М.: Просвещение. 2010.
4. Планируемые результаты начального общего образования (под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой) -М.: Просвещение. 2010.
5. Проектные задачи в начальной школе под ред. А.Б. Воронцова. - М.: Просвещение. 2010.
6. Оценка достижений планируемых результатов. Система заданий. М.: Издательский дом "Вентана Граф". 2013.
7. Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования. -М.: Просвещение. 2010.
8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос.акад.образования. - М.: Просвещение. 2010.
9. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. - М.: Просвещение.2010.
10. Русский язык. Программа, планирование, контроль. 1-4 классы. М.: Издательский центр "Вентана Граф". 2012.
Интернет - источники
1. www.mon.gov.ru
2. www.standart.edu.ru
3. www.ed.gov.ru
4. www.prosv.ru
5. www.school.edu.ru
6. www.school-collection.edu.ru
7. wwwprosv.ru
8. www.school-russia.ru
Сиянко Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов
[1] Изучается во всех разделах курса.
[2] Систематическое изучение имени существительного, имени прилагательного, глагола, структуры простого предложения будет осуществляться в 3 и 4 классах. Именно поэтому на пропедевтическое ознакомление с этими понятиями во 2 классе отводится всего 6 часов.
[3] В 3-ем и 4-ом классах материал раздела «Лексика», изученный во 2-ом классе на уроках блока «Как устроен наш язык», повторяется на уроках всех блоков.
[4] Реализация целей развития устной речи учащихся осуществляется не только во всех разделах учебного предмета «Русский язык», но и на уроках других предметов в процессе учебного диалога, бесед, дискуссий, а также во внеурочной деятельности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...