Конспект и презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
презентация к уроку по русскому языку (3 класс)

Шуманская Елена Николаевна

Конспект и презентация к уроку русского языка в 3 классе  по теме "Корень слова. Однокоренные слова". На уроке решается проектная задача. Дети создают продукт- лэпбук. Работа в разноуровневых группах. в презентации содержится справочный материал, образец конечного продукта; материал для проверки самостоятельной работы по закреплению темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon конспект и презентация547.61 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная задача по русскому языку для учащихся 3 А  класса

на тему «Корень. Однокоренные слова»

Название

проектной задачи

Корень. Однокоренные слова

Предмет

Русский язык

Класс

3

Вид задачи

Проектная, предметная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

1. Обучение младших школьников совместному решению задач.

2. Выявить степень осознанности действий учащихся и уровень овладения способами самоконтроля при решении орфографических задач по теме  «Однокоренные слова».

3. Отследить степень сформированности навыков групповой работы.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Русский язык:

- формировать умение видеть и образовывать однокоренные слова;

- показать на примерах, что умение находить однокоренные слова повлияет на грамотность письма;

- развивать речь;

-пополнять словарный запас учащихся.

Общеучебные умения:

- работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурной задачей и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;

-работа согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу).

Планируемый

педагогический результат

Демонстрация учащимися:

-усвоения  предметного  материала  и  возможностей

применять его в нестандартных условиях;

-умения  находить в тексте и образовывать однокоренные  слова, употреблять их в речи;

-умения находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи;

-умения аргументировано отвечать, доказывать своё мнение;

-умения анализировать, делать выводы, сравнивать;

-умение,  работая  в  малой  группе, создать  конечный

«продукт».

Способ и формат оценивания результатов работы

При  подведении итогов работы оценивается:

-владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решения задачи в целом;

-умение действовать согласно инструкции (алгоритма).

Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения за действиями учащихся в процессе решения задачи, и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.

Замысел проектной задачи

В процессе задачи в игровой форме проверяются основные знания  по теме «Однокоренные слова»:

что такое родственные слова,

признаки родственных  слов,

что такое корень, однокоренные слова,

умение находить и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи.

Третьеклассникам предлагается изготовить проект – лэпбук, который поможет в изучении тем раздела «Состав слова».  Для выполнения этой работы учащиеся длятся на группы. Каждая группа получает задания

Результат, который должны получить дети

Иллюстрированное пособие (на листе формата А3), в котором будут четко, наглядно и доступно размещены задания. Данный проект будет являться помощником в изучении раздела «Состав слов»

Ход урока:

  1. Организация класса. Эмоциональный настрой.
  1. Психологический настрой.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Так что время не теряем

И учиться начинаем.

  1. Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

  1. Описание проектной задачи.
  1. Учитель обращается к детям:

Вам сегодня предстоит на вопросы отвечать

И проекты защищать.

В группах будем заниматься

И, конечно, все стараться.

Вспомним правила работы в группе:

-не кричать

-не перебивать друг друга

-выслушивать мнение товарищей

- уметь договариваться

- о готовности выполнения заданий сообщать , соединив руки в «крышу».

- Я  предлагаю вам сделать иллюстрированное наглядное пособие -лэпбук.

Что это такое? (Презентация).              Слайд 2.

Лэпбук (lap book) – изобретение зарубежное, пришло к нам из Америки.

Придумано оно как средство обучения детей. Это учебное пособие.

- Лэпбук  или как его еще называют  тематическая
или интерактивная папка
  - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, с наглядной информацией.  

 

2. Формулирование темы и постановка целей урока.

-  Тему проекта узнаете, послушав стихотворение.    Слайд 3

а) постановка темы и целей урока

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –  

Был он только словом.

   Это слово – слово корень,

   Разрастаться стало вскоре.

   И плоды нам принесло –

   Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод.

 С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

-Что за чудо-сад? (сад из слов)

-Что общего в словах вы заметили? (общая часть в словах)

-Как называется эта часть? (корень)                  щелчок

-Как называются слова в этом саду? (однокоренными или родственными)

-Назовите тему нашего урока. (Однокоренные слова)

- Мы будем создавать проект  на тему «Корень. Однокоренные слова»

3. Составление плана проекта.

- Мы создаем учебное пособие. Поэтому   надо продумать, что должен включать в себя лэпбук, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.   Выберите из предложенных заданий  только те пункты, которые соответствуют нашей теме.

На экране список заданий.       Слайд 4

  1. Вспомнить правило, что такое корень и однокоренные слова.
  2. Написать диктант.
  3. К словам подобрать однокоренные слова.
  4. Выполнить звукобуквенный анализ слова.
  5. Составить предложения с однокоренными словами.
  6. Разобрать предложения по членам.
  7. Найти в тексте однокоренные слова.
  8. Разобрать слово как часть речи.
  9. Составить группы однокоренных слов.

- Молодцы, вы сами определили оформление лэпбука, т.е. составили план работы.                    Слайд 5

     

  1. Работа в группах над проектом.
  1. Задание 1. Вспомнить правило.

- Найдите на бумаге белого цвета  карточки с правилами «Корень», «Однокоренные слова». Выберите нужное правило и разместите карточки  в верхней левой части проекта.      Слайд 6

Корень – главная значимая часть слова, в нем заключено общее лексическое значение.

Корень – часть речи, которое обозначает действие предмета.

Однокоренные слова -  это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Однокоренные слова - это слова, которые имеют одинаковый корень с разным лексическим  значением.

  1. Задание 2. Подбор однокоренных слов.

- Возьмите на столе карточки голубого цвета.  К данному на листке слову  подберите одно однокоренное слово, запишите его на этой карточке.  Задание оформите в центральной части проекта. Здесь же разместите  рисунок.

Для группы 1 – снег  

Для группы 2 – книга

Для группы 3 – морковь

Для группы 4 – лист

  1. Задание 3. Составление предложений с однокоренными словами.

- Составьте предложение с данными однокоренными словами. Запишите их на карточке зеленого цвета.  Выделите в однокоренных словах корень.

Сформулируйте вывод: какой корень имеют однокоренные слова?

Разместите задание  в нижнем правом углу лэпбука.

Вывод. Однокоренные слова имеют один и тот же корень с одним и тем же значением.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Задание 4. Нахождение однокоренных слов. Работа с текстом.

- Познакомьтесь с текстом  на  розовой  карточке.

 1 группа - впишите в предложения подходящие по смыслу однокоренные слова из слов для справок, выделите  корень.

2 группа- найдите, подчеркните однокоренные слова, выделите корень.

3 группа - найдите, подчеркните однокоренные слова, допишите еще одно однокоренное слово в стихотворение, выделите корень.

4 группа - найдите, подчеркните однокоренные слова, выделите корень.  Найдите и закрасьте слово – чужака.

     Оформите текст в правом верхнем углу проекта.

Для 1 группы:

Мы ездили в ___________________. На _____________ опушке видели домик_______________ . Там растёт молодой___________.

Слова для справок: лес, лесника, лесок, лесной

Для 2 группы:

Зачик.

Зайчик  родился  летом. Шёрстка  у  него была серая  и  пушистая.

Зайчиха  приказала  зайчонку  лежать  тихо. Скоро он окреп  и  вырос. Начал есть  сочную  траву  и  бегать по лесу.

Он  познакомился  с  птицами  и  зверьками.  Так  зайчишка  жил  и  не  тужил.

Для 3 группы: 

Над болотцем тихо, тихо…     

В тёплом воздухе парят

Сам Комар да Комариха,

С ними - тучи комарят!..

Велика ____________________ семья!

Для 4 группы:

е) игра «Чья не встретилась семья?»   

поиграть  со  зверями  и  перепутал  их.  Помогите  родителям  найти  своих

детишек. 

     На лесной полянке 

     Летом, спозаранку 

     Собрался лесной народ – 

     Все водили хоровод. 

     Перепуталась родня, 

     Не поймут, где, чья семья. 

     Долго вёлся разговор, 

     Разгорелся даже спор! 

     Тут сова на ветку села, 

     Всем молчать она велела 

     И сказала: « Я, друзья, 

     Расскажу, где, чья семья.  

     Ёж, ежонок и ежиха, 

     Слон, слонёнок и слониха, 

     Лис, лисёнок и лисица, 

     Гусь, гусёнок, гусеница» 

     Молодец, сова, умна, 

     Но ошиблась и она. 

     Догадайтесь же, друзья,

     Чья не встретилась семья? 

  1. Задание 5.  Составление группы однокоренных слов.

- 4 группа- на с. 76 прочитайте информацию на «Страничке для любознательных», из упр. 137 выпишите три пары однокоренных слов, выделите корень.

- Откройте в учебнике словарь однокоренных слов на с. 149.  Запишите группу слов, выделите  корень, подготовьтесь объяснить лексическое значение этих слов.

1 группа - слова с корнем -ДАР-,     2 группа- МИР-,    3 группа – ПЛЯС-,

 -  Задание выполните на карточке желтого  цвета и оформите  в нижнем левом углу проекта.

  1. Защита проектов с помощью шаблона - план в презентации.

  1. Закрепление.
  1. Самостоятельная работа.

1 группа

В.1    Впишите в предложение нужное слово из скобок:

      1. ___________ охраняет лес (лесник, лесовод).  

2. ______________работает в шахте (шофёр, шахтёр).

В.2      Впишите в предложение нужное слово из скобок:

      1. _________ занимается спортивной гимнастикой (гимназист, гимнаст).

2. ___________изготовляет кондитерские изделия (кондитер, кондуктор).

 2-4 группы (с заданиями со звездочкой)

В.1    Впиши в предложение нужное слово из скобок:

      1. ___________охраняет лес (лесник, лесовод).  

2. ____________работает в шахте (шофёр, шахтёр).

*** От слов, обозначающих признаки предметов, образуй имена существительные, которые называют людей.

   Умный - __________________

   Хитрый - _________________  

  Весёлый - _________________

 Крепкий - _________________

В.2   Впиши в предложение нужное слово из скобок:

      1. ____________ занимается спортивной гимнастикой (гимназист, гимнаст). 2.______________ изготовляет кондитерские изделия (кондитер, кондуктор).

*** Выбери из скобок  однокоренное слово, вставь пропущенную букву, запиши слова парами.

 Уд…вительно- (дева, диво),

М…нять- (мина, обмен),

 Л…пить -(липкий, лепка),

 Скр…пучий -(скрипка, скрепка, скрип),

Л…нивый -(линька, лень).

  1. Самопроверка по образцу на слайде (Слайд 9)
  2. Самооценка.

-Кто не допустил ни одной ошибки? Это «5».

-Кто неверно выбрал одно слово, но  правильно выделил корень? Это «4»

-Если вы  неверно выбрали одно слово и неверно выделили один корень – это «3».

-Если вы не справились с заданием, вам нужно повторить тему еще раз. Советую вам быть внимательным на уроках, не пропускать задания на платформе Яндекс.Учебник, всегда выполнять домашние задания.

-А задания со «*» я проверю и сообщу результаты.

  1. Рефлексия.

Какую цель  мы поставили в начале урока?

Удалось ли нам ее достичь?

Понравились ли вам задания?

Какие получились проекты?

Где можно использовать данный лэпбук?

  1. Домашнее задание.

Яндекс. Учебник, или упр. 134.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме: "Корень слова. Однокоренные слова" 3 класс

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс

Русский язык. Конспект урока с презентацией. Тема урока "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс, УМК Занкова, программа А,В,Поляковой....

Урок русского языка 4 класс "Состав слова.Однокоренные слова"

Конспект урока по русскому языку с презентацией...

конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Данный урок построен согласно требованиям ФГОС, в основе - деятельностный подход к обучению. Реализуются индивидуальные, парные и групповые формы работы с классом. Хорошо продумана контрольно-оценочна...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе №37 "Однокоренные слова"

Презентация по программе "Начальная школа 21 века" для интерактивной доски...

Презентация к уроку русского языка по теме: Корень слова. Однокоренные слова.

Презентация будет полезна при проведении урока на тему: "Корень слова. Однокоренные слова"....