Русский язык.
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме
Методическая разработка урока по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по русскому языку " Ударение" | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Неприкская средняя общеобразовательная школа
Борского района Самарской области
Урок русского языка
2 класс
Тема:
Учитель: Фролова Л.П.
п. Новый Кутулук
Тема: «Ударение»
Цели:
- Закрепить умение находить ударный слог; выяснить роль ударения в слове:
- Воспитывать интерес к русскому языку, к поэтическому слову, умение слушать;
- Развивать мышление, устную и письменную речь, умение наблюдать, сравнивать.
Оборудование:
- компьютер,
- СD-презентация,
- мультимедиа проектор,
- учебник «Русский язык»2 класс, автор С.В.Иванов.
Форма урока:
Урок-игра с элементами исследования.
Технология обучения:
Информационно-коммуникативная с элементами проектного метода.
Тип урока:
Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель.
- Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу.
Сядьте правильно, откройте тетради и напишите число.
Классная работа.
2. Минутка чистописания.
- Буквы, которые мы сегодня будем записывать на минутке чистописания, все перепутались.
- Чтобы их записать в нужном порядке, следует ориентироваться на прямоугольники – от самых высоких к самым низким. ( слайд № 1 ).
На экране появляется запись: ( слайд № 2 )
3. Знакомство с новым материалом.
- Кто догадался, о чем пойдет речь на нашем уроке?
- (об ударении).
- Что мы знаем об ударении?
Ударение-это выделение голосом одного из гласных звуков в слове.
Тот слог, который произносится с большей силой, называется ударным.
Чтобы найти ударный слог, нужно «позвать» слово.
- Молодцы! Сегодня мы с вами узнаем, какова же роль ударения в слове. Об этом я расскажу историю, которая произошла в Стране русского языка. Ваша задача – быть внимательными и ничего не пропустить
Во время рассказа на экране появляются
различные слова и картинки (слайды № 3, 4 ,5, 6, 7, 8.)
- Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Без слов не обойдётся ни один человек. Но слова позабыли пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось.
- Когда слова стали выступать ,вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если я захочу, возьму и изменю у вас значения!».
- Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд З а м о/ к и закричал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение-всего лишь чёрточка!»
- Ударение вдруг рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез З а м о/ к, а перед взором других слов предстал З а/ м о к.
- Слова зашумели. Тогда вышли вперёд Б е л к и/ и сказали: « Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами Ударение ничего не сделает».
- Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другое слог: все увидели, что перед ними живые грациозные Б е/ л к и.
- Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо С т р е/ л к и, получилось С т р е л к и/ , вместо К р у/ ж к и – К р у ж к и/ .
- И столько ещё таких слов облюбовало на своём пути Ударение! Видят слова, что дело плохо - не обойтись им без Ударения! Отвели ему одно из почётных мест на своём собрании и с тех пор стали относиться к Ударению с большим уважением.
Во время рассказа учитель обращает внимание детей на слова, написанные на экране, и показывает, что происходит с ударением.
Дети в тетради записывают слова,
которые проучило Ударение.
- Посмотрите на слова, которые вы записали. Чем они похожи?
Пишутся одинаково. В каждом слове по два слога.
- Ну, а чем они отличаются?
Слова отличаются местом ударения. Значением.
- Какой же вывод мы можем сделать?
От ударения зависит смысл слова.
- Работы у ударения – невпроворот, только успевай поворачиваться. Вернее, подпрыгивать, да подскакивать. Как кенгуру. Это вам ни через скакалку прыгать: надоело – бросили. Ударение- главный работник в словах!
- А сейчас давайте проведём с вами исследование и ответим на вопрос, на каком слоге стоит ударение в словах русского языка? Для этого выполним упражнение.
Исследование ( слайд № 9 )
- Напиши номер ударного слога:
1 1 1
Вкусный, кислый, сладкий,
1 1 2 3
мягкий, свежий, душистый, ароматный.
Дети выполняют задание. Проверка.
- Что можно сказать о месте ударения в словах?
- На какой слог может падать ударение в различных словах?
- В русском языке у ударения нет постоянного места. Ударение может стоять и на первом, и на втором, и на третьем слоге. А есть такие языки, в которых ударение падает всегда на один и тот же определённый слог.
- Например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог:
П а р и/ ж, п а л ь т о/ , п о р т р е/ т, п о р т ф е/ л ь . Французы, когда учатся говорить по- русски. часто произносят русские слова на французский лад: ударным делают последний слог. Например, вместо б ы/ с т р о говорят б ы с т р о/ (так, кстати, возникло название маленького кафе).
- А теперь поиграем. Вас пригласили сниматься в кино, предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по-русски; он все слова произносит с ударением на последнем слоге.
- Прочитайте слова так, как их прочитает француз:
Щ у к а , к у р и ц а , к у к у ш к а ,
м у х а , р ы б а , б о ч к а
( слайд № 10 ).
Дети выполняют задание
4.Физкультминутка.
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз! Раз-два, раз-два,
Раз! Раз-два, раз-два,
Раз! Раз-два, раз-два
Раз- два!
Хватит-хватит, прибежали!
Потянулись, подышали!
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились
Наклонились, выпрямились
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек
И – направо! И ещё
Через левое плечо!
Хватит.
Вдохнули, выдохнули.
5.Знакомство с новым материалом
- Ну вот, всё отдохнули и готовы снова работать. Все, кроме ударения. Оно вдруг захотело сегодня понежиться. Видно устало. Оно просит дать ему два выходных. В словах, конечно. В конце концов, у всех, кто работает, тоже есть выходные дни: суббота и воскресенье
- Когда же знак ударения может не выходить на работу в словах?
Когда в слове один слог. В словах с буквой ё.
Расскажи-ка,
Буква Ё,
Как твоё
Житьё, бытьё?
Буква Ё
Даёт отчёт:
– Ничего житьё.
Течёт.
Я – ударная всегда!
– Ой – ё – ёй,
Вот это да!
- А теперь прочитаем правило на странице 15.
- Вот и получает знак ударение два выходных. Как у мам и пап на работе. Только эти выходные не суббота и воскресенье, а особые слова, над которыми знаку ударения становиться не нужно. Пока ударение отдыхает, мы с вами выполним упражнения
Упражнение№1
- Переставь строчки так, чтобы получилось стихотворение.
- Поставь над словами знак ударения.
Кот и ёж (слайд№11)
Очень растревожился
Кот идёт, навстречу – ёж.
И, как ёж, наёжился.
На ежа стал кот похож.
Проверка ( слайд № 12 )
- -Найдите в тексте родственные слова.
Ёж, наёжился.
Упражнение 2.
- Прочитайте.
- В каждой цепочке слов найди одно «лишнее».
- Ответ обоснуйте.
Берёза, осина, тополь, рябина
Стужа, вишня, туча, мотор.
Дорога, сон, молоко, петух.
4. Итог урока.
- Молодцы!
Солнце село за село.
Нам ужасно повезло,
Что в гости к Ударению сходили
И все секреты мы раскрыли
- Какие же это секреты?
- Приведите примеры.
- Ударение может изменить смысл слова.
- Ударение в русском языке может стоять на любом слоге.
- Если в слове один слог, то ударение не ставим.
- На ё всегда падает ударение.
- Спасибо вам за урок, мне было приятно с вами работать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....