Открытый урок "Однокоренные слова" 2 класс школа 21 век
материал по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Русский язык, 2 «Г» класс, программа «Начальная школа XXI века»
Учитель: Сургина Наталия Владимировна
Раздел: Словообразование.
Тема: Однокоренные слова и формы слова.
Цель: формирование умения отличать родственные слова от форм одного и того же слова.
Задачи: - формировать навык образования однокоренных слов с помощью суффиксов;
- развивать орфографическую зоркость, умение выделять суффиксы в словах и грамотно записывать их, пополнять активный словарный запас учащихся;
- воспитывать умение слушать, формировать навык коллективного труда.
Ход урока.
I.Организационный момент
Вот и прозвенел звонок.
Прежде, чем начать урок,
Предлагаю повернуться
И нашим дорогим гостям улыбнуться!
-А мы по нашей традиции пожмем друг другу руки и пожелаем удачи.
-А я желаю вам творческих удач.
2. И сначала минутка чистописания.
На момент чистописания
Я приготовила вам задание
Вы с закрытыми глазами
Угадаете буквы сами.
Интерактивная доска «Волшебная лупа».
Сочетание «ОРО»
-В каких словарных словах нам уже встречалось это сочетание?
-Назовите слова, которые будут одушевленными существительными?
3. Словарно-орфографическая работа
- Послушайте, я назову слова. Запишите под диктовку слова.
ворона, воробей, девочка, заяц, корова, медведь
-Можно ли проверить написание этих слов? (Написание нужно запомнить.)
-Как убедиться в том, что вы правы? (Проверить написание этих слов по словарю)
-Кто не стал проверять по словарю и уверен, что все слова написаны правильно?
-Как называются эти слова?
-Каким одним словом можно их все назвать? (а)имена существительные, б)нарицательные, в)одушевлённые)
- Как можно ласково назвать каждую птичку?
-Запишем слова и проверим друг у друга написание слов.
4.Закрепление.
Ребята! По дороге в школу я стала свидетелем такой вот картины:
- Вы кто такие?
- Я гусь, это наши гусята, а дома меня ждет жена-гусыня.
- А ты кто?
- А я ваша тетка- гусеница.
В данной сценке вы услышали родственные слова, назовите их ( по ходу ответов детей вывешиваю карточки со словами.)
Гусь, гусыня, гусята.
Найдите корень. Почему слово «гусеница»- не родственное слово, ведь она сама сказала, что является теткой, а значит родственницей.
У этих слов разное значение.
Правильно! Гусь- это птица, а гусеница- это личинка бабочки, обычно червеобразная, с несколькими парами ног, да и слова, хоть и похожи, а корни у них разные.
5. Игра «Третий лишний» (работа в паре)
Учитель. У вас на парте лежит конверт, ваша задача вместе с товарищем по парте составить цепочку родственных слов, исключив лишнее. Запишите данную цепочку и выделите корень.
Желток, железо, желтый. Носильщик, нос, носатый. Часовщик, часть, час. Печурка, печать, печка. Циркуль, циркач, цирк и т.д ...
Физкультминутка для глаз
6. Упражнение в распознавании однокоренных слов. Работа в парах.
Игра «Засели домики»
- Одновременно в 3 домика приехали «родственники». Правильно ли «заселились» родственники в домики, нет ли среди них «чужих»? Поработайте в парах и правильно «заселите» родственников в домики.
Проверка.
- Какие однокоренные слова вы поселили в 1-ый домик? Почему слово «лист» не подходит? (У него другое значение, поэтому оно не является родственным).
- Какие слова «заселили» во 2-ой домик? Какое слово «лишнее»? Почему?
-Какие слова будут жить в 3-ем домике? Какое «лишнее»? Докажите.
7. Вырастите Словесное дерево из корня –Стол-, -лес-, -гор-
8. Итог.
-Ребята, кто помнит, как называются слова, которые имеют общее значение?
-Как иначе называются родственные слова?
- Как называется эта общая часть родственных слов?
Возьмите кружки и обозначьте мне, как прошел урок. У вас на партах лежат яблоки разного цвета. Поднимите яблоко красного цвета, если вы считаете, что очень хорошо поработали; красно-зеленые, если думаете, что могли поработать лучше; зеленые, если есть такие ребята, которые не довольны своей работой. А мне сегодня тоже хочется отметить некоторых из ребят…
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам.
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Весна: пробуждение природы" 1 класс Школа 2100
В процессе данного урока учащиеся смогут самостоятельно определить признаки весны, указав приметы весны. Презентация направлена на поиск путей решения проблемных ситуаций....
Открытый урок по литературному чтению А. Милн "Винни - Пух" 2 класс, Школа 2100
Данная презентация поможет учителю организовать урок по данной теме в интересной, познавательной форме. К презентации прилагается конспект урока, в котором расписаны все этапы ....
Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.
Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема: С. Есенин. Поёт зима аукает....
Конспект открытого урока в четвертом классе школы VIII вида по русскому языку с использованием здоровьесберегающей технологии обучения на тему: «Правописание предлогов»
Урок по русскому языку в 4 классе школы VIII вида по учебнику А.К. Аксеновой и М.Г. Галунчиковой. Данный урок был построен с использованием здоровьесберегающих технологий обучения, в его основе...
Мастер-класс: конспект и самоанализ открытого урока по теме «Школа мяча» 4 класс
План-конспект и самоанализ урока по физической культуре из раздела подвижные игры по теме "Школа мяча" в 4 классе....
Открытое занятие учителя-дефектолога на день открытых дверей в МБОУ "Школа равных возможностей" для педагогов
Конспект коррекционно-развивающего занятия с подгруппой учащихся 1 класса «Логическая путаница» на день открытых дверей...