Деловая игра на уроке русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Беляева Ольга Владимировна

    Одним из примеров организации деловой игры на уроках, является в моей работе на уроках русского языка игра «Заседание редакционного совета». Мы проводим эту игру после изучения больших тем, в которой, выпуская такие  газеты, как «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», учащиеся получают возможность обобщить изученный материал, поделиться своими знаниями со сверстниками, учатся сотрудничеству, организации совместной деятельности, контролю и оценке своих действий. Домашнее задание по созданию рекламы дает возможность творческим детям работать над собственным самообразованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zasedanie_redakcionnogo_soveta.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Одним из примеров организации деловой игры на уроках, является в моей работе на уроках русского языка игра «Заседание редакционного совета». Мы проводим эту игру после изучения больших тем, в которой, выпуская такие  газеты, как «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», учащиеся получают возможность обобщить изученный материал, поделиться своими знаниями со сверстниками, учатся сотрудничеству, организации совместной деятельности, контролю и оценке своих действий. Домашнее задание по созданию рекламы дает возможность творческим детям работать над собственным самообразованием.

Русский язык 3-ий класс

Тема урока: Закрепление изученного материала по теме «Глагол»

Цели урока:

  1. Обобщить изученный грамматический материал по теме.
  2. Учить правильно употреблять глаголы в речи.
  3. Формировать у учащихся коммуникативные умения.

Форма проведения урока:

              деловая игра «Заседание редакционного совета».

Оборудование :

              макет газеты, раздаточный материал- карточки, нетбуки, презентация №1 «Глагол», презентация №2 «Реклама», фотографии событий из жизни класса.

                                             Ход урока.

  1. Актуализация опорных знаний и каллиграфическая минутка.

       -Чему учились вчера на уроке? (правильно употреблять глаголы в прошедшем,      настоящем и будущем времени)

       -  К какому выводу мы пришли? (на следующем уроке повторить всё о глаголе, чтобы лучше знать его правописание) Давайте вспомним, что мы уже знаем..

а)- прочитайте написанные на доске слова и отметьте в них общее:

  выслушал, осудил,   объявит, видели, кричал

(глаголы)

-Что такое глагол?

- Найдите среди слов лишнее по двум признакам одновременно.

(вариант 1 – видели  -мн. ч., все согласные звуки мягкие)

(вариант 2  - объявит – ъ, буд. вр.)

Почему в слове объявит пишется твердый знак?

Как определили время этого глагола?

Докажите, что остальные глаголы стоят в прошедшем времени.

- Эти глаголы помогут нам определить буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания

б) На минутке чистописания мы напишем несколько букв.

 Первая  буква является безударной гласной в приставке глагола прошедшего времени.

  Какая это буква и какой звук она обозначает?

Вторая буква обозначает согласный звук.. Она находится в приставке одного из глаголов прошедшего времени.

 в глаголе прошедшего времени, в котором все согласные обозначают звонкие мягкие звуки.

Третья буква гласная. Она является суффиксом в глаголе прошедшего времени, в котором все согласные обозначают звонкие мягкие звуки.

в)Учитель показывает образец написания: ове

Написание учащимися сочетания ове и целевая установка на каллиграфическое письмо в течение урока.

  1. Сообщение темы и цели урока.

--Какую цель мы поставили? ( повторить все, что мы знаем о глаголе)

 - Урок мы проведем в форме знакомой уже нам деловой игры « Заседание редакционного совета».

Редколлегиям отдела писем, отдела информации, отдела новостей и отдела рекламы предстоит подготовить к выпуску очередной номер газеты «Части речи», посвященный глаголу. Какую задачу мы поставим перед собой?

(подготовить к выпуску новый номер газеты, в котором рассказать все, что мы узнали о глаголе, и заинтересовать этим материалом читателя, чтобы он тоже захотел познакомиться с глаголом)

Как в этом могут помочь отделы информации, новостей, рекламы и писем? Ну что же, в путь.  Наши художники и фотокорреспонденты приготовили знакомые нам уже рубрики в макете газеты, а нам предстоит наполнить их содержанием.

  1. Закрепление изученного материала.

1)Отдел информации приготовил нам сообщение.

Ученик из отдела информации читает:

 - Слово глагол в переводе с латинского языка означает «слово, речь». Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что может выражать бесчисленное количество действий. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных. Самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, знать, стать, видеть.

- Интересное сообщение? Хотите проверим, внимательно вы его слушали? Что обозначает слово глагол в переводе с латинского языка? Какие глаголы мы наиболее часто употребляем?  (заполняем рубрику «Из истории слов»)

2) Работа в группах.

 - Работников всех отделов прошу пододвинуть к себе карточку №1.

                                           Карточка №1

    Здравствуйте, уважаемая редакция газеты « Части речи». Хочу рассказать вам о своей подруге. Она очень не любит ленивых. Сама он трудится целый день и все волнуется: успеет ли _________________, _____________________, __________________. Пусть все знают, какая у меня подруга!

                                                                            Ваш читатель

На имя редакции пришло письмо, но некоторые глаголы написаны неразборчиво. Отредактируйте письмо.

Задание: вставьте нужные по смыслу глаголы, в которых есть безударная гласная в корне. ( пишем в тетради)

Проверка.

       -Проверяем.

     (Приложение №1, слайд 1)

     -Каким членом предложения являются вставленные глаголы?

-Что же такое глагол? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Каким членом предложения является? (заполняем в макете газеты рубрики «Глагол – житель страны «Части речи» и «Нам пишут»)

-Как проверить безударную гласную в корне глагола? Какие части речи могут быть проверочными?

3) Работа в группах

.Наша речь богата фразеологическими оборотами.

Отдел информации и отдел писем, вы даете в номер статью с фразеологическими сочетаниями. Объясните читателям, что они означают. Карточка №2.

Задание : заменить фразеологизмы глаголами в неопределенной форме

Бежать со всех ног –

Распускать руки –

Повесить голову –

4) Отдел новостей и отдел рекламы, ничто не обогащает нашу речь, как мудрость устного народного творчества. Карточка №3. Ваша задача- добавить глагол в неопределенной форме.

Друзей и водой  ….

Дружбу на деньги  …..

Без беды друга …

(Проверка: приложение №1, слайд №2 и №3 )

Вывод

-Что мы знаем о неопределенной форме глагола? Где нам необходимо умение различать глаголы, которые отвечают на вопрос что делать? или на вопрос что сделать? (глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?  имеют 3 времени, а от глаголов, отвечающих  на вопрос что сделать?, можно образовать только прошедшее и будущее время)

Игра.

Я буду называть глаголы в неопределенной форме. Если глагол отвечает на вопрос что делать? Поднимаете руки вверх, если что сделать? – приседаете.

- играть , залаять, написать, падать, ждать, прислать, надкусить, верить, постараться

( Заполняем рубрику «Неопределенная форма глагола»)

-Отделы новостей и рекламы, какая орфограмма в правописании глаголов встретилась вам в работе над этой рубрикой? ( не с глаголами) Что мы знаем об этой орфограмме?

4) Работа в группах. 

Открываем рубрику «Полезные советы». Вам необходимо составить памятку на каникулы, которая поможет избавиться от вредных привычек. Напишите по одной памятке отделы новостей, писем и информации, внеся нужные коррективы ( упр. №148 стр. 76  Дидактического материала)

1. Спать до обеда. ( Не спать до обеда)

2. смотреть телевизор по два часа в день.( Не смотреть телевизор по два часа в день)

3. Отказываться выносить мусор и ходить в булочную за хлебом. ( Не отказываться выносить мусор и ходить в булочную за хлебом)

- Отдел рекламы должен придумать и добавить свой полезный совет, используя частицу не.

Проверка: прочитать полезные советы.

_ Какую орфограмму необходимо подчеркнуть? ( Заполняем рубрику  «Не с глаголами)

5)Самостоятельная работа.

 Работаем над следующей рубрикой: Непостоянные признаки глагола.

_ Как изменяются глаголы?

- Знакомя читателей с  признаками, вы проводили анкету. Ответьте сами на эту анкету, прежде чем печатать ее.

   1. а) Все глаголы изменяются только по временам.

       б) Все глаголы изменяются  по временам и числам.

       в) Все глаголы изменяются  по родам.

   2. а) Глаголы в настоящем времени изменяются по родам.

       б) Глаголы в будущем времени изменяются по родам

       в) Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам

Проверка: приложение №1, слайд № 4

Заполняем рубрику «Изменение глаголов»

 Музыкальная  физминутка. Приложение №2.

6 Работа в группах.

 Отдел писем, ваши читатели с удовольствием вспоминают о летних каникулах. В одном из писем  замените глаголы единственного числа  глаголами множественного.

   Летом  на каникулах я отдыхал в деревне. Рано утром  шёл в лес. Там я собирал ягоды. Потом возвращался домой.

-Остальным отделам я предлагаю сгруппировать материал по рубрикам по временам.  Определите,  как  на три рубрики надо разложить данный материал и запишите их по этим рубрикам.    

Отдел информации.

 а ) мечтаю, белел, загрустил, пробежим, укрывает, носил, живешь, нарисовать, огорчится, засветит.

Отдел новостей.

б) моросит, нарисует, живут, построил, гладишь, зашумел, полюбит, зазеленеет, охраняла, сеять

Отдел рекламы.

в) наговорил, выучу, посветило, морозит, задрожит, подбежал, утихнет, изучаешь, проходит

Проверка: приложение №1, слайды № 5 , 6,7,8

Заполняем рубрики «Изменение глаголов», «Времена глаголов»

7)Работа в парах.

 – Готовя статьи, вы добивались, чтобы читатели сами делали выводы и правильно употребляли глаголы в своей речи. Но от одного читателя пришло письмо о путешествии двух друзей. В нетбуках откройте письмо читателя

 Прочитайте его и подготовьте к печати, исправив речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.

 Работа на персональных компьютерах.

   Однажды Саша и Наташа решили пойти на прогулку в лес. Пошли они и вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. И правда, после еды ребята повеселели и быстро находили дорогу домой.

Проверка. _ Что мы можем посоветовать этому читателю, чтобы он не допускал таких ошибок?

8) Работа в группах.

–Наши коллеги фотокорреспонденты подготовили для газеты фотоматериалы. А вашим отделам предстоит подготовить подписи к фотографиям (фотографии из жизни класса) и дать характеристику глаголу, который вы употребили.

 .

                                                                          .

.

                                                                         

Проверка. (дети предложили варианты:

Мы учимся здоровому образу жизни.

Мы тоже станем защитниками России.

Как мы побывали в Музее Обороны.

Как мы были артистами.

Учимся – что делаем?, глаг., н. ф. учиться, нас. вр., мн. ч.

Станем  - что сделаем? , глаг., н. ф. стать , буд. вр., мн. ч.

Побывали – что сделали? глаг, н. ф. побывать, пр. вр. , мн. ч.

Были – что делали? глаг., н. ф. быть, пр. вр., мн. ч.)

( Заполняем рубрику « Классная жизнь!»)

4. Подведение итога.

 

- Какую цель мы ставили перед собой? Достигли ее? Приложение № 3

- Новый номер газеты готов к выпуску. Теперь нужно привлечь внимание к газете. Отдел рекламы подготовил рекламу.

Помним о требованиях к ней.

    - рассказать о глаголе;

    - заинтересовать читателя, чтобы он тоже захотел прочитать нашу газету и узнать все о глаголе;

   (коллективное  домашнее задание, подготовленное детьми отдела рекламы)

Презентация рекламы.Приложение № 2

Анализируем рекламу.

А теперь я предлагаю каждому проанализировать свою работу на этом уроке.

 Если вы довольны и всё узнали о глаголе, поставьте +

Если вы довольны, но считаете, что еще не все знаете о глаголе  ?

Если вы не довольны своей работой    -

5.   Домашнее задание: упр.4 стр.115


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры на уроках русского языка. Методическое пособие для учителей начальных классов.

Данное пособие позволяет стимулировать процесс развития младшего школьника, благодаря применению в процесе обучения развивающих игр и учебных заданий с игровыми элементами....

Деловая игра "Конкурс знатоков русского языка"

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме "Закрепление знаний о приставках и суффиксах как значимых частях речи»....

Дидактические игры на уроках русского языка. (1-4 классы)

Перед школой на рубеже нового тысячелетия стоит ряд нерешённых проблем, которые окажут значительное влияние на формирование школы в новом веке. Быстрое развитие науки в конце двадцатого века, новые до...

Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100

Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....

Урок русского языка 2 класс Тема: Антонимы Форма: урок – игра «Цветик - семицветик»

формирование знаний об антонимах; закрепление знаний по теме «Синонимы»; развитие творческого мышления, речи, умений подбирать антонимы к словам, расширение кругозора учащихся....

Сценарий урока., русский язык, 2 класс. Закрепление пройденного, безударные гласные, проверяемые ударением, парные согласные. Деловая игра " Редакция.

Урок представлен в виде деловой игры " Редакция".  Цель нестандартности урока -  создать положительную мотивацию к урокам русского языка.  Используется групповая форма р...

Игра, как средство развития ребёнка. Речевые игры на уроках русского языка в 1 классе.

Презентация "Игра, как средство развития ребёнка.Речевые игры на уроках русского языка в 1 классе"....