Деловая игра на уроке русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Одним из примеров организации деловой игры на уроках, является в моей работе на уроках русского языка игра «Заседание редакционного совета». Мы проводим эту игру после изучения больших тем, в которой, выпуская такие газеты, как «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», учащиеся получают возможность обобщить изученный материал, поделиться своими знаниями со сверстниками, учатся сотрудничеству, организации совместной деятельности, контролю и оценке своих действий. Домашнее задание по созданию рекламы дает возможность творческим детям работать над собственным самообразованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zasedanie_redakcionnogo_soveta.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Одним из примеров организации деловой игры на уроках, является в моей работе на уроках русского языка игра «Заседание редакционного совета». Мы проводим эту игру после изучения больших тем, в которой, выпуская такие газеты, как «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», учащиеся получают возможность обобщить изученный материал, поделиться своими знаниями со сверстниками, учатся сотрудничеству, организации совместной деятельности, контролю и оценке своих действий. Домашнее задание по созданию рекламы дает возможность творческим детям работать над собственным самообразованием.
Русский язык 3-ий класс
Тема урока: Закрепление изученного материала по теме «Глагол»
Цели урока:
- Обобщить изученный грамматический материал по теме.
- Учить правильно употреблять глаголы в речи.
- Формировать у учащихся коммуникативные умения.
Форма проведения урока:
деловая игра «Заседание редакционного совета».
Оборудование :
макет газеты, раздаточный материал- карточки, нетбуки, презентация №1 «Глагол», презентация №2 «Реклама», фотографии событий из жизни класса.
Ход урока.
- Актуализация опорных знаний и каллиграфическая минутка.
-Чему учились вчера на уроке? (правильно употреблять глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени)
- К какому выводу мы пришли? (на следующем уроке повторить всё о глаголе, чтобы лучше знать его правописание) Давайте вспомним, что мы уже знаем..
а)- прочитайте написанные на доске слова и отметьте в них общее:
выслушал, осудил, объявит, видели, кричал
(глаголы)
-Что такое глагол?
- Найдите среди слов лишнее по двум признакам одновременно.
(вариант 1 – видели -мн. ч., все согласные звуки мягкие)
(вариант 2 - объявит – ъ, буд. вр.)
Почему в слове объявит пишется твердый знак?
Как определили время этого глагола?
Докажите, что остальные глаголы стоят в прошедшем времени.
- Эти глаголы помогут нам определить буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания
б) На минутке чистописания мы напишем несколько букв.
Первая буква является безударной гласной в приставке глагола прошедшего времени.
Какая это буква и какой звук она обозначает?
Вторая буква обозначает согласный звук.. Она находится в приставке одного из глаголов прошедшего времени.
в глаголе прошедшего времени, в котором все согласные обозначают звонкие мягкие звуки.
Третья буква гласная. Она является суффиксом в глаголе прошедшего времени, в котором все согласные обозначают звонкие мягкие звуки.
в)Учитель показывает образец написания: ове
Написание учащимися сочетания ове и целевая установка на каллиграфическое письмо в течение урока.
- Сообщение темы и цели урока.
--Какую цель мы поставили? ( повторить все, что мы знаем о глаголе)
- Урок мы проведем в форме знакомой уже нам деловой игры « Заседание редакционного совета».
Редколлегиям отдела писем, отдела информации, отдела новостей и отдела рекламы предстоит подготовить к выпуску очередной номер газеты «Части речи», посвященный глаголу. Какую задачу мы поставим перед собой?
(подготовить к выпуску новый номер газеты, в котором рассказать все, что мы узнали о глаголе, и заинтересовать этим материалом читателя, чтобы он тоже захотел познакомиться с глаголом)
Как в этом могут помочь отделы информации, новостей, рекламы и писем? Ну что же, в путь. Наши художники и фотокорреспонденты приготовили знакомые нам уже рубрики в макете газеты, а нам предстоит наполнить их содержанием.
- Закрепление изученного материала.
1)Отдел информации приготовил нам сообщение.
Ученик из отдела информации читает:
- Слово глагол в переводе с латинского языка означает «слово, речь». Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что может выражать бесчисленное количество действий. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных. Самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, знать, стать, видеть.
- Интересное сообщение? Хотите проверим, внимательно вы его слушали? Что обозначает слово глагол в переводе с латинского языка? Какие глаголы мы наиболее часто употребляем? (заполняем рубрику «Из истории слов»)
2) Работа в группах.
- Работников всех отделов прошу пододвинуть к себе карточку №1.
Карточка №1
Здравствуйте, уважаемая редакция газеты « Части речи». Хочу рассказать вам о своей подруге. Она очень не любит ленивых. Сама он трудится целый день и все волнуется: успеет ли _________________, _____________________, __________________. Пусть все знают, какая у меня подруга!
Ваш читатель
На имя редакции пришло письмо, но некоторые глаголы написаны неразборчиво. Отредактируйте письмо.
Задание: вставьте нужные по смыслу глаголы, в которых есть безударная гласная в корне. ( пишем в тетради)
Проверка.
-Проверяем.
(Приложение №1, слайд 1)
-Каким членом предложения являются вставленные глаголы?
-Что же такое глагол? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Каким членом предложения является? (заполняем в макете газеты рубрики «Глагол – житель страны «Части речи» и «Нам пишут»)
-Как проверить безударную гласную в корне глагола? Какие части речи могут быть проверочными?
3) Работа в группах
.Наша речь богата фразеологическими оборотами.
Отдел информации и отдел писем, вы даете в номер статью с фразеологическими сочетаниями. Объясните читателям, что они означают. Карточка №2.
Задание : заменить фразеологизмы глаголами в неопределенной форме
Бежать со всех ног –
Распускать руки –
Повесить голову –
4) Отдел новостей и отдел рекламы, ничто не обогащает нашу речь, как мудрость устного народного творчества. Карточка №3. Ваша задача- добавить глагол в неопределенной форме.
Друзей и водой ….
Дружбу на деньги …..
Без беды друга …
(Проверка: приложение №1, слайд №2 и №3 )
Вывод
-Что мы знаем о неопределенной форме глагола? Где нам необходимо умение различать глаголы, которые отвечают на вопрос что делать? или на вопрос что сделать? (глаголы, которые отвечают на вопрос что делать? имеют 3 времени, а от глаголов, отвечающих на вопрос что сделать?, можно образовать только прошедшее и будущее время)
Игра.
Я буду называть глаголы в неопределенной форме. Если глагол отвечает на вопрос что делать? Поднимаете руки вверх, если что сделать? – приседаете.
- играть , залаять, написать, падать, ждать, прислать, надкусить, верить, постараться
( Заполняем рубрику «Неопределенная форма глагола»)
-Отделы новостей и рекламы, какая орфограмма в правописании глаголов встретилась вам в работе над этой рубрикой? ( не с глаголами) Что мы знаем об этой орфограмме?
4) Работа в группах.
Открываем рубрику «Полезные советы». Вам необходимо составить памятку на каникулы, которая поможет избавиться от вредных привычек. Напишите по одной памятке отделы новостей, писем и информации, внеся нужные коррективы ( упр. №148 стр. 76 Дидактического материала)
1. Спать до обеда. ( Не спать до обеда)
2. смотреть телевизор по два часа в день.( Не смотреть телевизор по два часа в день)
3. Отказываться выносить мусор и ходить в булочную за хлебом. ( Не отказываться выносить мусор и ходить в булочную за хлебом)
- Отдел рекламы должен придумать и добавить свой полезный совет, используя частицу не.
Проверка: прочитать полезные советы.
_ Какую орфограмму необходимо подчеркнуть? ( Заполняем рубрику «Не с глаголами)
5)Самостоятельная работа.
Работаем над следующей рубрикой: Непостоянные признаки глагола.
_ Как изменяются глаголы?
- Знакомя читателей с признаками, вы проводили анкету. Ответьте сами на эту анкету, прежде чем печатать ее.
1. а) Все глаголы изменяются только по временам.
б) Все глаголы изменяются по временам и числам.
в) Все глаголы изменяются по родам.
2. а) Глаголы в настоящем времени изменяются по родам.
б) Глаголы в будущем времени изменяются по родам
в) Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам
Проверка: приложение №1, слайд № 4
Заполняем рубрику «Изменение глаголов»
Музыкальная физминутка. Приложение №2.
6 Работа в группах.
Отдел писем, ваши читатели с удовольствием вспоминают о летних каникулах. В одном из писем замените глаголы единственного числа глаголами множественного.
Летом на каникулах я отдыхал в деревне. Рано утром шёл в лес. Там я собирал ягоды. Потом возвращался домой.
-Остальным отделам я предлагаю сгруппировать материал по рубрикам по временам. Определите, как на три рубрики надо разложить данный материал и запишите их по этим рубрикам.
Отдел информации.
а ) мечтаю, белел, загрустил, пробежим, укрывает, носил, живешь, нарисовать, огорчится, засветит.
Отдел новостей.
б) моросит, нарисует, живут, построил, гладишь, зашумел, полюбит, зазеленеет, охраняла, сеять
Отдел рекламы.
в) наговорил, выучу, посветило, морозит, задрожит, подбежал, утихнет, изучаешь, проходит
Проверка: приложение №1, слайды № 5 , 6,7,8
Заполняем рубрики «Изменение глаголов», «Времена глаголов»
7)Работа в парах.
– Готовя статьи, вы добивались, чтобы читатели сами делали выводы и правильно употребляли глаголы в своей речи. Но от одного читателя пришло письмо о путешествии двух друзей. В нетбуках откройте письмо читателя
Прочитайте его и подготовьте к печати, исправив речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.
Работа на персональных компьютерах.
Однажды Саша и Наташа решили пойти на прогулку в лес. Пошли они и вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. И правда, после еды ребята повеселели и быстро находили дорогу домой.
Проверка. _ Что мы можем посоветовать этому читателю, чтобы он не допускал таких ошибок?
8) Работа в группах.
–Наши коллеги фотокорреспонденты подготовили для газеты фотоматериалы. А вашим отделам предстоит подготовить подписи к фотографиям (фотографии из жизни класса) и дать характеристику глаголу, который вы употребили.
.
.
.
Проверка. (дети предложили варианты:
Мы учимся здоровому образу жизни.
Мы тоже станем защитниками России.
Как мы побывали в Музее Обороны.
Как мы были артистами.
Учимся – что делаем?, глаг., н. ф. учиться, нас. вр., мн. ч.
Станем - что сделаем? , глаг., н. ф. стать , буд. вр., мн. ч.
Побывали – что сделали? глаг, н. ф. побывать, пр. вр. , мн. ч.
Были – что делали? глаг., н. ф. быть, пр. вр., мн. ч.)
( Заполняем рубрику « Классная жизнь!»)
4. Подведение итога.
- Какую цель мы ставили перед собой? Достигли ее? Приложение № 3
- Новый номер газеты готов к выпуску. Теперь нужно привлечь внимание к газете. Отдел рекламы подготовил рекламу.
Помним о требованиях к ней.
- рассказать о глаголе;
- заинтересовать читателя, чтобы он тоже захотел прочитать нашу газету и узнать все о глаголе;
(коллективное домашнее задание, подготовленное детьми отдела рекламы)
Презентация рекламы.Приложение № 2
Анализируем рекламу.
А теперь я предлагаю каждому проанализировать свою работу на этом уроке.
Если вы довольны и всё узнали о глаголе, поставьте +
Если вы довольны, но считаете, что еще не все знаете о глаголе ?
Если вы не довольны своей работой -
5. Домашнее задание: упр.4 стр.115
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающие игры на уроках русского языка. Методическое пособие для учителей начальных классов.
Данное пособие позволяет стимулировать процесс развития младшего школьника, благодаря применению в процесе обучения развивающих игр и учебных заданий с игровыми элементами....
Деловая игра "Конкурс знатоков русского языка"
Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме "Закрепление знаний о приставках и суффиксах как значимых частях речи»....
Дидактические игры на уроках русского языка. (1-4 классы)
Перед школой на рубеже нового тысячелетия стоит ряд нерешённых проблем, которые окажут значительное влияние на формирование школы в новом веке. Быстрое развитие науки в конце двадцатого века, новые до...
Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100
Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....
Урок русского языка 2 класс Тема: Антонимы Форма: урок – игра «Цветик - семицветик»
формирование знаний об антонимах; закрепление знаний по теме «Синонимы»; развитие творческого мышления, речи, умений подбирать антонимы к словам, расширение кругозора учащихся....
Сценарий урока., русский язык, 2 класс. Закрепление пройденного, безударные гласные, проверяемые ударением, парные согласные. Деловая игра " Редакция.
Урок представлен в виде деловой игры " Редакция". Цель нестандартности урока - создать положительную мотивацию к урокам русского языка. Используется групповая форма р...
Игра, как средство развития ребёнка. Речевые игры на уроках русского языка в 1 классе.
Презентация "Игра, как средство развития ребёнка.Речевые игры на уроках русского языка в 1 классе"....