Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака посе шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих". | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык, УМК « Школа России», 3 класс
Учитель: Козырева Т.Ю.
Тема: Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского и мужского рода.
Планируемые результаты обучения, формирование УУД:
- познавательные
- формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём квазиисследования;
- познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце слова;
- выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков.
2. развивающие
- развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание; развивать умение работать по алгоритму;
3. воспитывающие
- создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах.
Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.
Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.
Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.
Оборудование:
* карточки с заданиями для квазиисследования;
* опорные карточки с определением работы Ь в различных словах;
* опорные карточки со словами; опорная таблица с алгоритмом.
Ход урока
I. Орг. момент
Внимание!Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?
II. Актуализация знаний.
1. Минутка чистописания
На доске написаны слова: в…р…б…и, т…трад(ь,-), п…л…то, учител(ь,-), к…н…ки, ж…лат(ь,-), к…рабл(ь,-), к…ртоф…л(ь,-).
У. Прочитайте данные слова. Что в них общего?
Д. Это слова из словарика с непроверяемой безударной гласной. Все слова пишутся с мягким знаком.
У. Назовите имеющиеся в этих словах различия.
Д. Данные слова являются различными частями речи.
У. Что такое имя существительное?
У. Назовите грамматические признаки имени существительного.
Д. Имя существительное имеет род и изменяется по числам.
У. Какие еще различия можете найти в словах?
Д. Есть различия в нахождении и роли мягкого знака.
У. Цепочку букв для минутки чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных во мн.ч. и мягкий знак, который должен находиться после каждой из этих согласных. Какая цепочка у вас получилась?
Д. У нас получилась такая цепочка: вькь…
У. Напишите эту цепочку до конца строки, меняя попарно буквы местами.
Спишите записанные на доске слова, группируя их в зависимости от места и роли мягкого знака.
2. Словарно – орфографическая работа.
На доске изображено игровое поле.
У. определите новое слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке. Для этого на игровом поле найдите домик с первой буквой искомого слова. Остальные буквы вы узнаете, если вспомните ходы зайчика и определите направление его движения. Какое слово у вас получилось?
(Подсказка: зайчик прыгает наискось через дорожку по ходу часовой стрелки.)
Д. Получилось слово товарищ.
У. Скажите, что обозначает слово товарищ?
Д. Товарищ – это человек, близкий кому-либо по общей деятельности, условиям жизни, общим взглядам, а также дружески относящийся к кому-либо.
У. Напишите данное слово, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную.
У. Прочитайте написанные на доске пословицы.
Д. Конный пешему не товарищ.
Кнут коню не в помощь.
У. Определите смысл данных пословиц.
Найдите в этих пословицах сходные по значению слова, которые имеют общую часть.
Д. В этих словах сходные по значению слова конь, конный. Они имеют общую часть кон-.
У. Выделите корень в однокоренных словах.
У.Сравните слова товарищ и помощь. Какая возникла проблема? (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий в ед. ч. пишется Ь).
У. Какова же тема нашего урока? (Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.)
III.Постановка проблемы учащимися.Формулирование темы.
У. (Наблюдение над словами)
У. На какой звук оканчивается слово помощь?
Д. Слово помощь оканчивается на мягкий непарный, шипящий звук.
У.Если я закрою Ь, слово произнесётся так же, как и с Ь.
У.Нужен ли Ь для обозначения мягкости согласного [щ‘]? (Нет.)
У.Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.
У. Значит, это какая-то новая работа мягкого знака.
IV.Построение проекта выхода из затруднения.
У. Сейчас я хочу предложить вам работу в парах. Вы поработаете исследователями. Исследовать вы будете группу слов. По окончании исследования сделайте вывод.
У. Прочитайте слова, написанные на карточке.
Д. Нож, рожь, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ.
У. Прочитайте слова первой (второй) группы.
У. Какие буквы написаны в конце существительных женского и мужского рода?
Д. На конце существительных женского и мужского рода написаны шипящие ж, ш, ч, щ
У. Вконце существительных какого рода после шипящие ж, ш, ч, щпишется мягкий знак?
У.Вконце существительных какого рода после шипящие ж, ш, ч, щнепишется мягкий знак?
Составление алгоритма
У. Как определить правильность написания слова с шипящим звуком на конце. Каким алгоритмом вы предлагаете пользоваться, чтобы не допустить ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных.
1. Определяю часть речи.
2. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.
3. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.
4. Если существительное женского рода, то Ь пишу.
V. Физкультминутка.
У. Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительные женского рода, вы хлопаете ладонями перед собой.
Если назову существительные мужского рода, вы хлопаете ладонями над головой.
Слова: еж, лещ, дичь, печь, брошь, товарищ, кирпич, помощь, молодежь, тишь, борщ, плач.
VI. Первичное закрепление.
- Выборочное списывание. Учебник с. 32, упр. 53
- Самостоятельная работа по карточкам (проверка по эталону)
1. | Дорога шла через рож… . | |
2. | Вот пробежала мыш… . | |
3. | В роще послышался плач… . | |
4. | Это сыч… затянул песню. | |
5. | Наступила ноч…, и ловля началась. | |
6. | Кругом стояла тиш… . | |
7. | Камыш… шептался с рекою. | |
8. | Скоро мне попался ёрш… . | |
9. | А у дяди на леске бился лещ… . |
- Игра (электронный учебник)
VII. Итог урока. Рефлексия.
-Мы с вами хорошо потрудились. Понравился ли вам урок?
- Что на уроке было знакомым?
– Что нового узнали сегодня на уроке?
Продолжите мои предложения:
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
- Я научился …( писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих).
- Кого из учеников могли бы отметить за помощь, за хорошую работу на уроке?
д/з. стр.32 упр. 55, 56 по выбору
Оценки.
1. Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зеленый сигнал.
2. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понятна работа – желтый.
3. Если не разобрались в теме, было очень трудно – красный.
- Молодцы! Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык ( 3 класс) :"Правописание О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц». .
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по системе Л.В.Занкова....
Конспект урока русского языка. 2 класс. "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова".
Конспект урока русского языка по теме "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова" . 2 класс. Учебник Р.Н. Бунеев, , Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Используется презентация....
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....
Технологическая карта + презентация урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих»
Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме .Считаю, что идеи урока доведены до обучающихся. Поставленные задачи старалась реализоват...
Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих." 3 класс УМК "Школа России"
Тема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихКласс: 3Урок открытия нового знанияОборудование: учебник УМК «Школа России», часть 2, В.П. Канакина; презентация; раздаточн...
Конспект урока русского языка "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих" (УМК Школа России, 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихЦели деятельности учителя: формирование умения писать мягкий знак на конце имен существительных ж...