Урок русского языка в 4 классе по теме: «Определение времени у слов, обозначающих действие предметов» («Как появилась письменность»)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Разработка урока по русскому языку в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_pismennost_izm.docx | 258.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Определение времени у слов, обозначающих действие предметов» («Как появилась письменность»)
Ф.И.О. учителя: Разепова Татьяна Анатольевна Должность: учитель начальных классов Место работы: Саратовская область, г. Балаково Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» |
Цель: учащиеся должны уметь задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов, и определять у слов данной категории время.
Задачи:
образовательная: продолжить работу над развитием умения определять время у слов, обозначающих действие предметов, с опорой на поставленный вопрос;
коррекционно-развивающая: развивать и корригировать пространственное восприятие через игру «Почините ковер»; развивать буквенный гнозис через игры «Наложенные буквы» «Допишите недостающие элементы букв»; развивать устную речь через ответы на вопросы;
воспитывающая: воспитывать интерес к истории появления письменности в России и других странах.
Оборудование и используемая наглядность: ИКТ, иллюстративный материал для игр с буквами (работа в группах)
I. Орг.момент
II. Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках
-Сейчас у нас урок русского языка. В начале урока мы выучим новую чистоговорку.
- Чистоговорка
-Вит-вит-вит! Буквы встали в алфавит! (сначала класс повторяет хором; затем учитель спрашивает 1-2 человек индивидуально)
-Характеристика часто повторяющегося звука в чистоговорке
-Какой звук часто повторялся в чистоговорке? (В этой чистоговорке часто повторялся звук [в’].)
-Что можно сказать про звук [в’]? (он непоющий, согласный звук; произнесли с голосом, значит он – звонкий; парный со звуком - [ф’]; в слиянии «вит» - мягкий. В алфавите обозначается буквой [вэ]).
-Определение местоположения буквы «в» в слове, твердости –мягкости обозначенного звука
-Я называю слова из чистоговорки. Определите, в какой части слова при написании будет стоять буква В? Какой звук обозначает данная буква: твёрдый или мягкий? (учащиеся определяют на слух).
-Буквы, встали, алфавит.
(Рассуждение учащихся: в слове «буквы» буква В стоит в середине слова и обозначает твердый звук [в]. Аналогично и другие слова.).
-Вывод: мы повторили знания о букве «В».
- Сообщение цели урока (слайд №1)
-Сегодня к нам на урок русского языка пришел профессор Словаркин. Он очень любит читать книги, в которых рассказываются истории о первобытных людях. Профессор предлагает нам совершить путешествие в далекие времена, когда на Земле жили дикие люди. Отправиться в путь нам поможет ковер-самолет. Но вот беда, это сказочное средство передвижения истлело от старости, и его нужно починить.
-Коллективная игра «Почините ковер» (слайд №2) (учащиеся по цепочке с помощью мыши на экране монитора перетаскивают буквы)
(Примечание: при воспроизведении данного слайда используется макрос Drag and Drop. Учащиеся могут перетаскивать буквы и вставлять их в ковер. В начале показа презентации появляется предупреждение системы безопасности; необходимо включить содержимое.)
-Какую форму имеет заплатка с буквой Ы?
(Заплатка с буквой Ы имеет овальную форму, вставляем в ковер с овальным отверстием) (аналогично и про другие буквы)
- Используя стрелки, прочитайте полученное слово. Какое слово получилось? (буквы)
- На уроке русского языка мы совершим путешествие в прошлое, узнаем, как появились буквы в России и других странах, а также будем учиться определять время у слов, обозначающих действие предмета.
- Разминка пальцев рук
-Открываем тетрадь, записываем сегодняшнюю дату. (При написании даты учащиеся ставят ударение, обозначают безударные гласные, называют и объясняют написание «опасных» мест в слове, где можно ошибиться.)
-Итак, мы с вами починили ковер-самолет. Чтобы отправиться в полет, необходимо прочитать волшебные слова: (слайд №3).
Наш ковер-самолет
отправляется в полет.
Держит крепко руль рука,
Мчимся в древние века.
(чтение стихотворения)
-Мы с вами прилетели в древние времена, когда на земле жили первобытные люди. В то время на всей Земле не было ни одного дома, и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди: в некоторых пещерах обитали хищные животные, встреча с которыми могла закончиться смертью человека. Что же это за животное?
- Загадка (слайд №4)
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь)
- Правильно, этими хищными животными были медведи. С большим трудом люди выгнали медведей из пещер. Огляделись они по сторонам и вдруг увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки.
Но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит, на ровной поверхности можно нацарапать знаки, несущим людям какое-нибудь известие.
- Упражнение в образовании новых слов (слайд №5)
Что за таинственные знаки были нацарапаны на стенах пещер? (это были следы от когтей медведя).
-Образуйте новые слова по образцу, отвечая на вопрос: чьи следы?
Следы зайца –следы (чьи?) заячьи
Следы волка - следы (чьи?) ………
Следы лисы –следы (чьи?)………..
Следы медведя – следы (чьи?) ….
- Определение общей части у родственных слов (слайд №6)
-Прочитайте слова:
медведь, медвежьи, медвежонок.
-Что можно сказать про эти слова, какие они? (Это родственные слова).
- Какая общая часть у этих слов? (в первом слове – МЕДВЕД-, а в других – МЕДВЕЖ-).
- Что происходит с буквами Д и Ж в корнях слова? (происходит чередование).
-Запишите слова. Выделите корень.
-Объясните, для чего служит мягкий знак в словах МЕДВЕДЬ, МЕДВЕЖЬИ? Подчеркните «опасное» место.
- Составление предложения из слов, данных вразбивку (слайд №7)
-Профессор Словаркин предлагает вам составить предложение из слов, данных вразбивку:
Медведи, когти, о, стены, точили, пещеры.(Медведи точили когти о стены пещеры.)
- Запись предложения (фронтальная работа: один учащийся работает у доски, остальные пишут в тетради)
-Найдите в предложении главные и второстепенные члены предложения.
-Назовите слово, которое обозначает действие предметов (точили).
-Какой вопрос мы задали к этому слову? Определите время у слова-действия предмета.
Физминутка (слайд №8)
-На стенах пещер первобытные люди делали рисунки. Посмотрите внимательно, повторите нарисованные движения в правильной последовательности.
III. Изучение нового материала
- Работа с рассказом (слайд №9)
Вместе с профессором Словаркиным мы продолжаем наше путешествие.
Заметив следы от когтей медведя, древние люди подумали, что с помощью знаков можно передавать друг другу разные сообщения. Но первыми знаками были не буквы, а различные сигналы об опасности. Об этом мы прочитаем рассказ.
Сигналы об опасности
При приближении опасности люди использовали разные сигналы.
Канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден издалека.
В Африке известие передавали от одного поселения к другому дробью барабана.
- Работа в парах
Я выдаю вам на парты карточки. На них записано предложение. Дополните предложение, используя слова из справок. Обсудите в парах правильность выбора и запишите предложение в тетрадь.
Карточка №1 (выполняют учащиеся первого ряда) Карточка №2 (выполняют учащиеся второго ряда)
-Найдите в предложении главные члены, над словом-действием предмета обозначьте время.
Проверка (фронтально) (слайд №10)
- Рассказ о рисуночном письме (слайд №11)
- После сигналов древние люди придумали рисуночное письмо. С помощью рисуночного письма были записаны некоторые народные пословицы.
-Рассмотрите рисунки.
-Что нарисовано на первой картинке? Этой картинкой древние люди изобразили пословицу: «Куда иголка, туда и нитка». В наше время в русском языке тоже есть подобная пословица: «Куда ты, туда и я».
-Что нарисовано на второй картинке? Это картинкой древние люди изобразили пословицу: «Иголка сшивает большие полотнища». Эта пословица обозначает, что некоторые маленькие вещи очень полезны, и их надо ценить.
-От рисуночного письма произошла письменность далеких стран Китая и Японии. (слайд №12)
-Посмотрите, как выглядят буквы в этих странах:
-Здесь написана пословица: Старый конь знает дорогу.
-В нашей стране для письма используют буквы, которые придумали давным-давно 2 ученых из Греции: Кирилл и Мефодий. (слайд №13). Они поставили буквы в определенном порядке и назвали этот порядок «алфавит». Русский алфавит называется «Кириллица».
IV. Закрепление пройденного материала
- Самостоятельная работа (слайд №14)
-Сейчас я предлагаю вам выполнить задание.
Спишите пословицы. Найдите в них слова- действия предметов, над этими словами надпишите время.
Пословицы
1) Доброе слово само себя хвалит.
2) Терпение и труд всё перетрут.
3) Под лежачий камень вода не течёт.
4) Смекалка во всяком деле поможет.
5) Трус своей тени боится.
- Проверка (кроссворд «Действия предметов») (слайд №15)
-Какие слова-действия предметов вы подчеркнули в пословицах? Проверим с помощью кроссворда. Какое время подписали над данными словами?
-Какое слово получилось в выделенном столбике кроссворда? (время)
- Опрос (слайд №16)
-Вспомним, как называется время, обозначающее действие, которое прошло? Как называется время, действие которого происходит сейчас? Как называется время, которое будет происходить?
V.Инструктаж домашнего задания
VI. Итог (слайд №17)
-Мы возвращаемся с профессором Словаркиным из путешествия. Давайте вспомним, что учились делать на уроке? Что нового узнали?
Урок закончен. Спасибо за работу.
Используемая литература интернет-ресурсы:
Используемая литература:
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., Секреты орфографии, М., Просвещение, 1991 г.;
Используемые интернет-ресурсы:
При создании презентации используется макрос Drag and Drop, созданный hw@lemitec.de
Графические изображения:
Анимация (профессор):
Кириллица
Китайский монах:
Китайские пословицы:
http://shereemom.ru/post101140479/
Кирилл и Мефодий:
Ковер самолет:
http://indevices.ru/images/stories/gadgets/1317661045703.jpg
Первобытный человек:
Задания для распечатывания:
Карточка №1
_______________________________________________________________________________________
Карточка №2
Спишите пословицы. Найдите в них слова- действия предметов, над этими словами надпишите время.
Пословицы
1) Доброе слово само себя хвалит.
2) Терпение и труд всё перетрут.
3) Под лежачий камень вода не течёт.
4) Смекалка во всяком деле поможет.
5) Трус своей тени боится.
Спишите пословицы. Найдите в них слова- действия предметов, над этими словами надпишите время.
Пословицы
1) Доброе слово само себя хвалит.
2) Терпение и труд всё перетрут.
3) Под лежачий камень вода не течёт.
4) Смекалка во всяком деле поможет.
5) Трус своей тени боится.
Спишите пословицы. Найдите в них слова- действия предметов, над этими словами надпишите время.
Пословицы
1) Доброе слово само себя хвалит.
2) Терпение и труд всё перетрут.
3) Под лежачий камень вода не течёт.
4) Смекалка во всяком деле поможет.
5) Трус своей тени боится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"
Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....
урок русского языка 3 класс по теме "Орфограммы в корне слов"
Урок, проведенный в 3 классе в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограммам в корне слов, развивает воображение, словарный запас. Учебный процесс организован та...
урок русского языка 3 класс по теме "Орфограммы в корне слов"
>Урок, проведенный в 3 классе в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограммам в корне слов, развивает воображение, словарный запас. Учебный процесс организован т...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме "«Определение времени у слов, обозначающих действие предметов» («Как появилась письменность»)"
Презентация к уроку...
Урок русского языка 4 класс по теме "Обстоятельства времени", Система Л.В. Занкова
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Разнообразные виды работ и форм на уроке, позволяют достичь высокого результата....
Технологическая карта урока русского языка 3 класс на тему: "Определение"
Материал содержит технологическую карту урока с целями,универсальными учебными действиями на каждом этапе урока.Урок разработан с применением элементов технологии развития критического мышления....
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова"
Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина...