Русский язык "Наречие"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) по теме

Фирстова Ольга Викторовна

Урок изучения нового материала по теме "Наречие" по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Составлена технологическая карта урока. В основе лежит технология "Активные методы обучения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_narechie.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку «Наречие».

Методическая информация

Тема урока

Наречие.

Автор учебника, по которому ведётся обучение

Полякова А.В.

Классификация урока в системе образовательных мероприятий

В системе уроков по изучению наречия данный урок  первый. На уроке учащиеся знакомятся  с новой частью речи.

Цели урока

Формирование образовательных компетенций учащихся школы 1 ступени (информационных, коммуникативных, креативных и др.) через их включение в технологию АМО.

Учебные задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения

  1. Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.
  2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности, личной ответственности за принятые решения, доброжелательности, навыков сотрудничества со сверстниками.

Учебные задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов

  1. Развитие умения работать с информацией,  соединять теоретический материал с практической деятельностью.
  2. Формирование способности решать проблемы поискового характера, развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения, умения принимать и сохранять цель и учебные задачи.
  3. Формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
  4. Формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
  5. Формирование умения слышать и слушать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.
  6. Формирование умения взаимодействовать  в статичных группах, распределять роли и функции совместной деятельности.

Учебные задачи урока, направленные на достижение предметных результатов

  1. Формировать умение выражать собственное мнение.
  2. Соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения.
  3. Формирование умения находить наречия, знать их значение.

Необходимое оборудование и материалы

Ватман, фломастеры, стикеры, геометрические фигуры.

Подробный конспект урока

Этап урока

Время, продолжительность этапа

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Формируемые УУД

Инициация

3 минуты

Методика деления на группы.

Цель: научиться сотрудничать, развивать коммуникативные компетенции.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 3 минуты.

Необходимые материалы: различные геометрические фигуры по количеству групп

Проведение: Деление на группы заранее планируется учителем. В группах 6-8 человек.

-Добрый день! Я вижу, что у большинства из вас сегодня настроение отличное, а если кто-то чувствует себя неважно, пусть ему помогут наши улыбки и дружеское участие.

- Выберете себе геометрическую фигуру и сядьте за парту, где находится ваша геометрическая фигура.

В начале урока дети разбиваются на группы. Учащиеся выбирают геометрическую фигуру и определяются, в какую группу они попадают. Выбирается руководитель группы, спикер (выступающий). Недопустимо, чтобы образовывались группы «лучшие», «худшие».

Личностные: 

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за принятые решения.

Развитие доброжелательности.

Коммуникативные: 

Формирование умения

взаимодействовать  в статичных группах, распределять роли и функции совместной деятельности.

Вхождение или погружение в тему

5 минут

Цель: помочь осознать каждому ребёнку, что он знает, а чему должен научиться.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 5 минут

Необходимые материалы: карточки с предложением: Ручей весело бежал по маленькому руслу.

Проведение: Учитель предлагает учащимся разобрать предложение по членам предложения и по частям речи.

-Разберите предложение по членам предложения и по частям речи.

- С какой проблемой вы столкнулись? Почему? (Мы не знаем новую часть речи, не знаем, как её отличить от других частей речи).

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

(Научиться определять новую часть речи, находить её среди других частей речи, будем учиться общаться, слушать и слышать друг друга).

Дети сталкиваются с проблемой. Они не могут определить часть речи у слова весело.  Учащиеся говорят, почему они не могут определить  часть речи, определяют, что они знают, а что не знают. Учащиеся формулируют учебные задачи.

Личностные:

Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

Развитие мотивов учебной деятельности формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности

за принятые решения.

Развитие доброжелательности.

Познавательные: 

Развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа,

синтеза, обобщения.

Регулятивные: развитие умения сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: 

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами

коммуникации и составлять тексты в

устной форме.

Формирование ожиданий учеников

5 минут

Метод выяснения ожиданий и опасений «Дерево».

Цель: выявить ожидания и опасения обучающихся на уроке.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 5 минут.

Необходимые материалы: на доске нарисовано дерево, на нём – красные и жёлтые листочки.

Проведение: Учитель предлагает учащимся на жёлтых листочках написать, чего они ждут на уроке, а на красных – чего опасаются.

-Напишите на жёлтых листочках, чего вы ждёте на уроке, а на красных – чего опасаетесь. А в конце урока мы посмотрим, сбудутся ваши ожидания и опасения или нет.

Оценка результата урока: жёлтое дерево – цели достигнуты, красное дерево - выросло не то, что ожидали.

В конце урока учащиеся заклеивают при необходимости цветными листочками: сбывшиеся ожидания и не сбывшиеся опасения – жёлтыми несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными.

Личностные: формирование

мотивации  к обучению и познанию, формирование способностей к самооценке, ориентируясь на понимание причин успеха.

Познавательные: развитие операций

мышления: сравнения, анализа, синтеза.

Регулятивные: Формирование умения

 принимать и сохранять цель и учебные задачи.

Формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность.

Интерактивная лекция

10

минут

Метод работы в группе.

Цель: научиться делиться своими идеями, развивать умение рассуждать, делать умозаключения.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 10 минут.

Необходимые материалы: таблица, с кратким описанием алгоритма работы, бумага, фломастер.

Проведение: Учитель предлагает учащимся исследовать новую часть речи самостоятельно, в группе. Алгоритм работы:

1. Измени слово весело по родам. Что заметили? Сделай вывод.

2. На какой вопрос отвечает эта часть речи?

3. Какую часть речи поясняет?

4. Сделай вывод.

5. Постарайтесь найти среди слов новую часть речи:

Большое окно, смотреть радостно, было страшно.

- Прочитайте правило.

-Как же называется новая часть речи?

Учащиеся записывают ответ на листочках бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивают на доску. Выбирается учениками от группы спикер, который будет защищать мнение свое группы. Все участники дискуссии высказывают своё мнение. Делают выводы, дискутируют.

- Как проверить наши выводы? (Посмотреть в учебнике).

Ученики делают вывод.

Личностные: 

Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения, развитие мотивов учебной деятельности формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности

за принятые решения.

Развитие навыков сотрудничества со

сверстниками.

Познавательные: 

Развитие умения работать с информацией, умения соединять теоретический материал с практической деятельностью. Формирование способности решать

проблемы поискового характера.

Регулятивные: Формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность.

Коммуникативные: 

Формирование умения слышать и слушать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,  умения взаимодействовать  в статичных группах, распределять роли и функции совместной деятельности.

Проработка содержания темы

8 минут

Метод игры «Разведчики генералы».

Цель: формировать у учащихся умение находить наречия среди других частей речи.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 8 минут.

Необходимые материалы: карточки: существительное, прилагательное, глагол, наречие, предлог, местоимение, союз, карточки со словами.

Проведение: Все участники делятся на 2 группы. Одни исполняют роль разведчиков. У них в руках находятся листы, с указанием разных частей речи: существительное, прилагательное, глагол, наречие, предлог, местоимение, союз. Другие исполняют роль генералов. У них в руках, карточки со словами разных частей речи. Задача разведчиков набрать себе группу генералов. Если у генерала существительное, то его выбирает разведчик, у которого карточка существительное. 

В конце этапа проводится анализ работы.

Дети играют в игру.

Анализ работы.

- Какие проблемы у вас возникли?

-Чему вы учились?

Личностные: Развитие

самостоятельности и личной

ответственности за принятые решения,

 доброжелательности, навыков сотрудничества со сверстниками.

Познавательные: 

Развитие умения работать с

информацией,  умения соединять теоретический материал с практической деятельностью.

Формирование способности решать проблемы поискового характера.

Регулятивные: Формирование умения

 принимать и сохранять цель и учебные задачи, умения планировать, координировать, контролировать и

оценивать свою деятельность.

Коммуникативные: Формирование умения слышать и слушать

собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Проработка содержания темы

5 мин

Интерактивное задание

Цель: формировать у учащихся умение находить наречия среди других частей речи.

Участники: все обучающиеся.

Проведение: Детям предлагается интерактивное задание по выделению из стихотворения наречий с последующей проверкой.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36b3c94c-888d-11db-b606-0800200c9a66/russ34_kl4_33.swf

Проведение

- Прочитайте стихотворение.

- Выпишите из стихотворения наречия.

Дети выписывают наречия.

-Какие проблемы возникли у вас?

Рефлексия

4 минуты

Метод выяснения ожиданий и опасений «Дерево».

Цель: сравнить результаты с намеченными ожиданиями в начале урока.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 4 минуты.

Проведение: На доске появляется дерево с разноцветными листочками.

-- С какими проблемами вы столкнулись, работая в группе?

- Что вам помогло в решении этих проблем?

Сравниваются результаты с намеченными ожиданиями в начале урока.

Личностные: Развитие

самостоятельности и личной

 ответственности за принятые решения

Познавательные: Развитие операций мышления: сравнения, сопоставления,

 анализа, синтеза, обобщения.

Регулятивные: Формирование умения

 принимать и сохранять цель и учебные задачи .

Коммуникативные: формирование умения использовать речь для

 регуляции своих действий.

Домашнее задание (если имеется)

- Напишите сочинение-рассуждение, зачем нужно наречие?

Дополнительная информация

Результативность урока,  его методическая ценность (возможность использования урока или мероприятия другими учителями)

Предлагаемый урок может быть использован в учреждениях, работающих в режиме развития. Он может быть полезен учителям начальных классов, работающих по разным учебно-методическим комплексам. Подготовка и проведение урока требует от учителя знаний АМО.

Анализ и оценка  учителем/преподавателем апробации урока/занятия/мероприятия построенного на основе технологии модерации и с применением АМО (если апробация состоялась)

АМО поставили учащихся в новую позицию активного участника образовательного процесса. Технология позволила на всех этапах урока организовать совместную деятельность учителя и учащихся. Учитель выступает в роли модератора. При организации работы в группе, дети учатся распределять действия между собой. Во время работы учащиеся  смогли реализовать свои возможности в общении, в преодолении боязни, робости. Во время игры и решения проблемы дети получили положительные эмоции открытия нового знания. На этапе знакомства с новой частью речи, учащиеся не только получили о ней знания, но и поняли какая трудная для изучения эта часть речи, т.к. её легко спутать с другой частью речи, в частности с существительным.

Обоснование целесообразности использования  АМО и технологии модерации  для  выполнения целей и задач урока/занятия/мероприятия

Учащиеся запоминают лучше информацию, когда они сами участвуют в реальной деятельности, сами выносят решения. Делают выводы, прогнозируют дальнейшую деятельность. Использование АМО в дальнейшем, позволит повысить качество образования, мотивацию к самообразованию.

Использованная литература, источников информации.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,

утвержденная указом Президента РФ от 04.02.2010 Пр-271.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...