Методическая информация |
|
|
|
|
Тема урока /занятия/мероприятия | Сказки Андерсена |
|
|
|
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | Свиридова В.Ю. |
|
|
|
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями) | В системе уроков по изучению творчества Андерсена данный урок третий. На уроке учащиеся углубляют свои знания по творчеству писателя. |
|
|
|
Цели урока
| Формирование образовательных компетенций учащихся школы 1 ступени (информационных, коммуникативных, креативных и др.) через их включение в игровую технологию. |
|
|
|
Учебные задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения | - Формирование положительного отношения к освоению содержания сказок Андерсена.
2) Формирование основы для эмоционального переживания художественного текста. 3) Формирование начальных представлений о нравственных понятиях (забота о других, смелость как преодоление страха, верность дружбе и др.) 4) Формирование интереса к чтению как особому способу изображения действительности.
|
|
|
|
Учебные задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов | - Принимать алгоритм выполнения учебной задачи.
- Проявлять интерес к общению.
- Менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи.
4) Реализовывать потребность в общении со сверстниками; 5) Воспринимать мнение собеседников. - Работать со словарём и с материалом предварительного чтения.
- Следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности.
- Выполнять учебные действия в устной и письменной речи и оценивать их.
- Действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
10) Читать тексты, понимать их содержание, воспринимать смысл слов в процессе предварительного чтения; понимать вопросы к тексту; анализировать доступные по содержанию художественные тексты.
|
|
|
|
Учебные задачи урока, направленные на достижение предметных результатов | - Читать тексты про себя, понимать содержание текста.
2)Формулировать несложные выводы. 3) Строить высказывания по образцу и в свободной форме. 4) Отвечать на вопросы по содержанию текста. 5) Выделять главную мысль текста. |
|
|
|
Необходимое оборудование и материалы | Выставка книг Г.Х.Андерсена. |
|
|
|
Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия
|
|
|
|
|
Этап урока/занятия/мероприятия | Время, продолжительность этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент
| 1минуты | -Добрый день! Я вижу, что у большинства из вас сегодня настроение отличное, а если кто-то чувствует себя неважно, пусть ему помогут наши улыбки и дружеское участие.
|
| Личностные УУД: -формирование положительного отношения к литературному чтению. |
Вхождение или погружение в тему
| 5 мин | Учитель выступает в роли фасилитатора. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 5 минут Необходимые материалы: карточки с отрывками из сказок Андерсена «Гадкий утёнок», «Свинопас», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка». Проведение: Тему урока мы узнаем в ходе общения. Прочитайте тексты. Подумайте, из какого он произведения? Загляните в карточку к соседу. -Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? - Кто автор этих сказок? -Есть ли другие версии? -Назовите тему урока. Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
|
Учащиеся формулируют тему урока и учебные задачи.
- Тема урока «Сказки Андерсена». Мы будем учиться слушать и слышать своего собеседника, работать в группе, учиться говорить, общаться, уважать мнение своего товарища, выразительно читать, учиться работать с информацией, оценивать свою работу и работу своих товарищей. | Личностные УУД: -формирование положительного отношения к освоению содержания сказок Андерсена; Регулятивные УУД: - принимать алгоритм выполнения учебной задачи. Познавательные УУД: - читать тексты, понимать их содержание, Коммуникативные УУД: -проявлять интерес к общению. Предметные УУД: - читать тексты про себя, понимать содержание текста. |
Интерактивная игра «Суета» | 5 мин | Методика проведения интерактивной игры «Суета». Участники: все обучающиеся. Время проведения: 5 минут Необходимые материалы: карточки с отрывками из сказок Андерсена «Гадкий утёнок», «Свинопас», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка». Проведение: Найдите своих друзей. - Почему объединились в эту группу? (Выставляются пиктограммы с названиями сказок) | Дети находят отрывки из своих сказок и объединяются в группы. | Личностные УУД: - формирование положительного отношения к освоению содержания сказок Андерсена; Регулятивные УУД: - менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи. Познавательные УУД: - читать тексты, понимать их содержание Коммуникативные УУД: -реализовывать потребность в общении со сверстниками; -воспринимать мнение собеседников. Предметные УУД: - читать тексты про себя, понимать содержание текста; -формулировать несложные выводы.
|
Работа в группе.
Стратегия «Толстые и тонкие вопросы»
| 15 мин | Прочитайте инструкционные карты.
| Дети работают по инструкционным картам. - Распределите роли.
Чтец № 1(читает текст) |
| Чтец №2 (читает инструкционную карту) |
| Докладчик (готовит выступление и рассказ о работе группы) |
|
- Ответьте на вопросы.
- Сгруппируйте вопросы на толстые и тонкие.
| Личностные УУД: -формирование основы для эмоционального переживания художественного текста; - формирование начальных представлений о нравственных понятиях (забота о других, смелость как преодоление страха, верность дружбе и др.) Регулятивные УУД: - менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи; - выполнять учебные действия в устной речи; - работать со словарём и с материалом предварительного чтения. |
|
| Сказка «Гадкий утёнок». -Где высиживала утка своих утят? - Какими были первые слова утят? - Почему утке долго пришлось высиживать яйцо? - Почему мама-утка не мешала разглядывать детям зелёные листья лопуха? --Как отнеслись к гадкому утёнку обитатели птичьего двора? - Какое сердце, по словам утки, было у утёнка? - За что его обижали обитатели? -- Всегда ли так поступают птицы? -А люди?
| Сказка «Гадкий утёнок».
В чаще лопуха.
Пип-пип, ах, как велик мир.
Оно было чужое.
Зелёный цвет был полезен для глаз.
Его клевали, толкали.
Доброе
Он был не похож на них.
По-разному: могут заклевать, а могут и помочь.
Люди тоже бывают разными.
| Познавательные УУД: - читать тексты, понимать их содержание, - воспринимать смысл слов в процессе предварительного чтения; - понимать вопросы к тексту; - анализировать доступные по содержанию художественные тексты. Коммуникативные УУД: - реализовывать потребность в общении со сверстниками; -воспринимать мнение собеседников; - следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности. Предметные УУД: - читать тексты про себя, понимать содержание текста, - строить высказывания по образцу и в свободной форме, - отвечать на вопросы по содержанию текста; - выделять главную мысль текста. |
|
| Сказка «Свинопас» 1.Кто главный герой? 2.Какой музыкальный инструмент был у свинопаса? 3. Почему он решил переодеться в свинопаса? 4. Какие хитрости он придумал?
5. Почему он не женился на принцессе?
|
Принц.
Горшочек с бубенчиками.
Хотел жениться на принцессе.
Изготовил искусственный музыкальный инструмент, трещотку, чтобы принцесса поцеловала свинопаса.
Принцесса никого не любила. Она ничего не поняла ни в соловье, ни в розе, зато могла целовать за безделки свинопаса. |
|
|
| Сказка «Принцесса на горошине» -Какой перед нами предстала принцесса?
– Что помогло определить, что принцесса настоящая? – Почему же ей так плохо спалось? -В чем заключается вымысел данной сказки?
– Так чем принцесса отличается от простой девушки?
-Какой же урок мы должны вынести из этой сказки?
|
За воротами стояла принцесса. Но, боже, в каком она была виде! Потоки дождевой воды стекали по ее волосам и платью на носки туфель и вытекали из–под каблуков.
Горошина.
Она чувствовала эту горошину.
Мы понимаем, что невозможно почувствовать горошину под таким количеством тюфяков и перин, т. е. это сказочный способ определения настоящей принцессы.
Принцесса очень нежное создание, ее все опекают, оберегают и поэтому она чувствительна, даже к тому, что находится под 12 тюфяками и 12 перинами.
1.Нельзя по внешнему виду определить сущность человека, стоя за воротами вся промокшая она мало походила на принцессу, но почувствовав горошину, доказала, что настоящая принцесса. 2. Нужно иметь верный способ узнать человека лучше. В сказке таким средством была горошина.
|
|
|
| Сказка «Дюймовочка» -Что выросло из зернышка, которое посадили в цветочный горшочек? -Почему девочку назвали Дюймовочкой? - Какая была Дюймовочка?
-- Для чего служила ореховая скорлупка в сказке о Дюймовочке? -Что послужило Дюймовочке озером, по которому она плавала на лепестке тюльпана? -Кто похитил Дюймовочку? - Что можно казать о жабе и ее сыночке. Какие они?
|
Цветок, на котором сидела Дюймовочка.
Ее рост 2,5 см – дюйм.
Маленькая, крошечная, малюсенькая, небольшая, крохотная.
Была ей кроватью.
Тарелка.
Жаба.
Ужасные, безобразные, некрасивые, отвратительные |
|
Стратегия «Пирамида критика» | 15 минут | Методика проведения игры «Пирамида критика». Участники: все обучающиеся. Время проведения: 15 минут Необходимые материалы: книги сказок Андерсена «Гадкий утёнок», «Свинопас», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка». Проведение: Пирамида является основой для создания вашего связного текста. Вопросы – план текста. В пирамиде пишутся ключевые слова (в ответ на вопрос), где на каждой строке на одно слово больше, чем в предыдущей. 1.О чем произведение? (одно слово) 2.Какой у произведения характер? (два слова) 3.Место и время действия. (три слова) 4.Главные события. (четыре слова) 5.Главные герои, какие они? (пять слов) 6.Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (шесть слов) 7.О чем произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку) 8.Ваша реклама (антиреклама), рекомендация книги (восемь слов)
|
| Личностные УУД: - формирование интереса к чтению как особому способу изображения действительности. Регулятивные УУД: -выполнять учебные действия в устной и письменной речи и оценивать их. Познавательные УУД: - читать тексты, понимать их содержание, -анализировать доступные по содержанию художественные тексты. Коммуникативные УУД: - реализовывать потребность в общении со сверстниками; -воспринимать мнение собеседников; - следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, - действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией. Предметные УУД: - читать тексты про себя, понимать содержание текста, - строить высказывания в свободной форме и по образцу.
|
Рефлексия | 5 минут | Участники: все обучающиеся. Время проведения: 5минут Необходимые материалы: Лист самооценки «Рука помощи». Проведение: На пальчиках напишите чему вы научились на уроке?
- О чём хотели бы спросить группу? - За что хотите похвалить группу?
|
| Личностные УУД: - формирование первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки. Регулятивные УУД: -выполнять учебные действия в устной и письменной речи и оценивать их. Коммуникативные УУД: - реализовывать потребность в общении со сверстниками; -воспринимать мнение собеседников; - следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности. |