Рабочая программа по русскому языку 1 класс.
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Рудман Татьяна Викторовна

Данный материал содержит пояснительную записку и тематическое планирование по русскому языку для 1 класса по образовательной системе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc771.19 КБ

Предварительный просмотр:

    Рабочая программа составлена на основе примерной основной образовательной программы для начальной школы по образовательной системе «Школа 2100» «Русский язык» Е.В.Бунеевой, Р.Н.Бунеева  в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Книга 2. Москва, БАЛАСС 2011г.

I. Пояснительная записка

     Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

     Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.

     Цели обучения русскому языку в основной школе:

  • развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
  • формирование элементарной лингвистической компетенции.

    Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

     Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:

  • формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
  • формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

     В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  • развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  • осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  • формирование у детей чувства языка;
  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
  • сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

     В период обучения грамоте дети проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики», учебнику «Русский язык» 1-й класс.

II. Общая характеристика учебного предмета

     В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

     Линии, общие с курсом литературного чтения:

 1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

     Линии, специфические для курса «Русский язык»:

 4) приобретение и систематизация знаний о языке;

 5) овладение орфографией и пунктуацией;

 6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

 7) развитие чувства языка.

     В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.

     Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.

     В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.

     В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.

     Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.

     Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.

Разделы «Предложение» и «Текст»

     В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».

     В 1-м классе, после завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме.

Раздел «Слово»

     Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

     Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

  • звукового состава и обозначения звуков буквами;
  • морфемного состава и словообразования;
  • грамматического значения;
  • лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

     В 1-м и 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

     Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.

     Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:

  • видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;
  • правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);
  • находить и исправлять орфографические ошибки.

     Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.

     Изучаются следующие орфограммы:

  • обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
  • большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
  • буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];
  • разделительные ь и ъ;
  • проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);
  • проверяемые буквы согласных на конце слова;
  • пробел между предлогом и соседним словом.

     Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-черточкой при переносе.

     Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.

     Уже в период обучения грамоте даётся необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.

      «Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 1-м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами; однокоренные глаголы с разными приставками.

     Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

      В 1-м классе в курсе обучения грамоте и во 2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? – что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи.

     Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.

     При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

     В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

     Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

     Основные направления работы по развитию речи:

  • Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
  • Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
  • Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
  • Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

     Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному

общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.

     Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике – в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.

     Отличие данной программы заключается в том, что:

  • Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
  • Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
  • Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
  • Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
  • Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
  • Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

     В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Курс обучения грамоте составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (4 часа в неделю, 136 часов в год) или 578 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

      Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

     Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

      Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

      Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

      Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

      Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

     Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

     Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

     Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

     Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

     Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

     Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря и учебников «Русский язык».

     Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

      Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

     Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

     Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

     Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

      Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

     Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

  • Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
  • осмысленно, правильно читать целыми словами;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
  • определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
  • обозначать мягкость согласных звуков на письме;
  • определять количество букв и звуков в слове;
  • писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
  • находить корень в группе доступных однокоренных слов.

VI. Содержание учебного предмета «Русский язык»

1-й класс

 Обучение грамоте и развитие речи (207 ч)

     Добуквенный период (36 ч).

     Задачи добуквенного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.

      В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).

Букварный период (171 ч).

     В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению.

     Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ).

     В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.

      В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.

Языковая пропедевтика в период обучения грамоте

      В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.

     Из области фонетики – это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение: ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные обозначения мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные.

      Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу).

      Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.

     Из области морфемики – дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания).

     Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет – много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.

     Из области синтаксиса и пунктуации – дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и её коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; даётся общее понятие о тексте.

     Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.

Работа с текстом

     На материале текстов «Букваря» и прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности (термин Н.Н. Светловской) – системы приёмов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа:

1.Работа с текстом до чтения.

  • Самостоятельное чтение детьми ключевых слов и словосочетаний, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.
  • Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.

2.Работа с текстом во время чтения.

  • Первичное чтение (самостоятельное чтение детей про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение).
  • Выявление первичного восприятия (короткая беседа).
  • Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения. Учитель ведёт «диалог с автором», включая в него детей; использует приём комментированного чтения.

3.Работа с текстом после чтения.

  • Обобщающая беседа, включающая смысловые вопросы учителя ко всему тексту.
  • Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.
  • Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.).

1-й класс. Русский язык и развитие речи  36 ч (4 часа в неделю)

     Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в курсе обучения грамоте.

Слово. (31 ч)

     Звуки речи (гласные – ударные и безударные) согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твёрдые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение.

     Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

     Алфавит.

     Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн. Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.

     Однокоренные слова. Корень слова.

     Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал?

 Предложение. Текст. (5 ч)

     Признаки предложения, оформление предложения на письме.

     Отличие текста от набора предложений, записанных как текст.

      Каллиграфия. Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.


VII.Количество часов программного материала

по курсу русского языка (по программе 165 часов)

п/п

Название раздела.

Количество часов.

1.

Добуквенный период.

18

2.

Букварный период.

102

3.

Слово.

36

4.

Предложение. Текст.

9

Итого:

165

Календарно – тематическое планирование

по русскому языку

 (165 часов, из расчёта 5 часов в неделю)

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Виды контроля

Характеристика деятельности учащихся

Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаи- моотношений со взрослыми, сверстниками.

Моделировать  и  оценивать  различные   ситуации  поведения  в  школе и  других общественных местах. (П)*

Различать формы поведения, которые допустимы или  недопустимы в школе и других общественных местах. Практическая         работа: составить режим дня.

Моделировать  и  оценивать  различные    ситуации  использования  слов, показывающих направление. Работать в группах и самостоятельно с источниками информации. (П)

 Познакомиться  с  новым  учебником«Букварь».Учиться находить нужную страницу, иллюстрацию.Ориентировать-ся  на    развороте «Букваря».

Осознавать цель  и  ситуации   устного общения.

Адекватно воспринимать звучащую речь. Понимать на слух  информацию, содержащуюся в устном высказывании.

Различать  времена года   по  признакам, объяснять и рассказывать. Различать, перечислять календарные праздники.

Классифицировать животных и растения. Сопоставлять признаки предметов,  с помощью которых они  узнаются.

Обозначать слово схемой. Сопоставлять схемы и слова, сравнивать  и различать.

Составлять         схемы         предложений. Выбирать нужный знак  конца предложения.

Определять признаки текста, смысловое  единство  предложений  в  тексте. Выбирать заглавие текста. Устанавливать  последовательность предложений в тексте, последовательность  частей текста.

Читать схему текста.

Составлять схему текста. Определять основную мысль  текста,  передавать его содержание по вопросам. Различать         речевые        и         неречевые звуки.

Характеризовать гласные звуки русского  языка (ударные, безударные). Делить  слово   на   слоги,  обозначать ударный слог.

Классифицировать предложения по цели высказывания. (П)

Выбирать нужную интонацию. Составлять текст по серии сюжетных картинок.

Перечислять названия известных сказок, сказочных героев, сказочных предметов.

Объяснять правила поведения в театре. Называть театральные профессии. Рассказывать         и         инсценировать известные сказки по  картинкам и  по памяти.

Осознавать ситуацию общения: где,  с кем  и с какой целью происходит общение.

Учиться диалогической форме  речи. Определять   диалог   (спор,    беседа). Выражать собственное мнение. Использовать связные высказывания на определённую тему.

Слышать,  выделять  гласные  звуки,

обозначать их схемой.

Определять  количество  слогов   в слове.

Определять, на какой слог падает ударение, обозначать ударный слог в схеме  слова. Различать ударные и без- ударные слоги.

Наблюдать за  многозначными словами.

Определять направление движения при  письме различных письменных элементов.

Овладевать разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому  виду учебной работы. Различать  и  использовать         разные виды  штриховки.

Ориентироваться на странице прописи и на строке прописи.

Выделять звук (звуки) в слове.

Находить слова  с заданным звуком.

Различать звуки и  буквы: буква как знак звука.

Различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные  твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и  непарные; буквы гласных как показатель твёрдости – мягкости согласных звуков.

Обозначать букву соответствующей схемой.

Определять парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки.

Делить слова  на слоги.

Соотносить слова   со  слогоударными схема

Овладевать начертанием письменных букв.

Писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм.

Писать под диктовку слова  и предложения,  написание которых не  расходится с

Усваивать приёмы и последовательность  правильного списывания

Понимать функции небуквенных графических средств: пробела между сло- вами, знака переноса, красной строки (абзаца).

Сопоставлять слова, различающиеся одним  звуком.

Воспроизводить звуковую форму слога и слова  по его  буквенной записи (чтение).

Соотносить прочитанные слова  и картинки.

Находить слово  в группе слов  по  его лексическому значению.

Воспринимать слово  как объект изучения, материал для  анализа.

Наблюдать над значением слова. Различать слова  и предложения. Работать с предложением: выделять

слова, изменять их  порядок, распространять и сокращать предложения.

Запоминать правила правописания и применять их  при   письме: обозначение   букв   гласных после   шипящих  в позиции         под         ударением         (ча–ща, чу–щу,  жи–ши); заглавная  буква  в начале предложения, в именах собственных; раздельное написание слов; перенос слов  без  стечения согласных по слогам; знаки препинания в конце предложения

Использовать на письме разделительный  ь и ъ.

Понимать прослушанный и прочитанный  текст.

Составлять рассказы по серии сюжетных  картинок.

Сочинять небольшие устные рассказы повествовательного        характера         (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений).

Восстанавливать деформированный текст.

Сокращать, изменять текст повествовательного характера из  прописи ил«Букваря». (П)

Определять и объяснять значение слова  в тексте.

Различать однозначные и многозначные   слова.  (П)  Различать  прямое и переносное значение слов. (П)

Сопоставлять синонимы и антонимы: наблюдать в эталонных текстах, использовать в речи. (П)

Различать однокоренные слова. (П)

Выделять в слове  корень, приставку, суффикс. (П)  Понимать и  объяснять значения суффиксов и приставок. Образовывать новые  слова  (однокренные) с помощью суффиксов и при- ставок.

Разбирать доступные слова  по  сосву. (П)

Классифицировать слова  по вопросам(кто?  что? какой?... что делать?...)

Различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?».

Распознавать имена собственные.

Различать слова  мужского, женского и  среднего рода. (П)  Изменять слова по числам (один – много).

Отличать слова-местоимения от других  слов. (П)

Распознавать предлоги.  Запомнить   наиболее употребительные предлоги.

Отличать предлоги от приставок. (П)

Различать предложения, словосочетания, слова   (понимать их  сходства и различия).

Самостоятельно составлять  предложения.

Осознавать ситуацию общения: где,  с кем  и с какой целью происходит общение.

Овладевать диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа).

Устанавливать

последовательность предложений в тексте; последовательность  частей текста (абзацев).

Работать над  структурой текста: озаглавливать,  корректировать и  редак- тировать порядок предложений и частей текста (абзацев).

Отвечать на  вопросы автора текста. Задавать вопросы автору текста с помощью учителя.

Выборочно читать с целью нахождения необходимого материал

Находить информацию, заданную в тексте в явном виде.

Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Запоминать названия и последовательность букв  русского алфавита.

Примечание

1. Добуквенный период.

18

1.

Знакомство с прописями. Обучение штриховке и обведению по контуру

1

2.

Правила письма.

1

3.

Написание вертикальных линий.

1

4, 5.

Обведение по контуру, штриховка.

2

6.

Обведение по контуру, штриховка.

1

7.

Обведение по контуру и написание овалов.

1

8.

Написание наклонных линий и овалов.

1

9.

Написание наклонных с петлёй внизу и вверху.

1

10.

Упражнения в обведении по контуру и штриховке.

1

11.

Написание прямой наклонной линии. Подготовка к написанию наклонных линий с закруглением внизу.

1

12.

Написание е-образных элементов.

1

13.

Подготовка к написанию буквы г и буквы и. Написание е-образных элементов и элементов с закруглением вверху и внизу.

1

14, 15.

Написание основных графических элементов.

2

16, 17.

Закрепление изученных графических элементов букв.

2

18.

Закрепление изученных графических элементов букв.

1

2. Букварный период.

102

19.

Строчные буквы г, п, и.

1

20.

Строчные буквы  т, р.

1

21.

Заглавная и строчная буквы О, о.

1

22, 23.

Соединение изученных букв в слоги и слова.

2

24.

Письмо заглавной буквы О в соединении с изученными буквами.

1

25.

Строчная буква а, соединения с различными буквами.

1

26.

Строчная буква ы, соединения с различными буквами.

1

27, 28.

Написание заглавных букв Г, П, Т, Р.

2

29.

Написание заглавной буквы И.

1

30.

Строчная буква н, соединения с различными буквами, написание слов.

1

31.

Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

1

32. 33.

Написание букв, слогов и слов с изученными буквами.

2

34.

Написание слогов и слов.

1

35, 36.

Написание заглавной и строчной буквы У, у.

2

37, 38.

Написание слов и предложений с изученными буквами.

2

39.

Написание букв, слогов и слов с буквой с.

1

40, 41.

Написание слогов, слов и предложений с изученными буквами.

2

42, 43.

Обучение списыванию текста с печатного и письменного образца.

2

44.

Написание слогов и слов с изученными буквами.

1

45.

Написание заглавных и строчных букв Л, л, М, м.

1

46.

Написание слогов и слов с заглавными буквами Л, М.

1

47, 48.

Написание заглавных букв К, Н. Обучение списыванию с печатного текста.

2

49.

Написание заглавных букв К, Н, слов с заглавными буквами К, Н.

1

50.

Заглавная и строчная буквы С, с.

1

51.

Написание слогов и слов с изученными буквами.

1

52, 53.

Написание предложений с изученными буквами.

2

54.

Написание слов с заглавными буквами.

1

55.

Развитие умения писать заглавную букву в словах и предложениях.

1

56.

Упражнения в списывании текста.

1

57, 58.

Написание строчной буквы ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков.

2

59.

Написание слов и предложений с изученными буквами.

1

60.

Написание заглавной буквы Ш. Упражнения в написании слов, обозначающих имена людей, клички животных.

1

61.

Написание слов, предложений и текста с изученными буквами.

1

62.

Обучение выборочному списыванию.

1

63,

64

Написание слов и предложений с изученными буквами.

2

65.

Написание слов, предложений с заглавной  буквой А.

1

66.

Самостоятельная работа по письму.

1

67.

Написание строчной буквы д.

1

68,

69

Написание слов с изученными буквами. Заглавная буква  в именах людей.

2

70.

Написание строчной буквы в, заглавной буквы  Д.

1

71.

Написание слов, обозначающих имена. Диктант.

1

72.

Написание заглавной буквы Д.

1

73, 74.

Написание заглавной буквы В. Обучение списыванию с печатного образца.

2

75.

Написание слогов и слов с  буквой е.

1

76.

Упражнения в письме. Выборочное списывание.

1

77.

Написание слогов и слов с буквой ё.

1

78.

Написание заглавных букв Е,Ё.

1

79,

80.

Написание слов, предложений с изученными буквами. Выборочное списывание текста.

2

81.

Написание строчной буквы б, слогов, слов с буквой б.

1

82, 83.

Обучение выборочному творческому списыванию текста.

2

84.

Написание заглавной буквы  Б, слогов и слов с буквой Б.

1

85.

Написание строчной буквы  з, слогов и слов с буквой з.

1

86.

Написание слогов и слов с заглавной буквой З.

1

87.

Написание  слогов и слов со строчной буквы я. Списывание с печатного образца.

1

88, 89.

Написание слов заглавной буквы  Я. Списывание с печатного образца.

2

90.

Написание строчной буквы  х, слогов и слов с буквой х.

1

91.

Написание строчной буквы ж.

1

92.

Написание заглавных букв Ж, Х; слов с буквосочетаниями- жи-ши.

1

93, 94.

Списывание с печатного образца.

2

95.

Написание строчной и заглавной буквы й, Й; слогов, слов, предложений. Списывание с печатного образца.

1

96, 97.

Написание  слогов и слов со строчной буквы ч. Слова с буквосочетаниями- ча, чу, чк, чн.

2

98.

Написание слов, предложений с заглавной буквой  Ч.

1

99, 100.

Написание заглавных и строчных букв Ц, ц и Щ, щ, слогов и слов. Списывание с печатного образца.

2

101, 102.

Списывание с печатного образца.

2

103.

Написание слов и соединений со строчной буквой ф.

1

104.

Написание заглавной буквы Ф, слогов и слов с буквой Ф.

1

105.

Написание строчной буквы  э, слогов, слов, предложений с буквой э.

1

106.

Написание слов и соединений с заглавной буквой Э. Списывание с печатного образца.

1

107, 108.

Упражнения в написании изученных букв, написание слов с буквами парных согласных звуков на конце.

2

109.

Написание строчной буквы  ю, слогов, соединений. Списывание с печатного образца.

1

110, 111.

Упражнения в письме. Списывание с печатного образца.

2

112, 113.

Написание буквы ь, слов с мягким знаком на конце и в середине.

2

114, 115.

Написание слов с разделительным ь.

2

116, 117.

Написание буквосочетаний с разделительным ъ. Списывание слов и предложений с печатного образца.

2

118, 119.

Написание букв русского алфавита. Упражнения в письме.

2

120.

Проверочная работа по письму.

1

3. Слово.

36

121.

Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык (первые уроки)».

1

122.

Повторяем гласные звуки и их буквы.

1

123.

Гласные буквы обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков на письме.

1

124.

Согласные звуки и их буквы.

1

125.

Что мы знаем о звуках и буквах.

1

126,

127.

Повторяем слоги и ударение.

2

128,

129.

Перенос слов.

2

130.

Развитие умения переносить слова.

1

131.

Проверочная работа.

1

Пров.раб.

132.

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

133,

134,

135.

Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме.

3

136.

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь.

1

137.

Повторяем написание большой буквы и разделительного ь в словах.

1

138.

Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному – с большой и маленькой буквы.

1

139.

Упражнение в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь.

1

140,

141.

Повторение написания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн в словах.

2

142.

Повторяем корень слова.

1

143,

144.

Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень.

2

145,

146.

Повторяем правописание букв безударных гласных в корне слова.

2

147,

148.

Упражнение в подборе проверочных слов к словам с безударным гласным в корне.

2

149,

150.

Упражнение в написании  слов с буквами безударных гласных в корне, проверяемыми ударением.

2

151.

Контрольный диктант по материалам, пройденным в 1 классе.

1

контрольный диктант

152.

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

153,

154,

155.

Повторение слов, написание которых надо запомнить.

3

156.

Словарный диктант. Повторение.

1

4. Предложение. Текст.

9

157,

158.

Что мы знаем о предлогах и предложении.

2

159,

160,

161.

Повторяем правила оформления предложений на письме.

3

162.

Проверочная работа.

1

провероч-ная работа

163,

164.

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

2

165.

Чему мы научились за год.

1

Всего:

165

* П – повышенный уровень, остальные виды  деятельности – необходимый уровень.

Контрольный диктант - 1

    В течение учебного года допускаются внесения корректировок в календарно-тематическое планирование при согласовании с администрацией школы.


VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для реализации целей и задач по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».

Обучение грамоте и пропедевтический курс русского языка обеспечиваются:

  • учебником для первоклассников «Букварь» (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина);
  • комплектом прописей в 5-ти тетрадях «Мои волшебные пальчики» (автор О.В.Пронина);
  • «Тетрадью для печатания» (авторы О.В.Пронина, Е.П.Лебедева, О.Ю.Мальцева)»
  • Методическим пособием для учителя «Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики»» (под ред. Е.В.Бунеевой).

Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:

  • Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык (первые уроки)» (1-й кл.);
  • Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева «Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык (первые уроки)»»;
  • Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, М.А.Яковлева «Русский язык», 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя.

К техническим средствам обучения, которые могут использоваться на уроках, относятся

  • DVD плеер, телевизор;
  • компьютер, медиапроектор;
  • ресурсы интернета http:// school-collection.edu/ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...