Метапредметные уроки
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Русский язык 2 класс УМК "Планета Знаний" 2013 - 2014 уч.год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suffiksy_v_slovakh.docx | 59.93 КБ |
urok_11.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Суффиксы в словах
Цели деятельности учителя: учить определять значащую роль суффиксов в словах, их словообразовательную роль в образовании однокоренных слов; совершенствовать умение образовывать слова с помощью суффиксов.
Планируемые результаты: личностные: проявляют прилежание в учёбе; расширяют познавательный интерес, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно; метапредметные: регулятивные – научатся понимать важность планирования работы; получат возможность научиться оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения; познавательные – научатся использовать простейшие схемы для решения конкретных языковых задач; коммуникативные – научатся выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; получат возможность научиться строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; предметные: научатся определять значащую роль суффиксов в словах, их словообразовательную роль в образовании однокоренных слов, образовывать слова с помощью суффиксов; получат возможность научиться устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
– Сегодня продолжим изучать строение слова. На уроке познакомимся с новой частью слова, которая называется суффиксом.
II. Актуализация знаний.
− К данным словам запишите однокоренные слова.
Лес − …, вода − …, рыба − …, гриб − …, дом − …, сад − ….
− Какие слова называются однокоренными?
− Послушайте стихотворение и выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень:
Зашумела вьюга снежная, А потом в снежки играли
Украсила землю снежком, В снежном переулке,
Вышли дети на прогулку Кувыркались и резвились,
Дружно строить снежный дом. Делали Снегурку.
Карточка 1. Выпишите пары однокоренных слов. Выделите корень.
Гусь – гусеница, конец – начало, гриб – грибной, сад – садовник, окно – лестница, поле – полюшко, земля – вьюга, снег − снежок, циркуль – циркач, дым – дом, река – речушка, желток – железо, река – плот, печка – печать, стол – столовая, кот – котище, час – часовщик, час – часть, сахар – сахарный, диван – кровать.
Карточка 2. В одну колонку выпишите слова с корнем снег, в другую – с корнем -пол-.
Полюшко, подснежник, поля, полевой, снеговой, полевод, полеводство, снежный, полевик, снежинка, заснеженный, снегирь.
III. Работа по учебнику.
– Прочитайте слова в упражнении 1. Понаблюдайте, с помощью каких частей образовано каждое слово.
− Рассмотрите рисунки в упражнении 2. Почитайте пары слов. Какие значения вносят в слова выделенные части слов?
Дом – домик (уменьшительно-ласкательное значение).
Дом – домище (значение увеличения размеров предмета).
Камень – каменщик (значение профессии).
Камень – каменный (дом) (значение признака).
− Выделите корень в этих словах. Где находятся части слова -ик-, -ищ-, -щик-, -н-? (После корня.)
− Эти части слов называются суффиксами. Прочитайте в учебнике определение, что такое суффикс.
− Как выделяют суффикс на письме?
– Выполните упражнение 3.
− Какие суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение? (-ёк-, -чик-, -ик-, -ок-, -к-.)
− Как можно образовать ласковые имена детей в упражнении 4? Какие суффиксы вы будете использовать?
− Запишите слова парами по образцу.
− Образуйте и запишите названия детёнышей животных с помощью суффиксов в упражнении 5.
IV. Рефлексия деятельности.
− Что называют суффиксом? Объясните правило в стихах:
На работе всегда мужЧИНа,
Чтоб добиться высокого ЧИНа.
А женЩИна кухне верна,
ЩИ вкусные варит она.
И. Агеева
Домашнее задание: упражнения 1, 2 (рабочая тетрадь, с. 29–30).
безударные гласные в корне слова
Цели деятельности учителя: познакомить со способами подбора проверочных слов; рассмотреть правило проверки безударных гласных; учить наблюдению над единообразным написанием корней однокоренных слов; совершенствовать умение подбирать проверочные слова среди разных частей речи.
Планируемые результаты: личностные: обнаруживают устойчивое внимание, подчиненное той деятельности, которую выполняют; метапредметные: регулятивные – научатся следовать рекомендациям памяток при анализе и списывании текстов; познавательные – научатся владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова; коммуникативные – научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; получат возможность научиться адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; предметные: научатся подбирать проверочные слова среди разных частей речи; получат возможность научиться осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
− Чем похожи слова, написанные на доске?
Р..ка́, д..ска́, п..лы́, ст..лы́. (В этих слова пропущены безударные гласные.)
− Сегодня мы будем проверять написание безударных гласных в корне слова.
II. Актуализация знаний.
− Выберите проверочное слово. Вставьте пропущенные буквы.
Уд..вительно – (диво, дева). Скр..пучий – (скрепка, скрип).
М..нять – (мина, замена). Л..нивый – (лень, линька).
Л..пить – (липко, лепка). М..стерить – (мост, мастер).
Подч..щать – (честь, чисто).
− Что можете сказать об оставшихся словах? (Они не являются однокоренными, поэтому не могут быть проверочными.)
• Индивидуальная работа.
Карточка 1. Вставьте пропущенные гласные. Запишите проверочное слово.
Сне..ки − ________ Гн..здо − ________
Зв..рёк − ________ М..рской − ________
М..ряк − ________ Ул..тели − ________
К..рмушка − ________ Л..сица − ________
Б..льной − ________ К..тёнок − ________
В..дитель − ________ Зв..нок − ________
Сн..жинка − ________
Карточка 2. В одну колонку выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, в другую – с непроверяемыми безударными гласными.
Л..сица, з..рно, к..пуста, п..нал, св..тить, за..ц, т..варищ, м..дведь, м..рковь, м..локо, зв..рёк, м..ряк, тр..пинка.
III. Работа по учебнику.
− Какой способ проверки, кроме изменения формы слова, указан в упражнении 1? (Подбор однокоренных слов.)
− Запишите проверяемые и проверочные слова. Слова какой части речи использованы как проверочные? (Имена существительные.) Прочитайте правило проверки безударного гласного в корне слова.
− Какие слова являются проверочными в упражнении 2?
− Запишите проверяемые и проверочные слова с графическим обоснованием.
− Какое слово является проверочным в упражнении 3? (Лепить – ле́пка. Подчищать – чи́сто.)
− Подготовьтесь писать текст упражнения 4 под диктовку.
− В каких словах необходимо проверять написание букв? Почему?
в лесу лесника сторожка лесного | ле́с ле́с сто́рож, сторожить ле́с |
− Для записи слов на слух вам необходимо научиться решать орфографические задачи. Ознакомьтесь с памяткой 5 по их решению.
− Какие из однокоренных слов в упражнении 6 требуют проверки? Какие слова можно считать проверочными?
− Можно ли с помощью этих слов проверить слово «совет»? (Нельзя. Это не однокоренные слова.)
− Подчеркните в корнях слов известные вам орфограммы.
Совята_у_совушки
Умные_головушки:
На_каждый_совушкин_совет
Глазами_хлопают_в_ответ.
IV. Рефлексия деятельности.
− Как проверить безударные гласные в корне?
Домашнее задание: упражнение 6 (рабочая тетрадь, с. 36).ЯЧ
Предварительный просмотр:
Цели деятельности учителя: систематизировать знания о русской азбуке; учить определять положение заданной буквы в алфавите.
Планируемые результаты: личностные: соотносят нравственные нормы с поступками собственными и поступками окружающих людей; метапредметные: регулятивные – научатся понимать цель выполняемых действий; получат возможность научиться осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания; познавательные – научатся находить, сравнивать, группировать звуки, буквы; коммуникативные – научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; предметные: научатся использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.).
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте палиндромы, которые вы записали. (Дом мод. Он ест сено. Моток с котом.) Кто вам помогал выполнить задание?
II. Актуализация опорных знаний.
– Отгадайте загадку:
Снаружи смотришь – дом как дом.
Но нет жильцов обычных в нем,
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй угадай.
(Библиотека.)
– Сегодня на уроке мы должны будем навести порядок в библиотеке.
– Отгадайте загадку:
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Азбука. Алфавит.)
– А как вы догадались? (Учащиеся отвечают.)
– Так что это: алфавит, или азбука? (Можно сказать – алфавит, а можно сказать – азбука. Эти слова обозначают одно и то же: буквы, расположенные в определённом порядке.)
– Прочитайте алфавит. (2–3 ученика рассказывают наизусть алфавит.)
– Сегодня на уроке нам будет помогать профессор Алфавит.
– Почему нужно знать алфавит?
– Когда люди пользуются алфавитом?
III. Введение в тему.
– На пороге библиотеки нас встречают сказочные персонажи. Ребята, отгадайте загадки. Запишите отгадки по алфавиту (ученики выполняют работу в дополнительной тетради по русскому языку).
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
(Айболит.)
Я – героиня книжки.
Со мной всегда семь гномов,
Вам, думаю, знакомых.
Ответьте-ка без спешки –
Зовусь я … (Белоснежка).
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мила!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку.
(Дюймовочка.)
Друзья, открою вам секрет:
Мне без варенья жизни нет.
Для здоровья и веселья
Ем печенье, ем варенье.
Кто же это?
(Карлсон.)
Она красива и мила,
А имя ей дали от слова «зола».
(Золушка.)
С книжкою шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется тот мальчишка?
(«Азбука», Буратино.)
• Коллективная работа.
– Кого напишете первым?
– Посмотрите, имена героев Белоснежка и Буратино начинаются с одной буквы – б. Что же делать? (Ответы учащихся.)
IV. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику (упражнения 11–16).
В красном переплёте –
Самая красивая.
В синем переплёте –
Самая весёлая.
Книжка в жёлтом переплёте –
Самая забавная,
А совсем без переплёта –
Самая любимая.
Мне читать её охота –
Хоть она без переплёта.
Р. Сеф
– Расскажите о своих любимых книгах. О чём они? Кто автор?
– Кому захотелось прочитать книги, о которых вы сейчас услышали? Где их можно взять? (У друзей, в библиотеке.)
– Рассмотрите рисунки в учебнике и сделайте вывод, как знание алфавита помогает человеку в жизни.
– Проверьте друг друга на знание алфавита.
– Выполните задания в парах (упражнение 12).
– Какие группы букв можно выделить? Назовите.
А, е, ё, и, о, у, ы, ю, я, э – гласные.
Б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ – согласные.
Ь, ъ – не обозначают звука.
Е, ё, ю, я – обозначают два звука.
Ж, ш, ц – всегда твёрдые.
Ч, щ, й – всегда мягкие.
Й, м, н, р, л – звонкие непарные и т. д.
2. Самостоятельная работа (упражнение 14).
– Запишите словарные слова по алфавиту. (Берёза, девочка, медведь, ребята, собака, тетрадь, фамилия. Ветер, воробей, ворона.)
– Прочитайте, как называется раздел науки о языке, в котором изучают буквы, их начертание. (Графика.)
3. Работа по осуществлению поиска информации (упражнение 15).
− Как объясните значение слов «скейт-парк», «роллер», «скейтборд»? (Предположения учащихся. Ученик читает объяснение в словаре.)
− Какие слова, относящиеся к виду спорта, вы знаете и можете объяснить их значение? (Учащиеся работают в парах, задавая друг другу вопросы и объясняя значения слов.)
4. Рубрика «Интеллектуальный марафон» (упражнение 16).
V. Обобщение изученного материала.
– Какое слово запишете раньше: картина или карман? (Карман.) Почему? (Первые три буквы одинаковые, отличие в 4-й букве: м в алфавите стоит раньше, чем т.)
VI. Рефлексия деятельности.
Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.
Домашнее задание: упражнение 13 (учебник, с. 24).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метапредметный урок "Знакомство с правилом правописания сочетаний -ЧК- -ЧН-"
УМК: «Начальная школа 21 века»Продолжительность урока: 45 минут.Тип урока: урок усвоения новых знаний.Тема урока: Знакомство с правилом правописания сочетаний -ЧК-, -ЧН-.Цель урока: сформировать...
Метапредметный урок на тему "Роль имён прилагательных в речи"
Обобщение по теме "Имена прилагательные"...
Метапредметный урок на тему "Роль имён прилагательных в речи"
Презентация к уроку...
метапредметный урок "Задача"
урок по математике...
презентация к метапредметному уроку
презентация к метапредметному уроку...
метапредметный урок 2 класс
Можно провести как кружковое занятие или при изучении Странички для любознательных...
Метапредметный урок во 2 классе "Урок Победы"
Урок, посвященныйсобытиям Великой Отечественной войны во 2 классе.«Блокада Ленинграда»...