Метапредметный урок "Знакомство с правилом правописания сочетаний -ЧК- -ЧН-"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
УМК: «Начальная школа 21 века»
Продолжительность урока: 45 минут.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Тема урока: Знакомство с правилом правописания сочетаний -ЧК-, -ЧН-.
Цель урока: сформировать знания о правописании сочетаний -чк-, -чн-.
Задачи урока: воспитывать интерес к изучению русского языка; формировать потребности к новым знаниям; прививать бережное отношение к природе; помочь детям усвоить, что звук [ч'] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно дополнительно обозначать мягким знаком; учить писать слова с сочетаниями -чк-, -чн-; развивать устную письменную речь учащихся, внимание, мышление, фонематический слух, воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnyy_urok.doc | 41 КБ |
smurfiki.ppt | 984 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Грушевская Нина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Образовательное учреждение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Киселёвского городского округа «Лицей № 1».
Класс: 1.
УМК: «Начальная школа 21 века»
Продолжительность урока: 45 минут.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Тема урока: Знакомство с правилом правописания сочетаний -ЧК-, -ЧН-.
Цель урока: сформировать знания о правописании сочетаний -чк-, -чн-.
Задачи урока: воспитывать интерес к изучению русского языка; формировать потребности к новым знаниям; прививать бережное отношение к природе; помочь детям усвоить, что звук [ч'] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно дополнительно обозначать мягким знаком; учить писать слова с сочетаниями -чк-, -чн-; развивать устную письменную речь учащихся, внимание, мышление, фонематический слух, воображение.
Ход урока
1. Организационная часть.
- Ребята, улыбнитесь друг другу.
Руки? – На месте.
Ноги? – На месте.
Локти? – У края.
Спина? – Прямая.
- Итак, начнём урок.
Звучит музыка из кинофильма «Смурфики».
2. Сообщение темы урока.
- Есть на свете место, где не знают, что такое грусть и злоба, где синеют только от радости. Тут живут крохотные синие существа, в 3 яблока ростом, смурфики. Это место запрятано в глубине заколдованного леса, за старинной деревушкой. Многие думают, что оно выдумка и существует только в книгах и в детском воображении. Сегодня смурфики приглашают нас к себе в гости.
3. Графическая минутка.
- Смурфики нам оставили карту, при помощи которой мы сможем добраться до их заколдованного леса. Но маршрут показан не до конца. Давайте восстановим карту (у каждого обучающегося в тетрадь вклеена карта, на которой они должны, проводя различные линии, восстановить маршрут).
- Молодцы, у всех получился правильный маршрут.
4. Актуализация знаний.
- Ребята, а как вы думаете, что нового нам смогут поведать наши новые друзья? (предположения детей)
- А смогут ли они нам рассказать о каких – либо правилах русского языка, с которыми мы ещё не знакомы?
5. Повторение изученного.
1). Беседа о правилах поведения в лесу.
- Посмотрите ребята, как красиво! Прежде чем войти в этот сказочный лес, давайте повторим правила поведения в лесу.
- Не бросать мусор.
- Не разжигать огонь.
- Не рвать цветы.
- Не ломать деревья, кустарники.
- Не разрушать птичьи гнёзда..
- Не разорять муравейники.
2). Правописание сочетаний -жи-, -ши-, -ча-, -ща-, -чу-, -щу-.
- Нас встречают замечательные смурфики. Давайте, познакомимся с ними. Они написали нам свои имена, но пропустили некоторые буквы. Вставьте пропущенные буквы и запишите полученные имена в тетрадь.
Ворч_н, Смельч_к, Весельч_к, Ж_знерадостный, Молч_н.
- Ребята, расскажите, какому правилу соответствует правописание имён смурфиков?
6. Физкультминутка.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимали ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто из нас вот так шагал-
Не споткнулся, не упал.
Вот мы в лес пришли,
Белый гриб нашли.
Вот грибок, другой грибок.
Положу их в кузовок.
7. Изучение нового материала.
1). Знакомство с названиями грибов и ягод.
- Обратите внимание, в каких интересных домиках живут наши друзья. Это большие грибы. Давайте попробуем отгадать названия каждого гриба. А смурфики нам обязательно помогут.
- Белый гриб. В некоторых местностях его называют боровик, беловик, коровник.
- Осиновик. Этот гриб иногда называют подосиновик, краснюк, красноголовик.
- Берёзовик. Нередко его называют подберёзовик, колосовик, обабок.
- Маслёнок.
- Рыжик.
- Сыроежка пищевая.
- Шампиньон обыкновенный.
- Мухомор.
- А как вы думаете, чем питаются смурфики?
- Верно, ягодами. Давайте посмотрим их названия.
- Малина, клюква, голубика, черника, брусника.
2). Знакомство с правописанием сочетаний -чк-, -чн-.
- Смурфики разучивали новые стихотворения. И в текстах они встретили очень интересные слова, о правописании которых им хотелось бы с вами поделиться.
Прилетела к нам синичка.
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждём.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки.
- Обратите внимание, как пишутся слова: синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки.
- Папа смурфик хотел бы вам рассказать об этом правиле (буква ч обозначает звук [ч'], он всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно дополнительно обозначать мягким знаком).
3). Игра «Кто больше запомнит слов».
- Смурфики хотели бы поиграть с вами.
Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:
Ёлочка и белочка,
Тучка, щучка, стрелочка,
Свечка, печка, строчка,
Булочка и точка –
Ты теперь наверняка
Назовёшь слова с -чк-.
8. Закрепление изученного.
1). Разгадывание загадок.
- Чтобы закрепить новое правило, наши новые синие друзья приготовили для вас загадки. Отгадки нужно записать в тетрадь. Если вы всё разгадаете, то мы сможем отправиться домой.
1. От цветка к цветку порхает
Утомится – отдыхает (бабочка)
2. Смастерили из досок
И надели поясок
И хранит посуда эта
С грядки собранное лето (бочка)
3. Что такое перед нами?
Две оглобли перед вами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу (очки)
4. По полю ходила
Клювиком водила,
След свой оставила
Точечки поставила (ручка)
5. В избе – изба,
На избе – труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет (печка)
6. Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная, на Новый год я - главная (елочка)
- А теперь проверьте правильность записанных слов.
- Все справились с заданием. Смурфики желают нам счастливого пути!
9. Рефлексия.
- Ребята, с каким новым правилом нас познакомили смурфики?
- Давайте ещё раз повторим это правило (не ставить мягкий знак между -чк-, -чн-, так как буква ч обозначает звук [ч'], а он всегда мягкий).
- А о чём ещё нам поведали наши новые друзья?
- Верны ли были наши предположения, сделанные в начале урока?
- За отличную работу на уроке я бы хотела вам подарить картинки с изображениями смурфиков, которые дома вы сможете раскрасить и ещё раз вспомнить о нашем путешествии.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Согласный звук (ч*). Строчная буква ч. Правописание сочетаний ЧА, ЧУ».
Урок по программе "Школа 2100", интегрированный, с применением деятельностного метода, коллективной и групповой формы работы. ...
Правописание сочетаний чк, чн, щн.2 класс
Обобщить знания о способах обозначения мягкости согласных. Развивать умения правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, нщ. Учить заменять сочетание слов одним словом близким по смыслу.Про...
Интегрированный урок по темам"Правописание сочетаний ЖИ-ШИ"и "Звездное небо,заглянем в будущее"
Этот урок проводится для обобщения изученного материала по указанным темам....
Конспект урока русского языка по теме: " Правописание сочетаний ЧК, ЧН"
Урок проведён во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" Тип урока- повторение и закрепление знаний....
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...
Тема урока: Знакомство с правилом правописания сочетаний -чк-, -чн-
Планируемые результаты:Предметные: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, кратко характеризовать звуки русского языка, правильно писать сочетания -чк-. -чн-; получат возможность научитьс...