Разработка урока по русскому языку.3 класс.(Система Л.В. Занкова) "Правописание Ы,И после Ц."
план-конспект занятия (русский язык, 3 класс) по теме

Лакиза Наталья Владимировна

 

Урок русского языка«Правописание Ы,И после Ц.» знакомит детей с правописанием Ы,И после Ц, учит обосновывать выбор гласных Ы или И после Ц в корнях, суффиксах и окончаниях.  Структура, содержание  урока и формы работы развивают у детей творческое воображение, способность самостоятельно открывать новые знания, делать выводы и умозаключения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_lakiza_n.v.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык.3класс(по системе Л.В.Занкова)

Тема: «Правописание Ы,И после Ц».

Цель: знакомство с правописанием Ы,И после Ц.

Задачи:

  • познакомить с правописанием ы—и   после Ц; учить обосновывать выбор гласных ы—и после ц в корнях, суффиксах и окончаниях;
  • развивать внимание,  умение анализировать, делать выводы;
  • воспитывать аккуратность и трудолюбие, коммуникационную культуру.

Оборудование: учебник, проектор, ноутбук, сигнальные карты, индивидуальные карточки для учащихся.

                                         Ход урока.

1.Организационный момент.

        Ребята, вам нравится путешествовать? Почему?

Ответы детей:

- Потому что можно узнать много интересного во время путешествия.

- Во время путешествия отдыхаешь.

- Можно увидеть много нового.

        Давайте сегодня отправимся в увлекательное путешествие в замечательную страну Орфографию. (Слайд 1)

Закрыли глаза.

1,2,3 – мы летим.

Посмотрите, ребята, нас встречает королева этой страны Орфограмма. А вот и ее подданные.(Слайд 2)

        Орфограммы, орфограммы,

        Водят буквы хоровод.

        В жизни будет тот успешен

        Кто в лицо их узнает.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, а вы умеете распознавать орфограммы? Сейчас мы это проверим. Для этого вам надо поработать в парах и выполнить задание №1

Карточка №1

  • Ж- знь, ч- вство, ш- рма, мотоц- кл, площ - дка, маш-на, ц-фра, щ-ка, нач-льство,  пощ-да, ч-бчик, ц- пленок.

(Фронтальная проверка и проверка по ключу) Слайд №3

Возникла проблема при определении гласных И,Ы после Ц.

3. Постановка проблемы.

- Так какие буквы мы должны поставить в эти слова? Какую цель мы поставим перед собой?

Ответы детей:

-  Мы должны узнать, когда мы ставим Ы, а когда И после Ц.

А для этого, ребята, мы должны с вами наблюдать, анализировать и делать выводы.

Для начала посмотрите на задание №1 и выпишите известные вам буквосочетания. Разделите их на группы.

Ответы детей:

- Можно разделить на три группы по названию орфограмм: ча – ща, чу – щу, жи – ши.

- Можно разделить на две группы по согласному в этих буквосочетаниях:

1 группа: жи – ши.

2 группа: ча – ща, чу – щу,(Слайд 4)

- А к какой группе мы отнесем сочетания с буквой Ц?

Ответы детей:

- К первой группе, потому что Ц – обозначает звук, который всегда твердый?

- Значит после Ц мы должны всегда писать И?(Пауза)

Давайте разберемся в этом. Вам придется поработать в группах.

3.Знакомство с новым материалом.

ЗАДАНИЕ№2  Необходимо разобрать слова по составу, Проанализировать, в какой части слова есть буквосочетания цы, ци. Сделать вывод.

Дети выходят к доске и рассказывают, к какому выводу они пришли.

- Итак, давайте подведем итог. Так когда же мы пишем Ы. а когда И после Ц. (Слайд 5)

Буквы Ы, И после Ц

В корнях слов И

В окончаниях и суффикса хЫ

- Тогда, что вы можете сказать об этих словах? (Слайд 6)

Цыган,

цыплёнок,

цыпочки,

цыц

- Давайте откроем учебники на странице 36 и найдем. Как называются эти слова.

- Что теперь мы скажем о написании Ы, И после Ц?(Слайд 7)

Буквы И после Ц

В корнях слов

Буквы И после Ц 

В окончаниях и суффиксах.

В корнях слов – исключений:

цыпленок, цыган, цыкнуть

на цыпочках, цыц.

- Запишите эти слова, выделите те части слова , где есть сочетания цы,ци.(Работа в тетрадях)

- Мы с вами хорошо потрудились. Королева Орфограмма будет нами довольна. Теперь давайте отдохнем. Я вам прочитаю стихотворение. А вы , когда услышите слова с Ц будете выполнять следующие действия. Если в слове надо писать Ы – приседаем, если И – поднимаем руки вверх.

4.Физминутка.

Цыпленок в цирке выступал.

На мотоцикле разъезжал.

И цифр он знал немало.

Цыган цыпленка увидал,

Заиграл на скрипочке.

А цыпленок услыхал,

Станцевал на цыпочках.

5.Закрепление изученного материала.

-Давайте теперь поиграем. Я называю слова. А вы возьмете сигнальные карты и покажите, какую букву надо писать Ы или И.

ц_ркач

ц_фра  

краснолиц_й

куниц_

ц_плёнок

 ц_клон

ц_ганский

зайц_

ц_линдр

(Проверка по ключу. Слайд 8)

Вот теперь, ребята, вы сможете самостоятельно выполнить работу.

Работа по карточкам.

На ц_почках приходит в ц_рк

Ц_ган и начинает танц_.

Вот на ц_новке молодц_

Надели на ц_плёнка панц_рь.

Словарная работа.

Циновка – плетёное  ковровое  изделие  из соломыкамышатростника 

(Взаимопроверка. Проверка по ключу)

Оценивание работ.

6. Подведение итога урока.

С чем мы познакомились во время нашего путешествия?

(Ответы детей)

- Нам пора отправляться обратно в наш класс.

1,2,3 – назад летим.

И вот мы в классе. С какой орфограммой сегодня познакомились?

_ Ы, И после Ц.

Игра «Угадай слово»

1) Детёныш курицы (цыплёнок).

2) Знак для обозначения числа на письме (цифра).

3) Одноглазое мифологическое существо (циклоп).

4) Инструмент для вычерчивания окружности (циркуль).

5) Человек, наблюдающий за порядком на улице (милиционер).

6) Встать на кончики пальцев (на цыпочки).

7)  Систематизированное собрание каких-либо предметов (коллекция).

Дети объясняют, какую букву надо писать после Ц.

- А в слове коллекция? Ведь мы знаем, что в окончании пишем Ы. Так какую букву надо писать?( Пауза.) А вот об этом мы узнаем на следующем уроке.

7.Рефлексия

Мне сегодня понравилось, как работал(а) на уроке …..

     Теперь я знаю , что  ……

Особенно интересно было….

Я сегодня уйду с урока с … настроением.

Домашнее задание: стр.37, упражнение 347


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация русского языка 4 класс тема: "Мягкий знак на конце слов после шипящих". ( Школа ХХI века)

Цели:Оборудование: учебник “Русский язык для 4 класса .Таблица частей речи. Рабочая тетрадь. Интерактивная доска.1. Коллективная работа. Работа по таблице частей речи с примерами устно.Назо...

Разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме:"Правописание О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц." (система Л.В.Занкова)

Разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме:"Правописание О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц." (система Л.В.Занкова).Оборудование: Компьютерная презентация, раздаточны...

Разработка урока по русскому языку по теме:"Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы"

Урок построен в форме игры- путешествия, с целью выработки  навыка  правописания сочетаний «жи», «ши»  в словах....

Методическая разработка урок по русскому языку "Гласные о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц"

Цель познакомить учащихся с темой по русскому языку«Гласные О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц»...

Методическая разработка урока по русскому языку "Письмо заглавной буквы К" 1 класс Система Л.В.Занкова

В материале представлена технологическая карта урока по "Системе Л.В.Занкова" на тему "Письмо заглавной буквы К". Возрастная категория: 1 класс. Тип урока: Урок открытия новых знан...