Рабочая программа по технологии для 2 класса. УМК "Начальная школа 21века"
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya.doc | 41.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Труд (Технология)
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу технология для учащихся 2-го класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
- с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Начальная школа-детский сад № 1» (далее Образовательной программой);
- авторской программой по технологии Е. А. Лутцевой.
Цель курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки учебного труда: знаю, понимаю, могу.
Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п.).
В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом – уровень ремесла и уровень мастерства.
Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности.
Обучение технологии (труду) способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них: умение выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), умение использовать измерения для решения практических задач; планировать и организовывать свою деятельность и др.
Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.
Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации
Программа по технологии для начальной школы отражает современные требования к модернизации технологического образования при сохранении традиций российской школы, в том числе и в области трудового обучения, учитывает психологические закономерности формирования общетрудовых и специальных знаний и умений обучаемых по преобразованию различных материалов в материальные продукты, а также возрастные особенности и возможности учащихся младшего школьного возраста.
Изучение предмета «Технология» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире профессий; потребности в творческом труде;
- приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний: о продуктах, средствах и предметах труда, межлюдских зависимостях, отношениях «живых» и овеществленных, возникающих в процессе создания и использования продуктов деятельности; о способах и критериях оценки процесса и результатов преобразовательной деятельности, в том числе о социальной ценности будущего результата деятельности; общетрудовых и основных специальных трудовых умений и навыков по преобразованию материалов в личностно и общественно значимые материальные продукты; основ графической деятельности, конструирования, дизайна и проектирования материальных продуктов;
- овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности: определение целей и задач деятельности; планирование, организация их практической реализации; объективная оценка процесса и результатов деятельности; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами;
- воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;
- развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
Программа включает в себя предметные линии, охватывающие все направления взаимодействия человека с окружающим миром, с учетом психофизиологических и синтезивных особенностей развития детей младшего школьного возраста. Каждая линия представляет собой независимую единицу содержания технологического образования и включает информацию о видах и свойствах определенных материалов, средствах и технологических способах их обработки и другую информацию, направленную на достижение определенных дидактических целей. По каждой линии определено содержание теоретических сведений, практических работ и объектов труда, обеспечивающих усвоение школьниками начального опыта различных видов деятельности по созданию материальных продуктов.
У младших школьников также должны формироваться первоначальные знания и умения в области проектной деятельности. Учащийся должен иметь возможность ознакомиться с полноценной структурой проектно-технологической деятельности и активно (в соответствии со своими возрастными возможностями) участвовать во всех ее этапах.
В отличие от традиционного учебного предмета «Трудовое обучение» данный курс технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности и овладевания элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.
При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, экскурсии)
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
Создание условий для формирования следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объекта, иллюстрации, результатов трудовой деятельности человека;
- уважительно относиться к другому мнению, к результатам труда мастеров;
- понимать исторические традиции ремёсел, уважительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- определять при помощи учителя и самостоятельно цель и деятельность на уроке;
- учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем ( в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работать по плану, составленному совместно с учителем, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций ( с помощью шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов).
Познавательные универсальные учебные действия:
- наблюдать конструкции о образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания, умения;
- находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
- при помощи учителя исследовать конструкторско-технические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
К концу обучения во втором класс ученик должен:
Иметь представление:
- о роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
- о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
- о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
- о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
- о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред.
Знать:
- что такое деталь;
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальные и многодетальные;
- какое соединение деталей называется неподвижным;
- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и назначения – на уровне общего представления);
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием, по шаблону;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними.
Уметь:
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы и инструменты по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- качественно выполнять изученные операции приемы по изготовлению несложных изделий; экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборка изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;
- использовать для сушки плоских изделий пресс;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах.
Основные виды учебной деятельности учащихся
Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, наблюдать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий.
С помощью учителя:
- выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами);
- анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
- осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
- воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
- планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания.
С помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.
С помощью учителя
- осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию, с помощью шаблона);
- оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников;
- обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.
С помощью учителя:
- моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и его рисунку;
- определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты.
Учебно-тематический план
№ | Раздел (блок учебного материала) | Колич. часов | ИКТ | Проект. деятель. | Исследов деятель. |
1 | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание. | 8ч.
| 2 | 3 | 2 |
2 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. | 15ч. | 2 | 4 | 3 |
3 | Конструирование и моделирование. | 9ч. | 2 | 2 | 2 |
4 | Использование информационных технологий. | 2ч. | 1 | 1 | 1 |
Всего: | 34ч. | 7-20 % | 10-29 % | 8-21 % |
Содержание учебно-тематического плана
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8 часов).
Знание трудовой деятельности в жизни человека – труд, как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремёсла и ремесленники. Название профессий ремесленников. Современное состояние ремёсел. Ремесленные профессии, распространённые в местах проживания людей. Технология выполнения их в работ во времена Средновековья и сегодня.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, ассиметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).
Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).
Природа – источник сырья. Природное сырье, природные материала.
Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общие представления).
Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.
Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).
Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью уччителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности – изделия, оформление праздников.
Работа в малых группах. Осуществление сотворчества.
Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).
Самообслуживание. Самостоятельный отбор материала и инструментов для урока.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (15 часов).
Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки, пряжа. Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и ткани на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным особенностям.
Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их название, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы в обращении с колющими и режущими инструментами.
Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделий, отделка.
Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная, рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части при помощи циркуля и путём складывания.
Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.
Отделка аппликацией ( с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (вариант прямой строчки).
Конструирование и моделирование (9 часов).
Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объёмных форм сгибанием. Виды соединений деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовые, проволочные). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Транспортные средства, используемые в трёх стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделия из различных материалов: транспортных средств
По модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
(2 часа).
Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях по изучаемым темам.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата | Учебная тема | Вид работы | Характеристика деятельности учащихся |
1 | 8.09 | Приспособления первобыт-ного человека к окружающей среде. Природа и человек. | Аппликация из природного материала (сухие листья и цветы) «Давай дружить». |
При помощи учителя:
|
2 | 15.09 | Ремёсла и ремесленники. Как родились ремёсла. | Лепка из пластилина или солёного теста (по выбору учащегося) «Чайная посуда» | |
3 | 22 | Профессии ремесленников. Разделение труда. Как рабо-тали ремесленники-мастера. | Лепка из пластилина или солёного теста (по выбору учащегося) «Кондитерские изделия к чаю» | |
4 | Свойства материалов. Каж-дому изделию свой материал. | Простейшее исследование материалов. Аппликация «Пудель» из цветной бумаги и ваты. | При помощи учителя:
| |
5 | Назначение инструментов. Каждому делу – свои инст-рументы. | Простейшее исследование инструментов. Объёмная аппликация «Розы из хозяйственных салфеток» | ||
6 | Введение в проектную дея-тельность. От замысла к изделию. | Лепка из пластилина «Образ природы в фигурке животного» |
При помощи учителя:
| |
7 | Введение в проектную дея-тельность. Выбираем конст-рукцию изделия. | Изготовление поздравительной открытки по шаблону. | ||
8 | Введение в проектную дея-тельность. Что такое компо-зиция. | Аппликация из деталей по шаблону «Поднос» | ||
9 | Введение в проектную дея-тельность. Симметрично и несимметрично. | Композиция из симметричных деталей. | ||
10 | Технологические операции. Разметка деталей. | Аппликация из цветной бумаги во выбору учащегося «Открытка с сюрпризом» (с. 45) или «Фигурки животных из кругов» (с. 49) | При помощи учителя:
| |
11 | Технологические операции. Отделение детали от заго-товки. | Обрывные аппликации «Берёзка» | ||
12 | Технологические операции. Сборка изделий. | Игрушки – подвески (по выбору учащегося) «Клубничка, ёлочка и грибок» | ||
13 | Технологические операции. Отделка изделий. | Аппликация из цветной бумаги «Украшаем подвески» | ||
14 | Технологические операции. Разметка с помощью чер-тёжных инструментов. | Практические упражнения по построению элементов конструкций при помощи линейки. | ||
15 | Линии чертежа. Почему инженеры и рабочие пони-мают друг друга. | Практическая работа по выполнению готовых форм на основе выбранного чертежа. | ||
16 | Чтение чертежа. Учимся читать чертежи и выполнять разметку. | Тренировка в построении геометрических фигур на основе чертежа. | ||
17 | Разметка прямоугольника от двух прямых углов. | Практическая работа в разметке прямоугольника. Цветок из бумаги | ||
18 | Разметка прямоугольника от одного прямого угла. | Практическая работа в разметке прямоугольника. Домино. | ||
19 | Разметка прямоугольника с помощью угольника. | Практическая работа в разметке прямоугольника. Поздравительная открытка. | ||
20 | Разметка деталей циркулем. Как разметить деталь круглой формы. | Практическая работа в разметке деталей круглой формы. | ||
21 | Радиус окружности. Чертёж окружности. Как начертить окружность нужного размера? | Изготовление объёмной фигуры «Игрушка – кошка» | ||
22 | Новогодний проект «Мастерс-кая Деда Мороза» | Изготовление новогодних игрушек по выбору учащихся. | ||
23 | Происхождение натуральных тканей и их свойства. Как появились натуральные ткани. | Помпон из ниток на основе кольца. |
При помощи учителя:
| |
24 | Изготовление натуральных тканей. От прялки до ткацкого станка. | Игрушки из помпона (по выбору учащегося). | ||
25 | Технологические операции обработки тканей. Особен-ности работы с тканью. | Изделие из ткани «Футляр для мобильного телефона» | ||
26 | Технология изготовления швейных изделий. | Изделие из ткани «Футляр для мобильного телефона» | ||
27 | Строчка прямого стежка и её варианты. | Игрушки из меховых шариков. | ||
28 | Разметка строчек. Письменная проверочная работа. | Подушечка для иголок. | ||
29 | Транспортные средства. Ма-кеты и модели. | Игрушки из спичечных коробков. | При помощи учителя:
| |
30 | Виды соединения деталей конструкции. Как соединяют детали машин и механизмов. | Изготовление изделия, в котором детали имеют подвижное соединение (нитки, проволока). | ||
31 | Техника в жизни человека. Транспорт. От телеги до машины. | Работа с конструктором «Лего» - изготовление автомобиля. | ||
32 | Техника в жизни человека. История развития транспорта. В воздухе и космосе. | Работа с конструктором «Лего» - изготовление космической ракеты. | ||
33 | Техника в жизни человека. История развития транспорта. В водной стихии. | Рисование по замыслу «Корабль будущего» | ||
34 | Урок обобщения и закреп-ления знаний. Из истории технологий. |
Информационно – методическое обеспечение:
- Технология: Ступеньки к мастерству: 2 кл.: методическое пособие/ Е.А. Лутцева; под редакцией В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф,2012
- Технология. Ступеньки к мастерству: 2 кл.:учебное пособие для учащихся/ Е.А. Лутцева; под редакцией В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф,2012
- Технология. Ступеньки к мастерству: 2 кл.: рабочая тетрадь для учащихся/ Е.А. Лутцева; под редакцией В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф,2012
- Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http//school – collection.edu.ru
- Образовательный портал. – Режим доступа: www.uroki.ru
- Первый мультпортал. – Режим доступа: www.km.ru/education
- Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka. Info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1 september.ru
- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/education
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 1 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
Рабочая программа по технологии 3 класс "Начальная школа 21 века" "
Рабочая программа...
Рабочая программа по технологии 2 класс ФГОС Школа 21 век
Рабочая программа по технологии 2 класс составлена с учетом ФГОС второго поколения по программе Школа 21 века на новый учебный год...
Рабочая программа по технологии 1 класс Роговцева "Школа России"
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО...
Рабочая программа по технологии 3 класс ОС Школа 2100О.А. Куревина, Е.А. Лутцева
Рабочая программа составлена для учащихся на основе:программы по учебному предмету « Технология» Образовательной системы «Школа 2100» рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соотве...
Рабочая программа по технологии 1 класс УМК "Школа России"
В программе помещены: календарно-тематическое планирование, пояснительная записка...
Рабочая программа по технологии 1 класс УМК "Школа XXI века"
Данный материал содержит пояснительную записку, тематическое планирование с учётом ФГОС второго поколения....