Урок «Обучения грамоте»
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) по теме

Тема: написание сочетаний ча-ща, чу-щу

Цель. Создание условий для закрепления написания сочетаний ча-ща, чу-щу.

 

 Задачи.

 Обучающие. Содействовать формированию у учащихся знание о правописании ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

 Развивающие. Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотно-го письма. Развивать речь.

 Воспитательные. Воспитывать культуру поведения при работе в паре.

 

 Планируемые результаты

 Личностные результаты: проводит самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Предметные результаты: пишет слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу без ошибок.

 

 Метапредметные результаты:

 - определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;

 - проговаривает последовательность действий на уроке;

 - работает по коллективно составленному плану;

 - фиксирует затруднения в выполнении заданий;

 - оценивает правильность выполнения действий;

 - планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

 - высказывает свои предположения;

 - строит краткое устное высказывание по теме;

 - слушает и понимает речь других;

 - ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;

 - участвует в организованном поиске новые знания: находит ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.

 

 Оборудование: ноутбук, доска.

 

 Дидактические материалы:

 - сигналы светофора: зелёный, красный, жёлтый круги,

 - картинки животных,

 - текст загадок,

 - ребусы,

 - толковый словарь ,

 - карточки для индивидуальной работы,

 

 Ход урока

 1. Организационный момент

 Дидактическая задача: Подготовка учащихся к работе.

 Показатели реального результата решения задачи: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

 Формируемые УУД. Формирование личностной заинтересованности (л).

 Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности (р).

 Учитель. Создали дружелюбное , хорошее настроение на весь урок. Улыбнитесь друг другу.

 - Руки? – На месте!

 - Ноги? – На месте!

 - Локти? – У края.

 - Спинка? – Прямая.

 

 2. Актуализация знаний.. Минутка чистописания.

 Дидактическая задача: Активизация познавательной активности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений.

 Показатели реального результата решения задачи: Активность познавательной деятельности, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

 Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (п). Формирование умений слушать и понимать речь других(к).

 Учитель. Вспомним, ребята, над правописанием какой орфограммы мы работали вчера на уроке?

 Ученик. ЖИ – ШИ пиши с буквой И.

 Учитель. Вспомним правило. По моей руке хором.

 Дети. ЖИ- ШИ пиши с буквой И.

 Учитель. Дети, помогите мне отгадать загадки.

 Черепаха понимает,

 Что домой не опоздает.

 При луне, как при свече,

 Подползает к букве…

 Дети. Ч

 Учитель. Что вы можете рассказать об этой букве?

 Ученик. Буква Ч обозначает звук ч´ . Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий.

 Учитель. Отгадаем вторую загадку.

 Щуке в речке каждый день

 Щёткой зубы чистить лень.

 Позвала к себе леща-

 От леща осталась…

 Дети. Щ (ща).

 Учитель. Что вы знаете о букве щ?

 Ученик. У буквы щ есть звук щ´ , который согласный, мягкий, непарный, шипящий.

 

 Учитель. Вспомним, чем отличаются звуки ж , ш от звуков ч' , щ' ?

 Карандашом интерактивной доски перетянуть слова, которые соответствуют характеристике этих звуков.

 Учитель. Откроем тетради, запишем число и вспомним красивое и правильное написание заглавных и строчных букв Ч ч, Щ щ.

 

Пропишем эти буквы, соблюдая закономерность:

 Чч Ччч

 Щщ Щщщ

 

 3.Самоопределение к деятельности.

 Дидактическая задача: Организовать и направить к цели деятельность учащихся.

 Показатели реального результата решения задачи: Готовность учащихся к актив-ной познавательной деятельности на основе опорных знаний.

 Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую(п). Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.(р )

 

 Какое задание можете предложить?

 Ученик. Разгадать ребусы.

 Учитель. Попробуем их разгадать.

 Ученик. Чашка, щука.

 Учитель. Что можете сказать о написании этих слов?

 Ученик. В этих словах встретились сочетания ча и щу, а мы знаем, что ча пишется с буквой а, щу пишется с буквой у.

 Учитель. С какой буквой не дружат буквы ч и щ?

 Ученик. Эти буквы не дружат с буквами ю и я, потому что с ними никогда не пишутся.

 Учитель. Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

 Ученик. Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

 Учитель. Какая же цель стоит перед нами на уроке?

 Ученик. Будем учиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу –щу.

 Учитель. Хором, по моей руке произнесём правило.

 Дети. ЧА –ЩА пиши с буквой А.

 ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.

 

 Показываются картинки: волка, зайца, галки, сороки, белки.

 

 Учитель. Кто изображён на картинках?

 Ученик. Животные.

 Учитель. Вспомним, как зовут детёнышей этих животных?

 Ученик. Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата.

 4. Применение и добывание знаний. Работа в парах

 Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре.

 Показатели реального результата решения задачи: Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений , развитие контроля и оценки.

 Формируемые УУД. Формирование умения выполнять последовательность действий (р), позицию по отношению к своей работе в группе (л), быть исследователем , организовывать совместную работу(к).

 Учитель. Работая в паре, посовещайтесь и разбейте эти слова на группы.

 На какие группы у вас получилось разбить слова?

 Ученик. Детёныши зверей и детёныши птиц.

 Учитель. Продолжая работать в паре, выпишите слова по группам.

 Один ученик из пары выписывает названия детёнышей птиц, другой зверей.

 Что общего у всех слов?

 Ученик. Все слова предметы во множественном числе.

 Учитель. Какое задание предложите выполнить с этими словами?

 Ученик. Подчеркнуть правило ча, зелёным карандашом подчеркнуть буквы, обозначающие мягкий согласный звук, синим карандашом буквы, обозначающие твёрдый согласный звук.

 Учитель. Обменяйтесь тетрадями и оцените выполненную работу.

 Сигналами светофора дети оценивают работу. Рисуют зелёный кружок, если всё верно, жёлтый - есть 1-2 ошибки, красный - требуется помощь. Учитель при проверке тетрадей проверяет работу и если согласен с оцениванием ставит +, если не согласен -, затем обсуждается с ребёнком.

 

 5. Физкультминутка.

 Дидактическая задача: Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела.

 Показатели реального результата решения задачи: Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.

 Формируемые УУД. Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни (л).

 

 Учитель. Попробуем добавить слово и изобразить то, о чем говорится в предложении.

 

 Жи-жи-жи – летают в городе …(стрижи).

 Ши-ши-ши – маршируют … (малыши).

 Ча-ча-ча – прискакала … (саранча).

 Чу-чу-чу – молоточком я … (стучу).

 Ща-ща-ща – я в реке поймал ... (леща).

 Щу-щу-щу – в небо птицу … (отпущу).

 

 

 Учитель. Ой, да тут не просто прямоугольники, в них ещё что – то спрятано.

 Ученик. В них спрятались слоги.

 Учитель. Что бы вы хотели сделать с этими слогами?

 Ученик. Составить из слогов слова.

 Учитель. Хорошо. Составим слова и запишем их разделяя для переноса, подчеркнём правила.

 Учитель. Кто сможет объяснить значение слова «Щавель»?

 Ученик. Это такая трава.

 Ученик. Это кислое растение.

 Учитель. Да, дети, у всех у вас разные мнения. А где узнать точное значение слова?

 Ученик. В толковом словаре.

 Учитель. Молодец! Попробуешь сегодня быть ответственным при работе со словарём?

 Ученик читает значение слова в словаре.

 Ученик. Щавель – травянистое растение семейства гречишных с продолговатыми съедобными спелыми листьями.

 Учитель. Какое задание предложите выполнить с этим словом?

 Ученик. Составить предложение.

 Учитель. Кто готов поделиться своими предложениями?

 

  Обратите внимание на постановку ударения в слове ЩАВЕЛЬ и произносите правильно.

 Ученик. Маша сорвала щавель.

 Ученик. Из щавеля сварили щи.

 Ученик. В огороде растёт щавель.

 Учитель. Какое предложение понравилось вам больше?

 Ученик. Мне последнее.

 Учитель. Запишем его в тетрадь. Что нужно вспомнить, чтобы правильно записать предложение?

 Ученик. Начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку, слова в предложении пишем отдельно.

 Учитель. Я предлагаю вам такое задание.

 Что же это за задание?

 Ученик. Найти главные слова в предложении.

 Учитель. Выполните работу самостоятельно.

 Какие орфографические задачи решаем в этом предложении?

 Ученик. « В» - маленькое слово, предлог пишем со словами отдельно.

 Ученик. В слове « Огороде» безударные гласные о в первом и втором слоге.

 Ученик. В слове « Щавель» правило ща пиши с буквой а, смягчающий ь.

 Учитель. Дети, вы любите отдыхать на природе?

 Дети. Да, конечно.

 

 6. Физкультминутка для глаз

 Дидактическая задача: Организовать отдых для глаз учащихся: переключить их внимание, снять усталость.

 Показатели реального результата решения задачи: У учащихся улучшается внимание, снижается усталость, восстанавливаются силы.

 Формируемые УУД. Формировать умения соблюдать здоровый образ жизни (л).

 Учитель. А кто из вас хотел бы сейчас оказаться в лесу? О.. сколько рук…

 Сели по удобней. Закрыли глазки и представили, что вы отправились на прогулку в лес. Проезжаем мимо больших домов, зданий, магазинов и попадаем в густой, труднопроходимый лес.

 А как называется такой лес?

 Ученик. Чаща.

 

Учитель. В нашей чаще тихо и только кто –то нарушает эту тишину. А кто, мы сейчас услышим.

 На слайде есть знак звука, учитель на него наводит курсор мышкой , нажимает левой клавишей и дети слышат стук дятла.

 

 Кто же этот невидимка?

 Ученик. Дятел.

 Учитель. Как же дятлы нарушают тишину?

 Ученик. Дятлы стучат по деревьям.

 Учитель. Запишите предложение в тетрадь, подчеркните правило в слове «стучат».

 Учитель. Зачем дятлы стучат по деревьям?

 Ученик. Они ищут пищу.

 Учитель. Запишите предложение.

 Какие правила подчеркнём?

 Учитель. В слове «ищут» - щу, в слове «пищу» - щу.

 Учитель. Отдыхать вы любите. А играть ?

 Ой, как громко. Тогда поиграем. Но игра наша будет называться «Молчанка».

 Что понадобится для этой игры?

 Ученик. Веер букв.

 7. Контроль и самоконтроль полученных знаний

 Дидактическая задача: Проверить полученные знания.

 Показатели реального результата решения задачи: Получение информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов.

 Формируемые УУД. Формирование умения выполнять работу по предложенному плану. вносить необходимые коррективы (р), способствовать к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности(л).

 

Учитель указкой показывает слово с пропущенными буквами на доске , а дети веером букву. Два человека работают на ноутбуке (задание аналогичное). Самостоятельно по карточкам будут работать три человека.

 Задания на карточках.

 Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… .

 Слова на доске:

 Ч…йка уш… скач…

 уж…н щ…кА тащ…

 дач… рощ… кач…ет

 Учитель. Что вы можете сказать о словах третьего столбика?

 Учитель. Это слова действия.

 Учитель. Какое слово «лишнее»?

 Ученик. «Лишнее» слово качает, потому что в нём три слога.

 8. Итог урока

 Дидактическая задача: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке.

 Показатели реального результата решения задачи: Чёткость, лаконичность, максимум участия ученика в оценке своей работы.

 Формируемые УУД. Формирование умения проследить последовательность действий на уроке(р), дать самооценку учебной деятельности(л).

 

 Учитель. Какая цель была перед нами в начале урока?

 Ученик. Научиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

 Учитель. Предлагаю дополнить предложения.

 

ЧА – ЩА пиши с буквой …

 ЧУ – ЩУ пиши с буквой …

 9. Рефлексия учебной деятельности

 Дидактическая задача: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности достижения цели.

 Показатели реального результата решения задачи: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

 Формируемые УУД. Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки(р). Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (л).

На парте у вас три мордочки: одна весёлая, вторая задумчивая, третья грустная.

 Если у вас всё получилось сегодня на уроке поднимите весёлую мордочку, если были сомнения, то задумчивую, но а если постоянно требовалась помощь грустную.

 

 Учитель. Урок окончен.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....