Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: «Части речи»
план-конспект урока по русскому языку по теме

карпенко валентина викторовна

Описание работы: Данный урок разработан в рамках  УМК « Начальная школа XXI века» . Подходя к проблемным ситуациям, учащиеся открывают новые знания. В ходе  урока  сказочный персонаж  активизирует познавательный интерес младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тип  урока: открытие нового знания.

Цель: научить учащихся определять части речи.

Планируемые результаты: предметные – научиться определять части речи как большие группы с определенными признаками, находить различия между частями речи, определять их грамматическую роль в предложении; личностные – уметь проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу, пытаться анализировать причины неуспеха в своей работе.

Задачи: воспитательная – учиться отстаивать своё мнение, стремиться выполнять правила работы в коллективе; развивающая – учиться выявлять отличительные признаки каждой части речи, составляя алгоритм определения  этих признаков; обучающая – уметь применять алгоритм при решении учебных задач.

Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование, игрушка в виде Деда Мороза (или рисунок), карточки со словами, мешок, задания, записанные на снежинках из бумаги.

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: «Части речи»

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к уроку русского языка? Вас ждет множество удивительных открытий. Оцените, с каким настроением вы пришли на урок ( выкладывают на край стола кружочки разного цвета в зависимости от настроения). Я думаю, ребята, по дороге знаний вас ждёт много открытий, и эта дорога не может быть неинтересной. И мы с вами…

Учиться будем дружно,

Учиться будем весело,

Чтоб хорошо учиться!

-  А еще с нашим классом очень хочет познакомиться сказочный персонаж, который украдкой наблюдает за вашей работой.

II. Сообщение темы и цели урока.

- Запишите в тетради дату и откройте учебник на стр. 118. Посмотрите на условный значок перед темой урока. Что он обозначает? ( Будем изучать, как устроен русский язык). Давайте прочитаем, с какой темой нам предстоит познакомиться на этом уроке. А все слова, из которых состоит наша речь, образуются из букв. Давайте постараемся их сейчас красиво записать. Но перед этим проговорим, какие правила красивого письма мы должны соблюдать. ( Проговаривают, как  нужно сидеть за партой, держать ручку в руке и т. д.).

III. Чистописание.

Записывают заранее прописанные учителем слоги и слова. После этого разбираем: « получилось – не получилось и почему».

IV. Словарная работа.

- Ребята, отгадайте, о каких словарных словах идёт речь? ( Отгадывают слово, затем ищут его значение в словарях , разложенных на партах( В. Волина « Откуда пришли слова»).

1. Это слово-сладкое лакомство для ребят.

Кто ж из вас не любит…? (Шоколад).

2. .Лист бумаги по утрам

По квартирам носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

У нее ряд в ряд

Буквы к буквам стоят. (Газета).

3.Без этого транспортного средства к звездам не полетишь. (Ракета).

4.Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина).

5.Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко).

6.Очень я вкусен и всеми любим,

И торта младшенький браток.

А зовут меня…(Пирог).

7.Красный нос в землю врос,

А зеленый нос снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь).

Записываем каждое слово. Затем говорю ребятам, чтобы они искали в записанных словах буквы, чтобы получить зимнее слово ( работа с интерактивной доской).

Задание.

- Выделите на интерактивной доске последнюю букву в первом слове ( д ).

Четвёртую букву второго слова ( е ).

Третью букву следующего слова ( к ).

Вторую букву четвёртого слова ( а ).

Вторую букву пятого слова ( б ).

Третью букву слова «пирог» ( р ).

Последнюю букву последнего слова ( ь ).

- Что же получилось? (Декабрь). А это имя нашего гостя-младшего брата Дедушки Мороза (появляется игрушка у доски или рисунок). Декабрь подготовил для вас очень сложные задания в мешке. Справитесь?

V. Актуализация опорных знаний.

Выполним устно задание в статье «Давай подумаем».

Упражнение 1 (записываем и коллективно разбираем).

- Смотрите, ребята, задание было одинаковым для всех, а результаты получились разными .  Почему? ( Проблемная ситуация ).

VI. Изучение нового материала.

- Что объединяет слова каждой группы? Они сгруппированы по какому-то признаку. По какому? (Звучат разные ответы).

- Что называют эти слова? Видите, эти слова сгруппировались в зависимости от того, что они называют. Согласны? Зафиксируем признак? ( На доске появляется запись «  НАЗЫВАЮТ»).

- На какой вопрос слова в каждой группе отвечают? Зафиксируем признак? ( На доске  запись « ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ»).

 -  Прочитаем правило.

- Слова в русском языке делятся на несколько обширных групп, которые называются частями речи. Эти группы имеют общие признаки.

- Ребята, это новое знание для вас. (Рассматриваем торт, где кусочки-части речи).

- А в мешке - следующее задание. Глядя на торт, нужно составить из слов предложения и определить части речи. (На доске карточки со словами).

И, птицы, запеть, проснуться.

Подбежать, река, горная, к, мы.

Друг, хорошо, иметь, верный.

- Ребята, а то, что я сейчас подчеркну, является ли частями речи?  Называют ли они что-нибудь? А вопрос мы к этим словам можем задать? Для чего они нужны?  Посмотрите, какова была роль этих маленьких слов в предложениях, которые вы записали? Давайте найдем кусочки торта, к которым относятся эти слова.

VII. Физминутка.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам пригнусь.

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

Чудеса на белом свете-

Стали маленькими дети

А потом все дружно встали-

Великанами вдруг стали.

Руки подняли вразлет,

Появился самолет.

Мах крылом туда-сюда.

VIII. Закрепление нового материала. 

- Давайте скажем, как мы будем определять части речи? И не забудем про маленькие слова, которые служат для связи слов в предложении. На стр.122 устно отвечаем на вопросы.

- А теперь самостоятельно поработайте со словами, определите, какими частями речи являются слова, подчеркните члены предложения. (Двое ребят работают за доской по карточкам).

1 вариант.

Солнце, на, яркий, небо, светить.

2 вариант.

Кружиться, в, легкие, снежинки, воздух.

IX. Итог урока.

-  Что вы нового, интересного узнали на уроке? Чему научились? Для чего вам нужно новое знание? Ребята, вы молодцы, справились успешно с заданиями. Наш сказочный персонаж оставил в мешке послание.

Части речи нужно знать!

Как богатырей могучих ряд,

На страже красоты родного

Языка они стоят!

X.  Домашнее задание.

Стр.122, упражнение 4.

.

Список литературы

1. Волина В Откуда пришли слова/Занимательный этимологический словарь – М., 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Части речи"

Урок проводился в рамках методического семинара по теме "УУД в учебном процессе"На этом уроке дети учились: 1. отличать имена существительные от имён прилагательных.2. Узнавать разные части речи.3. Со...

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира. Тема: "Части речи. Правила поведения человека в природе." (3 класс)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3674193","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок русск...

Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему "Часть речи -глагол"

Данная презентация создана для урока русского языка. Это урок-повторение изученного материала во 2 классе....

Конспект урока русского языка 3 класс - Глагол как часть речи. УМК Перспектива

Конспект урока русского языка 3 класс - Глагол как часть речи. УМК Перспектива...

Интегрированный урок русского языка и технологии по теме: "Части речи", 2 класс

Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению частей речи и значению частей речи в русском языке....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Развитие речи. Составление текста для поздравительной открытки"

Сочинять  поздравительные открытки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, бога...

Конспект урока русского языка 4 класс "Наречие как часть речи " Школа России

На данном уроке учащиеся знакомятся с новой частью  речи наречием....