Распознавание орфограмм в разных частях слова.
методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме

Аксёнова Елена Анатольевна

На уроке русского языка обобщается материал третьего  класса по теме "Распознавание орфограмм в разных частях слова". Учитывая возрастные особенности детей, урок проводится в виде игры «Крестики» и «Нолики».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rus._yaz._3kl._krestiki-noliki.ppt2.13 МБ
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc61.5 КБ
Microsoft Office document icon kartochka.doc41.5 КБ
Microsoft Office document icon test.doc24 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 3 классе Учитель Аксёнова Елена Анатольевна МОУ ПСОШ №1

Слайд 2

Тема: Распознавание орфограмм в разных частях слова.

Слайд 3

Крестики-нолики. третий лишний собери урожай вести из деревни измени погоду диктант- загадка перекрёсток где слова родные различай на слух засели домики

Слайд 4

сливки губки земля Третий лишний.

Слайд 5

Третий лишний. плавательный мореплаватель водоплавающие

Слайд 6

Третий лишний. полоса бережок лесничий

Слайд 7

Третий лишний. подумать ползёт поиграть

Слайд 8

Третий лишний. грозный звёздный радостный

Слайд 9

Третий лишний. съест объявит разучит На игровое поле

Слайд 10

Собери урожай! Б…нкир Пов..р ля ня Д…ждевик Б…ковой Зв…нок К..рмушка Кр…снота Посм…треть О А На игровое поле

Слайд 11

Вести из деревни. Накажите дядю Вову! На игровое поле

Слайд 12

сем*я с*ел об*ём Измени погоду. под*езд выл*ю лист*я На игровое поле

Слайд 13

Перекрёсток. с а м ё т л о п а р в о р з а м о е п р о х д с а о а р х о р в о д б у е о м с м о т к у л е м ё На игровое поле

Слайд 14

прилипнуть липучий налипло липонька отлипнуть Где слова родные,однокоренные? липа липка липовый

Слайд 15

На игровое поле Где слова родные,однокоренные? осина посинеть осень подосиновик осиновый осенний осинка оси

Слайд 16

пере воз чик и Засели домики.

Слайд 17

Засели домики. по дорож ник

Слайд 18

Засели домики. лес н ой

Слайд 19

Засели домики. На игровое поле вы сад ит



Предварительный просмотр:

Аксёнова Елена Анатольевна

МБОУ МО «НОШ № 9»

Урок русского языка в 3 классе.

Тема урока: Распознавание орфограмм в разных частях слова.

Вид урока: Урок с использованием информационных компьютерных технологий. Урок – игра «Крестики – нолики».

Время проведения: 46 урок раздела «Слово»

Цели урока:

  1. Обучающая:
  • Систематизировать знания учащихся по темам «Безударная гласная в корне слова», «Правописание проверяемых согласных букв в корне слова», «Удвоенные согласные в корне слова», «Непроизносимые согласные в корне слова», «Сложные слова и их правописание», «Разделительные твёрдые и мягкие знаки»;
  • Обучать детей использовать свои знания в новых условиях.

  1. Развивающая:
  • Развивать орфографическую зоркость;
  • Развивать умение видеть и распознавать в слове орфограмму;
  • Развивать внимание, память, речь, мышление;
  • Развивать коммуникативные навыки и навыки диалогического общения.

  1. Воспитательная:
  • Формировать навыки сотрудничества, работая в группе. Работать над сплочением коллектива.

Оборудование:

  • Компьютер, проектор
  • Диск к уроку с ИКТ
  • Карточки с заданиями
  • Жетоны «Х» и «О»

                           Ход урока.

Слайды.

  1. Организационный момент.

Дети садятся по группам.

  1. Сообщение темы, целей.

- Сегодня на уроке русского языка мы вспомним всё то, что вы изучили в третьем классе и поиграем в игру «Крестики – нолики». Вам надо будет показать свои умения, знания, смекалку и эрудицию». А победят самые дружные.

- Итак, начнём нашу игру. В нашей игре участвуют две команды: «Крестики» и «Нолики».

-  Прочитаем название заданий игры, в которых будем участвовать. После каждого задания подводим итог. Победившая группа получает отличительный знак своей команды: «х» или «о». В игре победит та группа, чьих знаков окажется больше.

- Задания можно выбирать в любом порядке.

  1. Систематизация, обобщение и проверка знаний.

  1. Собери урожай:

-Девочкам Оле и Ане надо собрать урожай. Если в слове безударная гласна «а», то земляничка попадает в корзинку Ане, если в слове нужно писать безударную «о», то Оле.

Слова: банкир, звонок, посмотреть, дождевик, повар, краснота, кормушка, боковой.

Выбор задания.

  1. Третий лишний:
  • сливки, губки, земля,  – нет парной согласной в корне слова.
  • мореплаватель, водоплавающие, плавательный – один корень, в других словах два корня.
  • полоса, бережок, лесничий – одна безударная гласная в корне, в двух других две.
  • звёздный, радостный, грозный – орфограмма парная согласная в корне слова, в двух других непроизносимая согласная в корне слова.
  • подумать, поиграть, ползёт – «по» входит в корень. В двух других «по» - это приставка.
  • съест, объявит, разучит – «ъ» не пишется.

      Выбор задания.

  1. Вести из деревни:

Вставьте, если нужно, пропущенную букву.

Ах, какой сегодня день чудес_ный!

Со_нце льётся радос_но с высот,

Освещает мес_ность и окрес_ность,

И счас_ливый рад ему народ.

Но стоят на пас_бище коровы,

Грус_но смотрят, чу_ствуя беду,

Им пастух, извес_ный дядя Вова,

Не дал в праз_ник вкус_ную еду.

Он вчера участвовал в концерте

И искусству ревнос_но служил,

Он искус_но даму в танце вертит,

А бурёнушек, несчас_ных позабыл.

И стоят на пас_бище коровы,

Жалос_ливо смотрят их глаза.

Им пастух, суровый дядя Вова,

«Здра_ствуйте» сегодня не сказал.

Пусть сегодня день такой прелес_ный,

Со_нце в небе праз_нично горит,

Но поступок пастуха бесчес_ный

Ничего на свете не затмит.

Бык Партос вдруг раздувает ноздри,

Ярос_но копытом землю бьёт,

Закулис_ных игр он не выносит…

Скоро на рентген пастух пойдёт.

                               Выбор задания.

  1. Измени погоду:

- Вставьте пропущенную букву. Объясните выбор этой буквы: лист*я, выл*ю, под*езд, сем*я, с*ел, об*ём.

  1. Диктант-загадка:
  • Где доска и парта есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный … класс.
  • Многим вам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за предмет? Догадались или нет? Ванна.
  • Загадка для тебя легка: пишусь всегда через два «к». И мяч, и шайбу клюшкой бей. А называется… хоккей.
  • Чтоб каждый телевизор работал без капризов, на крыше непременно должна стоять… антенна.
  • В магазин с сестрой ходили, всё, что надо, там купили: за батон, бутылку кваса заплатили деньги в… кассу.
  • Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип. У меня, наверно, …грипп.

                                 Выбор слайда

  1. Игра «Перекрёсток»   

- Запишите слова по горизонтали.     

с

з

а

о

м

в

о

р

л

а

ё

п

т

  • Шуруп, который сам нарезает резьбу. Саморез.
  • Судно, приводимое в движение паровым двигателем. Пароход.
  • Большой чайник. Самовар.
  • Русская народная игра-пляска. Хоровод.
  • Лес, поваленный бурей. Бурелом.
  • Стихийный ход дела, работа без плана, без руководства. Самотёк.
  • Огнестрельное оружие. Пулемёт.

                                         Выбор слайда.

  1. Где слова родные, однокоренные:

- Назовите родственные слова к слову липа (осина).

  • Липа, прилипнуть, липовый, липучий, липонька, липка, налипло, налипать, отлипнуть.
  • Осина, посинеть, осень, осинник, оси, подосиновик, осенний, осинка, осиный.

                                       Выбор слайда.

  1. Различай на слух.

-Найдите в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся  по-разному, и объясните их правописание проверочными словами.

Мама простыни стирала            

И на речке полоскала.                   

К дочке кошка подбежала,

Дочка кошку поласкала.

                                          Гири брат мой поднимает,

                                          Свою силу развивает.

                                           А на крыше мой флажок

                                          Развевает ветерок.

  1. Засели в домики:

Перевозчики, подорожник, лесной, высадит ( разобрать по составу).

  1. Итог урока:

Подведение итога игры, определение лидирующей группы.

А вот прощальная игра

И нам урок кончать пора.

Мы все надеемся теперь

Ты стал немножечко умней.

Узнал ты много про слова

И много всяких всячин.

И если ты запомнил их,

Не зря твой день потрачен.

И наш с тобой пришёл черёд

Сыграть игру наоборот.

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь (низко).

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь (близко).

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь (пол).

Скажу я слово: « Потерял».

И скажешь ты: «Нашёл».

Скажу тебе я слово: «Трус».

Ответишь ты: «Храбрец».

Теперь начало я скажу,-

Ну, отвечай (конец).

- Вот и подошёл к концу наш урок. И, несмотря, на победу одной из команд, дружба в нашем классе станет ещё крепче.

Слайд 1,2

Слайд 3

Слайд 10

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 3

Слайд 11

Слайд 3

Слайд 12

Слайд 3

Слайд 13

Слайд 3

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 3

Слайды 16, 17, 18, 19



Предварительный просмотр:

                          Для команды «Крестики»

     Ах, какой сегодня день чудес_ный!

Со_нце льётся радос_но с высот,

Освещает мес_ность и окрес_ность,

И счас_ливый рад ему народ.

Но стоят на пас_бище коровы,

Грус_но смотрят, чу_ствуя беду,

Им пастух, извес_ный дядя Вова,

Не дал в праз_ник вкус_ную еду.

                             Для команды «Нолики»          

    Он вчера участвовал в концерте

И искусству ревнос_но служил,

Он искус_но даму в танце вертит,

А бурёнушек, несчас_ных позабыл.

И стоят на пас_бище коровы,

Жалос_ливо смотрят их глаза.

Им пастух, суровый дядя Вова,

«Здра_ствуйте» сегодня не сказал.

Пусть сегодня день такой прелес_ный,

Со_нце в небе праз_нично горит,

Но поступок пастуха бесчес_ный

Ничего на свете не затмит.

Бык Партос вдруг раздувает ноздри,

Ярос_но копытом землю бьёт,

Закулис_ных игр он не выносит…

Скоро на рентген пастух пойдёт.

                             

                          1

     Ах, какой сегодня день чудес_ный!

Со_нце льётся радос_но с высот,

Освещает мес_ность и окрес_ность,

И счас_ливый рад ему народ.

Но стоят на пас_бище коровы,

Грус_но смотрят, чу_ствуя беду,

Им пастух, извес_ный дядя Вова,

Не дал в праз_ник вкус_ную еду.

                             2        

    Он вчера участвовал в концерте

И искусству ревнос_но служил,

Он искус_но даму в танце вертит,

А бурёнушек, несчас_ных позабыл.

И стоят на пас_бище коровы,

Жалос_ливо смотрят их глаза.

Им пастух, суровый дядя Вова,

«Здра_ствуйте» сегодня не сказал.

Пусть сегодня день такой прелес_ный,

Со_нце в небе праз_нично горит,

Но поступок пастуха бесчес_ный

Ничего на свете не затмит.

Бык Партос вдруг раздувает ноздри,

Ярос_но копытом землю бьёт,

Закулис_ных игр он не выносит…

Скоро на рентген пастух пойдёт.                              

                          1

     Ах, какой сегодня день чудес_ный!

Со_нце льётся радос_но с высот,

Освещает мес_ность и окрес_ность,

И счас_ливый рад ему народ.

Но стоят на пас_бище коровы,

Грус_но смотрят, чу_ствуя беду,

Им пастух, извес_ный дядя Вова,

Не дал в праз_ник вкус_ную еду.

                             2        

    Он вчера участвовал в концерте

И искусству ревнос_но служил,

Он искус_но даму в танце вертит,

А бурёнушек, несчас_ных позабыл.

И стоят на пас_бище коровы,

Жалос_ливо смотрят их глаза.

Им пастух, суровый дядя Вова,

«Здра_ствуйте» сегодня не сказал.

Пусть сегодня день такой прелес_ный,

Со_нце в небе праз_нично горит,

Но поступок пастуха бесчес_ный

Ничего на свете не затмит.

Бык Партос вдруг раздувает ноздри,

Ярос_но копытом землю бьёт,

Закулис_ных игр он не выносит…

Скоро на рентген пастух пойдёт.                          

                          1

     Ах, какой сегодня день чудес_ный!

Со_нце льётся радос_но с высот,

Освещает мес_ность и окрес_ность,

И счас_ливый рад ему народ.

Но стоят на пас_бище коровы,

Грус_но смотрят, чу_ствуя беду,

Им пастух, извес_ный дядя Вова,

Не дал в праз_ник вкус_ную еду.

                             2        

    Он вчера участвовал в концерте

И искусству ревнос_но служил,

Он искус_но даму в танце вертит,

А бурёнушек, несчас_ных позабыл.

И стоят на пас_бище коровы,

Жалос_ливо смотрят их глаза.

Им пастух, суровый дядя Вова,

«Здра_ствуйте» сегодня не сказал.

Пусть сегодня день такой прелес_ный,

Со_нце в небе праз_нично горит,

Но поступок пастуха бесчес_ный

Ничего на свете не затмит.

Бык Партос вдруг раздувает ноздри,

Ярос_но копытом землю бьёт,

Закулис_ных игр он не выносит…

Скоро на рентген пастух пойдёт.

                             

                          1

     Ах, какой сегодня день чудес_ный!

Со_нце льётся радос_но с высот,

Освещает мес_ность и окрес_ность,

И счас_ливый рад ему народ.

Но стоят на пас_бище коровы,

Грус_но смотрят, чу_ствуя беду,

Им пастух, извес_ный дядя Вова,

Не дал в праз_ник вкус_ную еду.

                             2          

    Он вчера участвовал в концерте

И искусству ревнос_но служил,

Он искус_но даму в танце вертит,

А бурёнушек, несчас_ных позабыл.

И стоят на пас_бище коровы,

Жалос_ливо смотрят их глаза.

Им пастух, суровый дядя Вова,

«Здра_ствуйте» сегодня не сказал.

Пусть сегодня день такой прелес_ный,

Со_нце в небе праз_нично горит,

Но поступок пастуха бесчес_ный

Ничего на свете не затмит.

Бык Партос вдруг раздувает ноздри,

Ярос_но копытом землю бьёт,

Закулис_ных игр он не выносит…

Скоро на рентген пастух пойдёт.

                             



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя _____________________________________

Постоянные признаки имени существительного – это ___________________ ______________________, непостоянные признаки – это_________________________________________________________

Начальная форма имени существительного – ___________________ Например ________________________________

Изменение существительных по падежам и числам называется ___________________________________________________________

Изменение существительного по падежам – ____________________________

В русском языке _______падежей: __________________________________________________________________________________________________________________________________

Чтобы определить падеж имени существительного в предложении, нужно _____________________________________________________________

В русском языке _____ склонения.

К 1-му склонению относятся существительные ________________________

ко 2-му склонению _______________________________________________

к 3-му склонению ____________________________________

Чтобы определить склонение существительного нужно _________________________________________________________________

Фамилия, имя _____________________________________

Постоянные признаки имени существительного – это ___________________ ______________________, непостоянные признаки – это_________________________________________________________

Начальная форма имени существительного – ___________________ Например ________________________________

Изменение существительных по падежам и числам называется ___________________________________________________________

Изменение существительного по падежам – ____________________________

В русском языке _______падежей: __________________________________________________________________________________________________________________________________

Чтобы определить падеж имени существительного в предложении, нужно _____________________________________________________________

В русском языке _____ склонения.

К 1-му склонению относятся существительные ________________________

ко 2-му склонению _______________________________________________

к 3-му склонению ____________________________________

Чтобы определить склонение существительного нужно _________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Орфограмма в значимых частях слова" – русский язык 3 класс

Конспект урока "Орфограмма в значимых частях слова" – русский язык 3 класс - открытый урок...

Конспект урока русского языка в 4 классе "Решение орфографических задач в разных частях слова"

Урок на личностно  - ориентированной основе по УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Тема: Работа над ошибками диктанта . Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания.

Конспект урока по русскому языку. 3 класс.  Тема: Работа над ошибками диктанта . Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности  проверки их написания....

Обозначение согласных на письме в разных частях слова

Обобщающий урок для работы над правилами...

Конспект урока по русскому языку УМК Школа России, проведённого в 3 классе на тему : Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Планируемые результаты: ученики научаться находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографи...

Урок русского языка: «Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова» 3 кл "Школа России"

Урок русского языка   по теме "Общее предтавление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова" "(Школа России") разработан для детей 3 класса. На уроке дет...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание орфограмм в значимых частях слова"

На уроке ставится цель: Развитие умений находить орфограммы – безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные, удвоенные согласные в приставках, корне, суффиксах, окончании, ...