Урок русского языка по теме: "Изменение имен существительных по падежам"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка по теме: "Изменение имен существительных по падежам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russk.yaz_.docx | 16.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по русскому языку в 4 классе
УМК «Школа 2100»
Тема урока: Наблюдение за словоизменением имён существительных.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цель урока: овладеть системой падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам.
Задачи урока: развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Выполнять правила работы в группе, работать по алгоритму.
Оборудование:
- презентация «Падежи»
-таблица падежей;
-Учебник для 4 класса четырехлетней нач. школы по русскому языку
Ход урока.
I. Орг.момент.
II. Введение в раздел.
Прочитайте название раздела.
-Что значит изменить слово? (поставить его в другую форму)
-Что получится в результате такого изменения: то же слово или новое слово? (то же самое слово.)
-А что изменится в слове? (окончание.)
III. Формирование темы и цели урока.
- Что для вас является новым в названии раздела?
- Какой вопрос возникает?
-На основе вопроса и названия раздела запишите ключевые слова урока.(Падеж, имя существительное.) (1слайд)
IV. Открытие нового знания.
1.Наблюдение за словоизменением имён существительных.
- Упр.116 – наблюдение за изменением слова цирк.
Сделайте вывод: что изменяется в слове цирк и для чего это нужно?
Вывод: изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов в предложении. (2слайд)
- Упр.117- отличие форм одного и того же слова от однокоренных слов. (2ученика работают у доски)
Сделайте вывод: Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов? (3слайд)
Вывод: у форм одного и того же слова основа одинакова, меняется только окончание, а у однокоренных слов изменяется основа.
- Упр.118 – проверка собственных выводов.
-Почему же меняется окончание в словах в предложении? (Чтобы соединяться с другими словами.)
-Что «помогает» применить разные окончания? (Разные вопросы к существительным.) (4слайд)
- Упр.119 – постановка вопроса как основа для выбора окончания.
-чтение отрывка басни;
-дописывание окончаний карандашом в учебнике;
-выписывание словосочетаний по образцу в учебнике.
Сделайте вывод: что помогло выбрать окончание?
2. Введение понятия падеж.
1) работа с текстом определения.
-Прочитайте 1часть определения до таблицы. Что вы узнали про падежи? (Их 6, отвечают на свои вопросы)
- Посмотрите 2часть правила- таблицу. Сколько в ней столбцов? Назовите их.
Прочитайте вопросы, которые относятся к каждому падежу.
Проверьте свою внимательность. 1вариант называет падеж, 2вариант задаёт вопрос к этому падежу. (5слайд)
- Прочитайте вопросы вместе со вспомогательными словами.
-Вы догадались, почему эти слова называются вспомогательными? (С ними легче задавать вопрос, они помогают.)
- Я буду вам рассказывать грамматическую сказку про названия падежей, а вы находите в рамке этот падеж, хором проговаривайте ещё раз название , вспомогательные слова и вопросы.
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.
Родился – стал Родительный.
Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный.
Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительным.
Потом он подрос, стал творить добрые дела и стал называться Творительный.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный
2) Работа после чтения определения.
Прочитайте вопросы под рамкой.
-Как вы думаете, меняется значение слова, если мы задаём к нему разные вопросы? Докажите на примере.
-Что такое словообразование и что такое словоизменение?
-К каким существительным мы задаем вопрос кто?, а к каким – что?
-Почему у каждого падежа два падежных вопроса?
V. Развитие учебно-языковых умений.
Упр. 120 – развивается умение изменять имена существительные по падежам.
(на доске, под руководством учителя)
VI. Итог урока.
- Как называется словоизменение имён существительных? ( Изменение по падежам.)
-Какие падежи запомнили? Сколько их?(6 слайд)
VII. Домашнее задание.
Упр. 1, с 134., выучить таблицу «Падежи» на с.110
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Изменение имен существительных по падежам".
Урок русского языка в 3 классе. Тема: Изменение имен существительных по падежам. Технология: "Обучение в сотрудничестве"...
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Автор...
Урок русского языка по теме "Изменение имен существительных по падежам"
технологическая карта и презентация...
презентация к уроку русского языка по теме "Изменение существительных по падежам"
Научить определять падеж имён существительных....
Презентация к уроку русского языка по теме " Изменение имён существительных и прилагательных по падежам".
Что значит просклонять имя существительное и прилагательное?Это значит изменять имя существительное и прилагательное по вопросам или по падежам....
Методическая разработка уроков русского языка по теме "Изменение имён существительных по падежам"
УМК «21 век». Русский язык. 3класс. В данной разработке представлена технологическая карта 4 уроков русского языка. Цели: Сформировать представление об изменение имен существительных по падежам. Вв...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Изменение по падежам имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об изменении имен существительных по падежам.Задачи урока:Дидактические:1)формировать понятие о склонении имен существит...