Внеклассное занятие по русскому языку "Постоянные и непостоянные признаки имен существительных". 4 класс. УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Попова Надежда Витальевна

Внеклассное занятие по теме "Имя существительное" содержит обобщающий материал, проводится  в игровой форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Попова Надежда Витальевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9

г. Новый Уренгой,  ЯНАО

Внеклассное занятие по  русскому языку

 4 класс

Тема: Постоянные и непостоянные признаки имен существительных.

Цель: Осмысление морфологического разбора имен существительных через выделение основных признаков; формировать умения применять знания на практике; развитие воли и инициативы, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

Тип урока: обобщающий.

Форма урока: путешествие.

Оборудование: Доска, оформленная как карта страны «Морфология». Листы с заданиями для работы. При    желании    -    одежда    учителя:    мантия,    шапочка    магистра, парик.

Ход урока

1.Сегодня у нас урок - путешествие в страну «Морфология», коренными жителями которой можно считать Имя существительное.

        Не только древнейшим, но и важнейшим жителем и работником называют его, т. к. каждое второе слово в речи - имя существительное. Оно же и самая самостоятельная часть речи. Но чтобы получить прописку в эту страну.

-Найдите среди записанных слов имена существительные.

-На какие вопросы отвечает имя существительное?

-  Какие предметы обозначает?

 Пять, пятерка, пятак, пятерня, пятачок, пятеро.

2.Итак,  вы получаете  пропуск  в  эту  страну,  но  не  надейтесь  на легкий  путь, препятствия только начинаются.

        Перед вами залив Собственников, они не пропустят вас до тех пор, пока вы не превратите нарицательное имя существительное в собственное. Вот эти слова. Мороз, весна - составьте предложение, так чтобы эти слова из нарицательных имен существительных превратились бы в собственное.

        Молодцы! Скоро перед вами покатит волны море. Но что же это такое? Морское послание - как водится в бутылке. Читаем! (Учитель достает послание из бутылки и читает).

        Наша экспедиция «Южная звезда» оказалась в беде. Мы в ужасном положении. Наша шхуна «Смелая» потерпела крушение, и мы высадились на остров Холодный в Мертвом море.

        Ночь. Темнота. Вдруг толчок и грохот. Первым все понял наш капитан Джон  Смит. Начинается  извержение вулкана Огнедышащий.   Страх и ужас наполняет наши сердца. Мы ищем путь к спасению.

        Мне кажется, что мы сможем им помочь!

Найдите имена собственные, объясните, как они должны писаться и почему?

3.А теперь смело в море... подождите... море - то Мертвое, неживое!

-Какой здесь прячется признак существительного? Что называется одушевленным предметом?

Игра - «Хлопки». Одушевленные сущ. - 1 хлопок, неодушевленные - 2 хлопка. Разминка:  Ёлки - палки ;  галки – моталки

1группа: Саша – Маша.  Каша – Яша.  Рожки – ложки.  Кошки – сапожки.

2группа: Мурка – жмурка. Свечка – печка. Мячик – рябчик. Петров – Камаров

 4. Теперь все ужасы позади, перед вами Родовой замок имени существительного. А вот и задания для разминки нашего с вами родоплемени:

-Исправь ошибки в словах, обозначающих названия зверей и птиц. Я читаю, выписывайте эти слова!

а)Бык - бычиха... Петух - петушиха... Баран - баранка... Селезень - селезенка... Боров -боровка... Гусь - гуська... Индюк - индика... Слон - слоныня... Медведь - медведка... Волк - волкушка...

-Определи род имен существительных.
б)Большой зал (м.р.) - большая зала, большое зало; один ботинок (м.р.) -     одна ботинка; черное кофе - черный кофе (м.р.); одна туфля (ж.р.) – один       туфель; мой шампунь (м.р.) - моя шампунь; любимая мозоль (ж.р.) - любимый мозоль; красивый тюль (м.р.) - красивая тюль.

в) Донесение шефу разведки по кличке Лопух.

(Расшифрованная шифрограмма)

        Шеф! Третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из 4а класса для известных вам целей. Я внедрился в вышеназванный класс. Вы же знаете, шеф, что я ваш агент, - на все руки мастер и дока перевоплощения. Все думают, что я - Лопухов Алик, круглый сирота, переехавший к бабушке. Шеф! В 4а нам никто не подходит! Боря Фанфаронов, невыносимый зазнайка и заучка. Крокодилова Люся тоже кошмарная воображала, да еще и выскочка. Все разом разболтает! Балдешкин Владик - ужасный растяпа: у него все из рук валится. Есть в 4а одна недотепа, Кашина Маруся. Курноскина Таня - жуткая соня и белоручка. Пусть себе дрыхнет, нам такие не нужны! Только не думайте. Шеф. Что я такой-сякой придира. Здесь, в самом деле, не с кем работать.

5. Наконец - то перед нами чистая, ровная дорога. По-моему, дорога отдыха... Как она называется? Дорога склонений. Посмотрите, что там впереди? Видите, вон там? Да это никак пень, старый гнилой пень.

-Определите склонение у существительных в предложении.

Сказка о Гноме. Т. Брик.

        В лесу, на поляне, под ветвями ели, стоял гнилой пень. Это был дом Гнома. Лицо гномика скрывала длинная борода, из которой едва виднелись курносый нос и толстые щеки. Каждое утро гном садился на крыльцо и пел песню о птице в небе, о росе на цветке. И ему подпевала старая мышь, которая таскала в поле рожь, и дядька гриб с трухлявой шляпкой, и дедушка медведь, и белка в дупле. Чудесная песнь! Её гномику пел в детстве его папа. А кузнечик выводил мелодию на скрипочке.

        Но однажды у гнома пропал голос...

6.Осталось перевалить через Холмы падежей, а там и рукой подать... Что же они там приготовили? По-моему, пахнет пирогами! Вы не чувствуете?

- Определите у существительных падеж.

Очень-очень вкусный пирог. Даниил Хармс

        Что   ж   пирога   нам    попробовать   не   удалось,    зато  определить падеж у существительных мы смогли!

7. Приближаемся к долине числа. Нужно изменить существительные по числам.
        Как вы думаете: единственное число или множественное число.

 А  может быть только единственное число или только множественное число? Сейчас мы решим!

а)   молоко - веществ, пред., бант – банты, торт – торты, договор – договоры, Москва - собствен, сущ.

б)   ножницы - нариц. пред.,брови – бровь, Альпы - собствен, сущ., чернила - веществ, пред. ,месяцы - месяц

8. Вот заблестел перед нами во всем своем великолепии Трон Имени Существительного. Но Его величество принимает радушно только тех, кто знает- постоянные и непостоянные признаки имени существительного. 

Ребята, кто является ко двору без подарка? Сделаем его... Закончите предложение: Путешествие подошло к концу...

б) Морфологический разбор (к концу)

        Его величество будет радо, если в качестве подарка вы определите постоянные и непостоянные признаки слова (к концу)

9. Листы с работами собираются для проверки

10. Подведение итогов, выставление оценок.

        Отныне вы стали настоящими путешественниками. Ура!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных"

Урок повторения, углубления и обобщения изученного (по системе "Школа 2100"....

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного

ЦЕЛИ УРОКА:1) вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;2) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки;3) развив...

Урок по русскому языку в 4 классе «Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного».

ЦЕЛИ УРОКА:1) вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;2) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки;3) развив...

«Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного»

ЦЕЛИ УРОКА:1) вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;2) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки;3) развив...