Внеклассное занятие по русскому языку "Постоянные и непостоянные признаки имен существительных". 4 класс. УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Внеклассное занятие по теме "Имя существительное" содержит обобщающий материал, проводится в игровой форме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Попова Надежда Витальевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9
г. Новый Уренгой, ЯНАО
Внеклассное занятие по русскому языку
Тема: Постоянные и непостоянные признаки имен существительных.
Цель: Осмысление морфологического разбора имен существительных через выделение основных признаков; формировать умения применять знания на практике; развитие воли и инициативы, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
Тип урока: обобщающий.
Форма урока: путешествие.
Оборудование: Доска, оформленная как карта страны «Морфология». Листы с заданиями для работы. При желании - одежда учителя: мантия, шапочка магистра, парик.
Ход урока
1.Сегодня у нас урок - путешествие в страну «Морфология», коренными жителями которой можно считать Имя существительное.
Не только древнейшим, но и важнейшим жителем и работником называют его, т. к. каждое второе слово в речи - имя существительное. Оно же и самая самостоятельная часть речи. Но чтобы получить прописку в эту страну.
-Найдите среди записанных слов имена существительные.
-На какие вопросы отвечает имя существительное?
- Какие предметы обозначает?
Пять, пятерка, пятак, пятерня, пятачок, пятеро.
2.Итак, вы получаете пропуск в эту страну, но не надейтесь на легкий путь, препятствия только начинаются.
Перед вами залив Собственников, они не пропустят вас до тех пор, пока вы не превратите нарицательное имя существительное в собственное. Вот эти слова. Мороз, весна - составьте предложение, так чтобы эти слова из нарицательных имен существительных превратились бы в собственное.
Молодцы! Скоро перед вами покатит волны море. Но что же это такое? Морское послание - как водится в бутылке. Читаем! (Учитель достает послание из бутылки и читает).
Наша экспедиция «Южная звезда» оказалась в беде. Мы в ужасном положении. Наша шхуна «Смелая» потерпела крушение, и мы высадились на остров Холодный в Мертвом море.
Ночь. Темнота. Вдруг толчок и грохот. Первым все понял наш капитан Джон Смит. Начинается извержение вулкана Огнедышащий. Страх и ужас наполняет наши сердца. Мы ищем путь к спасению.
Мне кажется, что мы сможем им помочь!
Найдите имена собственные, объясните, как они должны писаться и почему?
3.А теперь смело в море... подождите... море - то Мертвое, неживое!
-Какой здесь прячется признак существительного? Что называется одушевленным предметом?
Игра - «Хлопки». Одушевленные сущ. - 1 хлопок, неодушевленные - 2 хлопка. Разминка: Ёлки - палки ; галки – моталки
1группа: Саша – Маша. Каша – Яша. Рожки – ложки. Кошки – сапожки.
2группа: Мурка – жмурка. Свечка – печка. Мячик – рябчик. Петров – Камаров
4. Теперь все ужасы позади, перед вами Родовой замок имени существительного. А вот и задания для разминки нашего с вами родоплемени:
-Исправь ошибки в словах, обозначающих названия зверей и птиц. Я читаю, выписывайте эти слова!
а)Бык - бычиха... Петух - петушиха... Баран - баранка... Селезень - селезенка... Боров -боровка... Гусь - гуська... Индюк - индика... Слон - слоныня... Медведь - медведка... Волк - волкушка...
-Определи род имен существительных.
б)Большой зал (м.р.) - большая зала, большое зало; один ботинок (м.р.) - одна ботинка; черное кофе - черный кофе (м.р.); одна туфля (ж.р.) – один туфель; мой шампунь (м.р.) - моя шампунь; любимая мозоль (ж.р.) - любимый мозоль; красивый тюль (м.р.) - красивая тюль.
в) Донесение шефу разведки по кличке Лопух.
(Расшифрованная шифрограмма)
Шеф! Третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из 4а класса для известных вам целей. Я внедрился в вышеназванный класс. Вы же знаете, шеф, что я ваш агент, - на все руки мастер и дока перевоплощения. Все думают, что я - Лопухов Алик, круглый сирота, переехавший к бабушке. Шеф! В 4а нам никто не подходит! Боря Фанфаронов, невыносимый зазнайка и заучка. Крокодилова Люся тоже кошмарная воображала, да еще и выскочка. Все разом разболтает! Балдешкин Владик - ужасный растяпа: у него все из рук валится. Есть в 4а одна недотепа, Кашина Маруся. Курноскина Таня - жуткая соня и белоручка. Пусть себе дрыхнет, нам такие не нужны! Только не думайте. Шеф. Что я такой-сякой придира. Здесь, в самом деле, не с кем работать.
5. Наконец - то перед нами чистая, ровная дорога. По-моему, дорога отдыха... Как она называется? Дорога склонений. Посмотрите, что там впереди? Видите, вон там? Да это никак пень, старый гнилой пень.
-Определите склонение у существительных в предложении.
Сказка о Гноме. Т. Брик.
В лесу, на поляне, под ветвями ели, стоял гнилой пень. Это был дом Гнома. Лицо гномика скрывала длинная борода, из которой едва виднелись курносый нос и толстые щеки. Каждое утро гном садился на крыльцо и пел песню о птице в небе, о росе на цветке. И ему подпевала старая мышь, которая таскала в поле рожь, и дядька гриб с трухлявой шляпкой, и дедушка медведь, и белка в дупле. Чудесная песнь! Её гномику пел в детстве его папа. А кузнечик выводил мелодию на скрипочке.
Но однажды у гнома пропал голос...
6.Осталось перевалить через Холмы падежей, а там и рукой подать... Что же они там приготовили? По-моему, пахнет пирогами! Вы не чувствуете?
- Определите у существительных падеж.
Очень-очень вкусный пирог. Даниил Хармс
Что ж пирога нам попробовать не удалось, зато определить падеж у существительных мы смогли!
7. Приближаемся к долине числа. Нужно изменить существительные по числам.
Как вы думаете: единственное число или множественное число.
А может быть только единственное число или только множественное число? Сейчас мы решим!
а) молоко - веществ, пред., бант – банты, торт – торты, договор – договоры, Москва - собствен, сущ.
б) ножницы - нариц. пред.,брови – бровь, Альпы - собствен, сущ., чернила - веществ, пред. ,месяцы - месяц
8. Вот заблестел перед нами во всем своем великолепии Трон Имени Существительного. Но Его величество принимает радушно только тех, кто знает- постоянные и непостоянные признаки имени существительного.
Ребята, кто является ко двору без подарка? Сделаем его... Закончите предложение: Путешествие подошло к концу...
б) Морфологический разбор (к концу)
Его величество будет радо, если в качестве подарка вы определите постоянные и непостоянные признаки слова (к концу)
9. Листы с работами собираются для проверки
10. Подведение итогов, выставление оценок.
Отныне вы стали настоящими путешественниками. Ура!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 б классе по теме: «Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».
Тема урока: «Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен...
Разработка урока русского языка 4 класс УМК "Школа 2100" тема : "имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных"
Урок повторения и обобщения материала....
"Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных"
Урок повторения, углубления и обобщения изученного (по системе "Школа 2100"....
Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного
ЦЕЛИ УРОКА:1) вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;2) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки;3) развив...
Урок по русскому языку в 4 классе «Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного».
ЦЕЛИ УРОКА:1) вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;2) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки;3) развив...
Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных. Презентация.
Презентация урока русского языка в 4 классе....
«Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного»
ЦЕЛИ УРОКА:1) вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;2) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки;3) развив...