Урок обучения грамоте. Тема "Буквы Чч и Щщ"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Радченко Татьяна Геннадьевна

Урок обучениея грамоте в 1 классе. Конспект урока и презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chshch_i_plan-konspekt.docx150.02 КБ
Файл ch_shch.pptx2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока,

проведенного в 1 «А» классе 14 февраля 2012 года,

в рамках методической недели по итогам реализации проекта «Институциональная модель гражданского образования».

Учитель начальных классов МБОУ «Марковская СОШ»: Радченко Татьяна Геннадьевна.

Урок открытия новых знаний.

Предмет: Обучение грамоте. 1 класс, система РО Л,В.Занкова.

Тема: Буквы Ч и Щ, обозначающие всегда мягкие, глухие согласные звуки [ч], [щ] (слайд  1)

Цель:   Развивать исследовательские умения и навыки. Формировать навык чтения.

Задачи:

- познакомить со звуками [ч], [щ] и буквами, которые их обозначают;

- развивать фонематический слух;

- обогащать словарный запас детей;

- развивать связную устную речь.

- формировать представление о словах, обозначающих  признаки  предметов (прилагательных) и многозначных словах.

- формирование универсальных  учебных  действий (УУД):

Личностные:

1. Использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.                                                             2. Сохранять мотивацию к учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу;                                                                                          3.      Развивать способность к самооценке.

Регулятивные:

1. Формировать умение высказывать своё предположение;

2.  Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3. Принимать и сохранять учебную задачу,  учитывать выделенные учителем ориентиры действия, классифицировать.

4.  Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.  

5. Вести наблюдение. Проводить эксперименты.  Делать выводы и умозаключения.

Познавательные:

1. Использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;                                                                                        2.  Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;                                                                                                              3. Формировать  умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;                                                                                                          4.  формировать умение представлять информацию в виде схемы;                                                                                                                         5.  Осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков;                                                                                                                6. Устанавливать причинно - следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).

Коммуникативные:

1. Формировать  умение слушать и понимать других; задавать вопросы.

2.  Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.                                                                                                  4. Владеть монологической и диалогической формой речи.

Оборудование: 

  • карточки с загадками для работы  учащихся в паре,
  • рисунки различных видов часов, часов с секретом и часовщика,
  • печатные  буквы Чч и Щщ, рисунки часов для этапа рефлексии,
  • Азбука. Н.В.Нечаева. К.С. Белорусец.
  • Презентация урока. 
  • Символы.  

             

Ход урока.

  1. Организационный этап.  Со звонком дети хором произносят слова:

                    Прозвенел сейчас звонок,  Начинается урок.   Ждут нас книжки и тетрадки.

  Учитель:   Вы готовы?    Дети:   Всё в порядке!

Учитель:  Очень рада, что к  уроку все  готовы, что у всех хорошее боевое настроение.

    Скажите, что мы изучаем на уроках обучения грамоте? (Мы изучаем звуки и буквы.)

Как вы думаете, что узнаем  сегодня на уроке?  (Высказывания детей)

  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

2.1.Фронтальная работа

- Давайте вместе вспомним то, что мы узнали. Поиграем в игру «Доскажи словечко». (На доске  опорные схемы.)

  1. Звуки мы …                         (произносим и слышим)        
  2. Буквы мы …                                          (пишем и видим)
  3. Все звуки делятся на …                       (гласные и согласные)
  4. Если воздух проходит свободно то этот звук …    (гласный)
  5. Если воздух встречает преграду то этот звук …    (согласный)            
  6. Гласные звуки могут быть  …             (ударными и безударными)
  7. Согласные звуки могут быть  …         (звонкими и глухими)
  8. Согласные звуки произносятся  …     (твердо и мягко)
  9. Звуки на письме обозначаем  …          (буквами)

2.2.  Сегодня на урок к вам спешит необычный гость. Для того чтобы узнать его вам необходимо  составить загадку, прочитать и отгадать ее. (Работа  в парах)

 Дидактическая игра в парах.   (Дети получают  конверты с карточками на которых написаны загадки)

 1) Мы ходим ночью, ходим днём,                  2)  На руке и на стене            

 Но никуда мы не уйдем.                                       И на башне в вышине

 Мы бьём исправно каждый час,                          Ходим ночью, ходим днем

 А вы друзья, не бейте нас.                                   Но никуда мы не уйдем. (Слайд 2)

2.3. Словарная работа. Что такое часы?  Что вы знаете  о часах? Какие бывают часы?  Почему так называются?  (Слайд  3)

- А  вот перед вами часы  с секретом.  Хотите открыть их секрет?  Тогда отправимся в мастерскую,  к  мастеру по ремонту часов.  Познакомимся с новыми буквами и откроем их секрет.

2.4.  Классификация слов. Прочитайте  (слайд  4)   Часовщик прищурив глаз,  Чинит часики для нас.

- Что это? (чистоговорка) Что заметили?

- Найдите родственные слова?  (часовщик, часики) Почему? Работа над значением данных слов.

- Назовите другие родственные слова ЧАСОВОЙ. Подумайте о значении этого слова. Прочитайте.

(слайд 5)  В городе есть ЧАСОВОЙ завод.     Завод  какой?   Что значит часовой завод?

                ЧАСОВОЙ стоит на посту.               Кто стоит?  Кто такой часовой?

2.5. Определение темы урока.  Какие новые буквы встретились в чистоговорке?   (Ч и Щ) Определите тему урока.

Проводится дидактическая игра «На что похожа буква?».   (Дети говорят)

Физкультминутка .  Изобразите букву Ч и Щ.

Тик—так, тик-так -                           тик-так, тик-так, тик-так.

 Все часы идут вот так;                     Налево – раз,  направо – раз

 Тик-так.                                             Мы тоже можем так.

 Смотри скорей, который час:         Тик-так.

  1. Этап открытия новых знаний.

3.1. Организация исследования.

 А сейчас мы проведем  исследование новых букв Ч и Щ  и узнаем, какие звуки они могут обозначать.

Для начала нам надо определить тему исследования: (слайд 6)

Тема. Звуки [ч'] и [ щ'].

Цель. Выявить фонематические признаки звуков [ч'] и [щ'].

Задачи. 1. Наблюдать за произношением звуков  [ч'] и [щ'].

              2. Выяснить какие звуки обозначают буквы Ч и Щ.

              3. Правильно читать слоги и слова с буквами Ч и Щ.

Гипотеза. Предположим, что буквы Ч и Щ обозначают согласные звуки.

- Как мы можем узнать  что-то новое о звуках [ч'] и [ щ']?

Предлагаю вам выбрать методы исследования:  (карточки со значками)

  • Подумать самостоятельно;
  • Посмотреть книги о том.  что исследуешь;
  • Спросить у других людей;
  • Обратиться к компьютеру;
  • Понаблюдать;
  • Провести опыт, эксперимент.

План работы (слайд 7)

  1. Подумать самостоятельно;
  2. Понаблюдать за произношением звуков;
  3. Провести опыт, эксперимент.
  4. Спросить у других людей.
  5. Подготовить выступление.

- Все собранные сведения о звуках будете отражать на листах наблюдений при помощи различных знаков, которые помогут вам составить сообщение о звуках [ч'] и [ щ'].

Задание для девочек: исследуйте  звук, который обозначает буква Ч.

Задание для мальчиков: исследуйте  звук, который обозначает буква Щ (слайд 8)

К исследованию готовы?   (Готовы!)

3.2. Исследование.

  1.  Подумать самостоятельно (слайд 9)

Задай себе вопрос: Что я знаю об этом звуке?

                                Какие суждения я могу высказать?

(Запишите свои ответы)

  1. Понаблюдать (слайд 10)

Наблюдение  за произношением звуков;

  1. -Чем мы можем воспользоваться для проведения наблюдений?   (Зеркало)

Возьмите зеркало и произнесите звук.

- Что увидели?   (Во рту образуется преграда из языка и зубов, губы чуть приоткрыты, воздух выходит несвободно)

- Что слышите?    (голос не участвует в образовании звуков, слышится шум, шипение)

Сделайте вывод. Звуки [ч'] и [ щ'] – согласные.

Нарисуйте знак.

  1. Дидактическая игра «Назови словечко» (слайд 11)

Девочки называют слова, в которых встречается звук «Ч».

Мальчики называют слова, в которых встречается звук «Щ».

- Называем слова и слушаем,  как произносится звук?

Вывод: Звуки [ч'] и [ щ'] – мягкие.

Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений.

  1. Слоговое лото. Прочитайте слоги и разделите на две группы  (слайд 12)

ЧА, ЖЕ, ЦЕ, ЩА, ШЕ, ЧУ, ЖИ, ЩУ, ШИ, ЩИ.

 Почему? Сравните произношение согласных в слогах. Сделайте вывод.

Всегда твердые согласные: ЖЕ,ЦЕ,ШЕ,ЖИ,ШИ.

Всегда мягкие согласные: ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ, ЩИ.

Дополни слоги до слов.  

Вывод: Звуки [ч'] и [ щ'] – всегда мягкие.

(Рисуют знак, например подушку или перо)

  1. Провести опыт, эксперимент (слайд 13)

Какой эксперимент по произношению звуков можем провести?

-  Закройте уши руками и произнесите звук. Что услышали?   (Ничего неслышно)  

Вывод:  Звуки [ч'] и [ щ'] – глухие. (Рисуют знак, например – ухо или шляпу)

  1. Спросить у других людей (слайд  14) (Дети обращаются к взрослым с вопросом, какие еще секреты есть у звуков  [ч'] и [ щ']?   (Записывают)
  2. Подготовить выступление (слайд 15)

3.3. Выступление детей с сообщением о звуках. Дети слушают, дополняют, задают вопросы.

Результаты исследования 

Девочки: Буква Ч – обозначает согласный звук [ч'],  всегда мягкий,  непарный глухой.

Мальчики:  Буква Щ – обозначает согласный звук [щ'],  всегда мягкий,  непарный глухой.

Молодцы! Поздравляю!  Вы открыли секрет новых букв Ч и Щ.

Физкультминутка . Часовщик наш потянулся, раз нагнулся …

  1. Этап закрепления новых знаний.

4.1. Чтение слов с изученными буквами (слайд 16)

    Прочитайте стих. В.Орлова «Часы». Говорят: « Часы стоят». Говорят: «Часы спешат».  Говорят: «Часы идут,

                                                                   Но немножко отстают».  Мы смотрели с Мишкой вместе, Но часы стоят на месте.

- Как вы думаете,  о каких часах говорится в стихотворении? Что значит «Часы стоят»,  «Часы спешат». «Часы идут». Про кого так говорят?

Вывод: Данные слова приобретают переносное значение.

4.2. Чтение текста с изученными буквами.  Когда человек изобрел часы? Где можно об этом узнать?                                      Откройте Азбуку с.99. Прочитайте текст.

- Что нового о часах вы узнали? Какие еще бывают часы?  (Солнечные, водяные, песочные, часы из свечки, электронные, атомные)

4.3. Театрализация. «Наш театр», с.99.

  1. Рефлексия.  - Что запомнилось больше всего?  Что нового для себя узнали? Кто очень старался?

- У кого за урок не испортилось настроение?

Часовщику было приятно с вами работать, он благодарит вас за дружную работу и дарит вам вот такие часики. У него прекрасное настроение. А вы изобразите свое настроение на часиках.

План – конспект урока.

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

У УД

Лич-ные

Поз-ные

Ком-ные

Рег

   1    Организационный

Нацелить  на продуктивную  работу.

              Учитель:  

                                                         Вы готовы?

Очень рада, что к уроку все  готовы, что у всех хорошее боевое настроение.  Что мы изучаем на уроках обучения грамоте?

Как вы думаете, что узнаете  сегодня на уроке?

Хором произносят слова:

Прозвенел сейчас звонок, начинается урок. Ждут нас книжки и тетрадки.

Всё в порядке!

Высказывания детей.

2

1,2

1

2. Этап подготовки учащихся

к активному и сознательному усвоению нового материала.

Актуализировать

знания необходимые для работы

 над новым материалом.

Определить тему урока.

 2.1.Организует фронтальную работу. Игра «Доскажи словечко»

2.2. Работа  в парах.  Игра «Составь загадку»     

2.3.Словарная работа.  Задает вопросы, показывает слайды. (слайд   )  

Заинтересовывает  необычным гостем, готовит к определению темы урока детьми.  

2.4.  Организует фронтальную работу по чтению чистоговорки и нахождению родственных слов.

2.5.  Какие новые буквы встретились в чистоговорке?  Определите тему урока. Проводит дидактическую игру

 «На что похожа буква?».   

2.1. Используют ранее полученные знания о звуках русского языка, хором договаривают слова.

2.2.Работают в парах, составляют из строк- загадки, читают, отгадывают.

(жужжащее чтение, хоровое чтение, индивидуальное).

2.3. Отвечают на вопросы, используют  личный опыт и знания, объясняют значения слова часы.

2.4. Читают чистоговорку. Наблюдают за произношением. Классифицируют слова. Используют ранее полученные знания при нахождении родственных слов. Доказывают.  Объясняют значение слов: часики, часовщик.

2.5. Развивают воображение, говорят на что похожа буква.  Определяют тему урока.

2

1,2,3

5, 6

1,2,3

1.3

 Физкульт

минутка

Организация двигательной активности

Показывает движения.

Изображают букву Ч и Щ.

Произносят слова и повторяют движения.

1

 

3. Этап открытия новых знаний

Развивать исследовательские умения

и навыки

Познакомить со звуками [ч], [щ] и

буквами, которые их обозначают; развивать фонематический слух;

3.1. Организует исследовательскую деятельность. Совместно с детьми определяет тему, цель, задачи и гипотезу исследования.     Предлагает карточки с методами исследования.

3.2. Показывает слайды. Направляет деятельность обучающихся.  Помогает детям в проведении наблюдения, эксперимента, составлении выступления.

3.1. Определяют тему исследования, предлагают гипотезы. Определяют методы исследования. Составляют план исследования.

3.2. Ведут самостоятельное исследование звуков: девочки Ч, мальчики Щ,  по ранее составленному плану. Наблюдают за произношением звуков, классифицируют, оформляют запись при помощи условных знаков. Работают в парах, группируют слоги. Объясняют способ группировки.

3.3. Выступают с сообщениями. Задают вопросы. Дополняют, уточняют.

1

1,2,3

4.6

1,2,3

4

 3,4

5

Физкульт

минутка

Снятие умств-го и физич-ого напряжения

Выполняют движения и произносят слова: «Часовщик потянулся …»

1

4. Этап закрепления новых знаний.

Формировать навык чтения. Обогащать словарный запас детей; формировать представление  о словах с переносным значением.

4.1.   Показывает слайд. Задает вопросы, сообщает детям о переносном значении слов.

4.2. Задает вопросы. Предлагает узнать новое из  Азбуки с.99.

4.3. Создает проблемную ситуацию.

На с.99 Азбуки «Наш театр». 

4.1. Читают стихотворение с экрана доски,  объясняют выражения, анализируют, узнают о переносном значении слов.

4.2.  Ищут информацию об истории возникновения часов в Азбуке на с.99. Читают самостоятельно. Отвечают на вопросы по содержанию текста.

4.3. Решают проблемную ситуацию, путем театрализации. Предлагают пути решения проблемы.

3,5

6

1,2

4

1.3

5. Рефлексия.  

Развивать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

 5.1.  Задает вопросы.

5.1. Высказывают свое впечатление об уроке. Говорят. Что нового узнали, оценивают свою работу на уроке, отмечают настроение на часах сердечках.

1,3

1.4

1,2

4

2, 5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ 1 класс система РО Л.В.Занкова Буквы Чч и Щщ МБОУ «Марковская СОШ» Учитель: Радченко Т.Г. 2012г.

Слайд 2

ЧАСЫ

Слайд 3

КАКИЕ БЫВАЮТ ЧАСЫ? НАРУЧНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ НАСТЕННЫЕ НАПОЛЬНЫЕ КАРМАННЫЕ БАШЕННЫЕ

Слайд 4

Часовщик прищурив глаз, Чинит часики для нас.

Слайд 5

Прочитайте . В городе есть часовой завод. Часовой стоит на посту.

Слайд 6

Тема. Звуки [ч'] и [ щ ']. Цель. Выявить фонематические признаки звуков [ч'] и [ щ ']. 1 . Наблюдать за произношением звуков [ч'] и [ щ ']. 2. Выяснить какие звуки обозначают буквы Ч и Щ. 3. Правильно читать слоги и слова с буквами Ч и Щ. Гипотеза. Предположим, что буквы Ч и Щ обозначают согласные звуки. Задачи.

Слайд 7

План работы. Подумать самостоятельно; Понаблюдать за произношением звуков; Провести опыт, эксперимент. Спросить у других людей. Посмотреть книги. Подготовить выступление.

Слайд 9

Подумать самостоятельно

Слайд 10

Понаблюдать

Слайд 11

Игра «Назови словечко» Ч Щ

Слайд 12

Слоговое лото ЧА ЖЕ ЦЕ ЩА ШЕ ЧУ ЖИ ЩУ ШИ ЩИ ЖЕ,ЦЕ,ШЕ,ЖИ,ШИ. ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ, ЩИ.

Слайд 13

Провести опыт, эксперимент

Слайд 14

Спросить у других людей.

Слайд 15

Раскрываем секреты букв: Щ Ч согласный звук [ч'], всегда мягкий, непарный глухой. согласный звук [ щ '], всегда мягкий, непарный глухой.

Слайд 16

В.Орлов «Часы». Говорят: «Часы стоят». Говорят: «Часы спешат». Говорят: «Часы идут, Но немножко отстают». Мы смотрели с Мишкой вместе, Но часы стоят на месте.

Слайд 17

Наш урок закончен. Спасибо за работу. МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....