Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа (русский язык, 4 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.doc | 382 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г.Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.
Рассмотрено на заседании экспертно- методического совета. Протокол № 1 от 10.09.2012г. Руководитель ШМО Бойко Л.А. _____________
| Согласовано Заместитель директора школы Турова Л.И._______________ | Утверждено Приказом директора № ________ от 11.09.2012г. Директор МБОУ СОШ № 5 г.Саяногорска Дюкарев А.Ф._________________ |
Рабочая программа
по русскому языку
4 класс
на 2012-2013 уч.год
Учитель начальных классов
Иванова Ирина Валерьевна
г.Саяногорск
I. Пояснительная записка
- Основа содержания обучения предмета.
Программа по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089, Примерной программы по русскому языку, для 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной МО и Н РФ, тематического планирования, предложенного Бунеевым Р.Н., Бунеевой Е.В., с учётом учебного плана МБОУ СОШ № 5 на 2012-2013 уч.год , (протокол педсовета № 1 от 31.08.2012г.)
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно - ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно- познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка.
2. Цели и задачи обучения в 4 классе.
Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.
Цели обучения русскому языку в основной школе:
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
- формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык», а именно:
- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
- формирование у детей чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
- сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
3. Общая характеристика предмета.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом литературного чтения:
- овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
- овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
- приобретение и систематизация знаний о языке;
- овладение орфографией и пунктуацией;
- раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
- развитие чувства языка.
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы «Предложение» и «Текст».
В 4 классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения.
Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).
Вводится понятие «предложения с прямой речью» на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.
На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности. Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребенок осознает, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.
Следующим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово». Слово рассматривается с четырех точек зрения:
- звукового состава и обозначения звуков буквами;
- морфемного состава и словообразования;
- грамматического значения;
- лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 4 классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1- 3 классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса (сонный). В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:
- мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода (луч, ночь); безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -лог);
- безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
- безударные окончания глаголов I и II спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся - -тъся в глаголах; не с глаголами;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в 5 классе основной школы.
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык.
Орфографически правильная письменная речь - залог успешного общения в письменной форме.
В 4 классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т. п.).
Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребенка формируется чувство языка, чувство слова; создается база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.
Третий аспект рассмотрения слова - лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведется наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают за сочетаемостью слов, за словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Следующий аспект рассмотрения слова - морфологический.
Морфология - самый сложный для ребенка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определенных мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 3 и 4 классах части речи становятся главным предметом изучения, так как для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определенный языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи. При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, так как знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
- Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т. д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
- Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
- Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
- Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией .
4. Место учебного предмета в учебном плане.
УМК Учебный план МБОУ СОШ №5 составлен на основании Федерального учебного плана, рассмотрен на педагогическом совете (Протокол педсовета № 1 от 31.08. 2012 года), утверждён Приказом директора № 250 от 01.09.2012 года. На основании учебного плана в 4 классе предусмотрено 136 часов русского языка за учебный год при 4 часах в неделю.
5. Особенности преподавания русского языка.
На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Системно-деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие
учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Коммуникативная направленность процесса обучения русскому языку требует пристального внимания к значению всех языковых единиц, к их функции в речи, систематического формирования коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников. В обязательном минимуме текст представлен как продукт речевой деятельности, предусмотрено рассмотрение типов текста, темы и основной мысли текста.
Функции слова, предложения, текста как единиц языка и речи в соответствии с законами лингвистики представлены в обязательном минимуме во взаимосвязи, все три единицы речи рассматриваются на основе их взаимодействия. Особенности и функции слова, предложения, текста уточняются, углубляются в течение всего периода обучения как в лингвистическом, так и рече- ведческом аспектах.
Языковой материал по фонетике, графике, морфемике, грамматике (морфологии и синтаксису), а также по орфографии и пунктуации ориентирован на формирование у младшего школьника целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном, синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.
Основная идея курса русского языка - его представление как системы понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. При этом изучение русского языка не преследует цели формального, репродуктивного запоминания правил, терминов и понятий, а формирует умение применять полученные знания в разнообразной речевой деятельности.
Знаниевая компонента незначительна, основное внимание уделяется проверке сформированное™ умений устной и письменной речи, мышления, воображения.
Когнитивная функция языка реализуется с учетом возрастных возможностей и потребностей ребенка данного возраста познавать окружающий мир с использованием языка и речи. В связи с этим важное значение приобретает характер познавательного материала упражнений, которые предъявляются учащимся.
Образовательный минимум предусматривает усиление внимания к развитию информационной грамотности младших школьников, что предусматривает работу со словарями русского языка, обучение детей способности находить в них нужную информацию, проверять результаты своей деятельности. Дети могут быть ознакомлены с разными видами справочной литературы (толковый, орфографический словарь; словарь синонимов и др.). Эта работа может быть представлена как самостоятельный структурный компонент урока, что обеспечит постепенное развитие умения самостоятельно пользоваться справочной литературой2.
- УМК, на основе которого ведётся преподавание предмета
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Бунеев, Р. Н. Русский язык : учебник для 4 класса : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина ; под науч. ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс : Школьный дом, 2012.
- Комиссарова, Л. Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4 класса Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной : пособие для учащихся / Л. Ю. Комиссарова ; под науч. ред. Е. В. Бунеевой. - М. : Баласс : Школьный дом, 2010.
- Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 1 / Е. В. Бунеева. - М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
- Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 2 / Е. В. Бунеева. - М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
Перечень учебников МБОУ СОШ № 5 на 2012-2013уч.г. рассмотрен на заседании экспертно - методического совета (Протокол № 6 от 03.05.2012г.) и утверждён приказом директора по школе № 148 от 03.05.2012г.
Перечень учебников соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 уч.год (Приказ Минобрнауки Российской Федерации № 2885 от 27.12. 2012г.)
Основное содержание программы
4 класс – 136 часов.
Ведущим направлением учебной деятельности детей в 4 классе остается овладение письменной речью, культурой письменного общения (наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания).
I. Повторение – 15 часов.
II. «Предложение. Текст» - 29 часов.
В разделах «Предложение» и «Текст» продолжается развитие синтаксических и пунктуационных умений, а также формируется умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но.
Вводится понятие предложения с прямой речью. Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух или трех частей. Акцентируется внимание детей на роль знаков препинания в понимании смысла написанного предложения, текста.
III. «Слово» - 84 часа.
- «Имя существительное» - 34 часа.
- «Имя прилагательное» - 15 часов.
- «Глагол» - 35 часов.
В разделе «Слово» продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3 классах, а также отрабатываются умения писать слова со следующими орфограммами:
- мягкий знак после шипящих в существительных мужского и женского рода (луч, ночь); безударные окончания существительных 1,2,3-го склонений (кроме существительных на -ие, -ия, -мы, -мя)\
- безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
- безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжений; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (ответила, ответило); -тся - -ться в глаголах, не с глаголами;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
«Состав слова» - сквозная тема курса русского языка. В 4 классе дети продолжают наблюдения за словообразованием и словоизменением имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.
Лексическая работа включает в себя наблюдение над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практическое знакомство с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
В курсе русского языка морфология - один из сложных разделов, так как его изучение предполагает способности к обобщению, к абстрагированию и является средством развития мышления детей, представления о языке как о системе работы по повышению орфографической грамотности.
В 4 классе части речи становятся главным предметом изучения, так как для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен достаточный языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за ролью их в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
На протяжении курса изучения русского языка в 4 классе ведущими направлениями работы остаются «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии»:
- количественное и качественное обогащение словаря детей в ходе наблюдений за лексическим значением слов;
- развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, над построением предложений; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов;
- развитие устной и письменной речи;
- развитие орфоэпических навыков, умения говорить и читать с правильной интонацией.
IV. «Повторение» - 8 часов.
Отличия данной программы от других действующих заключается в следующем:
- Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом.
- Введено понятие «орфограммы», названы признаки «опасных» мест в словах.
- Сведения о частях слова вводятся раньше - с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
- Состав слова и лексика - «сквозные темы» всего курса.
- Усиленное внимание к синтаксису и пунктуации - основе письменной речи.
- Увеличение периода предварительного знакомства с частями речи, отнесение тем «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Личные местоимения» на последний год обучения в начальной школе, отказ от ступенчатого изучения этих тем.
- Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка - формирование у детей типа правильной читательской деятельности.
- Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.
Обязательный минимум диагностического инструментария
№ п/п | Тема | Вид работы | Сроки проведения |
1. | Повторение. | Входная административная контрольная работа | сентябрь |
2. | Простое предложение. Предложения с однородными членами. | Творческая работа. Контрольный диктант. | октябрь |
3. | Сложные предложения с союзами и, а, но. | Проверочная работа. Контрольный диктант. | октябрь |
4. | Предложения с прямой речью. | Творческая работа. Проверочная работа. | ноябрь |
5. | Имя существительное. | Проверочная работа. Контрольный диктант. | ноябрь |
6. | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | Творческая работа. Контрольный диктант. | декабрь |
7. | Проверка знаний и умений. | Административная контрольная работа за полугодие | декабрь |
8. | Имя прилагательное | Творческая работа. Контрольный диктант. | январь |
9. | Глагол. Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Проверочная работа. Контрольный диктант. | январь |
10. | Глагол. Разбор глагола по составу. | Творческие работы (сочинение, изложение). Проверочная работа. | февраль |
11. | Повторение | Проверочная работа. Контрольный словарный диктант. | март |
12. | Комплексное повторение материала. | Творческая работа. Проверочная работа. Контрольный диктант. | апрель |
13. | Итоговая контрольная работа | Административная контрольная работа | май |
Основные требования к уровню знаний, умений и навыков обучающихся
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
- производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90-100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые-слова;
- создавать связные устные высказывании на грамматическую и иную темы.
Учащиеся должны знать:
- названия и признаки изученных частей речи, правила написания слов с изученными орфограммами.
Учащиеся должны уметь:
- опознавать изученные части речи по их признакам;
- разбирать слово как часть речи с указанием изученных признаков;
- видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- производить звукобуквенный анализ слов;
- пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
- различать простое предложение из 2-3 частей (с союзами и, а, но или без союзов);
- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из 2-3 частей (без союзов, с союзами и, а, но), в предложениях с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
- производить синтаксический разбор простого и сложного предложений;
- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
- писать изложение текста повествовательного характера (90-100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему (20-25 предложений);
- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть типом правильной читательской деятельности: самостоятельно осмыслять текст до чтения, во время чтения и после чтения; делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.
Список литературы
- Бунеев, Р. Н. Русский язык : учебник для 4 класса : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина ; под науч. ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс : Школьный дом, 2012.
- Комиссарова, Л. Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4 класса Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной : пособие для учащихся / Л. Ю. Комиссарова ; под науч. ред. Е. В. Бунеевой. - М. : Баласс : Школьный дом, 2010.
- Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 1 / Е. В. Бунеева. - М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
- Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 2 / Е. В. Бунеева. - М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
- Бунеева, Е. В. Русский язык. 4 класс : методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. - М. : Баласс, 2010.
Календарно - тематическое планирование
по русскому языку
Дата | ТЕМА | час. | к/р | пр/р | р/р |
Повторение | 17ч | ||||
3.09 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке. | 1 | |||
4.09 | Контрольное списывание. | 1 | |||
6.09 | Повторение фонетики и графики. | 1 | |||
9.09 | Повторение фонетики. Слог и ударение. | 1 | |||
10.09 | Что такое графика. | 1 | |||
11.09 | Фонетический разбор слова. | 1 | |||
13.09 | Повторение орфографии. | 1 | |||
16.09 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения. | 1 | |||
17.09 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами. | 1 | |||
18.09 | Повторение состава слова. | 1 | |||
20.09 | Повторение изученного о частях речи. | 1 | |||
23.09 | Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение». | 1 | |||
24.09 | Контрольный диктант № 1. | ||||
25.09 | Анализ ошибок и коррекция знаний. | 1 | |||
27.09 | Обучающее изложение «Золотой рубль». | 1 | |||
30.09 | Анализ ошибок и коррекция знаний. Словарный диктант. | 1 | |||
1.10 | Повторение изученного по синтаксису. | 1 | |||
Простое предложение. Предложения с однородными членами | 11ч | ||||
2.10 | Как отличить простое предложение от сложного. | 1 | |||
4.10 | Предложения с однородными членами в художественном тексте. | 1 | |||
7.10 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но. | 1 | |||
8.10 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | 1 | |||
9.10 | Обучающее изложение «Что я люблю». | 1 | |||
11.10 | Анализ ошибок и коррекция знаний. | 1 | |||
14.10 | Обучающее сочинение «Что я люблю». | 1 | |||
15.10 | Анализ ошибок и коррекция знаний. | 1 | |||
16.10 | Проверочная работа №1. | 1 | |||
18.10 | Административная контрольная работа (Диктант №2) | 1 | |||
21.10 | Анализ ошибок и коррекция знаний. | 1 | |||
Сложные предложения с союзами и, а, но | 9 ч | ||||
22.10 | Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью. | 1 | |||
23.10 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. | 1 | |||
25.10 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. | 1 | |||
28.10 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и с союзами и. а, но. | 1 | |||
29.10 | Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант. | 1 | |||
30.10 | Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома» | 1 | |||
1.11 | Проверочная работа № 2. | 1 | |||
11.11 | Анализ ошибок и коррекция знаний. | ||||
12.11 | Контрольный диктант № 3. | 1 | |||
13.11 | Анализ ошибок и коррекция знаний. Контрольный словарный диктант. | 1 | |||
Предложения с прямой речью. | 9ч | ||||
15.11 | Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью. | 1 | |||
18.11 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора. | 1 | |||
19.11 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора. | 1 | |||
20.11 | Сочинение «Что сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью. | 1 | |||
22.11 | Запись цитаты в виде предложения с прямой речью. | 1 | |||
25.11 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью. | 1 | |||
26.11 | Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух». | 1 | |||
27.11 | Контрольный диктант № 4. | 1 | |||
29.11 | Анализ ошибок и коррекция знаний. | 1 | |||
Имя существительное. Изменение имён существительных по падежам. | 13ч | ||||
2.12 | Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных. | 1 | |||
3.12 | Роль имён существительных в предложении, в речи. Сочинение – миниатюра «Вид из окна». | 1 | |||
4.12 | Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, анонимы. | 1 | |||
6.12 | Наблюдение за словоизменением имён существительных. | 1 | |||
9.12 | Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы. | 1 | |||
10.12 | Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе. | 1 | |||
11.12 | Именительный и винительный падежи. | 1 | |||
13.12 | Родительный падеж. | 1 | |||
16.12 | Дательный падеж. | 1 | |||
17.12 | Творительный падеж. | 1 | |||
18.12 | Предложный падеж. | 1 | |||
20.12 | Обобщение знаний о падежах. Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам». | 1 | |||
23.12 | Проверочная работа № 3. | 1 | |||
Три склонения имён существительных | 5 ч | ||||
24.12 | Что такое склонение? Три склонения имён существительных. | 1 | |||
25.12 | Развитие умения определять склонение имён существительных. | ||||
27.12 | Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного. | 1 | |||
13.01 | Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления. | 1 | |||
14.01 15.01 | Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!». Употребление в ПР несклоняемых сущ. с разными предлогами, предложений с однородными членами. | 1 | |||
Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных | 6 ч | ||||
17.01 | Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода. | 1 | |||
20.01 | Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имён существительных», графически обозначать орфограмму. | 1 | |||
21.01 | Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имён существительных», графически обозначать орфограмму. | 1 | |||
22.01 | Проверочная работа № 4. | 1 | |||
24.01 | Контрольный диктант № 5. | 1 | |||
27.01 | Анализ ошибок и коррекция знаний. | 1 | |||
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных | 9 ч | ||||
28.01 | Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных. | 1 | |||
29.01 | Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму. | 1 | |||
31.01 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать орфограмму. | 1 | |||
3.02 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать орфограмму. | 1 | |||
4.02 | Обучающее изложение «Первая газета». | 1 | |||
5.02 | Сочинение-описание «Прогулка». | 1 | |||
7.02 | Проверочная работа № 5. | 1 | |||
10.02 | Контрольный диктант №6. | 1 | |||
11.02 | Контрольный словарный диктант. Анализ ошибок и коррекция знаний. | 1 | |||
Имя прилагательное. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных | 14ч | ||||
12.02 | Повествование и описание – два типа текстов. Роль имён прилагательных в речи. | 1 | |||
14.02 | Роль прилагательных – антонимов в речи. | 1 | |||
17.02 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | |||
18.02 | Изменение имён прилагательных по падежам. | 1 | |||
19.02 | Словосочетания сущ.+ прил. Главное и зависимое слово в словосочетании. | 1 | |||
21.02 | Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. | 1 | |||
24.02 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать орфограмму. | 1 | |||
25.02 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать орфограмму. Свободный диктант. | 1 | |||
26.02 | Обучающее изложение «Первое путешествие». | 1 | |||
28.02 | Сочинение – описание «Моя любимая игрушка». | 1 | |||
3.03 | Анализ ошибок и коррекция знаний. | 1 | |||
4.03 | Проверочная работа № 6. | 1 | |||
5.03 | Контрольный диктант № 7. | 1 | |||
7.03 | Контрольный словарный диктант. Анализ ошибок и коррекция знаний. | 1 | |||
Глагол. Словоизменение глаголов | 6 ч | ||||
11.03 | Роль глагола в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не. | 1 | |||
12.03 | Значение и грамматические признаки глагола. | 1 | |||
14.03 | Значение и грамматические признаки глагола. | 1 | |||
17.03 | Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе. | 1 | |||
18.03 | Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения. | 1 | |||
19.03 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное. | 1 | |||
Правописание безударных личных окончаний глаголов | 17ч | ||||
21.03 | Как определить спряжение глагола, если окончание безударное. | 1 | |||
31.03 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму. | 1 | |||
1.04 | Глаголы – исключения. Выбор способа определения спряжения глагола. | 1 | |||
2.04 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. | 1 | |||
4.04 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. | 1 | |||
7.04 | Разбор глагола как часть речи. | 1 | |||
8.04 | Сочинение по картинкам. | 1 | |||
9.04 | Контрольный диктант № 8. | 1 | |||
11.04 | Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся и –ться. | 1 | |||
14.04 | Знакомство с орфограммой «Буква ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом. | 1 | |||
15.04 | Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа. | 1 | |||
16.04 | Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа. | 1 | |||
18.04 | Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях. | 1 | |||
21.04 | Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях. | 1 | |||
22.04 | Обучающее изложение «Первые школы». | 1 | |||
23.04 | Анализ ошибок и коррекция знаний. | 1 | |||
25.04 | Контрольное списывание. | 1 | |||
Разбор глагола по составу | 11ч | ||||
28.04 | Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом. | 1 | |||
29.04 | Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов. | 1 | |||
30.04 | Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов. | 1 | |||
2.05 | Сочинение. Использование в ПР глаголов в форме настоящего времени с изученными орфограммами. | 1 | |||
5.05 | Анализ ошибок и коррекция знаний. Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. | 1 | |||
6.05 | Сочинение «День моей мамы». | 1 | |||
7.05 | Контрольный словарный диктант. Повторение по теме «Глагол». | 1 | |||
12.05 | Проверочная работа № 7. | 1 | |||
13.05 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», закрепление орфографических, пунктуационных и языковых умений. | 1 | |||
14.05 | Контрольный диктант № 9. | 1 | |||
16.05 | Анализ ошибок и коррекция знаний. | 1 | |||
Повторение | 8ч | ||||
19.05 | Комплексное повторение изученного материала. | 1 | |||
20.05 | Комплексное повторение изученного материала. | 1 | |||
21.05 | Комплексное повторение изученного материала. | 1 | |||
Сочинение «О чём рассказывает слово». | 1 | ||||
23.05 | Итоговая контрольная работа | 1 | |||
Итоговый административный контрольный диктант. | 1 | ||||
Анализ ошибок и коррекция знаний. | 1 | ||||
Комплексное повторение изученного материала. | 1 | ||||
135 | 12 | 12 | 19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...