Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме "Антонимы".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Калинина Елена Николаевна

Данный конспект помогает вспомнить и закрепить ранее пройденный материал по теме "Антонимы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Ф.И.О. учителя: Калинина Елена Николаевна

Класс: 3 МБОУ сош №9,  г. Елабуга    Предмет: русский язык

Тема урока: «Антонимы».

Цель урока: систематизировать знания учащихся об антонимах.

Планируемые результаты: учащиеся научаться подбирать антонимы к словам разных частей речи; использовать их в речи; делать выводы о значении антонимов в устной и письменной речи.

Задачи: учить детей различать синонимы и антонимы, обобщить знания учащихся об антонимах; развивать речь учащихся путём подбора слов из лексического словаря учащихся; воспитывать в детях желание быть добрыми и справедливыми.

УУД: Познавательные: делать логические выводы;

           Регулятивные: учить действовать по плану, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат.

           Коммуникативные: повышать культуру речи и грамотность, расширять словарный запас слов, вести диалог, понимать точку зрения другого, извлекать информацию, данную в неявном виде; учить формулировать высказывание.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: 1. Учебник Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Русский язык. 3 класс;

2. мультимедийный проектор, экран;

3. компьютер;

4.карточки с напечатанными словами.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Характеристика этапов урока.

Этап   урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(организационный

момент)

Настрой на работу.

- Улыбнулись друг другу,
Пожелали мысленно удачи.

Подготовка класса к работе

Запись числа и классной работы.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний.

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки

 Выявление знаний:

-Из стихотворных строк выпишите слова, близкие по смыслу.

Гляди, поехала машина –

Из-под колёс фонтаном пыль.

Машину можно звать «машина», А можно звать «автомобиль».

Автомобиль  не вроде клячи:

Сто лошадиных сил мотор…

Водитель за рулём –

Иначе он называется «шофёр».

 - Какие слова выписали?

- Как называются эти слова?

Какие знания открыли на прошлом уроке?

Машина, автомобиль. Кляча, лошадь. Водитель, шофёр.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка учебной задачи

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации

Проводится подготовительная работа к определению понятия «антонимы».

- Закончите пословицы.

Ученье свет, а неученье …(тьма).

Кто хочет много знать, тому надо … (мало) спать.

Сказать легко, да сделать …(тяжело).

- Какие слова добавили?

- Как называются эти слова?

На уроке будем говорить об антонимах.

Подбор слов к пословицам. Определение названия этих слов.

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков

4. Работа по теме урока.

Физминутка

Устанавливает осознанность восприятия.

- Послушайте профессора.

Учебник:  С. 76

-Прочитайте «Узелки на память».

(Антонимы – это слова с противоположным значением). Что такое антонимы?

Организация деятельности по применению  знаний

Презентация.

- Подберите антонимы к словам

Тяжёлая ноша - … ноша.

Трудная задача - … задача.

Длинный отрезок - … отрезок.

Упр. 122 (с.76)

-Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

(1. В умной беседе ума наберёшься, а в глупой – свой потеряешь. 2. Трус умирает сто раз, смелый живёт вечно. 3. Ученье – свет, а неученье – тьма. 4. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.)

- Спишите, выделите антонимы.

1 ряд – выпишите пословицу, в которой два слова пишутся с разделительным мягким знаком.

2 ряд – выпишите пословицу, в которой два предлога.

3 ряд – выпишите пословицу, в которой два имени прилагательного.

Упр.123 (с.77)

- Какими способами можно объяснить значение слова?

- Объясните разными способами значения слов в парах «грустный – весёлый», «трусливый – отважный».

Слушают определения понятия «антонимы».

Работа в учебнике (чтение определения понятия «антонимы»)

Применяют антонимы к заданным словам.

Чтение пословиц, объяснение их смысла.

Усложненное списывание пословиц.

- выявление способов объяснения значения слова (подбором антонимов, синонимов, толкованием слова.)

- объяснение разными способами значения слов в парах.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; контроль; коррекция

Логические - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Организация деятельности по применению знаний

Слайд с заданием.

- Найдите антонимы, обозначающие:

1в.- время, размер;  2в. – цвет, температуру

(Ранний - поздний, широкий – у..кий, белый – чёрный, короткий – длинный, утро – вечер, высокий – ни..кий, жара – холод, бледный – румяный, горячий – х..лодный.

- Подберите к данным словам антонимы. Если вы выполните эту работу правильно, то из первых букв антонимов сможете сложить слово, которое станет сюрпризом для вас: 

Широкий -… 
Твёрдый -… 
Старый - … 
Скучный - … 
Бесполезный - … 
Неряшливый - … 
Узкий 
Мягкий 
Новый 
Интересный 
Ценный 
Аккуратный

 Применение знаний об антонимах.

Индивидуальная работа.

Работа в группах 

Подбирают антонимы

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

7. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организация рефлексии

- Какие слова называются антонимами? Приведите примеры.

- Слова каких частей речи могут быть антонимами? Приведите примеры.

Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок.

Самооценка результатов деятельности

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....