Декада по русскому языку. (1 - 4 классы)
олимпиадные задания по русскому языку по теме

Коданева Любовь Владимировна

Декада по русскому языку  "В царство РУССКИЙ ЯЗЫК".

Цель:проверить  детей насколько хорошо они знают русский язык, умеют  быть внимательными и смекалистыми.

            Линейка:

           1.На декаду отводится неделя (5 дней);

           2. Все классы получают листы - задания.

1 день -  Олимпиада 1 тур

2 день - Олимпиада 2 тур

3 день - Олимпиада 3 тур

4 день - Семейный тур " В гостях у ребусов"

5 день - Смотр знаний:

                         а) Контрольный срез на выявление степени усвоения изученного материала:

             I тур                                                        _________________

             II тур                                                      _________________

                          б) Контрольный срез по развитию речи:

             I тур                                                        _________________

             II тур                                                      _________________

В конце декады  на линейке:

          1.   Подводятся итоги;

         2.     Награждаются победители.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_.doc477.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Олимпиада I тур (в классе)                        _________________

  1. Олимпиада I I  тур (в классе)                         _________________

  1. Олимпиада I I I  тур (от класса 2-3 человека) _____________

  1. Семейный  тур

              «В гостях у ребусов»                                         _________________

 5.Смотр знаний                                          

а) Контрольный срез на выявление степени усвоения изученного материала:

                I тур                                                         _________________

                II тур                                                 _________________

                                 

б) Контрольный срез по развитию речи:

                I тур                                                         _________________

                II тур                                                 _________________


Олимпиада по русскому языку                1 класс

I тур

1. Впиши разные буквы. Какие слова получились?

        Б.К-                        …,                         …,                         …

        .ОМ-                …,                         …,                         …                                по 1б

2. Собери слово из букв:

        КУТА-                                        ЦОВА-        

        ЕЛОНЬ-                                        ШАКОК-                                                по 2б

        

3. Подчеркни буквы, которыми одно слово отличается от другого.

        ВОРОНА – ВОРОТА                        ВОРОБЕЙ – СОЛОВЕЙ

        ХОРОШО – МОЛОКО                        СОЛОМА – СОРОКА                по 1б

4. Найди лишнее слово:

        ДОМ        СТОЛ        НОЖИ        ЗУБ                                                        

5. Составить имена из слогов:

        ня        СА           Све        ма        Си        ва        Сла    та           Се                                по 1б

I I тур

        1. Кого из зверей вспоминают, когда так называют человека?

                Хитрая        …

                Безбилетный        …  

                Неуклюжий        …                                                                                по 1б

        2. Подбери слова, которые разделяются одним звуком:

                РАМА-                                                КОЗА-

                ПОЧКА-                                                САША-                                        по 1б

        3. Переставь слоги и получи новое слово:

                КАЧАЙ-                                                НАВЕС-

                КАМЫШ-                                        КАБАН-                                        по 1б

        4. Из каждого слова исключи одну букву, чтобы получилось новое слово:

                СТОЛБ-                                                ПОЛК-

УКОЛ-                                                ВОЛК-                                        по 1б

        5. Подбери слова, противоположные по значению:

                СЫРОЙ-                                                ТРУСЛИВЫЙ-

                ЗЛО-                                                ВРЕД-                                        по 1б

        6. Найди лишнее слово:

                КРУГ        ТИГР        ВОЛК        ГРАЧ                                                 2б

Олимпиада по русскому языку                2 класс

I тур

        1. Вместо точек вставьте название животного:

                Хитёр как …                                        Надут как …

                Труслив как …                                Нем как …

                Здоров как …                                        Грязный как …

                Голоден как …                                Болтлив как …                        по 1б

        2. Чтобы получить новое слово, замени:

                а) согласную букву                                б) гласную букву

                        банан - …                                         билет - …

                        город - …                                                кисть - …

                        колос - …                                                мерка - …                        по 1б

        3. На доске написано 12 букв :

                и        в        а        н        о        в        о        л        г        а        л        я

Среди них спрятались существительные, которые пишутся с большой буквы.

 Не переставляя букв, отыщи эти слова.                                                        по 1б

4. Выпиши из слов каждого столбика лишнее слово:

        Л . ПАТА                        Ш . ФЁР                                Т . РЕЛКА

        П . СТЕР                        З . ВОД                                Р . БОТА

        В . ГОН                        К . ПУСТА                        С . БАКА

                Г . РОХ                        Г . ЗЕТА                                П . ЛЬТО                        по 1б

        5. Расставь ударение:

                Сорок сорок прилетело на урок.

                Пугало пугало ворон в огороде.                                                        по 1б

        6. Закончи пословицы:

                Злой не верит, что есть        …       люди.

                Век живи, век … .                                                                                по 1б

Олимпиада по русскому языку                2 класс

I I тур

1. Вставьте в скобки слово, которое было бы одновременно последним

    слогом первого образованного слова и началом второго:

        

Образец: МЕ ( ШОК ) ОЛАД

        

ЗА (    …    ) ОК                                ПРИ (    …    ) ЕНКИ                        

                ЩЕ (    …    ) ОД                                БАШ (    …    ) УШКА                по 1б

2. Прочитайте написанные пословицы и поговорки. Вставьте в них пропущенное

    слово КОРОВА или СОБАКА, подходящее по смыслу:

  1. Как _________ языком лизала.
  2. Сидит, как на _________ седло.
  3. _________ лает, ветер носит.
  4. _________ на сене.
  5. _________  съесть.
  6. _________ гонять.

7) Бодливый _________ бы рог не даёт.                                                по 1б                

         3. В левом столбике написаны обороты, в которых имеется слово ЯЗЫК. Подбери к  

            ним подходящие по смыслу слова или словосочетания из первого столбика:

  • язык который подвешен                         вкусно
  • распустить язык                                        заставлять говорить
  • прикусить язык                                        умеет хорошо говорить
  • язык проглотить                                         сказать не подумав
  • сорвалось с языка                                         внезапно замолчать
  • тянуть за язык                                         сплетник

                                                                                                                        по 1б

        4. Прочитайте. Найдите в предложение ошибки. Замените повторяющиеся слова

            подходящими по смыслу именами прилагательными.

Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны.

        Слова для справок: трусливый, боязливый, робкий.                                

        5. Состав предложения, в которых слово РУЧКА выступало бы в разных значениях.

                                                                                                                        по 1б

                

Олимпиада по русскому языку                3 класс

I тур

        1. К данным словам подбери синонимы с сочетаниями ЧУ, ЧА, ЩА.

  • волшебник-
  • глушь-
  • грязный-
  • жалеть-                                                                                        по1б 

2. К данным словам подбери антонимы:

  • изнутри-
  • недостаток-
  • вместе-
  • великан-
  • находка-                                                                                        по1б 

3. Вставьте правильную букву. Напиши слова в два столбика. В каждом столбике  

            подчеркни лишнее слово.

  • Т . релка, пл . ток, к . мпот, кв . ртира, к . мбайн, г . зета, пл . вец,

п . мидоры.                                                                          

                                                

                                                                                                        по1б 

        4. Какое слово лишнее.

  • Вода, водяной, проводка, водник.
  • Пятно, пять, пятнистый, пятнышко.
  • Летучий, летает, лето, перелёт.                                                  по1б 

5. По составу.

  • Пригорки,  маленькие, рассвет, выдумка, переход, лодочка.                по1б 

6. Найди ошибку и исправь текст составленный Незнайкой.

  • Я подошёл к калитке с радостным лаем. Навстречу мне

     выбежал Барбос.                                                                        

Олимпиада по русскому языку                3 класс

I I тур

        1. Подбери слова, близкие по смыслу .

                   

  • Печаль –
  • Влажный-
  • Смелый-                                                                                        по 1б

2. Найди лишнее слово и подчеркни его.

  • Ребята, работа, чистая, ракета .
  • Обед, ужин, овощ, огород.
  • Мы, вы, осина, они.
  • Скатерть, постель, ель, конь                                                        по 1б

         3.В данных пословицах вместо точек подбери антонимы.

  • У короткого ума     …                язык.
  • Ради нового дружка            ….                не покидают.
  • Человек от лени болеет, а от труда         ….              .
  • Смелый побеждает ,а трус            ….                  .                        по 1б

4. Найди лишнее выражение и зачеркни его.

хоть пруд пруди

кот наплакал

тьма тьмущая

яблоку негде упасть                                                                

5.Впиши в стихотворение названия частей речи.

  •       …..                         школа  ,  просыпается -             ……      .

С           ……..                     веселый

Новый школьный день пришёл .                                                

        6.Запиши предложение графически, отражая состав слов.

  • Небо затянули осенние тучи.                                                

Олимпиада по русскому языку                3 класс

I I I тур

1. Придумайте слова, в которых спряталось слово ёж. (Не менее 5 слов)

____________________________________________________________                по 1б

____________________________________________________________                за слово

2. Замените повторяющиеся прилагательные близкими по смыслу словами.

Наступила ранняя весна. Зацвели ранние цветочки. Ласковое солнце пригревает землю. Ласковый ветерок гони легкие облака.

____________________________________________________________                4б

____________________________________________________________        

____________________________________________________________                    

____________________________________________________________

3. Выпишете лишнюю пару слов. Объясните выбор.

Тайный, секретный.

Родник, ключ.

Красивый, хорошенький.

Тихий, громкий.

____________________________________________________________                по 2б

____________________________________________________________        

4. Укажите часть речи в повторяющихся словах.

Вечеру дали бочку чернил.

Синие дали вечер чернил.                                                                4б

5. Запишите предложения в таком порядке, чтобы первое предложение было
повествовательным, второе - вопросительным, третье - восклицательным.

Сегодня с утра идет снег. Поскорее бы кончился снег. Снег все еще идет.

____________________________________________________________                2б

____________________________________________________________

        6. Запишите слово, разгадав шараду.

Суффиксы взяты из слова значительный,

Корень - из слова переполненный,

Приставка и окончание - из слова исключительный.

____________________________________________________________                

Корнем с дорогой роднится,

В сборе приставка таится,

Суффикс как в слове дневник,

Целым же в космос проник.

____________________________________________________________                2б

Олимпиада по русскому языку                4 класс

I тур

        1. Выделить названные части слов:

                Приставки                                                                Суффиксы

           предрассветный                                                                  учитель                

           переосмыслить                                                            разделительный        по 1б

        2. Определи род существительного:

                Лебедь, тюль, вермишель, кофе, ножницы, кашне.                        по 1б

        3. Допиши прилагательные, которые подходят по смыслу к обоим существительным:

                случай, клоун-

                глаз, меч-

                характер, удар-

                судьба, собака-

                родственница, дорога-                                                                        по 1б

        4. Придумай предложение, чтобы слово жгут, пила были разными частями речи.

                                                                                                        по 1б за предл.

        5. Замени одним словом:

                клевать носом-

водить за нос-

                нос к носу-

                задирать нос-

                вешать нос-                                                                                        по 1б

        6. Закончи устойчивое выражение:

                Прикусить …

                Втирать …

                Навострить …

                Задрать …                                                                                        по 1б

        7. Из разобранных предложений составить и записать текст, вставляя подходящие по

            смыслу прилагательные:

        Их … трели веером рассыпаются на … опушки, … поля и … лужайки.

        Щедрые, неутомимые птахи! С первыми лучами солнца в небо взлетают

        жаворонки.                                                                                                

        

Олимпиада по русскому языку                4 класс

I I тур

1. Найди в каждой строке четвёртое лишнее слово и подчеркни его:

  • Быстрый, скромный, проворный, тихий
  • Я, мы, друг, он
  • Скатерть, ель, конь, постель
  • Подлежащее, глагол, существительное, наречие, союз
  • Хрустальные сосульки, звонко поют, хлопотливые грачи, весенние ручьи, тёплые дни                                                 по 1б

2. Из данных пар слов надо написать сложные слова:

Паровой, ходить-                                        Ходить, лес-

Тушить, огонь-                                        Колоть, лёд-                                по 1б

                                

3. Собрать три букета из названий цветов:

Ландыш, колокольчик, сирень, незабудка, гвоздика, одуванчик, герань, бегония, клевер, лютик.

                

                                                                                                                

4. Составить предложения так, чтобы данные слова были употреблены в разных    

    значениях:

Ключ                Ласка                Норка                                                

                                                                                                                по 1б

5. Подобрать слова, словосочетания, с помощью которых можно описать:

  • Воздушные облака-

  • Хрупкий подснежник-                                                                по 1б

6. Подбери слова с таким составом:

¬                        ^                                                ¬^

                                                                                                        по 1б

7. Дополнить предложения подходящими по смыслу фразеологическими оборотами

    (устойчивыми оборотами):

        Братья внешне очень похожи, словно …

        У меня много разных дел, верчусь …

        Ученик молчит у доски, как будто …

        Дома в новом районе растут так быстро, как …                                по 1б

8. Как слово ГЛАЗ написать 3 буквами.                

                                                                                                                        

                                

КОНКУРС   «   Я -  ПОЭТ»

РЕБЯТА !

 

        СЕГОДНЯ   НАМ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ

 

ПОПРОБОВАТЬ  СЕБЯ  В  РОЛИ  ПОЭТА.

        ДОМА ВАМ НАДО БУДЕТ СОЧИНИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ,

        ПОСВЯЩЁННОЕ ЮБИЛЕЮ НАШЕЙ ШКОЛЫ.

ЭТО  МОЖЕТ БЫТЬ   ПОЗДРАВЛЕНИЕ  НА   ОТКРЫТКЕ,

 

ПОЖЕЛАНИЯ В СТИХОТВОРНОЙ ФОРМЕ ИЛИ ПРОСТО

СТИХОТВОРЕНИЕ, КРАСОЧНО  ОФОРМЛЕННОЕ  НА

ОТДЕЛЬНОМ  ЛИСТЕ.

РАБОТУ ОБЯЗАТЕЛЬНО  ПОДПИСАТЬ,УКАЗАТЬ КЛАСС.

РАБОТЫ СДАВАТЬ НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ В КАБ. 82(4 ЭТ.)

               

КОНКУРС   « Я – СКАЗОЧНИК»

                                

                                        РЕБЯТА!

                КТО ИЗ ВАС ЛЮБИТ СКАЗКИ ?

А КТО ИЗ ВАС  ЛЮБИТ ФАНТАЗИРОВАТЬ,

СОЧИНЯТЬ ?

СЕГОДНЯ ВЫ ПОПРОБУЕТЕ СЕБЯ В РОЛИ

СКАЗОЧНИКА.

ДОМА ВЫ ДОЛЖНЫ БУДЕТЕ СОЧИНИТЬ СВОЮ

 СКАЗКУ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ.  

        

РАБОТУ  КРАСОЧНО ОФОРМИТЬ, ПОДПИСАТЬ

        И СДАТЬ НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ В КАБ.63 (3ЭТ.)

                                         

КОНКУРС «В ГОСТЯХ У РЕБУСОВ»

РЕБЯТА!

                  СЕГОДНЯ  ВЫ ОТПРАВИТЕСЬ В ЦАРСТВО РЕБУСОВ.             ВАША ЗАДАЧА – ОТГАДАТЬ ВСЕ РЕБУСЫ.

 Ответы  оформить на отдельном листе с обязательным указанием номера. Работу подписать и сдать не позже следующего дня в каб. 62(3 эт.)

        

        

                                КОНКУРС «ЗНАТОК ЛИТЕРАТУРЫ»

                                                        РЕБЯТА!

Совершим путешествие в страну Литературии.

«ИСПОКОН ВЕКА КНИГА РАСТИТ ЧЕЛОВЕКА».

Помни! Кто много читает, тот много знает.

Сегодня вы должны будете проявить свои знания в области литературы.  Вам  предстоит  узнать  произведение  и  его  автора по предложенному отрывку.

Готовые ответы оформите на отдельном листе с указанием номера                                   отрывка. Работу подписать и сдать на следующий день в каб.61 ( 3 эт.)

                            1.Пела ночью мышка в норке:

                             -Спи, мышонок, замолчи!

                        Дам тебе я хлебной корки

                        И огарочек свечи.              (  ?  )

2. Кто на лавочке сидел,                                          3.Белая берёза

  Кто на улицу глядел,                                                 Под моим окном

 Толя пел,                                                                     Принакрылась снегом,

 Борис молчал,                                                            Точно серебром.  ( ?  )

 Николай ногой качал. ( ?  )

4.Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-

            то на песке.      

   -Подвиньтесь,- сказал ему Павлик и присел на край.  ( ? )

5. Кот уже поджидал его, и, как только карета приблизилась, он закричал изо всех сил:

  -Помогите! Помогите! Тонет маркиз Карабас!  ( ? )

6.Шли они, шли, и вот настала ночь. Осёл и собака легли под большим дубом, кот сел

   на ветку, а петух влетел на самую верхушку дерева и стал оттуда смотреть по      

  сторонам. ( ? )

7. – Скорей, едем! – крикнул доктор шофёру.

   Шофёр пустил машин. Доктор приехал к Вале, достал свои щипчики и вынул из горла    

  косточку. ( ? )

8. С тех пор собачка жила в одной клетке со львом. Лев не трогал её, ел корм, спал с ней

   вместе, а иногда играл с ней. ( ? )

9. Папенька поднял крышку на табакерке, и что же увидел Миша? И колокольчики, и

   молоточки, и валик, и колёса …Миша удивился …  ( ? )

10. Вот сверкнулись санки,

И я на бок – хлоп!

Кубарем качуся

Под гору в сугроб. ( ? )

КОНКУРС

«ЗНАТОК ПОСЛОВИЦ И

ПОГОВОРОК»

Сегодня вас ждёт занимательное путешествие в страну Фольклории.

Знаете ли вы пословицы и поговорки? Вот мы и проверим…

 Ваша задача - воссоздать предложенные пословицы и поговорки. Ответы оформлять на отдельном листе (пословицы писать полностью), обязательно подписать. Работы сдавать в каб. 63(3эт.)

на следующий день.

     

  1. 2 классы

Закончи пословицы( вставь пропущенные слова):

  1. Нет друга – ищи,

А найдёшь -      …   .

                2. Испокон века         …           растит человека.

  1. Землю солнце красит, а человека -       …       .

4. Без     …     не вытащишь и рыбку из пруда.

5.     …      - людей насмешишь.

3 – 4 классы

        Воссоздай пословицы:

  1. Дарёному коню …
  2. Не имей сто рублей, …
  3. Что имеем, не храним, …
  4. Не рой яму другому - …

        5.  Слово – не воробей: …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декада по русскому языку. 2 класс.

      Декада по русскому языку была проведена  в рамках месячника русского языка среди обучающихся 2- х классов.Цели и задачи:привить внимание детей к изучению русского язык...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Справка по итогам проведения предметной декады по русскому языку и литературному чтению

В соответствии с планом методической работы на 2015-2016 учебный год школьным методическим объединением учителей начальных классов с 12 по 22 января была организована и проведена предметная декада рус...

Тест по русскому языку 2 класс. Контрольные тесты по русскому языку и математике 4 класс Планета Знаний. Презентация "Знакомство с многоугольниками 1 класс Планета знаний.

2 класс. Безударные гласные гласные в корне.Деформированная фраза.Морфемный разбор слов. 4 класс - 1 полугодие Планета Знаний.1 класс "Знакомство с многоугольниками"...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...